Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЗАДАНИЕ. Было 11 часов ночи. Возбужденный Митя Иванов влетел в квартиру родителей и быстро начал бегать по комнате






  1. Как описывается «счастье» супругов в начале рассказа? Что было причинойих счастья?
  2. О какой проблеме говорит Чехов в своем маленьком рассказе?
  3. Как обыгрывает Чехов слово «ушла» в своем рассказе? (в заглавии, в словах жены, в конце рассказа)?

РАДОСТЬ

 

Было 11 часов ночи. Возбужденный Митя Иванов влетел в квартиру родителей и быстро начал бегать по комнате. Родители собирались ложиться спать. Сестра лежала в кровати и читала книгу. Младшие братья уже спали.

– Откуда ты? – удивились родители. – Что с тобой?

– Ох, не спрашивайте! Я и представить себе не мог, что так будет! Это фантастика!

Митя засмеялся и сел в кресло, потому что вдруг обнаружил, что от радости не может стоять.

– Что ты имеешь в виду? Что случилось? – еще раз спросила мать.

– Это фантастика! – повторил Митя. – Вы не можете себе представить!

– Вот, смотрите! – И Митя положил на стол газету.

Сестра встала и подошла к брату. Младшие братья тоже проснулись.

– Но что случилось? Почему ты нервничаешь? – спросил отец.

– Я не нервничаю, это я от радости, – сказал Митя. – Раньше только вы знали, что живет в Москве Дмитрий Иванов, а сейчас вся Россия узнает! Обо мне сообщили в газете!

– Что? Где?

– Вот, в газете! Читайте!

Отец Мити взял очки и начал читать: «29 декабря в 11 часов вечера Дмитрий Иванов…»

– Видите, видите? Дальше!

«Дмитрий Иванов выходил из ресторана, пьяный…»

– Все точно! – сказал Митя, – это я ходил в ресторан с Петром Ивановичем.

«… выходил из ресторана пьяный, упал и попал под лошадь. О том, что случилось, оформили протокол. В полиции Дмитрий Иванов получил медицинскую помощь».

– Ну, прочитали? Вся Россия обо мне знает! Дайте мне газету!

Митя взял газету и положил ее в карман:

– Пойду к Петровым, потом к Наталье Ивановне, Александру Васильевичу! Извините, спешу!

И радостный Митя быстро ушел.

ЗАДАНИЕ

1. В какое время и в каком состоянии Митя Иванов пришел к родителям? Какие слова характеризуют его состояние?

2. Какова же причина позднего визита Мити Иванова к родителям и его радости?

3. Что можно сказать о Мите Иванове как о человеке, о его характере и принципах?

 


ПАРИ

 

Была темная, осенняя ночь. Старый банкир у себя в кабинете вспоминал, как пятнадцать лет тому назад он заключил бессмысленное пари на два миллиона с молодым юристом. Пари заключалось в том, что юрист высидит в закрытом помещении пятнадцать лет. Он будет отбывать свое заключение под строжайшим надзором в одном из флигелей, построенных в саду банкира. Условились, что в продолжение пятнадцати лет он будет лишен права переступать порог флигеля, видеть живых людей, слышать человеческие голоса и получать письма и газеты. Емуразрешалось иметь музыкальный инструмент, читать книги, писать письма, пить вино и курить табак. С внешним миром, по условию, он мог общаться не иначе, как молча, через маленькое окно, устроенное для этого. Все, что нужно: книги, ноты, вино и прочее – он мог получать по записке в каком угодно количестве, но только через окно. Договор предусматривал все подробности и мелочи, делавшие заключение строго одиночным, и обязывал юриста высидеть ровно пятнадцать лет. Малейшая попытка со стороны юриста нарушить условия, хотя бы за две минуты до срока, освобождала банкира от обязанности платить ему два миллиона.

В первый год заключения юрист, насколько можно было судить по его коротким запискам, сильно страдал от одиночества и скуки. Из его флигеля постоянно днем и ночью слышались звуки рояля. В первый год юристу посылались книги преимущественно легкого содержания.

