Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов вузов МВД России

ПРАКТИКУМ

«Антикоррупционный стандарт поведения сотрудников

органов внутренних дел» для слушателей программ профессиональной

(первоначальной) подготовки

 

Работу выполнил

слушатель 87 п/п

Торопов А.Н.

 

Тюмень 2015


Вариант № 3

Модель формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов вузов МВД России

Ценностно-мировоззренческая культура личности является важным фактором в формировании общества XXI в. и влияет на все аспекты профессиональной деятельности, в том числе и правоохранительной. Процесс формирования гуманистической базы преобразований в России проходит в сложных условиях, обусловленных последствиями пережитых обществом политического, экономического, социального кризисов. Современная социокультурная ситуация с особой остротой выдвинула проблемы коренного изменения правоохранительной деятельности среди детей, подростков, молодежи, глубоких преобразований семейного воспитания, деятельности трудовых, учебных коллективов, работы по месту жительства - всей сферы деятельности сотрудников полиции.

Анализ практики сотрудников полиции свидетельствует о том, что их деятельность неразрывно связана с процессами жизнедеятельности современного общества. Наркомания, алкоголизм, проституция, зависимость от интернета и компьютерных игр, секты, самоубийства - все эти девиантные явления, сфера профессиональной деятельности современного сотрудника полиции. В последние годы проблема девиантного поведения стала особо актуальной. Настораживает статистика, указывающая на распространение в обществе зависимостей от деструктивных идей, психоактивных веществ, виртуальной реальности; распространяются " потребительско-паразитические" установки, культивируется отвержение таких исторически выстраданных ценностей, как честность, справедливость, доброта, целомудрие, ответственность.

В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) " Правоохранительная деятельность обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства" в характеристике профессиональной деятельности специалистов указана область профессиональной деятельности специалистов, которая в числе других включает профилактику, предупреждение, выявление, пресечение уголовных преступлений и административных правонарушений, сбор, анализ и оценку информации, имеющей значение для реализации правовых норм в сфере правоохранительной деятельности, осуществление правового информирования и воспитания и др. В данном документе в разделе " Требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста" указано, что выпускник должен обладать рядом общекультурных компетенций:

способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии;

способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия;

способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач;

способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета;

способностью к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности;

способностью креативно мыслить и творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность;

способностью анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности и др.

Министерство внутренних дел Российской Федерации, исходя из приоритетных задач по защите жизни и здоровья, прав и свобод человека и гражданина, поддержанию общественного спокойствия, законности и правопорядка, основываясь на фундаментальных общечеловеческих и профессиональных нравственных ценностях, требованиях гражданского и служебного долга, олицетворяя ожидания общества по отношению к моральному облику сотрудника, дающему право на уважение, доверие и поддержку деятельности российской полиции со стороны народа, принимает Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации. В данном документе сформулирована задача, которая заключается в том, что высшая профессиональная школа системы МВД России должна формировать гуманистическую личность будущего специалиста, развивать его профессиональную, правовую, духовно-нравственную, эстетическую, физическую, экологическую культуру, учить современным формам общения, умению жить в быстро меняющемся мире, развивать способность получать информацию, принимать эффективные решения, плодотворно трудиться, быть активным гражданином и патриотом своего государства.

Перед идеологически ориентированным учебно-воспитательным процессом обучения курсантов в вузах МВД России время поставило актуальные проблемы, требующие теоретического и практического решения. Среди них важнейшей является проблема формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности будущих сотрудников системы МВД России.

С учетом прогностических социокультурных требований, отражающих современную социокультурную ситуацию, спроектирована авторская модель развития ценностно-мировоззренческой культуры - своеобразный эталон, на достижение которого направлен комплекс теоретико-методологических, психолого-педагогических изысканий и организационно-деятельностных средств, используемых в процессе преподавания комплекса дисциплин, а также разработанном спецкурсе " Ценностно-мировоззренческий аспект профессиональной культуры личности сотрудника системы МВД России", аудиторных и внеаудиторных занятий. Данная модель отражает сущность и специфику целостного ценностного подхода как общенаучного понятия и психолого-педагогического феномена. Она позволила выявить обобщенную характеристику нравственной личности, подобрать психолого-педагогический инструментарий для оценивания процесса ее развития средствами преподавания спецкурса, наблюдать за динамикой психологического состава личностных качеств, способностей и черт характера, уровнем умений личности давать ценностно-мировоззренческую оценку получаемой информации.

При использовании данной модели мы основывались на системном, деятельностном, личностном и комплексном аспектах целостного ценностного подхода. Целостный ценностный подход являлся базовым основанием определения психолого-педагогического механизма развития ценностно-мировоззренческих ориентаций курсантов, обобщенной характеристикой их жизнедеятельности, единицей успешного функционирования, позволяющей им адаптироваться в социокультурных условиях современного общества, способствуя их адекватному нравственному самоопределению, укрепляя их духовный потенциал, веру в собственные творческие возможности, направляя в нужное русло их индивидуальную общественно и личностно полезную мыслительную и практическую поведенческую деятельность.

