Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






СТИ­ХИ­РЫ ПА­С­ХИ






Стjхъ: Да воскрeснетъ бGъ, и3 расточaтсz вра­зи2 є3гw2. Стих: Да вос­ста­нет Бог и да рас­се­ют­ся вра­ги Его, и да убе­гут от Не­го не­на­ви­дя­щие Его.
Пaсха сщ7eннаz нaмъ днeсь по­­ка­зaсz: пaсха н0ва с™az: пaс­ха тaинственнаz: пaсха все­чест­нaz: пaсха хrт0съ и3збa­ви­тель: пaсха не­пор0чнаz: пaсха ве­­ли1каz: пaс­ха вёр­ныхъ: пaсха двє1ри р†йс­кіz нaмъ tверзa­ю­щаz: пaсха всёхъ њсвzщa­ю­щаz вёр­ныхъ. Па­с­ха свя­щен­ная нам се­го­д­ня яв­ле­на – Па­с­ха но­вая, свя­тая, Па­с­ха та­ин­ст­вен­ная, Па­с­ха, до­с­той­ная вся­кой че­с­ти, Па­с­ха – Хри­стос Из­ба­ви­тель, Па­с­ха не­по­ро­ч­ная, Па­с­ха ве­ли­кая, Па­с­ха вер­ных, * Па­с­ха, от­вер­з­шая нам вра­та Рая, Па­с­ха, ос­вя­ща­ю­щая всех вер­ных.
* «Вер­ны­ми» на­зы­ва­ют­ся хри­сти­а­не.
Стjхъ: Ћкw и3счезaетъ дhмъ, да и3счeзнутъ. Стих: Как ис­че­за­ет дым – так да ис­чез­нут.
Пріиди1те t видёніz жєны2 бlговBстницы, и3 сіHну рцhте: прі­ими2 t нaсъ рaдости бlго­вё­­ще­ніz, воскресeніz хrт0ва: кра­сyй­сz, ликyй, и3 рaдуйсz їеру­са­ли1­ме, цRS хrтA ўзрёвъ и3з8 гр0­ба, ћкw женихA про­ис­хо­дs­ща. При­ди­те, жё­ны бла­го­ве­ст­ни­цы, и ска­жи­те Си­о­ну о том, что вы уви­де­ли: «При­ми от нас весть о ра­до­сти Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва; ве­се­лись, ли­куй и ра­дуй­ся, Ие­ру­са­лим, уви­дев, как же­ни­ха, * Ца­ря Хри­ста, вы­хо­дя­ще­го из гро­ба!»
* Ие­ру­са­лим – цер­ковь Хри­сто­ва, Его не­ве­с­та. Смо­т­ри­те так­же при­ме­ча­ние к 5-й пе­с­ни ка­но­на.
Стjхъ: Тaкw да по­ги1бнутъ грё­ш­ницы t лицA б9іz, ґ прa­вєд­ницы да возвеселsтсz. Стих: Да не бу­дет же греш­ни­ков пред Бо­гом, а пра­вед­ни­ки да воз­ве­се­лят­ся.
МmронHсицы жєны2, ќтру глу­бокY, предстaвшz гр0бу жи­водaвца, њбрэт0ша ѓгGла на кa­мени сэдsща, и3 т0й про­вэ­щaвъ и5мъ си1це глаг0лаше: что2 и4ще­те живaгw съ мeртвыми; что2 плaчете нетлённагw во тли2; шeдше про­по­вё­ди­те ўче­ни­кHмъ є3гw2. Же­ны ми­ро­но­си­цы, при­дя ра­но ут­ром ко гро­бу Жиз­но­дав­ца, об­на­ру­жи­ли Ан­ге­ла, си­дя­ще­го на кам­не. И он, об­ра­тив­шись к ним ска­зал: «Что вы ище­те Жи­во­го сре­ди мёр­т­вых? За­чем оп­ла­ки­ва­е­те Не­тлен­но­го, как буд­то Он – в тле­нии? Пой­ди­те и воз­ве­с­ти­те о Вос­кре­се­нии уче­ни­кам Его!»
Стjхъ: Сeй дeнь, є3г0же со­тво­ри2 гDь, возрaдуемсz и3 воз­в­е­сели1мсz в0нь. Стих: Вот, день, ко­то­рый со­тво­рил Гос­подь, воз­ра­ду­ем­ся же и бу­дем ве­се­лить­ся в нём!
Пaсха крaснаz, пaсха, гDнz пaс­ха, пaсха всечестнaz нaмъ воз­сіS. пaсха, рaдостію дрyгъ дрy­га њб8и1мемъ. q пaсха! и3з­ба­в­лeніе ск0рби, и4бо и3з8 гр0ба днeсь ћкw t черт0га возсіsвъ хrт0съ, жєны2 рaдости и3сп0лни глаг0лz: про­по­вё­ди­те ґпcлwмъ. Па­с­ха пре­кра­с­ная! Па­с­ха, Гос­под­ня Па­с­ха! Па­с­ха все­че­ст­ная нам во­си­я­ла! Па­с­ха — ра­до­ст­но друг дру­га об­ни­мем! О, Па­с­ха, из­ба­в­ле­ние от скор­би: ибо се­го­д­ня Хри­стос, как же­них из бра­ч­но­го чер­то­га, вос­си­яв из гро­ба, на­по­л­нил ра­до­стью жён ми­ро­но­сиц, го­во­ря: «Воз­ве­с­ти­те обо Мне Апо­сто­лам!»
Слaва и3 нhнэ: Сла­ва. И сей­час.
Воскrніz дeнь, и3 про­св­э­ти1м­сz тор­жеств0мъ, и3 дрyгъ дрyга њб8и1мемъ. рцeмъ брaтіе, и3 не­н­а­ви1­дzщымъ нaсъ, про­сти1мъ вс‰ воскrніемъ, и3 тaкw во­зо­пі­и1мъ: Хrт0съ воскрeсе и3з8 мeрт­выхъ, смeртію смeрть попрaвъ, и3 сy­щымъ во гро­бёхъ жив0тъ да­ро­вaвъ. Вос­кре­се­ния день – за­си­я­ем тор­же­ст­вом и друг дру­га об­ни­мем! Ска­жем: «Бра­тья!» и тем, кто не­на­ви­дит нас; про­стим всё в этот день вос­кре­се­ния, и так вос­кли­к­нем: Хри­стос вос­крес из мёр­т­вых, по­прав Сво­ею смер­тью смерть и да­ро­вав умер­шим жизнь.
И# по нeмъ: Хrт0съ воскрeсе: вeсь три1жды. И є3ктеніA мaлаz.

