Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Объяснительная записка.






 

Этнокультурологическая специфика содержания образовательного процесса определила особые пути передачи и освоения информации, основанные на важнейшем для народной культуры принципе вариативности, обеспечивающем жизнеспособность традиции, её постоянное творческое обновление, что также обогащает арсенал современных педагогических технологий. Учебно-методическое пособие составлено на основе анализа накопленного опыта работы МОУ Старобесовская основная общеобразовательная школа им.А.Ф.Юртова в рамках программы развития инновационных процессов (РИП) Ульяновской области по воспитанию подрастающего поколения на этнокультурных ценностях региона.

Учебно-методическое пособие создано для реализации национально-регионального компонента в начальной школе. Работу в этом направлении может осуществлять, учитель, воспитатель группы продленного дня с одним или несколькими классами, при организации функционирования этнокультурного кружка, этнокультурного клуба для учеников и их родителей.

Цель использования учебно-методического пособия: деятельностное приобщение младших школьников к культуре мордва-эрзя.

Задачи:

1. Воспитание у школьников любви к культуре мордвы-эрзи, к своему родному краю, где бытует народная культура.

2. Формирование у школьников социальной ответственности и межкультурной толерантности.

3. Воспитание истинных носителей лучших образцов национальной культуры, последователей и продолжателей творческого наследия предыдущих поколений

Реализация учебно-методического пособия предполагает использование в образовательном процессе школы всех составляющих национальной культуры. Однако особое место в работе по учебно-методическому пособию занимают следующие направления:

1.Широкое использование фольклора.

В фольклоре сочетаются слово и музыкальный ритм. В нем отразились черты национального характера, присущие народу национальные ценности (представления о добре, красоте, правде, верности и т.п.). Особое место в произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

2.Знакомство с народными и традиционными праздниками.

Праздники – знаменательные дни, отмечаемые в связи с радостными, торжественными событиями и сопровождаемые особыми обрядами. Праздники связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни народа. Благодаря им, накопленная народом мудрость передается подрастающему поколению. Праздник связан с особым праздничным состоянием, побуждающим ребенка к активной деятельности.

3.Знакомство с народным искусством.

Народное искусство – это проявление творческих устремлений и способностей лишь в создании предметов, необходимых в быту и труде. В народном искусстве отражается духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира, природы, людей.

Указанные направления реализуется во всех изучаемых предметах постоянно, однако наиболее полно – в литературном чтении и изобразительной деятельности.

 

Учебно-методическое пособие по этнокультурному образованию для начальной школы включает следующие компоненты:

- программа по литературному чтению;

- программа по декоративно-прикладному искусству мордвы;

- рабочая тетрадь-раскраска для школьников;

- хрестоматии: «Фольклор народов Поволжья», «Баягине», изданные в 2003, 2007гг.;

- список библиографии;

- фольклорные тексты.

 

Учебно-методическое пособие реализуется через все предметы, изучаемые в начальной школе, путем включения в отдельные темы элементов культуры мордва-эрзя. В обязательном плане внеклассная работа включает в себя проведение: национальных праздников, концертов, утренников с программой народных песен и танцев для семей воспитанников и т.п. Основную нагрузку несут на себе предметы «Литературное чтение» и «Декоративно-прикладное искусство мордвы-эрзя», программы которых целенаправленно посвящены приобщению младших школьников к культуре мордвы-эрзи.

Материалы учебного пособия могут быть использованы для функционирования в образовательном или в культурно-досуговом учреждении этнокультурного кружка, работу которого может организовать как учитель начальных классов, так и педагог дополнительного образования.


3.Программа по литературному чтению.

 

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценки и анализа художественных произведений, овладения богатейшими выразительными средствами родного языка.

Программа нацелена на работу в 2-4 классах начальной школы, имеющей среди воспитанников представителей мордвы-эрзи. В программе используются высокохудожественные произведения устного народного творчества, произведения мордовских писателей и поэтов. В предлагаемых текстах заложены нравственные, познавательные и воспитательные ценности мордовского народа, что способствует успешному этнокультурному воспитанию учащихся.

Программа предполагает решение цели: создание условий для успешной национальной самоидентификации личности ребенка, формирование у младших школьников чувства любви и уважения к своему народу.

Задачи программы:

1. Расширить кругозор в области культуры мордовского народа средствами литературы.

2. Развивать творческое воображение, умение воспринимать национальный художественный образ, представленный в литературном произведении.

3. Формировать интерес к самостоятельному чтению произведений устного народного творчества, произведения мордовских писателей и поэтов.

4. Совершенствовать навыки чтения.

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 4 года обучения.

