Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура Древней Греции






Древнегреческая культура является частью античной /с лат. -древний/. Античной назвали итальянские гуманисты эпохи Возрожде­ния греко-римскую культуру, как самую раннюю из известных ил. Это название сохранилось за ней и поныне, хотя открыты с тех пор и более древние культуры. Оно сохранилось и как понятие, отделя­ющее греко-римскую культуру от культур древнего Востока.

Особенности древнегреческой культуры и ее формирования

Три важнейшие особенности древнегреческой культуры придают ей исключительный характер: 1)полнота, разнообразие и известная законченность составных частей культуры /литературы, искусства, философии/; 2)ее гуманистическая направленность; 3) большой вклад греков в сокровищницу мировой культуры, создание шедевров, обогатившее культурное творчество последующих поколений. Совре­менная культура и прежде всего европейская во многих своих про­явлениях восходит к многогранной культуре древней Греции.

Древнегреческая культура часто сравнивается с зарей, с дет­ством человеческого духа, а любовь к античности - с очарованием детства и тоской по его невозвратности."... И почему детство че­ловеческого общества там, где оно развивалось всего прекраснее, не должно обладать вечной прелестью, как никогда не повторяюща­яся ступень? - спрашивал Маркс и сам же отвечал, - Бывают невос­питанные дети и старчески умные дети. Многие из... народов при­надлежат к этой категории. Нормальными детьми были греки" 1.

Древний грек сознавал себя высшим разумным существом, судя­щим о социальном устройстве, о мироздании, о судьбе, руководст­вуясь неслепым подчинением кому-то, не суевериями и колдовством, а понятиями, им самим выработанными. - и он строил свою жизнь так, как ему это казалось наиболее целесообразным.

Античная духовная культура вся пронизана искусством. Цель искусства - создание красоты, которая равнозначна добру, равно­значна духовному и физическому совершенству человека. Творимая искусством греков идеальная красота рождала в человеке благород­ное стремление к самоусовершенствованию. Гармония, соразмерность,

1. Марке К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.-Т.12.-С.737-738.


 

классические пропорции завораживают нас в античном искусстве и навека определило европейские каноны красоты и совершенства. Важнейшая черта античной культуры и искусства-чувство поряд-ка и меры. " Меру во всем соблюдай! " - учил древнегреческий поэт Гесиод. " Ничего слишком! " - гласила надпись над входом в святи- лище Апполона в Делъфах. Античное искусство сумело достигнуть своего высшего уровня благодаря тому, что греческие мастера су-мели уравновесить идею с формой, " из которой каждая потеряла свою особенность и которые слились в неразрывном тождестве уже, а не единстве только.

Греческому сознанию было свойственно примирение духа и при- роды, дотоле враждовавших между собой. И поэтому греческое искус-ство облагородило, просветлило и одухотворило все естественные склонности и стремления человека. Статуи греков изображались нагими: то, что для других показалось бы бестыдным оскорблением человеческого достоинства, в Греции было целомудренною поэзиею сознанием человеческого достоинства.

Культура греков создавалась на базе передового способа про­изводства, рабства классического типа. Оно создавало достаточные материальные возможности для культурного развития. Господствую-щий класс, состоявший в основном из относительно небогатых соб-ственников и принимавший деятельное участие в организации прйиз-водства, был заинтересован в общем культурном прогрессе.

Одним из важнейших факторов, влияющих на культурное развитие

общества, является его политическая организация. Основой взлета |

греческой культуры был рабовладельческий полис - демократически

управляемый город-государство, где свободные граждане принимали

непосредственное участие в общественной и политической жизни.

Гражданин полиса ощущал себя подлинно независимым и полновласт-

ным. Эта социальная среда была более благоприятной для создания

и восприятия культурных ценностей, чем забитые и бесправные ой

щинники в странах Древнего Востока. Подданных царя Персидской

державы придавливало само величие империи, а в обожествлении да

ря они видели залог крепости государства. Граждане Эллады изба-

вились полностью от священного трепета перед самим понятием выс-

.1. Белинский. В.Г. Общие черты греческого искусства // Искусстве Книга для чтения, -, 1969. - С.25.


