Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основная. ПО ДИЦИПЛИНЕ «Теория и методика воспитания»






ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ДИЦИПЛИНЕ «Теория и методика воспитания»

(раздел «Теория и методика воспитания»)

Цель и задачи практических и семинарских занятий

Планы семинарских занятий по дисциплине «Теория и методика воспитания» адресованы студентам специальностей

05040265 Юриспруденция (032700), 05070665 – Педагогика и психология (031000)

и 05030365 Иностранный язык (033200).

Цель семинарских занятий состоит в том, чтобы систематизировать и закрепить знания студентов по учебной дисциплине «Теория и методика воспитания», более подробно освоить современную науку о воспитании и методическому оснащению современного воспитательного процесса (проблема методов и средств нового воспитания, освоение современных технологий его эффективной организации, овладение педагогической техникой).

В ходе обсуждения историко-педагогических проблем, формирования историко-педагогического мышления и выработки умений актуализации педагогического опыта прошлого студентам необходимо обозначить существовавшие подходы к воспитанию в условиях различных цивилизаций и общественных формаций, необходимость строить новые теории и методики воспитания с учетом достижений прошлого.

В основу структуры и содержания семинарских занятий положен принцип инвариантности, согласно которому предложенные для обсуждения темы отражают важнейшие проблемы теории воспитания.

При подготовке к семинарским занятиям перед студентами стоят следующие задачи:

· знать и научиться комментировать общие закономерности и принципы современной теории воспитания;

· демонстрировать педагогическую компетентность, адекватно применяя изученные принципы воспитания на практике;

· научиться выбирать формы, методы и средства воспитания, необходимые и достаточные в конкретных педагогических ситуациях;

· освоить приемы анализа и оценки содержания современных теорий и концепций воспитания;

· уметь использовать современные технологии и методики воспитательной работы на практике.

· самостоятельно подбирать литературу по определенной проблеме и конспектировать ее;

· обобщать и систематизировать изученный материал в виде выступлений на семинарах и написании докладов по той или иной теме.

 

Сомневайся во всем.

Рене Декарт

Основное содержание практических и семинарских занятий

 

Занятие 1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса

План

1. Сущность, назначение, современные идеи воспитания.

2. Специфика и характерные особенности воспитания.

3. Соотношение понятий «развитие», «воспитание» и «социализация» личности.

4. Соотношение понятий «образовательный процесс» и «процесс воспитания».

5. Структура процесса воспитания. Место воспитания в образовательном процессе.

6. Двусторонний характер процесса воспитания. Субъекты и объекты воспитательного процесса.

 

Основные выводы по теме:

· Воспитание как целенаправленный процесс в профессиональной деятельности педагога должен быть направлен на свободное развитие способностей ребенка для самореализации его как достойного члена общества.

· Воспитание как общественное явление есть способ взаимоотношений поколений между собой и способ взаимоотношений человека с государством.

· Воспитание, его содержание, сущность и формы есть составляющая часть общей культуры общества.

· Стихийное воспитание есть оказание влияния на мировоззрение и нормы поведения членов общества, непосредственно исходящие из социальных и экономических характеристик политики государства.

 

Литература

Основная

· Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2002. 480 с.

· Сластенин В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 480 с.

 

Дополнительная

 

· Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учеб. пособие. Спб.: Питер, 2005. 366 с.

 

Занятие 2. Цели и содержание воспитания

План

1. Цели воспитания на современном этапе развития общества (в России и в других странах).

2. Взаимодействие природной и социальной среды – основные условия достижения целей воспитания.

3. Проблема целеполагания в педагогике.

4. Различные подходы к содержанию воспитания.

5. Виды и направления воспитания.

6. Национальные особенности воспитания (восточный тип воспитания, западный тип воспитания

7. Условия эффективности воспитания: единство целей и содержания и т.п.

 

Основные выводы по теме:

· Цель воспитания как категория, характеризующая идеальное, совершенное состояние, никогда не может быть достигнута в полной мере в силу именно своей идеальности, но суть воспитания заключается в непрерывном процессе движения к этой цели.

· Официально провозглашенная цель воспитания может по своей сути не соответствовать экономическим и социально-политическим условиям общества. Тогда даже движение к ней невозможно, а сама цель становится многократно повторяемой догмой, не имеющей под собой никаких реальных оснований для своего осуществления.

· Формулировка цели воспитания молодого поколения является прерогативой государства в лице его представительных органов власти.

· Всесторонне развитая гармоническая личность определяется единством умственного, нравственного, физического развития, формирующим его оптимальные отношения с самим собой и со всеми аспектами окружающей действительности.

 

Литература






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.