Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кинестетические представления.






Для получения кинестетических ощущений, через которые мы осознаем свое тело и его движения, представьте, что вьп

— Идете, потом бежите вдоль берега по пляжу.

— Управляете автомобилем: переключаете скорости, поворачивае­те машину вправо, влево, тормозите и тд.

— Плаваете, играете в теннис, баскетбол, другой любимый вид спорта.

— Рубите дерево топором.

5. Вкусовые представления.

Представьте вкус

— Банана.

— Кислого молока.

— Ореха.

— Взбитого крема.

— Сладкой булочки.

— Соленого огурца.

Вообразите, что вы садитесь за стол и едите ваше любимое блюдо. Обратите внимание на вкус пищи.

Оцените, как вы чувствовали себя, когда выполняли эти упражне­ния? Одно важное напоминание: не заставляйте себя излишне напря­гаться. Один опытный фехтовальщик говорил: " Держите рапиру, будто птицу: не слишком крепко, иначе птичка погибнет, и не слишком сво­бодно, иначе птичка упорхнет". Такое же правило подходит и для вос­произведения образов. Как только вы почувствовали напряжение — ос­тановитесь. Вы убиваете птичку. Как только ваше сознание отклонится в сторону — стоп. Птичка улетела.

6. Слуховые представления.

Вызов звуковых образов для некоторых людей в большей степени затруднителен, чем вызов образов других модальностей. Представлен­ные упражнения повышают остроту нашего восприятия звуков.

Закройте глаза и услышьте:

— Голос, называющий ваше имя. ~ Шум транспорта.

— Шум дождя.

— Волны, набегающие на берег.

— Колокол, очень медленно затихающий в тишине.

— Играющих детей.

— Скрипучую дверь.

15

ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ " ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ"

Задача 1.

Прочитайте 2 отрывка, в которых по-разному расставлены знаки препинания. Сравните их смысл. Убедитесь, что в них ни одно слово не меняет своего места, но в соответствии со знаками препинания из­меняются паузы и интонационный строй фразы.

Не думайте. Коль мы не угодим,

Что может быть. У нас желанья мало

Искусством скромным вас занять своим.

Вот нашего конца сейчас начало.

Мы не жалеем своего труда

Вас оскорблять. Не входит в наши цели

Вас развлекать. Явились мы сюда не с тем.

Чтоб вы об этом пожалели,

Актеры здесь. Их стоит показать,

Чтоб вы узнали все, что надо знать.

(Шекспир У. Сон в летнюю ночь)

Не думайте, коль мы не угодим, Что может быть у нас желанья мало Искусством скромным вас занять своим. Вот нашего конца сейчас начало. Мы не жалеем своего труда

Вас оскорблять не входит в наши цели, Вас развлекать явились мы сюда. Не с тем, чтоб вы об этом пожалели, Актеры здесь. Их стоит показать, Чтоб вы узнали все, что надо знать.

В чем причина восприятия разных смыслов одинакового текста? Какое свойство восприятия иллюстрируют представленные тексты?

Задача 2.

В кино известен эффект Кулешова. Он отснял известного в свое время артиста немого кино Мозжухина с нейтральным выражением лица и смонтировал крупным планом снятое лицо с гробом, тарелкой супа на столе, играющим ребенком. Просмотр этих кадров показал, что зрители по-разному оценивают мимику и душевное состояние челове­ка в последующем кадре в зависимости от предыдущего.

Какие закономерности восприятия влияют на понимание смысла изображения?

Роль представлений в решении мыслительных задач

Задача 3.

Из города А в город В вышел поезд по направлению к городу Б и шел без остановки со скоростью 30 км/ч. В то же самое время, как из города А вышел поезд, из города Б по направлению к городу А вылете-

ла ласточка, летящая со скоростью 60 км/ч. Она долетела до поезда, повернула обратно и полетела в город Б. Долетев до города В, она снова повернула по направлению к поезду, опять долетела до поезда и снова повернула к городу Б и тд. Так она все время летала навстречу поезду и обратно, пока поезд не прибыл в город Б. Сколько километров пролетела ласточка?

Задача 4.

В книжном шкафу стоят два тома собрания сочинений. В первом томе 300 страниц, во втором — 200 страниц. В шкафу завелся книжный червь и стал прогрызать книги от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома.

Сколько страниц прогрызет книжный червь?

МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

qg~ Заполнить пробелы

1. Восприятие как и его основа.....есть непосредственное познание и.....челове­ком внешнего мира.