 

Здесь от­кры­ва­ет­ся сущ­ность жиз­ни бу­ду­ще­го ве­ка: Лю­бовь. И тем, кто не мо­жет про­стить друг дру­гу все­го в ра­до­сти Вос­кре­се­ния, ос­та­ёт­ся од­но: ис­чез­нуть, как дым. На пи­ре Люб­ви нет ме­с­та не­на­ви­с­ти. Лю­бовь всё по­кры­ва­ет (1 Кор. 13, 7). Ны­не Цер­ковь ещё на зе­м­ле да­ет об­раз рай­ско­го бла­жен­ст­ва, свя­то ув­ле­кая лю­бо­вью к то­му бы­тию, где Бог бу­дет вся­че­с­кая всех и ус­ла­ж­де­нию не бу­дет кон­ца. Все­объ­е­м­лю­щий, все­про­ща­ю­щий, все­лю­бя­щий и все­лен­ский ха­ра­к­тер Па­с­хи Хри­сто­вой за­пе­чат­ле­ва­ет чи­та­е­мое по­с­ле це­ло­ва­ния «Сло­во ог­ла­си­тель­ное во свя­тый и све­то­но­с­ный день пре­слав­но­го и спа­си­тель­но­го Хри­ста Бо­га на­ше­го Вос­кре­се­ния», ав­то­ром ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся свя­ти­тель Ио­анн Зла­то­уст.

