Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основополагающий опыт и основные ценности






Буржуазные революции нового времени больше провозглашали, чем осуществляли принципы свободы, равенства и братства.

Поэтому рабочее движение настоятельно потребовало реализации идеалов буржуазной революции: солидарного общества с равными правами для всех. Основой его исторического опыта является призна­ние того, что недостаточно просто подновить капитализм. Необходим новый экономический и общественный порядок.

Социал-демократия продолжает традиции народного демократиче­ского движения девятнадцатого века и поэтому ставит перед собой обе цели: демократия и социализм, самоопределение человека в политике и труде.

Однако ее история не свободна об ошибок и заблуждений: во время Первой мировой войны социал-демократическое рабочее движение Европы не оправдало надежд многих людей, веривших, что оно смо­жет добиться мира. Причиной его раскола стал спор о соотношении национальных и интернациональных задач рабочего класса.

Позднее коммунисты, которые, необоснованно утверждая, что дей­ствуют от имени рабочего класса, создали диктатуру своей партии, от­делились от демократических социалистов, которые стремились к со­зданию лучшего общественного строя через реформы в рамках парламентской демократии. Эти системы, возникшие якобы в качест­ве социалистической альтернативы капитализму, не оправдали разбу­женных ими надежд. Вместо общества людей, связанных друг с другом отношениями братства, они установили господство привилегирован­ной бюрократии, которая не смогла обеспечить ни политическую сво­боду, ни расцвет культуры.

По окончании Первой мировой войны Социал-демократическая партия впервые взяла на себя национальную ответственность по обра­зованию правительства. Она проявила себя надежной опорой первого немецкого демократического общества и начала строительство демо­кратического социального государства. Социал-демократия выступила против основанного на насилии господства национал-социалистов, но не смогла помешать его утверждению. Сопротивление, оказанное в ус­ловиях Третьего рейха и стоившее многочисленных жертв, дало соци­ал-демократии законное право играть решающую роль при построе­нии второго немецкого демократического государства. Опыт, который мы накопили в борьбе с диктатурой и террором, заставляет нас быть особенно бдительными перед лицом попыток представить в безобид­ном свете преступления национал-социализма и возродить фашист­скую идеологию. Сопротивление углубило наши знания о том, что лю­ди различного вероисповедания и с принципиально различными политическими убеждениями могут работать вместе для достижения одних и тех же политических целей.

Соотношение политических сил, недооценка динамики капитализ­ма, а также недостаточная способность социал-демократов мобилизо­вать народные массы не позволили ориентированной на реформы со­циал-демократической политике решающим образом изменить основ­ные недемократические структуры унаследованной экономической и общественной системы. Власть крупных промышленников, преимуще­ства владельцев капитала и менеджеров предприятий были ограниче­ны, но не устранены. Распределение доходов и собственности осталось несправедливым.

Обобщив исторический опыт, Годесбергская программа пришла к новому выводу. Она понимает демократический социализм как вопло­щение идеалов свободы, справедливости и солидарности посредством демократизации общества, социальных и экономических реформ. Со­циал-демократическая партия предстала в Годесерге тем, чем она бы­ла всегда: левой народной партией. Таковой она и останется.

В период, когда социал-демократы были правительственной парти­ей, им удалось добиться значительных успехов: расширить права трудящихся на предприятиях и политические права граждан, увеличить сферу деятельности социального государства и устранить ущемление прав целых групп населения. Однако и тогда они допускали ошибки в оценках и принимали ошибочные решения: еще не придавалось долж­ного значения проблеме сохранения естественных жизненных основ, принятое решение об экстремистах скорее привело к созданию новых противников нашей демократии, чем к подавлению старых. Выдаю­щейся заслугой этого периода остается примирение со странами Вос­точной Европы и укрепление мира.

Мы гордимся тем, что сохраняем традиции движения, которое ни­когда не приносило нашему народу войну, порабощение или господст­во насилия, а превращало бесправных пролетариев в уверенных в себе граждан государства.

Социал-демократическая партия выступает со дня своего основания за мир и международное сотрудничество. За прошедшее время интер­национализм социал-демократической традиции превратился в единст­венно возможную реальную политику.

Основные ценности демократического социализма уходят корнями в нашу историю. Они и в будущем будут являться фундаментом нашей политики реформ.