шей и незыблемой власти.

Отсутствие замкнутого слоя правящей, отделенной от основной массы гражданства, бюрократии и наемной армии, концентрации вла­сти в руках Народного собрания, сменяемый и контролируемый аппа­рат управления, ополчение как основа военной организации порож-. дали близость государственных институтов и основной массы граж­данства, предполагали активное участие граждан в государственных делах, достаточно культурную и политически мыслящую личность. Расцвет греческого полиса в У1-1У вв. до н.э. стал одновре­менно и золотым веком античной культуры, ее классической эпохой.

Важным условием высоких культурных достижений древних греков явилось отсутсвие жречества как замкнутой касты. В странах Древ­него Востока монополия в культурном творчестве находилась в ру-ках жреческой корпорации, которая подчиняла культуру религиозной идеологии.

Греки изображали своих богов по образу и подобию человека. Они сознавали, что именно человек является наиболее совершенным существом в наблюдаемой, ими действительности. Свое человеческое совершенство эллин начал приписывать и богу. Уподобляя себе бога, человек и себя начал уподоблять богу. Это определило более сво­бодный характер образования, системы воспитания, мировоззрения и всей культуры, ее более быстрое и интенсивное развитие.

Отсутствие классического жречества превращало поэта в созда-теля священных книг народа. И таковыми стали " Илиада" и " Одиссея" Гомера, поэмы Гесиода, которые появились задолго до появления письменности и передавались веками изустно. " Искусство в широком смысле слова было как бы религией греческого мира. Это отлично понимали первые христиане: уничтожая памятники античного искус­ства, они хотели уничтожить ненавистное язычество".

На формирование культур оказывало влияние окружающая челове­ка природа. Отражением гигантской природы Гималаев, слонов и уда­вов стали громады индийских храмов и колосальность статуй. Гре­ческая природа, где все было " не обширно, так все мерно и ясно, что... не позволяла ощущать себя потеряным в окружающем мире, как

1. Ильин И.А. История искусства и эстетики. Изб. статьи -М., 1983. - С.126.


должно быть чувствовал египтянин в ровной желтизне песков или скиф в стелящейся зелени степного простора." Природа этой стра-ны, чуждая всякой чудовищной громадности, крайностей, не могла не иметь влияния на чувство соразмерности, гармонии, которое бы­ло как бы врождено грекам. И в этом мире эллин как-то сразу на­ходил себе место. Место хозяина солнечного края, дарованного ему богами..

Огромную роль как в жизни отдельных людей, так и почти всех греческих полисов играло море. Оно защищало от противника и сбли­жало народы. Морские связи способствовали взаимообогащению, об­мену культурными достижениями. И греки рано овладели морем.

Глубокий эстетизм греческой культуры, являющийся одной из ее особенностей, в значительной мере был порожден красотой природы..• " Древний грек воспринимал природу не в ее неразгадан­ных тайнах, а в ее видимой объективной реальности, поскольку его художественное творчество впервые утвердило реализм как абсолют­ную норму искусства. Но реализм греков - не копирование природы, а стремление к совершенству, на которое природа лишь намекнула, но которого не достигла.

Греческая религия и ее место в античной культуре

Истоки античной культуры восходят к рубежу 11 и 1 тысячел-тий до нашей эры. Именно в это время сложилась религия, известная нам по греческой мифологии. Как и у других народов древности, -греческая религия определяла основы мировоззрения, нравственнос­ти, ' формы и направления художественного творчества, его разных проявлений в литературе, архитектуре, скульптуре, живописи, даже философии и науке.