 

Ѓще кто2 бlгочести1въ и3 бGо­лю­би1въ, да на­сла­ди1тсz сегw2 д0б­рагw и3 свётлагw тор­жест­вA. ѓще кто2 рaбъ бlгора­зyм­ный, да вни1детъ рaдуzсz въ рaдость гDа своегw2. ѓще кто2 по­тру­ди1сz постsсz, да вос­прі­и1­метъ нhнэ динaрій. ѓще кто2 t пeрвагw часA дё­лалъ є4сть, да пріи1метъ днeсь првdный д0лгъ. ѓще кто2 по трeтіемъ ча­сЁ пріи1де, благодарS да прaзд­нуетъ. ѓще кто2 по шес­т0мъ ча­сЁ до­с­ти1же, ни­чт0­же да сум­ни1тсz, и4бо ни­чи1мже t­тщетэвaетсz. ѓще кто2 ли­ши1­сz и3 девsтагw часA, да при­стy­питъ, ничт0же сумнsсz, ни­чт0же боsсz. ѓще кто2 т0чію до­с­ти1же и3 во є3динонадесsтый чaсъ, да не ўстраши1тсz за­мед­лe­ніz: лю­бо­че­сти1въ бо сhй вLка, пріeмлетъ послёднzго ћкоже и3 пeрваго: ўпокоевaетъ въ є3ди­но­на­десsтый чaсъ при­шeд­шаго, ћко­же дё­лав­ша­го t пeрвагw ча­сA. и3 послёднzго ми1­луетъ, и3 пeрвому ўгож­дa­етъ, и3 џному да­eтъ, и3 семY дaр­ствуетъ, и3 дэлA пріeмлетъ, и3 намёреніе цэ­лyетъ, и3 дэsніе почитaетъ, и3 предложeніе хвa­литъ. Тём­же ќбw вни1дите вси2 въ рaдость гDа своегw2: и3 пeр­віи и3 вторjи, мздY прі­и­ми1­те. богaтіи и3 ўб0­зіи, дрyгъ со дрyгомъ ликyйте. воздє1ржницы и3 лэ­ни1віи, дeнь по­чти1те. по­сти1вшіисz и3 не­п­о­с­ти1­в­шіисz, воз­­ве­се­ли1тесz днeсь. Трапeза и3с­п0л­нена, на­сла­ди1тесz вси2. тэ­лeцъ ўпитaнный, ник­т0­же да и3зhдетъ ѓлчай: вси2 на­с­ла­ди1тесz пи1ра вё­ры: вси2 воспріими1те бо­гaтство блa­гос­ти. Никт0же да рыдaетъ ўб0­жест­ва, kви1сz бо џбщее цrтво. Никт0же да плa­четъ прегрэ­шe­ній, прощeніе бо t гр0ба возсіS. Никт0же да ўбо­и1тсz смeрти, сво­б­оди1 бо нaсъ сп7сова смeрть. ўгаси2 ю5, и4же t неS дер­жи1мый. плэ­ни2 ѓда, сошeдый во ѓдъ. Њгор­чи2 є3го2 вку­си1вша пл0ти є3гw2. И# сіE пред­пріeмый и3сaіа во­зо­пи2: ѓдъ, глаг0летъ, њгор­чи­1сz, срётъ тS д0лэ. Њгор­чи1­сz, и4бо ўп­разд­ни1сz. њгорчи1сz, и4бо по­рy­ганъ бhсть. њгорчи1сz, и4бо ўмерт­ви1сz. њгорчи1сz, и4бо низ­­л­ожи1сz. њгорчи1сz, и4бо свz­­зa­сz. пріsтъ тё­ло, и3 бGу при­­ра­зи1сz. пріsтъ зeмлю, и3 срё­­те нб7о. пріsтъ є4же ви1­дz­ше, и3 впадE во є4же не ви1дzше. ГдЁ твоE, смeрте, жaло, гдЁ твоS, ѓде, по­бё­да; Воскрeсе хr­т0съ, и3 ты2 низвeрглсz є3си2. Вос­крeсе хrт0съ, и3 пад0ша дe­мw­ни. Вос­крe­се хrт0съ, и3 рa­ду­ют­сz ѓгGли. Вос­крeсе хrт0съ, и3 жи1знь жи1­тель­ствуетъ. Воскрeсе хrт0съ, и3 мeртвый ни є3ди1нъ во гр0бэ: хrт0съ бо востaвъ t мeрт­выхъ, начaтокъ ўс0пшихъ бhсть. ТомY слaва и3 держaва, во вё­ки вэкHвъ. ґми1нь. Кто бла­го­че­с­тив и лю­бит Бо­га, – да на­сла­дит­ся этим пре­кра­с­ным и свет­лым тор­же­ст­вом. Кто – раб бла­го­ра­зум­ный, пусть вой­дёт он ра­до­ст­но в ра­дость