Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика организации соревнований






 

Дети любят соревноваться и легко доходят в этом соревновании до ажиотажа. Им нравится соревноваться со своими друзьями и сверстниками, напрягать свои силы и получать за это награды, призы, подарки.

Потребность самоутверждения - один из самых главных движущих мотивов поведения подростков. И здесь соревнование - естественное средство удовлетворения этой потребности. Состязание, спортивные игры, всевозможные конкурсы - основа деятельности, которой больше всего увлекаются дети, которая присуща самой природе детства.

Между тем вожатый, педагог не могут не признать, что есть немало примеров, когда соревнование приносит не пользу, а вред ребенку, детскому коллективу. Здесь оно выступает не как основа для сплочения, а как пружина дезорганизации, обиды, накопления злости и зависти по отношению к победителю.

С подобным явлением вожатые-практики сталкиваются всегда, когда в основе своей педагогической деятельности используют немудреную формулу: «Есть соревнование - это всегда хорошо, нет соревнования - это всегда плохо».

Между тем этот метод соревновательности, как всякий другой педагогический метод, имеет определенные границы своего оптимального применения. Нарушение этих границ никогда не остается безнаказанным. Соревнование является средством, а не самоцелью. Соревнование всегда является стимулом работы. С его помощью мы в детях формируем и развиваем нравственные мотивы поведения. Злоупотребление этим стимулом может навредить, поскольку суть дела нередко подменятся ожиданием обещанного вознаграждения или похвалы. Поэтому от внимательного взора вожатого и педагога не должны ускользнуть те девчонки и мальчишки, которые обрадовались, что в соседнем отряде, с которым шло соревнование за самый чистый корпус, получили низкие баллы; что Петя с Васей убрали свою территорию у корпуса, а мусор «нечаянно» рассыпали на территории соседнего корпуса, как раз перед санитарным обходом.

Когда соревнование приносит и пользу, и вред, актуальным становится вопрос о мере. В каких случаях его следует применять как метод в воспитательной работе, и в каких - не применять, как сделать так, чтобы извлекать из него пользу и избежать вреда для ребенка, детского коллектива. Для этого следует разобраться, что такое соревнование как метод и как он действует. В научной литературе соревнование определяется как социальное явление, сопровождающее всякую совместную деятельность и общение.

Соревнование является социальным стимулом, способным активизировать какую-либо деятельность. Там, где действуют коллективно, где присутствует здоровый дух соревнования, можно говорить о его положительных аспектах.

Но если злоупотреблять соревнованием, оно становится столь привычным для детей, что начинает выступать для них как постоянная потребность в превосходстве над другими, как средство получения похвал и наград. Важным становится уже не сам предмет соревнования - соблюдение чистоты, борьба за вежливость, помощь ближнему, порядок и красота вокруг корпуса и во всем лагере, укрепление своего здоровья, а стремление завоевать вымпел, занять первое место, заслужить почести, получить приз или подарок и т.д.

Учитывая природу и действие механизма соревнований, виды воспитательной работы можно разделить на две группы:

а) где соревнования желательны и необходимы,

б) где они недопустимы.

Итак, когда же соревнование желательно или же необходимо? Важно помнить и знать, что соревнование в одном виде деятельности должно находиться во взаимосвязи с другими видами деятельности, или, по крайней мере, на них отражаться. При длительном соревновании вожатые обязательно должны включать в него разнообразные кратковременные формы, а индивидуальное соревнование должно сочетаться с коллективным. Причем коллективное выступает обязательно как основное, а индивидуальное как составная часть.

Наиболее часто встречаются такие соревнования как:

§ спортивные мероприятия (спартакиада, Олимпийские игры зимой и летом, «Веселые старты», эстафеты, командные спортивные встречи по различным видам спорта т.д.);

§ интеллектуальные турниры (различные адаптированные версии телевизионных передач, например, «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?» и т.д.);

§ развлекательно-познавательные мероприятия (КВН);

§ творческие выставки (рисунки, поделки, фото и т.д.);

§ конкурсы.


Каждая из вышеперечисленных форм соревнования имеет определенные воспитательные цели и задачи, поэтому методика организации и проведения их определяется рядом условий и учитывает:

1. возрастные особенности детей. Для детей младшего возраста приемлема система соревнований (конкурсов) по конкретным отдельным направлениям (делам), с небольшими сроками проведения. Для детей старшего возраста приемлема комплексная форма соревнования, в которую могут входить несколько видов деятельности;

2. уровень воспитанности, способностей и возможностей детей. Т.е. возрастные группы, принимают участие в соревновании на с учетом их определенных умений и навыков, а также физической подготовки;

3. время года, количество участников, планированием воспитательной деятельности.

Теперь рассмотрим, когда же соревнование недопустимо.

Во-первых, при неравных возможностях соревнующихся, связанных с их личными качествами и способностями. Так, нельзя проводить соревнования между младшими и старшими отрядами в беге на 100 метров; в конкурсе бальных танцев естественно выиграет пара, которая профессионально занимается хореографией.

Во-вторых, недопустимы соревнования, основанные на взвешивании нравственных начал: доброты, культуры - недоброе это дело. Также как и состязаться в скромности - по меньшей мере, нескромно.

В-третьих, нельзя проводить соревнование, заведомо определяющее «победителя». Так, если в отряде есть вожатый, который профессионально рисует, то соревнование на лучший отрядный уголок, выставку или стенгазету уже состоялось, не начинаясь. И еще хуже, если к этому виду деятельности привлекаются профессиональные исполнители тайком, окольными путями (родитель приехал на выходной и его «тихо привлекли» на 1 - 1, 5 часа к его профессиональной деятельности).

Дети в любом возрасте испытывают потребность в оценке своей работы. Поощрения всех видов укрепляют положительные ростки воспитания, вызывают чувство удовлетворения, желание новых успехов, стимулируют поиск новых идей и сил. И тут тоже важно чувство меры. Плохо, когда мало премий, значков, грамот, подарков, сувениров, открыток и т.д. - их должно быть столько, чтобы подавляющее большинство участников могло рассчитывать на их получение. В то же время, когда слишком много наград, происходит девальвация поощрения. Когда у ребенка на руках 15 грамот и 24 благодарности, они обесцениваются. Среди всех достижений происходит забывание того момента, когда ребенок по-настоящему, со всей настойчивостью прикладывал свои усилия для достижения поставленной цели. Организаторам не следует забывать и об организации процесса награждения, торжественности этой церемонии.

Вожатым лучше не указывать на неудачи тех, кто отстал от победителя, а призывать всех ребят равняться на лучших, подмечать не только успешные результаты, но и, это очень важно для детей, стремление каждого, возможно, прежде отстающего ребенка, коллектива к продвижению к поставленной цели, искать и развивать формы такого детского стремления.

Соревнование в разнообразных областях может помочь ребенку обрести веру в себя. При планировании и анализе своей деятельности вожатый должен стремиться запастись для каждого ребенка таким делом, в котором он может выиграть.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.