Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В обыденном сознании закрепилось в основном второе представление о стрессе.






Теория стресса Г. Селье

Стресс - это состояние психофизиологического напряжения, возникающее под влиянием любых сильных воздействий и сопровождающееся мобилизацией защитных систем организма и психики.

Стресс (от англ. stress – «давление, напряжение») – это требование, предъявляемое различными жизненными обстоятельствами к адаптивным возможностям нашей психики и тела.

Понятие " стресс" введено в 1936 г. канадским физиологом лауреатом Нобелевской премии Гансом Селье.

Он определил стресс как неспецифическую реакцию организма на любое обращенное на него воздействие Утверждение Г. Селье о том, что «полная свобода от стресса означает смерть», стало общим и постоянно цитируется в научных работах. Вся человеческая жизнь соткана из радостных или вредоносных стрессов (дистрессов) (Селье, 1991).

Различают:

Эустресс

Понятие имеет два значения — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм». эустресс - нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни

Дистресс

Негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться. Он разрушает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. дистресс - патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах

От стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

 


Э У С Т Р Е С С Д И С Т Р Е С С
АКТИВИЗИРУЮЩИЙ, МОБИЛИЗУЮЩИЙ РАЗРУШИТЕЛЬНЫЙ, ДЕЗОРГАНИЗУЮЩИЙ
УЛУЧШАЕТ ПРОТЕКАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАТРУДНЯЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПУЛЬС 90- 100 ударов В МИНУТУ ПУЛЬС СВЫШЕ 100 УДАРОВ В МИНУТУ
УСИЛЕННОЕ ДЫХАНИЕ УЧАЩЕННОЕ ДЫХАНИЕ, ОДЫШКА
ПОКРАСНЕНИЕ КОЖИ ПОБЛЕДНЕНИЕ ИЛИ КРАСНО_БЕЛЫЕ ПЯТНА
ОЩУЩЕНИЕ ТЕПЛА, ЖАРА ОЗНОБ
ТЁПЛЫЙ ПОТ ХОЛОДНЫЙ ПОТ
УСКОРЕНИЕ ДВИЖЕНИЙ СУЕТЛИВОСТЬ, НЕТОЧНОСТЬ ДВИЖЕНИЙ
УЛУЧШЕНИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ЗАТОРМОЖЕННОСТЬ
УЛУЧШЕНИЕ РАБОТЫ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ ПРОВАЛЫ В ПАМЯТИ, «ЗАЛИПАНИЕ» ВНИМАНИЯ
РАСШИРЯЕТСЯ ВОСПРИЯТИЕ СУЖАЕТСЯ ВОСПРИЯТИЕ, ЭФФЕКТ «ТОНЕЛЬНОГО ВИДЕНИЯ»

 

В обыденном сознании закрепилось в основном второе представление о стрессе.

Само событие, вызвавшее стресс, называется «стрессором».

Стресс может развиться как при наличии реальных стрессоров, так и при представлении возможной угрозы либо образа прошлого неблагоприятного события, так как психика человека одинаково реагирует и на реальную угрозу, и на представление о ней (воображаемые стрессоры).

Несбывшиеся надежды человека вызывают у него самый серьезный, длительный и разрушительный стресс. Г. Селье утверждает, что «стресс рухнувшей надежды» со значительно большей вероятностью, чем любые физические перегрузки, ведет к таким заболеваниям, как язва желудка, мигрень, высокое кровяное давление (Селье, 1991).

Другими словами, те стрессы, что являются хроническими или непреодолимыми, представляют собой наибольшую опасность.

СТАДИИ ИЛИ ЭТАПЫ СТРЕССА (Сандомирский, 2001).

1. Вначале – стадия мобилизации, сопровождающаяся повышением внимания, активностью. Это нормальная, рабочая стадия. Силы расходуются экономно, целесообразно. Нагрузки, даже частые, протекающие на этой стадии, приводят к тренировке организма, повышению его стрессоустойчивости.

2. Если проблему решить не удается, развивается вторая стадия, или этап «стенической отрицательной эмоции». Возникает избыток отрицательных эмоций, носящих стенический, активно-действенный характер: ярость, гнев, агрессия. О таких состояниях говорят: «внутри все кипит», «злость наружу просится, прямо руки чешутся». Ресурсы организма расходуются неэкономно, в попытке добиться цели любой ценой на карту ставится все. Повторные нагрузки, доходящие до этой стадии, приводят к истощению организма.

3. Если же и это не помогает, наступает фаза «астенической отрицательной эмоции». Приходит черед отрицательных эмоций, носящих астенический, пассивно-бессильный, упадочнический характер. Человеком овладевают тоска, отчаяние, неверие в возможность выхода из тяжелой ситуации.

4. Далее – невроз, срыв. Человек полностью деморализован, смирился с поражением, опустил руки.

Дальнейшие медико-психологические последствия затяжного стресса также формируются поэтапно, в порядке нарастания степени выраженности нарушений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.