2. В случае потери слуха у человека обостряется.....и деятельность других......

3. Восприятие длится ровно столько, сколько.....материальный.....на соответст­вующий рецептор.

4. Восприятие нельзя сводить к.....ощущений.

5. Представление — это вторичный.....предмета или явления, сохраненный в памяти.

6. Представление — это.....памяти создавать образы, когда сам раздражитель

непосредственно не действует на наши анализаторы.

7. Представление — это такое..... явление, в котором сознание отрывается от

своего.....источника и существует как самостоятельное явление.

Ф= Верно или неверно

1. Роза пахнет, даже если ее никто не нюхает.

2. Восприятие зависит от сенсорной организации индивида, воспитания, общест­венного уклада.

■ 3. Восприятие цвета есть образ, копия электромагнитной волны, вызвавшей это восприятие.

4. В процессе деятельности воспринимаются и закрепляются в представлениях те качества объектов (предметов, вещей), которые для нее имеют значение и важны для решения практической задачи.

5. Цир.человеческих представлений — это реальность, полностью определяемая состоянием нашего сознания.

6. В представлениях всегда отражаются сущностные признаки явлений и предметов.

ОТВЕТЫ

^ Заполнить пробелы

1 — ощущение, отражение. 2— зрение, анализаторов. 3 — воздействует, объект. 4 — сумме. 5 — образ. 6 — способность. 7 — психическое, непосредственного.

\| Верно или неверно

1 - Н. 2 — В. 3 — В. 4 — В. 5 — В. 6 - В.

2-зиз

 

 

Гема 4. ПАМЯТЬ

Память — сложный познавательный психический процесс, заклю­чающийся в отражении индивидом своего прошлого опыта. В памяти выделяют три процесса: запоминание (ввод информации), сохранение (удержание информации) и воспроизведение (выдача информации). Эти процессы взаимосвязаны. Организация запоминания влияет на сохранение. Качество сохранения определяет воспроизведение.

Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатле-ние - импринтинг (см. словарь терминов), а может быть и протяжен­ным по времени. Состояние импринтинга у человека возникает в мо­мент высокого эмоционального напряжения.

В психологии раскрыта зависимость сохранения информации от ус­тановок личности (профессиональная направленность памяти в позна­вательной деятельности, злопамятство или добросердечие в эмоцио­нальной памяти), условии и организации заучивания, влияния после­дующей информации, мыслительной переработки материала, перехо­дов от сохранения в сознании к Вытеснению в подсознательное.

Воспроизведение — процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Говорят о непроизвольном воспроизведении, когда мысль или образ всплывает в памяти без намерений личности. Произвольное воспроизведение может протекать на уровне узнавания. Узнавание опи­рается на образ восприятия. Зд^сь важно точно познать идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти.

Следующим по степени трудности можно назвать воспроизведение в узком смысле слова, когда нет Опоры на образ восприятия, но матери­ал воспринимается в соответствии с целью и без усилий со стороны че­ловека Третья ступень воспроизведения — это припоминание — про­цесс воспроизведения, требующий усилий для того, чтобы воссоздать нужное. Лучшим вспомогательным средством припоминания являет­ся опора на узнавание.

Великий физиолог И.П. Павлов, первый русский лауреат Нобелев­ской премии, считал, что физиологической основой памяти являются нервные связи, образующиеся ц коре головного мозга под действием раздражителей из внешнего ми^а или внутренней среды. Такие связи принято называть ассоциациями.

Какое сегодня число? _ спрашивает у своего друга его товарищ.,

— Не знаю, — отвечает тог.

— Ну как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.

— А она — вчерашняя!

На основе анализа ассоциаций можно определить проццшй опыт Ьеловека С помощью свободных ассоциаций 3. Фрейд нахо, *|ил причи­ну психических заболеваний (неврозы, истерии и т.д.).

Используя принцип свободных ассоциаций, американские инжене-

Еы и психоаналитики создали машину " Детектор лжи", который четко шксирует и беспристрастно улавливает изменения в поведении, мыс-ительной и перцептивной деятельности личности. Психологически верно раскрыл возможности ассоциативного ме-■ года для криминалистики чешский писатель А. Чапек в рассказе " Экс­перимент профессора Ррусса".

Профессор заявляет подозреваемому в убийстве Суханеку.

— Я не буду вас допрашивать. Я буду только произносить слова, а Ьы должны говорить первое слово, которое вам придет в Голову. По-|нятно? Итак, внимание! Стакан...

