Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль консультанта. В рационально-эмотивной терапии поведения консультанты выполняют активную и директивную роль






 

В рационально-эмотивной терапии поведения консультанты выполняют активную и директивную роль. Они являются инструкторами, которые обучают клиентов навыкам самопознания и корректируют их представления о себе. «Опровержение прочно укоренившихся убеждений требует больше, чем просто логики. Требуется постоянное повторение» (Krumboltz, 1992). Следовательно, консультанты должны тщательно прислушиваться к нелогичным или ошибочным утверждениям своих клиентов и демонстративным заявлениям типа «я никогда не стану лучше, чем я есть». В процессе работы они должны показывать заинтересованность и заботу о своих клиентах, наблюдая за их действиями, задавая уточняющие вопросы, переспрашивая различные детали, касающиеся жизни клиента и его проблемы, уместно применяя юмор и активно пытаясь помочь клиенту справиться с трудными проблемами» (Vernon, 1996, р. 122).

Эллис (Ellis, 1980), Уоллен, Диджузеппе и Драйден (Wallen, DiGuiseppe & Dryden, 1992) выделили некоторые характеристики, желательные для РЭТП-кон-сультантов. Они должны быть открытыми для новых знаний, хорошо образованными, эмпатичными, корректными, искренними, вежливыми, настойчивыми, обладающими научным складом ума, имеющими внутреннюю мотивацию для помощи другим; кроме того, они сами должны пользоваться РЭТП как клиенты. Главный инструмент, которым консультанты пользуются при оценке, — это анализ представлений клиента. Для определения рациональности/иррациональности мышления могут быть использованы некоторые стандартизованные тесты, но сам процесс оценивания состояния клиента протекает главным образом в сессиях работы клиента и консультанта. Как правило, приверженцы РЭТП не очень полагаются на диагностические категории DSM-IV.

В английском языке формы глагола «to be» являются частью конструкций, выражающих характеристики объекта, а в данном случае служат для приписывания себе характеристик субъектом. В русском языке аналогичный глагол-связка («есть», «быть» и т. п.) опускается. Кроме того, глагол «to be» или его формы подразумевают долженствование, неизбежность.

Цели

 

Основная цель РЭТП — помочь людям осознать, что они могут жить более рационально и продуктивно. «В первом приближении рационально-эмотивная терапия представляет собой попытку устранения нежелательных эмоций путем исправления ошибок в логике рассуждений клиента» (Cohen, 1987, р. 37).

На РЭТП оказала сильное влияние философия стоиков, и Эллис любит цитировать философа I века н. э. Эпиктета, который написал, что «людей расстраивают не сами вещи, а их мнение об этих вещах». Часто люди вызывают у себя расстройство, заменяя желания и стремления долженствованием, внутренними императивами. Эллис указывает, что, когда человек использует слова типа должен, обязан, вынужден, он превращает желания в требования и начинает думать иррационально. Многие считают, что желания должны осуществляться и что, если желания остаются невыполненными, результат будет катастрофическим. РЭТП помогает клиентам прекратить формирование таких требований и превращение неудачи в «катастрофу». В РЭТП клиенты могут выражать некоторые отрицательные чувства, но главная цель состоит в том, чтобы помочь им избежать чрезмерной эмоциональной реакции на событие.

Эллис часто использует каламбуры и другие приемы, направленные на создание юмористического эффекта, чтобы помочь клиентам увидеть, как развивается иррациональное мышление и насколько глупы последствия такого мышления. Он предостерегает клиентов от принятия на себя чрезмерных моральных обязательств и советует им избегать должномании или необоснованной требовательности к себе («musterbation» от must — должен). Он даже сочинил ряд «рациональных песенок», помогающих напомнить себе и другим о необходимости думать рационально. Например, он написал следующие строки, подражая песенке Винни-Пуха.

 

Я не смогу выполнить все мои желания, —

Хнычу, хнычу, хнычу!

