Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ход урока.

Конспект урока по литературе в 10 классе

(учебник: Ю.В.Лебедев. Литература.10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений)

 

Аттестуемый педагог Лебедева Евгения Игоревна (МКОУ Новлянская основная общеобразовательная школа Заволжского муниципального района)

Тема: Семьи Ростовых и Болконских: различие семейного уклада и единство нравственных идеалов.

 

Возраст обучающихся: 10 класс.

 

Тип занятия: изучение нового материала.

Цель: привлечь внимание учащихся к проблемам семьи, воспитывая уважительное отношение к положительному опыту семейной жизни Л.Н. Толстого и толстовских героев, строить свои отношения с родителями на адаптивной основе.

Задачи:

Образовательные: - Показать, что толстовский идеал – патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде». - Организовать интеллектуально-познавательную деятельность учащихся в процессе работы по теме урока.

Развивающие: -Развитие умения самостоятельно анализировать произведение (умение отбирать отдельные эпизоды согласно теме урока и выходить на идею произведения).-Способствовать развитию логического мышления учащихся и монологической речи.-Развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа самостоятельной работы.

Воспитательные:

-Воспитание у учащихся гуманных чувств.

-Формировать устойчивые нравственные и морально – этические нормы взаимоотношений в семье и учить детей следовать им в повседневной жизни.

Оборудование:

1. Мультимедийный проектор,

2. Презентация по теме урока.

 

Наглядные пособия:

1. Портрет Л.Н.Толстого.

2. С. И.Ожегов «Словарь русского языка».

 

Предварительное задание (по выбору учащихся):

1.Дать характеристику семье Ростовых, подготовить выразительное чтение эпизодов, наиболее ярко показывающих образ жизни Ростовых.

2. Дать характеристику семье Болконских, подготовить выразительное чтение эпизодов, наиболее ярко показывающих образ жизни Болконских.

Индивидуальное задание:

1.Подготовить рассказы героев о самих себе.

 

Рабочие материалы для учащихся:

РОСТОВЫ (т.1, ч. 1, гл. 7-17; т. 2, гл. 1-3; ч. 1, гл. 13-15; т.2, ч. 1, гл. 1-3; ч. 3, гл. 14-17; ч. 5, гл. 6-18; т.3, ч. 3, гл. 12-17; гл. 30-32; т.4, ч. 1, гл. 6-8; гл. 14-16; ч. 2, гл. 7-9; ч. 4, гл. 1-3)

БОЛКОНСКИЕ (т.1, ч. 1, гл. 22-25; ч. 3 гл. 11-19; т.2, гл. 7-9; т. 2, ч. 2, гл. 10-14; т.3, ч. 3, гл. 1-3; ч. 3, гл. 20-24; т. 3, ч. 2, гл. 13-14; гл. 36-37)

Эпиграф: «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям». (Л.Н. Толстой).

Ход урока.