Наши исторические корни

В Социал-демократической партии Германии сотрудничают люди различных убеждений и с различным отношением к религии. Их согла­сие основано на общих ценностях и одних и тех же политических целях. Духовными корнями демократического социализма в Европе являются христианство, гуманистическая философия, просветительство, учение Маркса об истории и обществе, а также опыт рабочего движения. Идеи о раскрепощении женщины были подхвачены и развиты рабочим движением уже в XIX веке. Нам понадобилось более ста лет, чтобы эти идеи начали действовать. Мы приветствуем и уважаем принципи­альные и религиозные убеждения каждого. Они не могут быть подчи­нены решениям партии.

Наше представление о человеке

Как бы мы ни понимали достоинство человека, оно является от­правной точкой и целью нашей работы. Все мы присоединяемся к ут­верждению, которым Организация Объединенных Наций открывает Декларацию прав человека: «Все люди рождаются свободными и рав­ными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны относиться друг к другу в духе братства».

Все мы рассматриваем человека как разумное существо и часть природы, как индивидуум и существо общественное. Как часть приро­ды он может жить только в природной среде и вместе с природой. Свою индивидуальность он проявляет только в общении с другими людьми.

Человек не предопределен заранее ни для добра, ни для зла, спосо­бен многому научиться и проявить разум. Поэтому демократия воз­можна. Он может ошибаться, заблуждаться и впадать в рецидивы бес­человечности. Поэтому демократия необходима. Так как человек является существом открытым и в нем заключены различные возмож­ности, все зависит от того, в каких условиях он живет. Следовательно новый, более совершенный строй, достойный человека, возможен и необходим одновременно.

Достоинство человека требует того, чтобы он, живя в сообществе с другими людьми, сам мог распоряжаться своей жизнью. Мужчины и женщины должны быть равноправными и солидарными. Ответствен­ность за создание жизненных условий, достойных человека, возложена на всех. Достоинство человека не зависит от рода его занятий и поль­зы, которую он приносит.

Права человека

Мы обязаны соблюдать права человека. Государство и экономика существуют для людей с их правами, а не наоборот.

Полная реализация прав человека требует одинакового обеспече­ния личной свободы, прав на участие в политической жизни и основ­ных социальных прав. Они не могут заменять друг друга. Одно нельзя противопоставлять другому. Коллективные права также служат разви­тию индивидуума.

Только там, где гарантируется и реализуется личная свобода, чело­век может жить в обстановке свободы и равенства и участвовать в де­мократическом процессе. Только там, где реализованы основные соци­альные права, каждый человек может воспользоваться правами личной свободы, а также правом на участие в политической жизни. Только там, где уважение личной свободы и права участвовать в поли­тической жизни допускают свободное столкновение мнений и полити­ческую активность, люди могут осуществить свое право на достаточ­ное питание, жилище, работу и образование. Только совокупность этих прав делает возможным создание достойных человека жизненных ус­ловий.

Каждый человек имеет право на родину, национальность, язык и культуру. Коллективное право национальных групп, приведенное в со­ответствие с правовыми документами Организации Объединенных Наций, также является абсолютной необходимостью.

Наше понимание политики

Политика - необходимое измерение общественной жизни. Она не ограничивается сферой деятельности государственных институтов. По­литика присутствует всюду, где распространяется или утаивается ин­формация, изменяются сознание или условия жизни, формируется мне­ние, выражается воля, применяется власть или отстаиваются интересы.

 

Осуществление политики имеет свои границы. Их нельзя престу­пить, не нанося ущерба личности и обществу. Ошибки и вина, болезни и несчастья, боль и отчаяние, неудачи и провалы, свойственные жизни человека, существуют также и в обществе свободных и равных.

Политика может создать только условия для наполненной смыслом человеческой жизни. Если же она поставит себе целью самостоятель­но добиться счастья и реализации своих идей, возникнет опасность ска­титься к тотальному регламентированию.

Однако политика должна представлять собой нечто иное, нечто большее, нежели простое управление ситуацией, которой уже невоз­можно избежать; для того, чтобы завоевать и удержать доверие лю­дей, она должна обеспечивать себе свободу действий и реагировать на новые задачи. Если же политика передоверит решение вопросов совер­шенствования техники и перспективы развития хозяйства лишь эконо­мическим интересам, она окажется под давлением таких неблагоприят­ных обстоятельств, которым ей придется подчиниться.

Демократическое государство черпает свое содержание у общест­венных сил. Оно является не самоцелью, а инструментом формирова­ния общества. Политические партии выполняют роль одновременно инициаторов и посредников. Подхватывая общественные импульсы и потребности и выражая их в законодательстве и правительственных акциях, политические партии играют посредническую роль в отноше­ниях между обществом и государством. Они призваны выдвигать но­вые идеи и предлагать на рассмотрение проекты принимаемых реше­ний.

