Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как мышь сыну невесту сватала






Когда было — кто знает, где было — тоже неизвестно. Жила одна мышь, мышь как мышь: усы, маленький нос, круглые ушки, живые глазки, четыре короткие лапки и тонкий длинный хвостик, похожий на соломинку. Короче говоря, такая мышь, каких вы видели немало.

Было у нее жилище — уютная норка, которую она вырыла своими маленькими коготками. Из корзины старой бабушки наворовала она шерсти и сделала себе мягкую постель. Были в ее доме и кладовки, их она на зиму заполняла краденым зерном и лесными орешками.

Однажды зачастили к ней соседские мышки, а сама она не показывалась наружу: настало ей время рожать, вот и бегали к ней соседки-повитухи.

А через некоторое время выбежали из норки вестники и побежали по соседям с новостью:

— За добрую весть с вас подарок: у нашей мышки сын родился! Очень радовались счастью мышки ее родные и близкие, носили ей гостинцы.

А мышка-мать очень любила своего мышонка, не зря ведь говорят: «Для лягушки лягушонок — солнца луч».

Стала она его растить, выкармливать. А когда он вырос и стал бегать, начала мать мышонка учить.

Немного прошло времени, а весь мышиный народ только и говорил, что о мышонке — везде его славили.

— Такого молодца еще не было среди нас. Как не позавидовать матери, родившей его!

— Правду говоришь! Клянусь, я тоже думаю, что из него получится выдающаяся мышь!

— Да, да! Он не только вам нравится, а и всем, кто его видел!

— Он и видом хорош, и сложением, а до чего воспитанный и умный!

— Он очень талантлив, этот мышонок: ни у кого пет такого острого слуха, никто раньше него не услышит кошачьего мяуканья, никто лучше не определит, откуда грозит беда нашему народу.

— И в жизни он очень шустрый, глазом за ним не уследишь, а в работе — огонь! Несколько раз я видела его в деле: он мгновенно прогрыз своими острыми зубами отличную дырку в новой салетке и натаскал оттуда красной пшеницы на зиму.

— А со мной он ходил в лес за буковыми орешками и лещиной. Чтоб мне умереть, нам всем не удалось сделать столько, сколько ему одному. Из прекрасных спелых орехов сделал он запасы в своих кладовках. И храбрости ему не занимать: ходит по двору курица с цыплятами, квохчет, распустив крылья, сзывает цыплят. В сторонке лежит кот, потягивается, шевелит усами, поглядывает по сторонам. А наш мышонок, словно небесный Уацилла, налетит на цыпленка — попробуй, догони его! В мгновение ока уже пищит цыпленок в мышиной норке, а курица и кот только смотрят вслед, разинув рты.

Прошло время, вырос мышонок. Решила мать его женить. Многие мышки мечтали о нем, многие матери предлагали своих дочерей в невесты, а другие мыши — дочерей своих знакомых или родственников. Обойди весь мышиный народ — не нашлось бы семьи, которая бы не отдала свою дочь мышонку в жены.

Но мышка-мать хорошо понимала, как устроена жизнь — и в прежние времена каждый искал себе богатую, прославленную и сильную родню.

И решила мышь женить сына на дочери солнца, потому что во всем мире считалось, что нет никого сильнее солнца. Зимою земля замерзает, все леденеет кругом. Многие растения, животные, птицы погибают зимой, другие убегают от нее в теплые страны, третьи засыпают глубоким сном.

Но вновь начинает сиять в вышине солнце, после холодной зимы вновь настает звонкая весна, теплые солнечные лучи разрушают ледяные цепи, и земля начинает дышать. Оживают поля, зеленью покрываются горы и степи, все приходит в движение.

И вот пошла мышь к солнцу. Как уж она нашла к нему дорогу — этого я вам не скажу, потому что и сам не знаю.

— Добрый день, солнце солнц!

— Добро пожаловать, длиннохвостая мышь, приятно тебя видеть, — отвечает солнце.

— Пусть только хорошее случается с тобой, — говорит мышь, — но я к тебе по делу, солнце солнц.

— Наверно, ты расскажешь мне, что это за дело?

— Прошу прощения, солнце солнц, но есть у меня сынок, похожий на небесного Уацилла. Настало ему время, и я хочу женить его. В нашей стране любая девушка пойдет за него, да я не даю согласия, не считаю их достойными его. Я ищу для сына сильную родню. В мире нет никого сильней тебя. Отдай свою дочь за моего мальчика — и вы об этом не пожалеете, ни ты, ни твоя дочь.

— Надо думать, сила у меня есть, — говорит солнце, — но есть кое-кто посильнее меня.

— Кто же может быть сильнее тебя?

— Туча.

— Как это?

— Проходит она между мной и землей, закрывает небо — ничего тогда не могу я сделать, даже на детей своих посмотреть.

— Тогда прощай, не годишься ты мне в родственники.

— Всего хорошего, длиннохвостая мышь. Пошла мышь к туче.

— Туча, я пришла, чтобы породниться с тобой. Отдай свою дочь за моего сына. Была я у солнца, считала его сильным, но оно само сказало, что ты сильней его. Что ж, в это легко поверить. Только благодаря тебе живем мы на земле. Если бы не ты, мы все погибли бы без воды.