Древнегреческие боги были во -всем подобны людям: добры, ве­ликодушны и милостивы, но в то же время зачастую жестоки, мсти­тельны и коварны. Они отличались от человека только бессмертием и не знали границ в выполнении своих желаний. Но выше богов бы­ла судьба - Мойры - предопределение, изменить которое не мог ни­кто из них. Таким образом, греки даже в участи бессмертных богов усматривали их сходство с судьбами смертных людей. Так, Зевс в

1. Любимов Л. Искусство древнего мира. - M..1980. - С.165.


" Илиаде" Гомера сам не вправе разрешить поединок героев Гектора и Атилла. Божественная власть Зевса оказалась бессильной помочь своему любимцу - Гектору, который погибает от копья Атилла.

Боги и герои греческого мифотворчества были живыми и полно­кровными существами, непосредственно общавшиеся с простыми смер­тными, вступавшие с ниш в любовные союзы, помогавшие своим лю­бимцам и избранникам. И эллин видел в богат существа, у которых все, свойственное человеку, проявлялось в более грандиозном и возвышенном виде. Само создание мифов было первым шагом челове­ка к творчеству и к познанию самого

 

Совершенно определенно можно утверждать, что коренное отли­чие античной культуры от культуры, скажем, Египта, Месопотамии вытекает из самого характера гр еческой мифологии, которую затем переименовав на свой лад ее богов и героев, заимствовали римляне.

Греческая-мифология создала богатый арсенал образов, кото­рые стали отправной точкой для 'разработки художественных типов сильных людей, послужили основой для создания замечательной гре­ческой литературы и искусства. Определенному виду сознания аде-кватны и определенные формы культуры. Мифологическое сознание породило эпос.

Древнегреческий.эпос представляет собой единство религии, философии, истории, географии и прочих форм общественного созна­ния я знания мира вообще. Эпические поэмы Гомера " Илиада" и " Оди-ссея", Гесиода " Теогония" и " Труды и дни" и множество других не дошедших до нашего времени, появились из отдельных сказаний, за-родившихся в отдельных областях греческой земли, из целых цик­лов о судьбах героев и покровительствовавших им богах.

В эпических сказаниях Гомера зарождается греческая поэзия. Сказания - поэмы передавались изустно. Для удобства запоминания сказитель-аэд придавал им ритмическую форму так, что нельзя бы­ло по забывчивости опустить или изменить ни одного слова. Рит­мически организованная проза получила название стихов.

* " Мифология - это произведения народной фантазии, содержащие в себе наивно олицетворяющие объяснения фактов реального мира. Характерная черта античной мифологии-отражение реальной жиз-ни через деятельность богов.


Религиозная основа древних культур просматривается, как уже отмечалось, в различных ее сферах. Индийское искусство не могло возвыситься до изображения красоты человеческой, ибо в пантеис­тической религии бог есть природа, а человек - только ее служи­тель, жрец и жертва. Поэтому даже в индуисткой поэзии важную роль играют растения, змеи, птицы, коровы, слоны и т.п., а изва­яния богов представляют собой смесь членов человеческого тела с членами животных.

Греческая мифология знаменует конец Зверя, грозной и давя­щей силы природа и обожествление человека. Оно идет от Аполлона. - бога Света и Солнца, покровителя искусств; бога гармонии и ме-ры; бога, возвещающего истину и грядущее. Аполлоническое начало, породившее образы богов - олимпийцев и эпос Гомера, стало осно­вой развития греческой скульптуры, изображавший, богов, героев и просто граждан в прекрасных античных статуях.

Прекрасное божественное существо живет, по представлениям греков, в прекрасном жилище, и греческие архитекторы направили свои усилия на разработку храмового здания как наиболее совер-шенного архитектурного сооружения, сделав его одной из основ развития всей греческой архитектуры.

