Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Маркетинг интеллектуальной собственности на разных этапах жизненного цикла инновационного товара






Товары, созданные без использования ОПИС, и товары, созданные на основе изобретений и других объектов промышленной собственности в своем развитии проходят те же этапы жизненного цикла товаров, которые проиллюстрированные на рис. 6.1. Основные отличия между ними наблюдаются на первом этапе — этапе разработки нового товара. Первый этап жизненного цикла инновационного товара складывается, по крайней мере, из таких семи стадий: предыдущие маркетинговые исследования; патентные исследования; научно-исследовательские работы; опытно-конструкторские и технологические работы; приобретения прав на ОПИС; создания прототипа товара; промышленное освоение товара.

Прежде чем перейти к стадии предыдущих маркетинговых исследований необходимо сначала ответить на вопрос: «А каким должен быть товар, чтобы иметь спрос на рынке в будущем, возможно, через несколько лет?» И только тогда следует начинать его разработки. Маркетинговые исследования должны обеспечить выявление факторов конкурентоспособности ОПИС, которая складывается на рынке конъюнктуры, и перспектив реализации продукции, которая изготовляется с использованием ОПИС.

При определении стратегии фирмы относительно разработки ОПИС, их правовой охраны и дальнейшего использования неоценимую пользу предоставляют патентные исследования, которые проводятся на основе патентной информации. Патентные исследования разрешают определить технический уровень разработки, обнаружить факторы, которые являются ключевыми в обеспечении конкурентоспособности будущих изделий, а также спрогнозировать перспективы развития в этой области.

При положительном решении о создание инновационного товара по результатам маркетинговых и патентных исследований формируются разные идеи относительно товара, выбирается наилучшая из них, разрабатывается и проверяется замысел создания товара в процессе научно-исследовательских работ (НИР). Результаты НИР могут привести к положительному или отрицательному решению относительно разработки инновационного товара. В мировой практике известно много примеров создания известными фирмами новой продукции, которая не нашла спроса на рынке, в результате чего фирмы понесли значительные потери. Так, по данным западных экспертов, на рынке товаров широкого потребления неудачи испытывают 40% все предлагаемые новинки, на рынке товаров промышленного назначения — 20% и на рынке услуг — 18%.

Стадия опытно-конструкторских работ (ОКР) включает работы по воплощению замысла в реальный товар. На этой стадии даются ответы на вопросы: Поддается идея нового товара воплощению в изделие? Рентабельное ли его производство из технической и коммерческой точек зрения?

Обретения прав на ОПИС (правовая охрана) осуществляется в тех случаях, когда в новом товаре предусмотренная реализация ОПИС, которые отвечают условиям патентоспособности. Для изобретения — это новизна, изобретательский уровень и промышленная пригодность. Под патентованием имеется в виду комплекс мер по обеспечению правовой охраны ОПИС в разных странах, которые включает отбор изобретений для патентования, выбор стран и процедур патентования, а также осуществления необходимых действий для оформления заявок и получения патентов в патентных ведомствах соответствующих стран. Проведение этих мероприятий должно грунтоваться на маркетинговых исследованиях, выполненных как на первых двух стадиях этапа разработки нового товара, так и при определении целей патентования. Предложенный для патентной охраны объект должен иметь, как правило, более высокие технико-экономические показатели в сравнении с лучшими отечественными и заграничными образцами.

Стадия создания прототипа товара означает физическое воплощение замысла товара и получения одного или нескольких образцов товара, которые:

– удовлетворяют требования и потребности потребителей, выявленные в результате маркетинговых исследований;

– безопасные и надежные при использовании при обычных условиях;

– за себестоимостью находятся в рамках расчетных сметных затрат производства.

Созданный прототип поддается проверке и функциональным испытаниям, проведенным в лабораториях и в эксплуатационных условиях, после чего проводятся испытания прототипа в рыночных условиях.

Стадия промышленного освоения завершает первый этап жизненного цикла и означает подготовку производства и развертывания процесса коммерческой реализации нового товара. Она связанная с большими затратами, поэтому программа маркетинга на этой стадии должна включать вопросы своевременности выхода на рынок, указание территорий сбыта товара и последовательность их освоения. Меры по развертыванию коммерческого производства новых товаров должны учитывать сформированную общехозяйственную и отраслевую конъюнктуру на территориях стран реализации нового товара, а также тенденции развития рынка.

По завершению первого этапа жизненного цикла созданный товар на основе изобретения получает две альтернативы его коммерческого использования. В первом случае, при использовании его разработчиком в собственном производстве, он продолжает путь своего развития соответственно этапам жизненного цикла традиционного товара (рис. 6.1), в втором случае разработанный и защищенный объект права интеллектуальной собственности может стать самостоятельным товаром и выйти на рынок уже после первого этапа жизненного цикла. Для этого между собственником разработки и заинтересованным лицом должны быть заключены лицензионный договор или соглашение об уступке прав на ОПИС. Разработки на этапе промышленного освоения составляют наибольшую ценность для покупателей (лицензиаров).

Любой товар рано или поздно будет вытеснен с рынка. С течением времени он будет заменен на более совершенный товар. Поэтому на следующих этапах жизненного цикла маркетинговые усилия должны развиваться за такими направлениями. Первый — улучшить качество товара за счет создания ОПИС, которые совершенствуют его. Это разрешит продолжить пребывания товара на рынке (рис. 6.1, В). Но более эффективным является другой вариант, когда сразу после выхода товара на рынок начинается разработка принципиально новых ОПИС, на основе которых будет создан новый конкурентоспособный товар вместо старого (рис. 6.1, Б).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.