Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и причины передачи прав.






Передача прав на объекты права интеллектуальной собственности является одним из наиболее действующих способов их коммерциализации. Передача может осуществляться двумя вариантами.

Первым вариантом передаются исключительные имущественные права, то есть они отчуждаются. После такой передачи прав в правоохранительном документе, например патенте на изобретение, изменяется собственник. Это означает, что у прежнего собственника не остается исключительных имущественных прав. Но более распространенной является выдача лицензий, которая осуществляются по лицензионному договору.

Наблюдается тенденция возрастания объема мировой торговли лицензиями, опережающими темпами в сравнении с торговлей обычными товарами (рис. 5.1). Например, 80% объема торговли между США и Японией — это торговля лицензиями на изобретения, полезные модели, торговые марки, технологии, ноу-хау и прочие объекты права интеллектуальной собственности (ОПИС). При торговле правами на ОПИС под лицензией понимается разрешение, в соответствии с которым одна лицо (собственник исключительных прав на ОПИС) — лицензиар предоставляет другому заинтересованному лицу — лицензиату разрешение на использование этого объекта.

Форма торгового соглашения по продажи лицензии должна обеспечивать монопольное право использования ОПИС только для партнеров настоящих соглашений и не допускать использования этого права конкурентами. Торговля лицензиями обеспечивает ускорение научно-технического и социального развития общества.

 

 

Рис. 5.1. Динамика мировой торговли лицензиями

 

Продажа лицензий преследует такие цели:

– получение гарантированной прибыли без вложения капитала и создания собственного производства или освоение рынка;

– завоевание рынка;

– сокращение сроков освоения новых технологий;

– привлечение партнеров для общей деятельности;

– компенсация затрат на создание ОПИС и т.п..

Еще одним преимуществом лицензионной торговли является то, что она может служить альтернативой торговли материальными товарами, если через определенные обстоятельства такая торговля становится невыгодной. Международный опыт свидетельствует, что доходы от международной лицензионной торговли возрастают значительно быстрее, чем от прямого вложения капитала.

Продажа лицензии разрешает лицензиару решить свои проблемы при:

– внезапном ухудшении конъюнктуры рынка;

– возникновении осложнений в экспорте товаров через протекционистскую политику правительства страны-покупателя;

– значительном повышении спроса над объемом собственного производства продукции, а также в других случаях.

Приобретение лицензии разрешает лицензиату:

– освоить производство продукции, которая пользуется спросом, при важной экономии материальных и трудовых ресурсов;

– снизить себестоимость продукции, которая выпускается;

– повысить производительность труда и конкурентоспособность товаров на внешнем рынке;

– получить преимущества перед конкурентами и т.п..

Важно учитывать также временной фактор. Если стоимость лицензии и стоимость аналогичной разработки собственными силами одинаковые, то выгоднее купить лицензию, поскольку значительно сократится время к началу выпуска продукции.

Ярким примером успешного ведения патентно-лицензионной политики является Япония, которая после Второй мировой войны за 15 лет приобрела 2500 лицензий, на основе которых быстро развила производство конкурентоспособной продукции, показав мировое экономическое чудо. Во многом благодаря этому Япония вышла на одно из первых мест в мире по экономическому могуществу.

Опрос многочисленных организаций обнаружил основные причины, учитывая которые организациям следует заниматься лицензионной торговлей:

—доход от роялти — 61%;

—развитие делового преимущества — 54%;

—максимизация производственной прибыли — 44%;

—повышение технической квалификации — 32%;

—оборона от конкурентов — 20%;

—сдерживание других конкурентов — 13%.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.