Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Качества эффективных групповых лидеров






 

Существуют качества, по которым различаются эффективные и неэффективные лидеры групп. Например, те групповые лидеры, которые проявляют авторитаризм, агрессию, конфронтацию или эмоционально отдаляются от группы, оказываются неэффективными и провоцируют случаи групповых потерь (выбывание участников или\худшение их состояния после опыта групповой работы) (Yalom & Lieberman, 1971). С другой стороны, следующие четыре качества лидерства, если они не используются чрезмерно, оказывают положительное влияние на результат группового консультирования (Yalom, 1995).

Проявление заботы: чем больше, тем лучше.

Стремление к осмысленности: включает прояснение (уточнение сказанного), объяснение и предоставление познавательной схемы для изменения.

Способность пробуждать эмоции: включает активизацию, вызов, принятие риска, самораскрытие.

Исполнительная функция: включает разработку норм, структурирование и предложение процедур.

Для продуктивной работы группы важно, чтобы лидер умел находить «золотую середину» между двумя крайностями — эмоциональным стимулированием и исполнительной функцией. Лидеры не должны позволять участникам испытывать такое количество эмоций, которое сделает их неспособными обработать информацию, выявленную в групповой работе, а также не должны допускать жесткого структурирования ситуации, полностью препятствующего проявлению эмоций.

Коттлер (Kottler, 1994a) заявляет, что эффективные лидеры понимают природу сил, действующих в группе, могут понять, являются ли эти силы терапевтическими, и, если они не являются терапевтическими, предпринимают шаги, чтобы лучше управлять группой с помощью ее участников. Его оценка качеств лидера дополняет оценку Ялома (Yalom, 1995) и Осборна (Osborne, 1982), которые полагают, что хорошие лидеры групп действуют сознательно, потому что они способны предвидеть направление развития группового процесса и осознавать потребности группы. Примером такого умения можно считать способность лидеров вести терапевтический процесс в группе, опираясь на ее гомогенность в тех случаях, когда существует потребность управлять групповыми силами и защищать участников, и подчеркивать гетерогенные качества, когда группа становится слишком «довольной» и перестает работать.

Кроме этого, Кори (Corey, 1995) поддерживает мнение, что эффективно работающие лидеры групп преданы «нескончаемой борьбе» за проявление своих лучших человеческих качеств. Он перечисляет ряд личных качеств, которые «жизненно связаны с эффективностью группового лидера» (р. 54). Среди этих качеств — внешний вид, личностная энергия, мужество, готовность преодолевать себя, искренность, аутентичность, энтузиазм, ощущение идентичности, изобретательность и креативность.

Наконец, хорошая теоретическая и практическая подготовка, знание методов групповой работы являются критическим фактором эффективности лидера. Например, в групповом консультировании и психотерапии «задача лидера группы состоит в том, чтобы перевести описание симптомов в плоскость межличностных проблем» (Pistole, 1997, р. 7). С помощью этого лидеры помогают участникам групп научиться устанавливать свободные от искажений, благотворные отношения. Независимо от типа групп их лидеры применяют большое число приемов,, подобных тем, которые перечислены в табл. 13.3.

Таблица 13.3






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.