Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел I






ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ: ТЕОРИЯ, ЗАДАЧИ, РЕШЕНИЯ

Тема 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ

Психологическая наука — сложная область знаний о внутреннем мире человеческой личности. Предметом психологии является меха­низм и закономерности психики как определенной реальности, пове­дение человека, реализующего и отражающего эти закономерности.

Психологическое познание столь же древне, как и сам человек. Ве­ликие цивилизации, сложившиеся за несколько тысячелетий до нашей эры, оставили нам прекрасные подтверждения стремлениям и потреб­ностям человека познать себя и окружающий мир.

Примером тому может служить описание механизма психической деятельности в египетском " Памятнике мемфисской теологии" (конец IV тысячелетия до н.э.). Согласно этому произведению, устроителем всего существующего, вселенским архитектором является бог Птах. Что бы люди ни помышляли, ни говорили, их сердцами, языком ведает он.

Считалось также, что боги " создали зрение, слух ушей, дыхание носа, дабы давали они сообщение сердцу". Что касается сердца, то оно " всякому сознанию дает восходить". Иначе говоря, уже в древности су­ществовала идея о том, что условием " всякого сознания" является дея­тельность центрального телесного органа (см. Ярошевский М.Г. Исто­рия психологии. М, 1976. С. 18—19).

Через несколько тысячелетий великий русский физиолог И.М. Се­ченов в " Рефлексах головного мозга" (1863) отметил, что " все акты со­знательной и бессознательной жизни по своему происхождению суть рефлексы". Это положение стало психологической парадигмой пони­мания сути психики, психологическим предметом изучения живой ма­терии через ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, речевую деятельность, внимание, способности, темперамент и харак­тер, эмоции и чувства, волевые побуждения, интернерсональные и трансперсональные связи.

Основная задача психологии — изучение механизмов, закономер­ностей и качественных особенностей развития и проявления психи­ческих процессов, состояний, свойств как отража7ельной деятельнос­ти мозга, изучение природы и условий формирования психических

особенностей личности. Личности, которую П. Тейяр де Шарден, автор уникального исследования " Феномен человека", назвал " думаю­щей материей, осознающей свою эволюцию".

Знание основ психологической науки помогает перенести интег­ральный психологический опыт людей на поведение отдельного чело­века. Позволяет успешно решать практические вопросы в самых раз­личных областях человеческой деятельности.

МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ с®» Заполнить пробелы

1. Относительная роль.....и окружающей среды в развитии индивидуума остается

предметом дискуссии.

2. Согласно Дарвину, естественные процессы привели к.....признаков наиболее

......к данной среде, благоприятствуя их передаче последующим поколениям.

3. В XX в. эволюционная теория обогатилась данными.....и открытием......

4. Последовательность событий, в результате которых информация от.....переда­ется в нервную систему и вызывает автоматическую реакцию, называется......

5. Переход к прямохождению повлек за собой освобождение.....и развитие спо­собности к изготовлению первых......

6. Главные особенности социальной организации человека —.....добывание пищи

своими сородичами и образование постоянных......

с^= Верно или неверно?

1. Одичавшего мальчика, найденного в Авероне, по-видимому, вырастили волки.

2. Дарвин считал, что природа действовала как фактор отбора, позволяющий вы­живать самым слабым.

3. В настоящее время основы эволюционной теории принимает большинство уче­ных.

4. У растений уже можно определить самые примитивные формы поведения.

5. Врожденный пусковой механизм одинаков для всех поведенческих актов у всех видов, обладающих инстинктивным поведением.

6. Способностью к научению обладают только высшие организмы.

7. Только у человека существует язык, позволяющий ему " переноситься" в про­шлое и будущее.

ф°» Выбрать правильный ответ

1. У человека врожденными формами поведения считаются:

а) агрессивные действия,

б) доминирование,

в) половое поведение,

г) все ответы неверны.

