Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема дружбы и любви в лирике А.С. Пушкина






Важное место в лирике поэта занимает тема дружбы (" Дельвигу" – 1817, 1821; " Пирующие студенты" – 1814; " 19 октября" – 1825, 1827, 1828 гг.; " Чаадаеву" – 1821; " Друзьям" – 1822; " Чем чаще празднует лицей…" –1831; " Была пора: наш праздник молодой… – 1836).

" Друзья мои, прекрасен наш союз! " Лицейский период в жизни А.С. Пушкина. Ранняя лирика: многообразие жанров, тем, настроений. (" Воспоминание в Царском селе", " Городок"). Дружба для Пушкина – счастливый союз вольности, радости. Значение для лицеистов дня " 19 октября". Обращение к друзьям 19 октября в разные годы жизни. Дружба для поэта в поздние годы – противостояние гонениям судьбы (" 19 октября", 1825). Жанр дружеского послания в творчестве поэта – дружеские послания А. Дельвигу, И. Пущину, Языкову и другим лицеистам. А.С. Пушкин и декабристы. " В Сибирь" (" Во глубине сибирских руд…"), (1827); " 19 октября" (1827) – глубокое переживание за судьбы друзей. " Была пора: наш праздник молодой…" – верность лицейскому братству.

Любовная лирика поэта – это искренность, благородство, восторг, восхищение красотой, которая для поэта – " святыня". Эта лирика – по большей части признание, объяснение в любви: " Простишь ли мне ревнивые мечты…" (1823), " Сожжённое письмо" (1825), " Кххх", " На холмах Грузии лежит ночная мгла…" (1829), " Я вас любил; любовь ещё быть может…" (1829), " Мадона" (1830) и др. Шедевры любовной лирики поэта – отражение чистоты и возвышенности поэтического переживания. Лирический герой – художественный " двойник" автора-поэта. Преображение в поэзии жизненной прозы в высокую поэзию. Сравнение лермонтовских образов любовных стихотворений с пушкинскими (" Я вас любил…"). Адресаты любовной пушкинской лирики – Анна Петровна Керн, Елизавета Ксаверьевна Воронцова (" Сожжённое письмо"), Наталья Николаевна Гончарова (" Мадона"). Сравнение возлюбленной с мадонной, с картиной, где она изображена вместе с Иисусом. Форма стихотворения – сонет, обращенный к невесте. Поэзия служит вполне определённым жизненным целям – открыться перед любимой, завоевать её сердце. Каждым своим стихотворением о любви Пушкин как бы говорит, что любовь, даже безответная, неразделённая, – огромное счастье, облагораживающее человека.

 

Вопросы:

1.В стихотворении " Кххх " (" Я помню чудное мгновенье ") как характеризуется чувство лирического героя по отношению к своей возлюбленной (как что-то неопределённое; как безудержное, всепогло–щающее чувство; как нечто тяжёлое; как пробужденье души)?

2.Почему дата " 19 октября" была особенно дорога поэту?

3.Из какого стихотворения строки: " Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село! "?

4.Какие мысли, чувства (душевное состояние, настроение) лирического героя выражено в стихотворении " В Сибирь" (1827)?

5.Какое впечатление произвело на вас стихотворение " Мадона"? Какие строки особенно запомнились? С чем сравнивает поэт свою возлюбленную? Почему портрет рафаэлевской мадонны был так дорог А.С. Пушкину?

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.