Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Преимущества и недостатки рыночного механизма






 

Рынок и его механизм, как любое явление, неидеальны и имеют как положительные (позитивные), так и отрицательные (негативные) стороны.

К преимуществам рыночного механизма можно отнести:

1. Рынок ориентирует экономику, производителей на потребителя, т.е. на удовлетворение потребностей людей. Становится выгодным производить только такие товары, которые пользуются платежеспособным спросом.

2. Рынок заинтересовывает производителей в расширении производства, увеличении ассортимента товаров и повышении их качества. Плохой товар на рынке в условиях жесточайшей конкуренции не продашь.

3. Рынок способствует высокой адаптивности, гибкости, приспособляемости к изменяющимся условиям.

4. Рынок обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и предпринимателей и позволяет достичь соответствия экономических интересов производителей и потребителей, обеспечивая при этом выигрыши тем и другим.

6. Рынок дает возможность успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации. Порой достаточно иметь данные о цене и издержках производства и будет обеспечен механизм рыночных отношений.

7. Механизм рынка стимулирует использование достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство, рост эффективности. Победить в конкуренции, можно лишь используя новую технологию, новые идеи в производстве, и чем меньше затраты, тем больше возможностей получить прибыль. Рынок толкает производство к росту эффективности.

Однако у рынка есть и недостатки, т.е. отрицательные моменты. Точнее, это негативные черты не самого рыночного механизма, а тот круг проблем, решить которые рынок не в состоянии. К этим проблемам относятся следующие:

1. Рынок не обеспечивает сохранность невоспроизводимых природных ресурсов и охрана окружающей среды.

2. Рынок не гарантирует обеспечение важнейших социально-экономических прав человека и не способствует справедливому перераспределению доходов в целях их обеспечения.

3. Рынок не способствует развитию фундаментальных наук.

4. Рынок не обеспечивает контроль за денежным обращением и не регулирует внешнеэкономической связи.

5. Рыночный механизм не решает региональных проблем (экономических, демографических, социальных, экологических и др.).

6. Рынок не обеспечивает устойчивое макроэкономическое равновесие, в особенности между инвестиционным спросом и предложением сбережений.

7. Экономика рыночного типа не в состоянии развиваться без инфляции и безработицы.

Кроме того, несовершенства, или, как их нередко называют, «провалы» рынка проявляются в следующем:

1. Рынок не способен противостоять монополизации, что в свою очередь препятствует эффективному распределению ресурсов.

2. Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага, т.е. неконкурентные товары и услуги, доступные практически каждому. Они бесплатны для потребителя, но не бесплатны для общества. К тому же обычно нельзя ограничить их использование. Например, дорожными знаками, обязаны пользоваться все во избежание нежелательных последствий; вакцинация должна охватывать всех жителей, иначе не удастся исключить инфекционных заболеваний.

3. Рыночный механизм непригоден для устранения внешних (побочных) эффектов. Внешние эффекты могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные эффекты приносят пользу обществу, например, пчеловод может принести пользу соседним фермерам, если его пчелы опыляют их растения. Однако, проблемы в экономике и обществе создают в большей степени отрицательные внешние эффекты. Например, увеличение количества автомобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха, целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водные источники, широкое применение химических удобрений делает продукты питания непригодными для употребления.

4. Рыночный механизм порождает неполную и несовершенную информацию о ценах и перспективах развития производства. Конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты - производители и потребители - обладают ею в различной степени. Отсутствие совершенной информации, неполнота и неравномерность ее распределения создают преимущества для одних и подрывают способность принятия оптимальных решений у других.

Таким образом, выделив основные несовершенства («провалы») рынка, можно сказать, что рынок не всесилен. Поэтому, там, где не срабатывает рынок, должен существовать другой механизм, способный взять на себя соответствующие функции. Таким механизмом является государство.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.