Учащиеся должны уметь:

· определять тему, главную мысль прочитанного народного произведения;

· высказывать свое отношение к произведению народного фольклора, эмоционально переживать прочитанное;

· пересказывать кратко, подробно, выборочно произведения мордвы-эрзя;

· пересказывать от лица автора, от лица героя произведения;

· использовать элементы описания, рассуждения, цитаты и произведений фольклора мордвы-эрзя;

· находить составляющие, из которых складывается народный художественный образ.

Учащиеся должны знать:

· название и авторов, содержание изученных произведений мордовских писателей и поэтов;

· наизусть 3-4 стихотворения (фольклорные, мордовских поэтов);

· наизусть 3-4 мордовские загадки, пословицы, песни, сказки, мифы;

· владеет сведениями о том, как создавалось устно-поэтическое творчество мордовского народа.

 


Примерное планирование учебного материала

 

Темы уроков по литературному чтению

 

№ п/п Тема урока Сроки  
2 класс
1. Русские народные песни, потешки. Мордовские народные песни, потешки. сентябрь
2. Загадки, пословицы и поговорки. Мордовские загадки, пословицы. сентябрь
3. Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». Мордовская сказка «Хитрый петух». сентябрь
4. Русская народная сказка» У страха глаза велики». Мордовская народная сказка «Мышонок». октябрь
5. Стихи об осени. Е.Пятаев «Осень» октябрь
6. Обобщение по разделу «Из детских журналов». Журнал «Чилисема» ноябрь
7. Ф.Тютчев, С.Есенин, Н.Зиновьев. Стихи о зиме. декабрь
8. Стихи о весне. М.Втулкин «Пришла весна». март
9. Женский день. Стихи. С Люлякина «Женский день». март
10. Зарубежный фольклор. Мордовский фольклор. май
3 класс
 
1. Первопечатник Иван Фёдоров. Письмена мордвы. сентябрь
2. Русские народные песни. Небылицы. Докучные сказки. Мордовский фольклор. сентябрь
3. Обобщение. Устное народное творчество. Фольклор мордовского народа. сентябрь
4. И.С.Никитин «Утро. Встреча зимы». И.Шумилкин «Зима». октябрь
5. А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало». А.Кадоркин «О Пушкине». октябрь
6. «Лес не школа, а всему учит». Г.Агейкин «В лесу». декабрь
7. Обобщение «Люби живое» Д.Митякин «Синица». апрель
8. По страницам детских журналов «Мурзилка», «Весёлые картинки», «Чилисема». май
  4класс  
1. А.С.Пушкин. Стихи об осени. М.Втулкин «Осень». сентябрь
2. Картины весенней природы в стихах Е.Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!» П, Любаев «Весной».  
3. Тема любви к Родине в стихотворениях И.С. Никитина. И.П.Кривошеев «Родина». октябрь
4. Неповторимый и красочный образ Родины в стихотворениях И.А.Бунина «Листопад», Н.Ишуткина «Листья жёлтые лес роняет». октябрь
5. Обобщение по разделу «Сказки». Мордовские народные сказки. декабрь
6. Тема детства в произведениях В.Я.Брюсова «Опять сон», «Детская»; И. Кривошеева «Детство». февраль
7. Отношение человека и птицы в рассказах Д.Н, Мамина-Сибиряка «Приёмыш». Я.Пинясова «Голубь». март
8. Рассказы- загадки про зверей и птиц. Мордовские рассказы- загадки про зверей и птиц. Апрель
9. Тема войны в произведениях Б.А.Слуцкого «Лошади в океане», В.Дворянскова «Святые материнские седины». май

 


Содержание программы

Программа литературного чтения по каждому году обучения включает в себя четыре раздела:

· Энциклопедия народной жизни.

· Судьба и Родина едины!

· Неиссякаемый источник красоты.

· Радость детства.

Главное внимание в работе с текстом обращается на воспитание личного отношения к прочитанному. Работа с текстом должна помочь учащимся понять прочитанное - разобраться в содержании, определить отношение к поступкам действующих лиц, объяснить различные явления и факты, установить между ними взаимосвязь. Такой подход к чтению произведений позволяет решать в единстве образовательные и воспитательные задачи, учит детей сознательному чтению, формирует у них представление об окружающем мире, понятие образа и воспитывает эстетические и нравственные чувства.

Эффективным средством, помогающим детям в усвоении прочитанного, является наглядность. Поэтому на уроке целесообразно использовать картины природы родного края, иллюстрации к изучаемым произведениям, музыкальные произведения.

Немаловажным является использование учителем дополнительных сведений, которые содействуют лучшему пониманию содержания произведения, формированию полноценного навыка чтения.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.