Гос­по­да сво­его. Ес­ли кто по­тру­дил­ся, по­стясь, пусть по­лу­чит ны­не ди­на­рий. Ес­ли кто по­ра­бо­тал от пер­во­го ча­са, пусть се­го­д­ня при­мет спра­ве­д­ли­вую пла­ту. Ес­ли кто при­шёл по­с­ле тре­тье­го ча­са, – пусть на­ч­нёт при­ят­но празд­но­вать. Ес­ли кто при­был по­с­ле ше­с­то­го, пусть не име­ет ни­ка­ко­го со­м­не­ния, ибо он ни­че­го не те­ря­ет. Ес­ли кто опо­здал и к де­вя­то­му, пусть по­дой­дёт без вся­ко­го ко­ле­ба­ния. Ес­ли кто ус­пел толь­ко к один­на­д­ца­то­му, пусть не по­бо­ит­ся, что про­ме­д­лил, ибо Хо­зя­ин, бу­ду­чи щедр, при­ни­ма­ет по­с­лед­не­го так же, как и пер­во­го: Он да­ёт при­ют для от­ды­ха при­шед­ше­му в один­на­д­ца­том ча­су, как и по­ра­бо­тав­ше­му с пер­во­го; и по­с­лед­не­го Он ми­лу­ет, и о пер­вом пе­чёт­ся; и то­му да­ёт, и это­го ода­ря­ет; и де­ла при­ни­ма­ет, и же­ла­ние при­вет­ст­ву­ет; и дей­ст­вие це­нит, и на­ме­ре­ние хва­лит. Так вой­ди­те же все в ра­дость Гос­по­да на­ше­го, – и пер­вые и вто­рые по­лу­чи­те на­гра­ду. Бо­га­тые и бед­ные, друг с дру­гом ли­куй­те. Воз­дер­ж­ные и не­ра­ди­вые, этот день поч­ти­те. По­стив­ши­е­ся и не по­стив­ши­е­ся, воз­ве­се­ли­тесь се­го­д­ня. Тра­пе­за пол­на – на­сла­ди­тесь все. Те­лец ве­лик – пусть ни­кто не уй­дёт го­лод­ным. Все на­сла­ж­дай­тесь пи­ром ве­ры; все вос­поль­зуй­тесь бо­гат­ст­вом бла­го­сти. Пусть ни­кто не пла­чет­ся на бед­ность, ибо для всех яви­лось Цар­ст­во. Пусть ни­кто не скор­бит о со­гре­ше­ни­ях, ибо про­ще­ние из гро­ба вос­си­я­ло. Пусть ни­кто не стра­шит­ся смер­ти, ибо ос­во­бо­ди­ла нас смерть Спа­си­те­ля: унич­то­жил её Тот, Ко­го она дер­жа­ла в сво­ей вла­сти. Вос­тор­же­ст­во­вал над адом Со­шед­ший во ад. Он го­ре­чи ис­по­л­нил то­го, кто вку­сил пло­ти Его. И Иса­ия, пред­вос­хи­тив это, вос­кли­к­нул: «Аду», – ска­зал он, – «горь­ко при­шлось, ко­г­да встре­тил он Те­бя в пре­ис­под­ней». Горь­ко, ибо был он уп­разд­нён; горь­ко, ибо был он по­ру­ган; горь­ко, ибо был он умер­щв­лён; горь­ко, ибо был он раз­ру­шен; горь­ко, ибо был он свя­зан. При­нял те­ло, и вдруг по­пал на Бо­га; при­нял зе­м­лю, а встре­тил Не­бо; при­нял то, что ви­дел, и пал от то­го, че­го не ви­дел. Смерть, где твоё жа­ло? Ад, где твоя по­бе­да? Вос­крес Хри­стос, – и ты по­вер­жен. Вос­крес Хри­стос, – и па­ли де­мо­ны. Вос­крес Хри­стос, – и ра­ду­ют­ся Ан­ге­лы. Вос­крес Хри­стос, – и жизнь всту­па­ет в свои пра­ва. Вос­крес Хри­стос, – и ни од­но­го мёр­т­во­го в мо­ги­ле. Ибо Хри­стос, вос­став из мёр­т­вых, стал на­чат­ком усоп­ших. Ему сла­ва и власть во ве­ки ве­ков. Аминь.