Я не могу постоянно расстраиваться, —

Хнычу7хнычу, хнычу!

Жизнь действительно задолжала мне то, что я упустил,

Судьба должна предоставить мне вечное счастье!

И если я должен согласиться на меньшее —

Плачу, плачу, плачу!

Источник: " Rational Humorous Songs: A Garland of Rational Songs», by A. Ellis,

1980. New York: Albert Ellis Institute,

 

Помимо Эллиса, другие консультанты, практикующие РЭТП, такие как Уотте (Watts, 1996), сочинили терапевтические песенки на ряд распространенных мелодий: «I've Been Working on the Railroad», «Gimmy Cracked Corn», «Twinkle Twinkle Little Star» и «О Suzannah». Список хорошо известных мелодий и терапевтических текстов, написанных для них, велик. В процессе исполнения таких песенок происходит терапевтическое обращение к когнитивно искаженным представлениям, которое носит шутливый характер.

Другая цель РЭТП состоит в том, чтобы помочь людям изменить пагубные привычки в мыслях или в поведении. Один из способов выполнения этого в РЭТП заключается в обучении клиентов схеме ABC: А в этой схеме представляет событие; В — это то, что человек думает относительно этого события; а С — эмоциональную реакцию на В (рис. 10.1).

 

A B C

 

Рис. 10.1. Азбука РЭТП

 

Многие клиенты полагают, что событие непосредственно вызывает чувства — это явление еще называют шунтированием когнитивной фазы {cognitive bypass). Данная концепция не учитывает мыслительный процесс, который ведет к развитию эмоций. Например, человек может потерять работу или упустить какую-либо возможность и утверждать, что само событие вызвало депрессию. РЭТП помогает такому человеку понять свою эмоциональную анатомию — то есть узнать, как чувства присоединяются к мыслям.

Мысли о происходящих событиях могут быть отнесены к одному из четырех типов: позитивные, негативные, нейтральные или смешанные. Позитивная мысль ведет к положительным чувствам. Например, если хозяин на вечеринке напоминает гостю, что тот слишком много выпил, человек может воспринять это как заботу хозяина и проявление внимания к его интересам и испытать положительные эмоции. Например, у человека могут возникнуть негативные эмоции, если он думает, что другой к нему придирается, хотя не имеет на это никакого права и не должен комментировать его поведение. Нейтральные мысли означают просто принятие к сведению действий хозяина и переключение к другой мысли. Смешанные мысли — это когда человек испытывает и отрицательные, и положительные эмоции сразу. В итоге возникает амбивалентность (двойственность) чувств.

РЭТП поощряет клиентов быть более терпимым к себе и другим и добиваться достижения личных целей. Эти цели достигаются путем обучения людей рациональному мышлению, с тем чтобы изменить пагубное поведение и помочь им научиться новым способам деятельности.

Эллис (Ellis, 1996a) придумал множество упражнений для домашних заданий, позволяющих научить клиентов действовать иначе, чем обычно, например упражнения по преодолению стыда. Эти упражнения обычно включают действия, которые являются безопасными, но которых боялись, например обратиться к незнакомому человеку или попросить стакан воды в ресторане, ничего больше не заказывая. Участвуя в таких упражнениях, клиент изучает азы РЭТП на собственном опыте и приходит к пониманию того, что нет ничего действительно ужасного в том, чтобы допустить ошибку или не исполнить желаемое. Кроме того, клиент приходит к осознанию, что другие также не гарантированы от ошибок и что люди и не обязаны быть совершенными. Наконец, клиент осознает, что цели могут быть достигнуты без «переживания ужаса и паники» по поводу личных ситуаций.