  Этапы работы Содержание этапа
Деятельность педагога Деятельность обучающихся
  Организационный момент: - старт занятия; -установление взаимодействия между педагогом и учащимися; -мотивация учебной деятельности. Цель: -подвести учеников к самостоятельной формулировке темы урока, -определить лексическое значение слова «семья», -выработать план совместных действий на уроке. Используемые технологии, методы и приемы: - беседа, -технология развития критического мышления (прием «Цитата в подарок», работа с ключевыми словами, прием «Я думаю, что…») -ИКТ технологии. 1.Учитель приветствует учащихся. 2. Предлагает обратиться к эпиграфу: «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям» (Л.Н. Толстой). - выделите ключевые слова в цитате Л.Н.Толстого, - сформулируйте тему урока, - с укладом каких семей мы познакомились при чтении романа «Война мир»? 3.Дает задание определить лексическое значение слова «семья» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова и дать собственное толкование этого слова. 3. Предлагает разделиться на две группы. 1.Учащиеся читают эпиграф, выделяют ключевые слова, формулируют тему урока, отвечают на вопросы учителя.     2.Учащиеся работают со «Словарем русского языка С.И.Ожегова, дают собственную формулировку слову «семья»     3.Учащиеся предлагают способ деления на группы.
  Актуализация знаний. Цель: -Вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность; -Формировать умение работать в группе.   Используемые технологии, методы и приемы: -технология «Дебаты», -технология развития критического мышления   Форма организации работы: фронтальная, групповая. 1.Учитель делает вступительное слово по теме урока. 2.Предлагает учащимся объединиться группой, обсудить подготовленные дома материалы и выступить с сообщением.   3.Предлагает разработать критерии оценки выступления.   1.Учащиеся слушают учителя, задают вопросы, если таковые есть. 2.Объединяются в группу, самостоятельно обсуждают и анализируют отобранные сцены романа, выбирают лидера, который будет представлять ответ группы. 2.Учащиеся предлагают критерии и участвуют в их обсуждении, оформляют на доске перечень (см. Приложение № 1).
  Изучение нового учебного материала. Цель: Показать, что толстовский идеал – патриархальная семья с ее святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде».   Используемые технологии, методы и приемы: - технология «Дебаты», - беседа, - защита темы, - ИКТ технологии.   Форма организации работы: фронтальная, групповая. 1.Учитель предлагает каждой группе учащихся выступить по предложенной теме, обращает внимание на то, что группа-оппонент не только внимательно слушает, но и задает вопросы по теме, дополняет сказанное.   2.Задает вопросы на обобщение по сообщению 1 группы: -Какой вариант семейственных, родовых связей приемлем для Толстого? -К какому типу семьи примыкают Ростовы? -Что значит для них родительский дом? -Каковы взаимоотношения родителей и детей? -Что будет значить семья в жизни Наташи – матери? 3.Учитель обобщает (см.Приложение № 4) 4.Задает вопросы на обобщение по сообщению 2 группы: -Каковы взаимоотношения между членами семьи Болконских? Составляют ли они «породу», как Ростовы? Что общего у них у всех? -Что скрывается за внешней суровостью старика Болконского? -Наиболее яркие, на ваш взгляд, детали в изображении внутреннего и внешнего облика Болконских. -Как воплотит княжна Марья отцовский идеал семьи? 5.Учитель обобщает (см. Приложение № 5) 1.Выступает первая группа учащихся по теме: Семья Ростовых (с чтением эпизодов, наиболее ярко показывающих образ жизни Ростовых).   2.Выступают учащиеся, получившие индивидуальное задание (Рассказы от имени Ильи Андреевича Ростова, графини, Николая Ростова, Наташи, Марьи Дмитриевны Ахросимовой), (см. Приложение № 2).   3.Выступает вторая группа учащихся по теме: Семья Болконских (с чтением эпизодов, наиболее ярко показывающих образ жизни Болконских).   4.Выступают учащиеся, получившие индивидуальное задание (Рассказы от имени старого князя Николая Андреевича, княжны Марьи, князя Андрея), (см. Приложение № 3).   5.Учащиеся задают вопросы своим оппонентам.  
  Закрепление учебного материала Цель: -Проверить первичный уровень усвоения учащимися темы урока. -Используя различные методические приемы, способствовать повышению мотивации обучающихся.   Используемые технологии, методы и приемы: - технология «Дебаты», - проверочная работа, - ИКТ технологии.   Форма организации работы: индивидуальная, фронтальная 1.Учитель предлагает учащимся выполнить следующее задание: Выбрать из ряда слов, характеризующих взаимоотношения родителей и детей, те, которые больше соответствуют семье Ростовых и семье Болконских: любовь, нежность, ответственность, понимание, ласка, доверие, уважение, послушание, почтительность, откровенность, наказание, поощрение, баловство, строгость, справедливость, настойчивость, порывистость, внимательность, снисходительность, взаимопомощь.   2.Предлагает ответить на вопрос: согласны ли вы с высказыванием литературоведа Я.Н.Берковского: «От обычного семейного романа роман Толстого отличается тем, что это, так сказать, открытая семья, с отворенной дверью – она готова распространиться, путь в семью – это путь к людям». Свой ответ обоснуйте. 1.Учащиеся выполняют задание, распределяя слова (письменно). 2.Предлагают свои варианты ответа.   3.Дают ответы на поставленный вопрос.
  Рефлексия. Цель: -Определить уровень собственных достижений и затруднений учащихся, -Подвести итоги урока.   Используемые технологии, методы и приемы: - технология «Дебаты», -технология развития критического мышления   Форма организации работы: индивидуальная, фронтальная 1.Учитель предлагает учащимся вернуться к эпиграфу и определить, удалось ли сегодня раскрыть сформулированную нами тему урока.   2.Предлагает составить синквейн на тему «Семья».   3.Предлагает оценить уровень собственных достижений и затруднений, используя условные обозначения.   1.Учащиеся высказывают свое мнение о полноте раскрытия темы урока.   2.Составляют синквейн.     3.Условными знаками в тетради оценивают уровень собственных достижений и затруднений.
  Задание на дом. 1.Учитель предлагает ответить на вопросы: -Какими этическими принципами руководствуются члены семьи Курагиных? -Существуют ли в их системе ценностей такие понятия, как «честь», «благородство», «чистая совесть», «жертвенность»? -Как доказывает Толстой свою мысль «нет нравственного стержня в родителях – не будет его и в детях».   2.Учитель дает задание (на выбор) подготовить устные сообщения на темы: Брачный союз Николая Ростова и Марьи Болконской(эпилог, часть I, главы IX— XV). Семья Безуховых — толстовский идеал семьи(эпилог, часть I, главы VIII, Х-XI).   3.Дает рекомендации по выполнению домашнего задания, предлагает индивидуальные консультации. 1.Учащиеся записывают задания в дневники.   2.Выбирают задания для индивидуальной работы.