Непременной частью религиозного культа в У - 1У вв. до н.э. стало почитание главного божества данного полиса в форме торжес­твенных шествий граждан со статуей божества и праздничных меро­приятий в его честь. Среди них обязательными были пиршество, гимнастические состязания молодых атлетов, разыгрывание сценок из жизни богов или горожан. Участие основной массы граждан в празднике в честь божества делало его важным общественным собы­тием. Такие празднества, как Панафенеи в Афинах в честь богини Афины - покровительницы города, Дионисии в- честь бога раститель­ности, виноградарства и веселья Диониса, Олимпийские празднества в честь верховного бога Зевса, Пифийские в дельфах в честь бога Апполона, Истмийские в честь бога морей Посейдона в Коринфе, превращаются в крупные общественные события не только местного, но и общегреческого значения. Позднее религиозное значение этих празднеств уходит на второй план. Религиозные церемонии рассма­триваются как своего рода вступительная часть к спортивным / в Олимпии с VI-в. до н.э./ и музыкальным /в Дельфах/ состязаниям.


Возрастает роль театральных представлений в Афинах во время пра­зднования Панафией и Дионисий в У в. до н.э. Из этих празднеств вырос знаменитый греческий театр, сыгравший огромную роль в об­щественной жизни, воспитании и всей культуре древних греков.

Театр древних греков в отличии от аполлонического начала, являвшегося воплощением наивной полноты бытия, счастья жизни, вырос из культа Диониса. Этот бог, напротив, выступает как вест­ник несчастья и скорби: " Без страданий нет никого; у кого мень­ше всего страданий, - тот счастливый" /Софокл/ Устами Силена Ди­онис открыл греческому миру печальную мудрость: Величайшее первое благо - совсем Не рождаться, второе - родившись, • Умереть поскорей

/ Софокл /

Однако глашатай смерти Дионис есть в то же время бог оргии, экстаза и вдохновенного безумия; бог, эмблемой которого был под­нятый фалл, символ плодородия.

3 сознании греков и других народов Древнего мира естествен­ная закономерность умирающей и воскрешающей природы выступает в мифологической форме как трагическая смерть и радостное воскре­сение божества. Так, глашатай несчастья и скорби Дионис оказы­вается в то же время их разрешителем. Бог плача,, горести и слез, он в то же время бог смеха и веселья. Недаром в культе Диониса рождается и трагедия и комедия.

Греческий театр и литература

Театр занимал особое место в жизни древних греков. Театраль­ные представления были рассчитаны на все население города. Театр Диониса в Афинах имел 17 тыс. мест, в Эпидавре - 20 тыс., в Эфе­се - 60 тыс. Театральные представления стали органической частью повседневной жизни и были не развлечением, а священодействием, в котором должен был участвовать каждый гражданин. Афинским бедным гражданам, начиная со времен Перикла /444-429 гг. до н.э. -пер-вый стратег/ выдавались из казны специальные театральные деньги на посещение театра. Театр был школой воспитания, где в пьесах разбирались самые насущные вопросы морали, политики и идеологии. Представления шли несколько раз в год по большим праздникам и


продолжались несколько дней подряд с утра до вечера.

Истоки театра древних греков теряются в хороводах в честь Диониса. Он был богом производящих сил природы. Его культ отра­жал трудности и радости ведения сельского хозяйства, которое бы- | ло представлено главным образом виноградарством. Дионисии празд- | новались весной и осенью: пили молодое вино, водили хороводы, пели и танцевали*.

Выделение театра из эпоса, составной частью которого были хороводы, связано с кризисом мифологического сознания древних греков. Мифологическое сознание было свойственно для родовой об­щины. Ее разложение, развитие частной собственности, распад об­щества на " лучших" и " худших", знать и простой народ. - все это создает почву для новых общественных отношений, разрушивших це­лостность эпоса. Возникли условия для появления театра в собст-венном-' смысле слова: сатирической драмы, трагедии и комедии.