 

Методы

 

РЭТП имеет в своем арсенале множество разнообразных методов. Два основных — это обучение и рациональная дискуссия. Прежде чем могут быть осуществлены изменения, клиенты должны изучить основные идеи РЭТП и осознать, как мысли связаны с эмоциями и поведением. Как процесс РЭТП является строго дидактическим и директивным. На нескольких первых сессиях консультанты разъясняют своим клиентам анатомию эмоций, указывая на то, что чувства являются результатом мыслей, а не событий и что внутренняя речь влияет на эмоции. Эта процедура в основном известна как рационально-эмотивное обучение (РЭО) и обычно успешно применяется в работе с детьми, подростками и взрослыми независимо от происхождения и уровня образованности (Wilde, 1996). Очень важно, чтобы клиент владел способностью побороть в себе иррациональные мысли.

Дискуссия о мыслях и убеждениях принимает одну из трех форм: когнитивную, образную и поведенческую. Процесс наиболее эффективен, когда используются все три формы (Walen et al, 1992). Когнитивная дискуссия подразумевает использование прямых вопросов, логических рассуждений и убеждения. Прямые вопросы могут выражать требование, чтобы клиент доказал, что его реакция логична. Иногда эти вопросы предполагают использование слова «почему?», которое редко используется в консультировании, потому что оно ставит большинство людей в оборонительную позицию, затрудняющую исследование. Вот примеры вопросов для когнитивной дискуссии, содержащих слово «почему?»: «Почему вы должны?» и «Почему это должно быть так?» С помощью этих вопросов клиенты учатся проводить различия между рациональными и иррациональными мыслями. Кроме того, они узнают превосходство рационального мышления.

Другая форма когнитивной дискуссии включает использование силлогизмов — «дедуктивных форм рассуждения, состоящих из двух посылок и вывода» (Cohen, 1987, р. 37). Силлогизмы помогают клиентам и консультантам полнее понимать индуктивные и дедуктивные ошибки, которые лежат в основе эмоций. Например, вот как мог бы происходить процесс в отношении иррационального суждения «Не могу это терпеть!» (Cohen, 1987, р. 39):

 

Большая посылка: «Никто не может терпеть, чтобы ему лгали».

Малая посылка: «Мне лгали».

Вывод: «Я не могу терпеть это».

Имажинативная дискуссия зависит от способности клиента представлять ту или иную ситуацию и предполагает применение техники, известной как рационально-эмотивное воображение (РЭВ) (Maultsby, 1984). РЭВ может использоваться одним из двух способов. При использовании первого способа клиента просят вообразить ситуацию, в которой он обычно расстраивается. Клиент анализирует свою внутреннюю речь в течение этой предполагаемой ситуации. Затем консультант просит, чтобы клиент представил ту же самую ситуацию, но на сей раз пользовался бы более умеренными высказываниями (избегая крайностей) в описании ситуации. Действуя вторым способом, консультант просит, чтобы клиент вообразил ситуацию, в которой он чувствует или ведет себя иначе, чем в каком-то реальном случае. Затем клиенту предлагают проанализировать внутреннюю речь, используемую в этой воображаемой ситуации. РЭВ находит применение при работе с клиентами, имеющими яркое воображение, а после некоторой практики — и с теми, чье воображение не столь развито.

Карта эмоционального контроля (КЭК) представляет собой средство, которое помогает клиентам укрепить и расширить практику РЭВ (Sklare, Taylor & Hyland, 1985). На карточках небольшого размера указывается одна из четырех категорий, обозначающих неблагоприятные эмоциональные состояния (гнев, самокритика, беспокойство и депрессия) (Ellis, 1986). Для каждой категории приводится список нецелесообразных или саморазрушительных чувств и параллельно — список благоприятных или безвредных чувств. В потенциально тревожной ситуации клиент может обратиться к карте и выбрать из списка другое чувство для описания данной ситуации. На следующей сессии клиент обсуждает с консультантом, как он использовал карту в когнитивном реструктурировании своих мыслей, чтобы сделать их рациональными.

 

Карта эмоционального контроля (пересмотренная версия)







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.