Во второй год музыка уже смолкла во флигеле, и юрист требовал в своих записках только классиков. В пятый год снова послышалась музыка, и узник попросил вина. Те, кто наблюдал за ним в окошко, говорили, что весь этот год он только eл, пил и лежал на постели, часто зевал, сердито разговаривал сам с собою. Во второй половине шестого года узник усердно занялся изучением языков, философией и историей. Он жадно принялся за эти науки, так что банкир едва успевал выписывать для него книги.

Затем после десятого года юрист неподвижно сидел за столом и читал одно только Евангелие. На смену Евангелию пошли история религий и богословие.

В последние два года заточения узник читал чрезвычайно много, без всякого разбора.

Старик банкир вспоминал все это и думал: «Завтра в двенадцать часов он получает свободу. По условию, я должен буду уплатить ему два миллиона. Если я уплачу, то все погибло: я окончательно разорен...»

Пятнадцать лет тому назад он не знал счета своим миллионам, теперь же он боялся спросить себя, чего у него больше – денег или долгов?

Единственное спасение от банкротства и позора – смерть этого человека!

Пробило три часа. Банкир прислушался: в доме все спали, и только слыш­но было, как за окнами шумели озябшие деревья. Стараясь не издавать ни звука, он достал из несгораемого шкафа ключ от двери, которая не отворялась в про­должение пятнадцати лет, надел пальто и вышел из дому.

В саду было темно и холодно. Шел дождь. Подойдя к тому месту, где нахо­дился флигель, он два раза окликнул сторожа. Ответа не последовало. Очевидно, сторож спал где-нибудь на кухне или в оранжерее.

«Если у меня хватит духа исполнить свое намерение, – подумал старик, – то подозрение, прежде всего, падет па сторожа».

Он нащупал в потемках ступени и дверь и вошел в переднюю флигеля, затемощупью пробрался в небольшой коридор, осторожно сорвал с двери печати и вложил ключ в замочную скважину. Заржавленный замок издал хриплый звук, и дверь скрипнула.

За столом неподвижно сидел человек, не похожий на обыкновенных людей. Это был скелет, обтянутый кожей, с длинными женскими кудрями и с косматой бородой. Цвет лица у него был желтый, с землистым оттенком, щеки впалые, спина длинная и узкая, а рука, которой он поддерживал свою волосатую голову, была так тонка и худа, что на нее было жутко смотреть. Никто не поверил бы, что ему только сорок лет. Он спал... Перед его склоненною головой на столе лежал лист бумаги, на котором было что-то написано.

Банкир взял со стола лист и прочел следующее: «Завтра, в 12 часов дня, я получаю свободу и право общения с людьми. Но, прежде чем оставить эту комнату и увидеть солнце, я считаю нужным сказать вам несколько слов. По чистой совести и перед Богом, который видит меня, заявляю вам, что я презираю и свободу, и жизнь, и здоровье, и все то, что в ваших книгах называется благами мира.

Пятнадцать лет я внимательно изучал земную жизнь. В ваших книгах я бро­сался в бездонные пропасти, творил чудеса, убивал, сжигал города, проповедо­вал новые религии, завоевывал целые царства...

Ваши книги дали мне мудрость. Все ничтожно, бренно, призрачно и обманчиво, как мираж.

Ложь принимаете вы за правду и безобразие за красоту. Чтоб показать вам на деле презрение к тому, чем живете вы, я отказываюсь от двух миллионов, о которых я когда-то мечтал, как о рае, и которые теперь презираю. Чтобы лишить себя права на них, я выйду отсюда за пять часов до условленного срока и таким образом нарушу договор...»

Прочитав это, банкир положил лист на стол, заплакал и вышел из флигеля. Придя домой, он лег в постель, но волнение и слезы долго не давали ему уснуть...

На другой день утром прибежали бледные сторожа и сообщили ему, что они видели, как человек, живущий во флигеле, пролез через окно в сад, пошел к воротам, затем куда-то скрылся.

 

КОММЕНТАРИИ:

надзор – наблюдение, контроль

флигель – пристройка сбоку главного здания или дом во дворе большого здания

Евангелие – Священное Писание, повествование о жизни и учении Иисуса Христа

богословие – совокупность доктрин какой-либо религии

подозрение падет – будет предполагаться, что он совершил незаконное действие

сторож – охранник

презирать – считать незначащим, недостойным внимания

ощупью пробирался – прошел в темноте, медленно, опираясь о стену

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.