— Стакан, — повторил профессор Роусс.

— Пиво, — проворчал Суханек.

— Вот это другое дело, — сказала знаменитость.

— Теперь отлично.

Суханек подозрительно покосился на него. Не ловушка, ли вся эта затея?

— Улица, — продолжал профессор.

— Телеги, — нехотя отозвался Суханек,

— Надо побыстрей. Доми*

— Поле.

— Токарный станок.

— Латунь.

— Очень хорошо.

Суханек, видимо, уже ничего не имел против такой Чгры. Пере­кличка становилась все быстрее. Суханека это забавляло. Похоже на.игру в карты, и о чем только не вспомнить!

—Дорога,бросилемуЧ.Д. Россвстремительномтемце.

— Шоссе.

— Прага.

— Бероун.

— Спрятать.

— Зарыть.

— Чистка

— Пятна

— Тряпка

— Мешок.

— Лопата -Сад.

— Яма

— Забор.

— Труп!

Молчание.

— Tpynl — настойчиво повторил профессор. — Вы зарыли его под забором. Так?

— Ничего подобного я не говорил! — восклицает Суханек.

— Вы зарыли его под забором у себя в саду, — решительно повторил Роусс. — Вы убили Чепелку по дороге в Бероун и вытерли кровь в ма­шине метком. Куда вы дели этот мешок?

Преступник был разоблачен.

ИЗУЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПАМЯТИ

Опыт 1

Определение объема кратковременной памяти

Зачитывается первый числовой ряд. После его прочтения экспери­ментатор дает команду испытуемым " Записывайте". И те записывают запомнившиеся числа, сохраняя их последовательность. После этого повторяется процедура со вторым, третьим, четвертым и т.д. рядами.

Числовые ряды.

3 7 4 8 9 5

72841 18541682776

69159372384596583618.

Проверка результатов опыта:

Вновь зачитываются ряды чисел и неправильно воспроизведенные числа зачеркивают. Пропуски чисел в ряду не считаются ошибкой. После однократного предъявления обычно правильно воспроизводит­ся ряд из пяти чисел. Это число удержания близко к числу объемных характеристик Миллера (7 + 2).

О п ыт 2

Определение уровня развития смысловой памяти

Составляется рассказ, который содержит 13 смысловых единиц и три числа, который зачитывается испытуемым. Задание предъявляет­ся дважды. Используются аналогичные тексты.

Второе задание отличается от первого предварительным эмоцио-генным инструктированием.

Пример рассказа: " Корабль вошел в бухту (1). Несмотря на сильное

гнение моря (2). Ночь простояли на якоре (3). Утром подошли к

истани (4). 18 моряков отпустили на берег (5, 6). 10 человек пошли в

/зей (7, 8). 8 матросов решили просто погулять по городу (9, 10). К

: черу собрались все вместе, зашли в городской парк, плотно поужи-

[али, в 11 часов вечера все вернулись на корабль (11—14). К этому вре-

тени оставшиеся моряки уже провели выгрузку (15). Вскоре корабль

травился в другой порт (16).

Перед началом проведения первой части исследования испытуе­мым зачитывается следующая инструкция:

" Вам будет зачитан рассказ, он очень короткий, в нем имеется ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они находятся в не­которой логической связи. Прослушайте внимательно рассказ и затем в течение 3 минут запишите основное содержание (что запомнили). Предложения можно сокращать, не теряя смысл. Переспрашивать во время работы нельзя".

Инструкция перед выполнением второго задания: " Выполняя аналогичное первому задание, постарайтесь запомнить |больше, чем в предшествующем рассказе. Это делается для проверки (ваших волевых качеств и эмоциональной устойчивости. Если у вас до­статочно самообладания и настойчивости, вы сможете улучшить свой результат".

Проверка результатов отгыта:

Оценка в условных баллах проводится по таблице результатов вос­произведения двух текстов. Порядок изложения фрагментов не учи­тывается.

Оценка в баллах

Количество воспроизведенных смысловых единиц и чисел (из 32)

31 28-30 27-29 23-26 19-22 15-18 11-14 7-10

Отличная память: он всегда помнил, где что забыл.

Из личных наблюдений

О п ыт 3 Проверка зрительной памяти

Карта Стерлинга для оценки сенсорной памяти (в данном случае зрительной памяти) представлена на следующей странице. Следует посмотреть на нее в течение 10 секунд и запомнить количество объек­тов, их расположение, последовательность.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.