— Не найдется никого, кто мог бы тебя упрекнуть. Может, я и сильнее солнца, но есть кое-кто посильней меня.

— Кто же это?

— Ветер. Как задует он, как начнет гонять меня, словно мячик, то в одну, то в другую сторону, рвет об утесы, загоняет на край небес.

— Спасибо тебе за откровенность. Прощай! — Счастливого пути!

Где бегом, где рысью добралась мышь до ветра.

— Отдай свою дочь за моего сына. Говорят, нет никого сильней тебя. Ходила я к солнцу, но оно призналось, что туча сильнее его, а туча меня к тебе послала. Сила твоя несомненна, мне и самой это известно. Когда в июле солнце начинает жечь все, что под ним, ты появляешься откуда-то и приносишь тучи. Или наоборот, когда всем надоедает дождь, и солнце совсем не показывается, только благодаря тебе исчезают тучи. Благодаря тебе люди едят хлеб: ты вертишь крылья ветряных мельниц, и мне моя доля перепадает. Благодаря тебе провеивается зерно, а корабли плавают по морю. Это когда ты в хорошем настроении. Но стоит тебе разгневаться — ты приносишь большие беды, вырываешь с корнем черный лес, не оставляешь людям ни зерна, ни сена.

— Ты меня так расхвалила, что лучше и невозможно. Спасибо тебе, но все же есть кто-то посильнее меня.

— Сильней тебя?! Не представляю, кто это может быть.

— Это вол. Пасется он в поле, щиплет сочную траву, и как бы я ни дул, даже хвостом не поведет.

Побежала мышь дальше. Бежит и видит: стоит по брюхо в траве могучий черный вол. Пасется он, режет траву широкими зубами, а если сядет на него муха, сгоняет муху хвостом.

— Пришла я к тебе родниться, засватать твою дочь за моего прославленного сына. Сильнейшего из сильных ищу я в родственники. Была я у солнца, но туча оказалась сильней его. Сильнее тучи — ветер, а он мне указал на тебя, как на сильнейшего. Его словам можно поверить. Благодаря твоей мощной шее народ пашет, возит дрова, ездит по дорогам, строит дома...

Черный вол поднял морду от сочной травы, глянул на мышь большими добрыми глазами и говорит:

— Ты оказываешь мне большую честь, но, мне кажется, слишком хвалишь меня. Я не слаб, это правда, но ты ошибаешься, считая меня самым сильным.

— Да кто же еще сильней тебя?

— Сильней меня плуг. Бывает, тянут его восемь таких, как я, вспахивая землю. Проходит немного дней, а наши сильные шеи стираются, начинают болеть; втягивается живот, впадают бока. Часто бывает и так, что одному мне не под силу сдвинуть плуг с места.

— Значит, и ты не годишься мне в родственники, — сказала мышь. — Счастливо оставаться.

— И тебе счастливой дороги, — ответил вол. Стала мышь искать плуг и нашла его в поле.

— Плуг, я странствую в поисках сильнейшего в мире, хочу женить своего сына на его дочери. Была я у солнца, да туча сильней его. Сватала дочь тучи, да ветер сильней ее. Была и у ветра, да вол сильней его. Пошла к волу, а он мне указал на тебя, как на сильнейшего.

— Конечно, я силен, а как же! Весной и осенью я переворачиваю пласты земли. Мало таких мест, где бы я не провел полосу. Это я несу миру изобилие, благодаря мне заполняются зерном закрома. Но если я скажу, что нет никого сильней меня — это будет неправда.

— Да неужели есть кто-нибудь, кто может победить тебя?

— Бывает, и для меня наступает тяжелый час. Иду я по полю и оставляю за собой борозды, красивые и одинаковые. Иду, иду — и вдруг попадается мне корень, и сразу я останавливаюсь, нет у меня сил двигаться дальше. Не будь этот корень сильней меня — он бы меня не остановил.

Ушла мышь от плуга.

«Пока сама не увидишь тех, кого считают сильными, пока не поговоришь с ними — не узнаешь, до чего сильна сама, — с досадой думала мышь. — Да кто мог думать, кто мог предположить, что самой сильной на свете окажусь я сама! Солнце сильно, туча сильнее солнца, ветер сильнее тучи, вол сильнее ветра, плуг сильнее вола, корень сильнее плуга. Получается, что самой сильной оказалась я! Корень, который все считают самым сильным в мире, я легко перегрызаю зубами!»

Не стала больше мышь искать сильную родню, а вернулась домой и из мышиного рода сосватала за своего единственного сына красивую, воспитанную и резвую девушку.

Была ясная летняя ночь. На небе сияла полная луна, сверкали звезды, и след Арфана делил небо пополам. Вот в эту-то ночь и устроила мышь свадьбу. Пировали и старики, и молодежь, а потом танцевали на гладком току симд, и самая голосистая мышь стояла в центре круга и пела песню старого Кайсына.

Может, и из вас кто-нибудь был на этой свадьбе?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.