 

Это Сло­во на­столь­ко глу­бо­ко и вер­но, что Цер­ковь по­ста­но­ви­ла по­чи­тать свт. Ио­ан­на Зла­то­ус­та пе­ни­ем ему тро­па­ря.

 

Ќстъ твои1хъ ћкоже свёт­лость nгнS возсіsвши бlго­дaть, вселeнную про­свэ­ти2: не сре­б­ро­лю1біz мjрови сокрHвища снискA, высотY нaмъ сми­рен­но­мyд­ріz показA, но твои1ми сло­­ве­сы2 наказyz, џ§е їwaнне зла­­то­yсте, мо­ли2 сл0ва хrтA бGа, спа­сти1сz душaмъ нaшымъ. Вос­си­яв­шая как све­точ ог­нен­ных уст тво­их бла­го­дать все­лен­ную про­све­ти­ла; не­стя­жа­ния со­кро­ви­ще для ми­ра ты со­брал, вы­со­ту сми­рен­но­му­д­рия нам по­ка­зал. Но, сло­ва­ми тво­и­ми нас на­ста­в­ляя, от­че Ио­анн Зла­то­ус­тый, мо­ли Сло­во, Хри­ста Бо­га, о спа­се­нии душ на­ших.

 

Мо­ле­ние Цер­к­ви уси­ли­ва­ет­ся в су­гу­бой ек­те­нии, ис­пра­ши­ва­ю­щей лю­дям ве­ли­ких и бо­га­тых ми­ло­стей у Че­ло­ве­ко­люб­ца Бо­га. Усерд­ность мо­ле­ния хор под­­ч­ё­рк­и­ва­ет трое­крат­ным пе­ни­ем Гос­­п­оди, по­ми­луй. В про­си­тель­ной ек­те­нии, как го­во­рит о том её на­име­но­ва­ние, Цер­ковь про­сит Гос­по­да о раз­ли­ч­ных ду­хов­ных ну­ж­дах хри­сти­а­ни­на. Хор на ка­ж­дое про­ше­ние ек­те­нии от име­ни мо­ля­щих­ся вос­пе­ва­ет: Подай, Господи.

Свя­щен­ник воз­гла­ша­ет: М ир всем, а ди­а­кон при­зы­ва­ет мо­ля­щих­ся. пре­кло­нить гла­вы во об­раз сми­ре­ния и со­кру­ше­ния ду­ха. Свя­щен­ник в мо­лит­ве над пре­кло­нив­ши­ми гла­вы сми­рен­но умо­ля­ет Бо­га, сшед­ше­го с Не­бес для спа­се­ния че­ло­ве­че­ст­ва, по­ми­ло­вать пре­кло­нив­ших Ему свои гла­вы, ибо толь­ко от Не­го они ждут ми­ло­сти и спа­се­ния, и про­сит со­хра­нить нас на вся­кое вре­мя от ди­а­во­ла.

Су­гу­бая и про­си­тель­ная ек­те­нии на ут­ре­ни ни­чем не раз­де­ля­ют­ся и, сли­ва­ясь, со­ста­в­ля­ют од­ну боль­шую ве­ли­че­ст­вен­ную мо­лит­ву.