Рок выходит на сцену древнего мира. Само представление о ро­ковой вине или ошибке, основа которой лежит в трагедии, говорит о стоящей за спиной человека слепых законов бытия, ему неподвла-стных и недоступных его пониманию. Уходит в прошлое сравнитель­ная простота отношений, присущая веку Гомера. И хотя героями тра-гедий остаются мифические персонажи - боги и герои - поступки знаменитых героев эпоса пересматриваются: становятся преступны­ми или ошибочными. Эпическая фабула мифов становится трагической.

Таким образом, мир, воспринятый в эпоху " военной демократии" как эпос, с распадом старых общественных отношений воспринимает- Я ся как трагедия и комедия.

Греки понимали театр в ином смысле, нежели мы теперь. Внача­ле они понимали, видимо, под словом театр народ, расположенный по склону холма и собравшийся на праздник в честь Диониса**.

* Исполнители обрядовых песен в честь Диониса - дифирамбов были одеты в козлиные шкуры. Отсюда и происходит слово " трагедия", т.е." песнь козлов".Из дифирамбов и возникла греческая трагедия. Ряд песен в честь Диониса носил озорной, веселый характер. Из них возникла комедия.

**Одно из значений слова " театрон" - совокупность зрителей, " театес" - зритель, слушатель.'


При своем зарождении театр был тесно связан с религией. Не­посредственным участником представления был главный жрец.одевав-ший маску Диониса. Впоследствии ему отводилось место почетного председателя, а активная роль участника действия - актеру. Поста­новка на место жреца актера - переломный момент в развитии теат-ра у греков, который шаг за шагом все больше освобождался от связи с религией.

Ранний театр еще не знает поэта и актера в современном зна­чении: поэт был в то же время и актером. Да и единственный ак­тер первоначально был лишь " ответчиком хору", центральным дей­ствующим лицом трагедии остаются сами хороводы. Актер не являет­ся главным носителем действия, каким он становится в последствии.

Развитие театра в к. V в. и расцвет в 1V - 11 вв. до н.э. приводит к отрицанию старого понимания театра. Театр теперь - не сам. народ, а архитектурное сооружение - места, расположенные ус-тупами по склону холма, противопоставляемые орхестре, скене, проскениуму и другим элементам целого.

В V1 - V вв. до н.э. в Афинах жили и творили выдающиеся гре­ческие поэты. Отцом греческой трагедии считается Эсхил /525-456 гг. до н.э./ Как и вся древнегреческая культура, трагедия имела своей основой мифологию. Однако Эсхил переосмысливает общеиз­вестные и незамысловатые мифы, разрабатывает новые стороны сю­жета, наполняет рассказ идеями своего времени. Он жил в период. борьбы с тиранией и расцвета рабовладельческой демократии и уча­ствовал в греко-персидских войнах.

Для Эсхила свободная и нравственная жизнь возможна только в ог­ражденном справедливыми законами полисном коллективе.Устроенная таким образом жизнь, считает Эсхил, угодна и богам*.

Дальнейшее углубление вопросов бытия встречаем в творчестве Софокла /496-406 гг. до н.э./.- Среди них самые знаменитые две: " Царь Эдип" и " Антигона". В них Софокл ставит важнейшую пробле­му: место человека в обществе и мире. 7 него четко проводится

* Самая знаменитая трагедия Эсхила " Прикованный Прометей". В ос-нову трагедии положен греческий миф о том, как Прометей стра-дает за то, что дал огонь людям. Он выступает против тирани-

. ческой власти Зевса.