Политика, претендующая на нечто большее, нежели простое под­чинение реальным или надуманным обстоятельствам, должна опирать­ся на сознательность и активность граждан и осуществляться с их по­мощью. Она становится возможной как результат свободного и, в конечном итоге, открытого гражданского диалога, требующего затрат общественных сил и интегрирующего их, диалога, который сообщает информацию, помогает осознать проблему, способствует формирова­нию мнений и, в конце концов, приводит к согласию или к образова­нию явного большинства.

Гражданский диалог является выражением демократической куль­туры. Он перемещается в центр политики, туда, где - как и при разра­ботке техники - принимаются решения, которые потом очень трудно изменить.

Для ведения гражданского диалога необходимо обеспечить свободу выражения мнений и свободу средств массовой информации. Все граж­дане должны иметь возможность и право вырабатывать и распростра­нять свое мнение по темам, касающимся их собственной жизни или жизни их потомков. Государство, наука и средства массовой информа­ции должны создавать предпосылки для выработки обоснованных мнений и тем самым содействовать развитию демократической культу­ры ведения дискуссий. Гражданский диалог означает больше демокра­тии, а не больше государства.

Основные ценности демократического социализма

Основными ценностями демократического социализма являются свобода, справедливость и солидарность. Они являются нашим крите­рием при оценке политической действительности, масштабом нового, более совершенного общественного строя и одновременно ориенти­ром для деятельности каждого отдельного социал-демократа.

Социал-демократия стремится к такому обществу, в котором каж­дый человек мог бы свободно развивать свою личность и ответствен­но участвовать в политической, экономической и культурной жизни.

Человек как отдельное существо призван к свободе и способен быть свободным. Но возможность для раскрытия его свободы всегда определяется обществом. Свобода в нашем понимании - это свобода каждого, также и каждого инакомыслящего. Свобода лишь для немно­гих была бы привилегией.

Свобода другого определяет границы и является условием свободы каждого отдельного человека. Свобода требует освобождения от уни­зительной зависимости, от нищеты и страха, но она означает также и возможность развивать индивидуальные способности, а также ответст­венно участвовать в общественной и политической жизни.

Свой шанс на свободу может использовать только тот, кто уверен в достаточной социальной защищенности. Не в последнюю очередь ра­ди свободы мы стремимся к обеспечению равных возможностей и ши­рокой социальной защищенности.

Справедливость зиждется на равном уважении достоинства всех людей. Она требует одинаковой свободы, равенства перед законом, равных возможностей в политической и социальной жизни, а также со­циальной защищенности. Она требует общественного равенства муж­чины и женщины.

Справедливость требует большего равенства в распределении дохо­дов, собственности и власти, равной доступности для всех образования, профессиональной подготовки и культуры.

Равные возможности не означают единообразия, а представляют собой простор для развития индивидуальных способностей всех людей.

Справедливость, права на равные возможности нужно стремиться обеспечивать с помощью средств государственной власти. Однако со­лидарности, готовности поддержать друг друга, выходя за рамки пра­вовых обязательств, невозможно достигнуть по принуждению.

Солидарность являлась характерной чертой рабочего движения в борьбе за свободу и равенство и вдохновляла его на эту борьбу. Без со­лидарности не может быть человеческого общества.

Солидарность является оружием слабых в борьбе за их права и од­новременно следствием признания того, что каждому человеку нужна поддержка других людей. Мы сможем жить свободными и равными в гуманном обществе только в том случае, если сумеем постоять друг за друга и будем стремиться к свободе для каждого.

Тот, кто попал в беду, должен иметь возможность положиться на со­лидарность общества.

Солидарность требует от нас, чтобы люди в странах третьего мира получили шанс на достойное человека существование. Будущее поко­ление, судьбы которого мы решаем сегодня, тоже вправе рассчиты­вать на нашу солидарность.

Солидарность необходима также, чтобы расширить возможности индивидуального развития. Только совместные действия, а не эгоисти­ческий индивидуализм создают и обеспечивают предпосылки для инди­видуального самоопределения.

Свобода, справедливость и солидарность обусловливают и поддер­живают друг друга. Будучи одинаково важными, разъясняя, дополняя и ограничивая друг друга, они реализуют свое предназначение.

Претворение в жизнь этих ценностей и совершенствование демо­кратии являются постоянной задачей демократического социализма.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.