Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Содержательный модуль 1.






Введение в предмет

План практического занятия № 1

Тема. Предмет и задачи психологического консультирования (2 часа)

Цель: закрепить знания студентов по теме занятия, сформировать навыки анализа понятий социальная помощь и консультирование.

Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Понятия «психологическое консультирование», «психологическая помощь». Основная проблематика, предполагающую оказание психологической помощи.

2. Особенности становление психологической помощи как социального института.

3. Сравнительный анализ понятий социальная помощь – содействие и психологическая помощь – консультирование.

4. Психологическое консультирование как разновидность профессионального общения

5. Психологическое консультирование и Интернет.

6. Сущность психологического консультирования и его отличия от психокоррекции и психотерапии.

7. Подходы к психологическому консультированию в отечественной психологии

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г. С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2011. – 32 – 36 с.

2. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта / Дж. Бьюдженталь. – СПб.: Питер, 2011. – 27 – 36 с.

3. Гулина М. А. Терапевтическая и консультативная психология / М. А. Гулина. – СПб.: Речь, 2011. – 29 – 31 с.

4. Кочюнас Р.-А. Б. Основы психологического консультирования / А. Б. Кочюнас. – М.: Академический проект, 2008. – 17 – 19 с.

5. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. – М.: Издательство Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2012. – 25 –29 с.

6. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб.: Издательство «Питер», 2010. – 26 –32 с.

7. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста / Л. Тобиас – М.: Независимая фирма «Класс», 2010. – 9 – 14 с.

План практического занятия № 2

Тема. Составляющие процесса психологического консультирования, основные задачи и формы работы (4 часа)

Цель: закрепить знания студентов по теме занятия, сформировать умения проведения первой встречи клиента.

Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Ситуация общения клиента с психологом-консультантом, её составляющие (личность клиента, личность психолога-консультанта, взаимоотношения между клиентом и психологом).

2. Структура процесса принятия человека человеком.

3. Задачи психологической помощи, их определение в соответствии с доминантами: личность, процесс оказания психологической помощи, сообщество (коллектив школы).

4. Проблемные ситуации:

1. Допустим, что вы как психолог-консультант встречаете в помещении психологической консультации клиента. Проведите процедуру встречи клиента с кем-либо, вспомнив и использовав все, что в этом случае должен делать хорошо подготовленный психолог-консультант.

2. Предположим, что вы уже встретили клиента в психологической консультации и проводили его на свое место. Выполните далее все те практические действия, которые следует предпринять психологу-консультанту до начала исповеди клиента, включив в частности в эти действия процедуру снятия психологических барьеров у клиента, процедуру его общего эмоционального настроя на психологическую консультацию.

3. Предположим, что исповедь вашего клиента уже началась. Продемонстрируйте на практике процедуру эмпатического слушания клиента. Покажите, как работает процедура активизации памяти и мышления клиента, процедура подкрепления (поддержки) клиента, процедура прояснения мысли клиента.

4. Допустим, что клиент завершил свою исповедь и вам как психологу-консультанту предстоит определить суть его проблемы, а также найти вместе с клиентом ее оптимальное решение. Покажите на практике, как работает процедура убеждения клиента, как исполняется процедура разъяснения мысли психолога-консультанта клиенту. Продемонстрируйте в диалоге с клиентом процедуры поиска взаимоприемлемого решения и процедуру уточнения деталей принятого решения.

5. Предположим, что проводимая вами психологическая консультация уже близится к концу и решение проблемы, волнующей клиента, уже найдено. Покажите практически, как работает заключительная процедура психологического консультирования – вселение в клиента уверенности в том, что его проблема обязательно будет успешно решена.

6. Представьте себе, что вы вновь создаете психологическую консультацию и вам необходимо практически организовать ее работу. С чего вы начнете это делать? Какие шаги последуют дальше? Опишите и объясните необходимость каждого из планируемых вами шагов.