идея бессилия человека перед судьбой и одновременно в благород­ном образе фиванского царя Эдипа воплощен протест против судьбы.* Софокл утверждает идею всемогущества человека, беспредельность его сил, возможность помериться с неотвратимой судьбой. Централь­ная идея " Царя Эдипа" выражена в стихах:

Много в природе дивных сил,

Но сильней человека - нет. Еврепид /480-406 гг.до н.э./ - третий великий трагик - напи­сал трагедии, посвященные анализу чувств, которые приводят чело­века к несчастьям и гибели, В его пьесах не рок управляет дейст­виями человека, как у Софокла, а сами люди делают свою жизнь. Но их чувства иногда становятся более роковыми, чем судьба**. Человек для Еврипида - не цельное и неизменное существо, которо­му противостоит" некая внешняя сила, с которой он вступает в про­тивоборство, а раздираемая противоречивыми страстями душа и ка­кая из них одержит верх и к каким страшным последствиям это при­ведет, человек и сам не знает. Этот ' непредсказуемый результат

* Эдип старается отвратить рок, но предсказание сбылось. По воле богов ему суждено вести преступную жизнь: убил своего отца, же­нился на матери, которая родила страшные существа /они были царю одновременно детьми и братьями. Царь Эдип жестоко наказан, но не смиряется со своей страшной долей. Он бунтует против не­справедливости судьбы, против жестокости богов и бросает им вызов. Он достигает духовного очищения, превращается в героя.

за? Наиболее прославленной пьесой Еврипида является " Медея". В ней речь идет о страшной мести Медеи, дочери колхидского царя, предводителю аргонавтов Ясону. -Он увез ее в Грецию, бросив на произвол судьбы, а сам вступил в брак с другой женщиной. Медея вынашивает планы жестокой мести, которые приводят к мысли об убийстве ее детей от Ясона. Еврипид психологически тонко рису­ет смятение чувств любящей матери и жестокой мстительницы, в котором побеждает месть.


борьбы страстей в душе человека и есть его судьба.*

Большой популярностью в Греции пользовался жанр комедии, в 7 в. до н.э. политические проблемы стали центральными в общест­венной; жизни афинского государства, которые открыто обсуждались широкими массами граждан. И в ранних комедиях стал преобладать политический материал, а сама комедия приобрела политический ха­рактер.

Классиком греческой комедии является Аристофан /450-388 гг. до н.э./. Содержание его комедий представляет собой настоящую энциклопедию греческой жизни того времени.

Архитектура и искусство

7-17 вв. до н.э. были временем расцвета греческой архитек-туры и скульптуры, создания шедевров, обогативших сокровищницу мировой культуры.

Ведущими архитектурными сооружениями в Греции классического периода были храмы, театры, здания для заседаний - булевтерии. Зодчество развивалось на основе ордерной системы, ставшей вели­ким завоеванием мировой архитектуры. Два основных вида ордеров: дорический и ионический сформировались еще в 711 - 71 вв. до н.э. но в V - 1V вв. до н.э. появился более нарядный, изысканный и пышный коринфский ордер**, В тоже время греческие зодчие начина-

* Трактовка образа, развивающегося в борьбе страстей, оказала ог-ромное воздействие на последующее развитие греческой и мировой литературы. Неудивительно, что сохранилось 18 пьес Еврипида, что больше чем у Эсхила и Софокла вместе взятых. Художественный ме-тод Еврипида оказал влияние на Шекспира, а современные театры продолжают ставить " Медею".

** Здания дорического стиля просты. Дорическая колонна стояла пря­мо на полу без специально сделанной из камня подставки. Верхняя ее часть, капитель, была очень проста и представляла собой, если смотреть со стороны, форму трапеции. Сама дорическая ко­лонна была массивной и устойчивой. Колонны ионического стиля

тоньше и стройнее. Они стоят не прямо на полу, а на каменной подставке-базе, капитель украшена двумя завитками-волютами. Иони-чес. здания имели более сложную отделку, чем дорические. Коринф-ский? стиль отличался большей длиной колонн, более сложной базой.



 


ют прибегать к смешению различных ордеров в одном здании.Антаб-
лимент и фронтон здания украшались скульптурными группами и
рельефами, что придавало храмовому зданию нарядный и торжествен-"
ный облик.