Воз­гла­сом П ре­му­д­рость на­чи­на­ет­ся чин от­пу­с­та. От­пуст – бла­го­сло­ве­ние свя­щен­ни­ка на вы­ход мо­ля­щих­ся из хра­ма по­с­ле Бо­го­слу­же­ния.

Хор от ли­ца мо­ля­щих­ся про­сит: Б ла­го­сло­ви. Свя­щен­ник дерз­но­вен­но воз­гла­ша­ет ве­ли­чай­шее и по­л­ное тай­ны Имя Бо­жие: С ый (ев­рейск. «Су­щий», «Ие­го­ва») бла­го­сло­вен Хри­стос Бог наш

Да­лее Цер­ковь про­сит Гос­по­да ут­вер­дить свя­тую пра­во­слав­ную ве­ру пра­во­слав­ных хри­сти­ан на ве­ч­ные вре­ме­на.

Вме­сто обы­ч­но­го окон­ча­ния Ут­ре­ни ду­хо­вен­ст­во сно­ва за­пе­ва­ет тро­парь – по­бед­ную песнь се­го­д­няш­не­го празд­ни­ка. Хор её до­пе­ва­ет, и На­сто­я­тель про­из­но­сит от­пуст, ко­то­рый ещё раз на­по­ми­на­ет смысл се­го­д­няш­не­го тор­же­ст­ва.

 

Хrт0съ воскресhй и3з8 мeрт­выхъ, смeртію смeрть по­прa­вый, и3 сyщымъ во гро­бёхъ жи­в0тъ даровaвый: и4стинный бGъ нaшъ, мо­ли1твами пречc­тыz своеS м™ре и3 всёхъ с™hхъ, по­ми1­лу­етъ и3 спасeтъ нaсъ, ћкw бlгъ и3 чlвэ­колю1­бецъ. Хри­стос, вос­крес­ший из мёр­т­вых, смер­тью смерть по­прав­ший и тем, кто в гроб­ни­цах, жизнь да­ро­вав­ший, ис­тин­ный Бог наш, по мо­лит­вам пре­чи­с­той Сво­ей Ма­те­ри, свя­тых слав­ных и все­хваль­ных Апо­сто­лов и всех свя­тых по­ми­лу­ет и спа­сёт нас, как бла­гой и Че­ло­ве­ко­лю­бец.

 

На­сто­я­тель бла­го­сло­в­ля­ет мо­ля­щих­ся Кре­стом и воз­гла­ша­ет Па­с­халь­ное при­вет­ст­вие: Хри­стос вос­кре­се! Весь храм от­ве­ча­ет ему: Во­ис­ти­ну вос­кре­се!, а хор три­ж­ды по­ёт тор­же­ст­вен­ный тро­парь и осо­бое пе­с­но­пе­ние, под­твер­жда­ю­щее обе­то­ва­ния Хри­ста о на­шем спа­се­нии:

 

И# нaмъ даровA жив0тъ вё­ч­ный, покланsемсz є3гw2 трид­нeв­ному воскrнію. И нам да­ро­вал жизнь ве­ч­ную, по­кло­ня­ем­ся его три­днев­но­му вос­кре­се­нию.

 

По­с­ле это­го хо­ром по­ёт­ся Па­с­халь­ный Час. Па­с­халь­ные ча­сы, ко­то­рые по­ют­ся толь­ко в день Па­с­хи и на всей Свет­лой Сед­ми­це очень от­ли­ча­ют­ся от обы­ч­ных – пре­ж­де все­го тем, что на них ни­че­го не чи­та­ет­ся, а всё по­ёт­ся. Это де­ла­ет­ся в знак ог­ром­ной ра­до­сти, ко­то­рая пе­ре­пол­ня­ет серд­ца всех мо­ля­щих­ся. Кро­ме то­го, Па­с­халь­ный Час со­сто­ит не из псал­мов (Псал­тирь на Свет­лой Сед­ми­це не чи­та­ет­ся), а из на­бо­ра вос­кре­с­ных и па­с­халь­ных пе­с­но­пе­ний, ко­то­рые толь­ко что зву­ча­ли на Свет­лой За­ут­ре­ни. По­э­то­му мы текст Па­с­халь­но­го ча­са не при­во­дим.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.