Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основная. · Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д
· Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: Учеб. для вузов. М.: Просвещение, 2006. 574 с. · Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. Сер. «Пед. образование». Ростов н/Д.: Издат. центр «МарТ», 2002. 320 с.
Дополнительная · Голованова Н.Ф. Общая педагогика: Учеб. пособие для вузов. Спб.: Речь, 2005. 317 с.
Занятие 3. Закономерности и принципы воспитания
План 1. Диалектика процессов воспитания: непрерывное развитие, изменчивость, разнообразие взаимодействий и пр. 2. Движущие силы воспитательного процесса. Противоречия воспитательного процесса. 3. Принципы воспитания: персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация. 4. Принципы социального воспитания: вариативности, коллективности социального воспитания, центрации, диалогичности. 5. Новые принципы воспитания: самореализация, универсализация, ориентация на интересы молодежи, толерантность, принцип умеренного традиционализма. 6. Специфика принципов воспитания (обязательность, комплексность, равнозначность).
Основные выводы по теме: · Закономерности воспитания – это необходимые условия плодотворности процесса и эффективности результата воспитания. Однако индивидуальная политика воспитания может свести на нет само существование и проявление закономерностей воспитания. · Наличие закономерностей процесса воспитания не исключает обязательного присутствия в нем противоречий, которые являются движущими силами данного процесса, обеспечивающими его развитие. В оптимальном развитии противоречия должны разрешаться, но вместо них появляются новые противоречия, решение которых и есть своеобразный «двигатель» поступательного движения вперед. · Принципы воспитания проистекают из цели воспитания и его природы. Отличительной чертой любого принципа является высокая степень обобщения, что позволяет руководствоваться им в различных ситуациях. · Принципы воспитания ни в коем случае нельзя воспринимать как застывшие догмы, не требующие глубокого понимания их сущности и содержания, а только бездумное их исполнение как основы воспитания. · Воспитание в настоящее время под действием социальных перемен приобретает принципиально иную сущность, содержание и методику воспитательной работы: персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация. Достаточно одного только перечисления, чтобы увидеть заложенное в них понимание сущности воспитания как индивидуализированного, творческого, гуманистического процесса, неразрывно связанного с природными особенностями и закономерностямиразвития человека в соответствии с особыми характеристиками культуры общества.
Литература
|