Шедеврами греческой и мировой архитектуры стали: храм Афины
-Девы Парфенон, в Афинах /арх. Иктин и Калликрат/, храм Зевса в
Олимпии /арх. Либон/, храм Эрехтейон, где применены кариатиды -
колонны в виде статуй девушек с корзинами на голове, - храм Апол-
лона в Дельфах и другие. Показателем зрелости греческого зодчес-
тва является создание сложных художественно уравновешанных архи­
тектурных ансамблей. Прославленными ансамблями стали афинский
Акрополь, олимпийский спортивно-храмовый округ Альтис и храмовый
комплекс в Дельфах.

. Важным достижением греческого градостроительства была разра-ботка концепции регулярного города / строительство городов по предворительно обдуманному плану, на принципах рационального благоустройства /. Основные положения регулярного города разра- ботаны Гиппидамом из Милета и получила название гипподамова го­рода. Таким образом были построены города Олинф на Халхидике, портовый город Пирей, заново отстроенный Милет.

Велики достижения эллинских мастеров в области скульптуры. Ими украшались здания, особенно храмы. Статуи стояли на город­ских площадях, ставились на могилах. Назначение скульптуры было, различным: религиозное /образы богов и героев/, эстетическое /украшение площади, здания, святилища/, идеологические /прослав-ление гражданина и воина, физически крепкого, мужественного с чувством собственного достоинства, жизнерадостного/. Наиболее популярными художественными образами был образ величавого, могу-

щественного и спокойного божества, обнеженного воина-атлета.

В У веке до н.э. ваятели прекрасно передавали в известняке, мраморе или бронзе не только человеческую фигуру и лицо, но и движение. С 17 в. до н.э. происходит очеловечивание образа, смят-чение идеальных черт и подчеркивание в них человеческих качеств. Божества стали более напоминать смертных людей, чем могуществен­ных небожителей. Развитие индивидуализма нашло отражение в скуль-птурном портрете. В 7 в. до н.э. портретному сходству граждан полиса не придавали значения. Но и 17 в. до н.э. скульпторы


стали стремиться отражать индивидуальные черты своих героев и заказчиков. Такое направление в искусстве стало следствием кри­зиса полиса и идеологии классического периода.

В 7 в. до н.э. были знамениты " скульпторы Мирон, Поликлет и Фидий, которые подняли этот вид искусства на небывалую высоту*. В 1У в. до н.э. творили Пракситель, Скопас и Лисишг**.

Античная скульптура, возможно, высшее достижение в этом виде искусства. " 7 греков родилось ваяние - с ними и умерло оно -писал В.Белинский, - потому что только у ни:: совершенство чело­веческой фигуры могло иметь такое мировое значение".

* И сегодня нас поражают " Дискобол" и " Арина и Марсий" Мирона /обе фигуры воспринимаются как движущиеся/, " Копьеносец" и " Ди-одумен" Поликлета полны изящества и силы - они изображают мо­лодых людей, победивших на состязаниях. Поликлет был еще и тео­ретиком искусства: создал канон идеального человеческого тела, как его предсталяли греки в V в. до н.э. Прекрасны и величавы произведения Фидия. Самое замечательное- статуя богини Афины, стоявшая в Парфеноне, сделанная из золота, дерева и слоновой кости. Высота статуи 12, 5 м. В Олимпии Фидий изваял статую Зе­вса Олимпийского, сидящего на троне. Эта статуя была также гро­мадна и выполнена в той же технике. Произведениями '5идия был украшен Парфенон" /статуя Арины Промахос и др./.