2. Инстинктивные формы поведения:

а) запрограммированы от рождения,

б) менее сложны, чем рефлексы,

в) не могут изменяться в результате опыта,

г) у человека более многочисленны, чем у других видов.

3. Инстинктивное поведение преобладает у:

а) насекомых,

б) рыб,

в) рептилий,

г) млекопитающих.

4. Наиболее прямые предки человека появились:

а) 700 000 000 лет назад,

б) 200 000 лет назад,

в) 100 000 лет назад,

г) 40 000 лет назад.

5. Человек — единственное существо, способное:

а) передавать информацию в прошлых и будущих событиях,

б) пользоваться орудиями,

в) жить в сообществах,

г) верны все ответы.

6. Присущая человеку социальная структура дает детям возможность:

а) получить очень хороший уход,

б) воспринимать социальные и культурные обычаи,

в) усваивать опыт предшествующих поколений,

г) верны все ответы.

ОТВЕТЫ

\j Заполнить пробелы

1 - наследственности. 2 - отбору, приспособленных. 3 - генетики, ^под­следственности. 4 - органов чувств, рефлексом. 5 - рук, орудий. 6 - разделение, групп.

Ч] Верно или неверно

1_Н. 2- Н. 3-В. 4-В. 5-Н.6-Н. 7-В.

\j Выбрать правильный ответ

1„г.2-а.3-а 4-B.5-a.6-r.

ЛИТЕРАТУРА

ГамезоМ.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1986. Рубинштейн С Л. Бытие и сознание. М/ Изд. АН СССР, 1957. Поршнев В.Ф, О начале человеческой истории М.: Мысль, 1974. Ярошевский М.Г. История психологии. Изд. 2-е, переработанное.

Тема 2. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

Методы психологического исследования позволяют изучить пси­хологические особенности личности путем оценки ее развития в пер­цептивной, когнитивной, эмоциональной и социальной сферах.

Своеобразие психологической науки определяется сложностью и специфичностью проявления психики. В связи с предметом изучения каждый метод имеет свою специфику, значимость, эффективность, преимущество и недостаток.

В психологии различают основные и вспомогательные методы. К основным методам относят метод наблюдения, беседу, эксперимент. К вспомогательным — все остальные (метод экспертных оценок, метод анкет, метод текстов, метод самонаблюдения, метод интервью, анализ продуктов деятельности и т.д.). Такое деление методов имеет относи­тельный характер, ибо в ситуациях конкретного исследования тех или иных проявлений психики, изучении ее закономерностей вспомога­тельные методы могут стать основными, а основные методы занять место вспомогательных.

Для того чтобы объяснить эмпирические факты, их нужно сопо­ставить друг с другом и на основе сопоставления обобщить, найти за­кономерность, которой они подчиняются. Такая процедура исследо­вания связана со статистическими методами обработки полученных данных.

Бессмысленно сопоставлять сотни и тысячи единичных фактов. Их необходимо объединять в группы для обнаружения тенденции, выражен­ной закономерности. Нахождение средней арифметической величины, или, как говорят математики, математического ожидания, одно из важных правил применения методов в психологическом исследовании.

Средняя арифметическая величина может быть либо более, либо менее представительной (репрезентативной), но она всегда надежнее единичного замера.

Наблюдение. Один из основных эмпирических методов психоло­гического исследования. Наблюдение заключается в последователь­ном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их изменений в определенных условиях. Наблюдение всегда предполагает наличие замысла, системы методических приемов, кон­троля и осмысления результатов.

Психолога-исследователя всегда интересует не любое проявление поведения, а лишь такое, которое связано с конкретной задачей иссле­дования. Наблюдение всегда характеризуется некоторой субъектив­ностью, которая может создавать установку, благоприятную для фик­сации значимого факта, что порождает интерпретацию фактов в духе ожиданий самого наблюдателя. Объективность наблюдения можно по­высить, отказавшись от преждевременных обобщений и выводов, при многократном наблюдении изучаемого факта и контроле со стороны других методов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.