Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Первичное и производное возникновение государства. Договорная терия возникновения государства.






Вопрос о возникновении государства в современном государство-ведении рассматривается по двум основным направлениям: 1) как первоначальное возникновение (происхождение) государства' и 2) как производное возникновение государства. Иногда в качестве особого направления возникновения государства рассматривается возникно­вение государства в колониальном обществе. Однако заметно, что это один из вариантов либо первоначального, либо производного воз­никновения государства.

Первоначальное возникновение (происхождение) государства — это длительный процесс вызревания государства как особого полити­ческого института в безгосударственном обществе. В ходе разверну­того во времени и уникального процесса происхождения государства в разных цивилизациях и культурах складывались первоначально неодинаковые предгосударственные формы, получившие свое даль­нейшее выражение в многообразии форм государства. Все существу­ющие доктрины, объясняющие первоначальное возникновение госу­дарства могут быть сведены к двум: религиозной и светской. Религи­озные — утверждают богоустановленность государства, светские — связывают происхождение государства с особенностями человека и его социального бытия. Среди многообразия светских теорий проис­хождения государства в настоящее время все больше утверждается олигархическая теория происхождения государства (олигархия — власть немногих). В соответствии с этой теорией процесс разделениятруда приводит к выделению специфической его разновидности -управленческого труда. Этот управленческий труд связан с появ­лением элиты, которая присваивает себе функцию управления. На этой основе и возникает особый институт в обществе — государ­ство. Таким образом, государство появляется тогда, когда олигархи присваивают себе функцию по управлению обществом (Б. Шан-тебу). Конкретные пути происхождения государства олигархическая теории сводит к трем вариантам: военному, аристократическому и плутократическому. Военный вариант происхождения государства объясняется осуществлением военных действий и захватом добычи, когда путем перераспределения среди военных выделяется правя­щая элита. Ее поддерживают воины (дружинники), живущие за счет войны. Примеры такого рода происхождения государства достаточ­но многочисленны (государство франков, государство монголов).

Аристократический вариант (аристократия — власть лучших) происхождения государств связан с формированием привилегирован­ного положения вождей племен, отдельных семей, знатных родов, составивших элиту по своим природным и социальным данным (отличались умом, храбростью, силой, военным искусством и др.). Их потомки наследуют особое положение в обществе, становятся элитой, которая осуществляет функцию управления. Плутократи­ческий вариант (плутократия — власть богатых) происхождения государства связан с сосредоточением управленческой функции в руках отдельных лиц, а затем отдельных групп, в силу их имуще­ственного положения. Этот вариант происхождения государства отображает экономическое расслоение общества. По мнению госу-дарствоведов такой вариант происхождения государства по сути был исключением из общего правила в сравнении с военным и аристократическим вариантами происхождения государства. При­меры плутократического возникновения государства выражены в появлении " островных" государств и приморских государств Вос­тока.

Производное возникновение государства отличается от первоначального (происхождения) тем, что новое государ­ство возникает не на пустом месте, а на основе отдельных элементов прежнего государства и с использованием уже имеющихся готовых моделей государственности. Произ­водное возникновение государств имеет следующие вари­анты:

1) ликвидация прежнего государства в результате рево­люции и возникновение нового государства (но на той же территории, населенной тем же народом). Примером тому может быть Первая республика во Франции, провозглашен­ная в 1792 г., РСФСР, возникшая в результате Октябрьской революции 1917 г.;

2) разделение государства. Таким путем возникли Чехия и Словакия в результате раздела федеративной Чехо­словакии, постсоветские государства в результате распада СССР;

3) сецессия части государства и населения. Таким путем возникли Эритрея, вышедшая из состава Эфиопии, Банг­ладеш, вышедшая из Пакистана;

4) объединение нескольких государств. Примером может быть объединение ГДР и ФРГ в 1990 г.;

5) возникновение государства в результате национально-освободительного движения. Создание новых государств на развалинах колониальных империй стало наиболее рас­пространенным способом создания государств в XX в. Не­которые из добившихся независимости народов имели собственную государственность в доколониальный период (Индия, Египет), другие — нет. В любом случае и те, и дру­гие новые государства первоначально строились на уже имеющихся в мире государственных моделях. В дальней­шем они, как правило, отходили от первоначально избран­ных моделей.

Договірна (природно-нравова) теорія (Г. Ґроцій, Б.Спіноза, Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо, Я.Козельский, М.Радищев, І.Кант). Дана теорія грунтується на ідеї походження держави в результаті угоди (договору) як акта розумної волі людей. Об'єднання людей в єдиний державний союз розглядається як природна вимога збереження людського роду і забезпечення справедливості, свободи і порядку.

В основу теорії природного права покладено тезу про те, що державі передував природний стан людей. Він уявлявся авторам теорії неоднозначним. Гоббс вважав, що в природному стані відбувається «війна всіх проти всіх». Руссо, навпаки, малював райдужну картину свободи і рівності. Проте усі вони розглядали державу як продукт людської діяльності і прагнення людей до виживання. Домовившись про створення держави, люди або передають правителю частину своїх природжених прав, щоб потім одержати їх з його рук (один варіант трактування походження держави), або домовляються про збереження своїх природних прав (інший варіант). У будь-якому разі передбачається забезпечення прав і свобод людини в рамках держави.

Зрозуміло, об'єктивні причини виникнення держави не можна пояснити тільки договором, їх значно більше. Водночас договір відіграє істотну роль у створенні ряду держав, практиці їх державного будівництва. Так, Конституцією США закріплений договір між народами, які перебувають у складі держави, і визначені його цілі: затвердження правосуддя, охорона внутрішнього спокою, організація спільної оборони, сприяння загальному добробуту.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.