* Великим ваятелем был Пракситель, изображавший главным образом богов и богинь в виде красивых изящных юношей и молодых женщин, но они уже не внушали чувства благоговения. В его творчестве отразилось начало ломки традиционных воззрения полисной рели­гии. Особенно славились скульптуры " Гермес, играющий с ребенком Дионисом" и статуя Афродиты Книдской. Если до 14 в. до н.э. изо-бражались женщины только в одежде, то Пракситель изобразил бо­гиню Афродиту обнаженной. Особое место в греческой скульптуре занимает Скопас. Он изображал физические и духовные страдания людей/статуя бегущей в экстазе Менады и страдальческие головы раненных воинов из ректальной группы в Тигее/.Знаменитый ску-льптор Лисипп изображал сильных физически и волевых людей. Он был хорошим портретистом т: автором статуи Александра Македон- ского. Как и Поликлет, Лисипп был теоретиком искусства.


Живопись была широко распространена в древней Греции, но по­чти не сохранилась до нашего времени. Представление о живописи дают немногочисленные фрески в склепах, расписные красно и черно-фигурные вазы, в большом количестве дошедшие до нас. На них изо­бражены сцены из мифологии, современные события и греческий быт.

Философия

К классическому периоду греки уже не довольствовались религи­озным объяснением, мира и ищут ответ в материальном мире. Заро- дившаяся в 711-71 вв. до н.э. греческая философия сразу же обра­щается к вопросам всеобщим, глубинным и фундаментальным, к миро­воззрению в целом, " к звездам", к вечному и бесконечному. Толчок к такому мышлению был дан Фалесом из Милета /ок.624-547 гг. до н.э./. Суть вопроса Фалеса, сделавшего переворот в традиционном мышлении, сводится к следующему: " Не имеет ли мироздание /весь сложный и пестрый мир/ свою первооснову? ". В самом вопросе со­держалась взрывная сила замедленного действия для всей религиоз­но-мифологической картины мира, известной со времен Гомера и не подвергавшейся сомнению. Уже Кселофан. Колфонский /565-473 гг. до н.э./, родоначальник элейской школы, был уверен, что боги - соз­дание ограниченной человеческой фантазии. Ой прямо объявил вой­ну мифологии, культу богов.

Вопрос Фалеса взбудоражил умы, они искали свою первооснову /Фалес - вода, Анаксимен - воздух, Пифагор - число, Гераклит -огонь, Левкипп и Демокрит - атомы, Платон - идеи /. Он остается открытым и до настоящего времени. Современная физика все еще ищет " основу основ" структуры материи.

Греческая философия дала могучий толчок всему дальнейшему ин-телектуальному прогрессу. Все последующие века развивали лишь экспериментально, подтверждали и конкретизировали те идеи, кото­рые были заложены греками в период с V1 по 1V века до н.э.

Философские системы в древности были развиты не только в Гре­ции, но и Востоке. Однако греческий способ мышления заметно отли­чался от других. Во-первых, восточная философия развивалась, гла­вным образом, в лоне религии. Античная философия сразу же заняла к ней резко обособленную позицию. Во-вторых, восточная философия тяготела к морально-этическому направлению, к поучениям и настав-


лениям праведной жизни. Античная мысль тяготела к рациональному объяснению мироздания. В-третьих, в древней Греции науки неот­делимы от философии /философ был одновременно и математиком, и физиком, и астрономом /. На Востоке эмпирические знания развива­ются отдельно от философско-религиозных умозрений. В-четвертых, античная система знаний не носила узко - утилитарного и приклад­ного назначения как на Востоке.

В конце V-1V вв. до н.э. в греческой философии были созданы три законченные, глубоко оригинальные философские системы, кото­рые стали основой развития мировой философии в последующие пери­оды: материалистическая система Левкиппа-Демокрита /создатели атомистической теории строения мира /, идеалистическая система Сократа-Платона и философская система Аристотеля.

Литература 1.Волков Г.Н. У колыбели науки.-М., 1871. 2.Ильин И.А. История искусства и эстетики.-М., 1983., 3. История Древней Греции-M..1986.

4.Легенды и сказания Древней Греции' и Древнего Рима.-М., 1987.

5.Любимов Л. Искусство древнего мира.-М., 1980. 6.Малая история искусств, -М., 1976.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.