7. Взяв на себя роль психолога-консультанта, начните беседу с клиентом, который только что пришел в психологическую консультацию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г. С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2011. – 32 – 36 с.

2. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта / Дж. Бьюдженталь. – СПб.: Питер, 2011. – 27 – 36 с.

3. Гулина М. А. Терапевтическая и консультативная психология / М. А. Гулина. – СПб.: Речь, 2011. – 29 – 31 с.

4. Кочюнас Р.-А. Б. Основы психологического консультирования / А. Б. Кочюнас. – М.: Академический проект, 2008. – 17 – 19 с.

5. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. – М.: Издательство Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2012. – 25 –29 с.

6. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб.: Издательство «Питер», 2010. – 26 –32 с.

7. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста / Л. Тобиас – М.: Независимая фирма «Класс», 2010. – 9 – 14 с.

План практического занятия № 3

Тема. Специфика проблемно-ориентированного подхода в консультировании (6 часов)

Цель: закрепить знания студентов по содержательному модулю 1, сформировать навыки анализа понятий социальная помощь и консультирование.

1. Общая характеристика проблемно-ориентированного подхода в психологическом консультировании.

2. Проблемный анализ как основной метод проблемно-ориентированного консультирования.

3. Этапы проблемного анализа

4. Характеристика консультирующего психолога.

5. Основные права консультирующего психолога и клиента.

6. Правила ведения записей.

7. Приёмы направленного воздействия на клиента.

8. Имидж психолога-консультанта.

9. Основные коммуникативные техники, наиболее часто применяющиеся в консультативной беседе.

10. Основные этапы процесса психологической помощи, их специфика.

11. Основания и признаки для неблагоприятного прогноза в отношении дальнейшей работы с клиентом.

12. Анализ анкеты для клиента с целью определения эффективности консультативного взаимодействия.

13. Анализ варианта контракта с клиентом.

Итоговая работа по содержательному модулю 1

Вариант 1

1. Основная проблематика, предполагающая оказание психологической помощи.

2. Проблемный анализ как основной метод проблемно-ориентированного консультирования.

3. Сформулируйте основные права консультирующего психолога и клиента

4. Составьте вариант контракта с клиентом.

Вариант 2

1. Сравните понятия социальная помощь – содействие и психологическая помощь – консультирование.

2. Общая характеристика проблемно-ориентированного подхода в психологическом консультировании.

3. Охарактеризуйте имидж психолога-консультанта.

4. Составьте индивидуальную карточку клиента. Внесите в них данные о двух-трех потенциальных клиентах.

Вариант 3

1. Назовите методологические основы психологического консультирования.

2. Приёмы направленного воздействия на клиента.

3. Функции консультирующего психолога.

4. Составить карту индивидуальных и типологических особенностей клиента, которые возможно наблюдать, диагностировать и учитывать в консультировании.

Вариант 4

1. Социально-культурная матрица и развитие психологической помощи личности и сообществу как особый социальный и профессиональный институт.

2. Коммуникативные техники, наиболее часто применяющиеся в консультативной беседе.

3. Правила ведения записей.

4. Составить схему первичного приема клиента, разработать систему сбора основных данных о клиенте, предложить комплекс тестовых методик для первичного консультирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Г. С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов / Г. С. Абрамова. – М.: Академический проект, 2011. – 32 – 36 с.

2. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта / Дж. Бьюдженталь. – СПб.: Питер, 2011. – 39 – 54 с.

3. Гулина М. А. Терапевтическая и консультативная психология / М. А. Гулина. – СПб.: Речь, 2011. – 47 – 58 с.

4. Кочюнас Р.-А. Б. Основы психологического консультирования / А. Б. Кочюнас. – М.: Академический проект, 2008. – 20 – 23 с.

5. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. – М.: Издательство Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2012. – 29 – 46 с.

6. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. – СПб.: Издательство «Питер», 2010. – 38 –51 с.

7. Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент: Взгляд клинициста / Л. Тобиас – М.: Независимая фирма «Класс», 2010. – 15 – 18 с.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.