Используемые источники:

1. Ю.В.Лебедев. Литература.10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.

2. Ю.В.Лебедев, А.Н.Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. Книга для учителя.

3.И.С.Золотарева, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе. Вторая половина Χ ІΧ века.

 

Приложение № 1. Критерии оценки устного ответа:

1. Правильность ответа по содержанию.
2. Полнота и глубина ответа.
3. Сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала).
4. Логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией).
8. Рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость устного ответа по времени).

Приложение № 2:

Позвольте представить вам семью Ростовых: Илья Андреевич Ростов, графиня, Николай Ростов, Петя, Соня, Наташа. К ним присоединилась Марья Дмитриевна Ахросимова. Давайте послушаем главу семьи.

Граф Ростов: Мы люди простые, не умеем ни беречь, ни приумножать. Я всегда рад гостям. Жена даже жалуется иногда: мол, замучили визитёры. А я люблю всех, у меня все милые. У нас большая дружная семья, я всегда мечтал о такой, всей душой привязан к жене и детям. В нашей семье не принято прятать чувства: если грустно– мы плачем, радостно – смеемся. Хочется в пляс – пожалуйста.

Графиня Ростова: Я хочу добавить к словам мужа то, что в нашей семье есть одна главная черта, связывающая всех воедино, – любовь. Любовь и доверие, потому что “зорко одно лишь сердце”. Мы все внимательны друг к другу.

Наташа: А можно я тоже скажу. У нас с маменькой одинаковые имена. Мы все очень любим её, она наш нравственный идеал. Наши родители смогли воспитать в нас искренность и естественность. Я очень благодарна им за то, что они всегда готовы понять, простить, помочь в самые трудные минуты жизни. А таких ситуаций будет еще очень много. Маменька моя лучшая подружка, не могу заснуть, пока не поведую ей все свои тайны и волнения.

Николай: Мне даже сейчас стыдно вспоминать о том поступке. Я проиграл Долохову 40 тысяч рублей. Это было полным разорением для семьи, но ни слова упрека я не услыщал. Мы всегда готовы друг друга поддержать, особенно, когда в дом приходит беда. Особенно тяжело было маменьке после смерти Пети. Все страдали, но старались согреть друг друга любовью.

Ахросимова: Ну, тогда уже и я скажу. Я хорошо знаю эту семью. У них есть талант жизни. Они, как дети, радуются природе, рядятся на Святки, ездят в гости, любят музыку. Такая искренность в дворянской поместной семье – редкость. На мой взгляд, главные черты этой семьи – честность, порядочность, интуиция и жизнь сердца.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Приложение IV | Подружиться со страхом




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.