Учебно-воспитательный процесс развития ценностно-мировоззренческой культуры курсантов в вузах МВД представляет собой механизм, обладающий целостностью, совокупностью образовательных методов, соотнесенных друг с другом, находящихся в тесном взаимодействии, образующих динамическую систему, дополняющих, уточняющих и корректирующих друг друга. Исходя из этого, в ряду методологических основ исследования необходимо выделить системный подход, рассматривающий объект исследования как целостную, саморазвивающуюся систему. Используемые технологии обучения способствовали построению модели целостной системы как единого социально-педагогического комплекса, в котором взаимосвязаны образовательная и воспитательная деятельность курсантов; интегрированы воспитательные усилия преподавателя, инновационные и традиционные формы образования и духовного воспитания; определены и учтены характер и тенденции влияния на функционирование внешней и внутренней системы.

Личностный компонент в формировании ценностно-мировоззренческой культуры предполагает, что все психологические процессы, свойства и состояния рассматриваются как принадлежащие конкретному человеку, что они производны, зависят от его индивидуального и общественного бытия. Поскольку предлагаемый образовательный процесс должен не только создать условия для развития ценностно-мировоззренческой культуры курсантов, но и позволяет управлять профессиональным совершенствованием личности, неизменным спутником личностного компонента является его деятельностная направленность.

Структура и содержание сущностного аспекта ценностно-мировоззренческой культуры позволила раскрыть в процессе обучения не только его актуальные, но и потенциальные возможности. Необходимость комплексной реализации всех возможностей средств разработанного спецкурса, направленность их на педагогическую поддержку процесса всестороннего развития личности курсанта связаны с расширением объема знаний, их структурным усложнением и формированием новых отношений участников учебно-воспитательного процесса. Преподаватель в условиях новой модели не просто обучает своему предмету, а методически, педагогически и творчески работает над выявлением, развитием, утверждением, актуализацией потребности курсантов в устойчивом формировании ценностно-мировоззренческой культуры, выработкой у них нравственных качеств. Существенные изменения претерпела и целевая направленность учебной информации при решении задач ценностно-мировоззренческой культуры курсантов, подверглось трансформации содержание общения, отношение к жизни.

Оценка результативности педагогической системы проходила в три этапа: актуализация процесса формирования ценностно-мировоззренческой культуры личности курсантов; выявление степени влияния авторского спецкурса на ценностно-мировоззренческое самоопределение курсантов; практическое применение приобретенных курсантами навыков в процессе обучения.

Таким образом, рассмотрение образования в вузах системы МВД России как явления культуры подразумевает осмысление ценностно-мировоззренческой культуры личности и выявление возможности ее самореализации во всех сферах жизнедеятельности человека. Такое рассмотрение предполагает: во-первых, выявление специфических правоформирующих факторов культуры; во-вторых, обучения курсантов на основе междисциплинарного и межпредметного подхода (философского, политического, эстетического, этического, культурологического социологического, педагогического и др.), которые необходимо рассматривать как проявления единой ценностной связи.

Благо — всё, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие.

Моральные отношения - особый вид общественных отношений, совокупность зависимостей и связей, которые возникают у людей в процессе их нравственной деятельности.

Долг – то общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к личности. Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности. В категории долга силен обязательный побудительный момент. Долг не только четко формулирует саму идею, но и придает ей повелительный характер: зовет, требует, настаивает на ее претворении в жизнь. Быть человеком долга значит не только знать его сущность, его требования, но и следовать этим требованиям на практике.

Честь – понятие морального сознания и категория этики; включает в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества. Будучи формой проявления отношения индивида к себе и общества к индивиду, честь соответствующим образом регулирует поведение человека и отношение к нему со стороны окружающих.

Благородство — совокупность личностных качеств, как правило присущих человеку, обретавшаяся в ходе специального воспитания, необходимого для несения возлагавшейся на него в силу его ответственности, норм, правил морали.

Принцип коллективизма - принцип общественной жизни и деятельности людей, основанный на общности труда, собственности, мировоззрения, целей и идеалов, на сознательном подчинении личных интересов общественным, их органическом сочетании.

Беспристрастность – характеристика решений и действий, принимаемых и совершаемых исключительно на основе принципов, нелицеприятно, независимо от предпочтений и интересов, которые удовлетворяются или ущемляются.

Коррупция - использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным законом и правилам. Злоупотребление публичной властью ради частной выгоды.

Фаворитизм – страстное покровительство любимцам (фаворитам) и назначение любимцев на высокие должности, несмотря на то, что они не обладают ни способностями, ни знаниями, необходимыми для их службы.

Авторитет сотрудника - это одна из форм проявления власти, не обусловленную принуждением способность социальной группы направлять чувства, мысли и действия других людей. Власть авторитета способствует развитию и функционированию сложных социальных структур, так как не все отношения в обществе могут быть отрегулированы правовыми нормами. Психологическое воздействие власти авторитета, использование разнообразных мер социального контроля дополняет правовое регулирование, делая его более эффективным, так как повиновение требованиям авторитета в обществе является высоко значимой ценностью, становится обязательной нормой поведения людей


 

Учебная литература:

1. Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел

Российской Федерации: Приказ МВД от 24.12.08 № 1138.

2. Культурно-просветительская работа в образовательных учреждениях МВД России: Учебное пособие / под ред. Н.В. Блажевича, А.Л. Анисина. Тюмень: ТИПК МВД России, 2011. - 87 с.

3. Психологическое обеспечение формирования и развития культуры общения в коммуникативной компетентности у сотрудников органов внутренних дел: учебно-метод. пособие / ред. В.Л. Кубышко. М.: ЦОКР МВД России, 2007. - 192 с.

4. Профессиональная этика: учебное пособие / отв. Ред. В.М. Артемов. М.: Проспект, 2013. – 208 с.

5. Профессиональная этика и служебный этикет: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Правоохранительная деятельность» [В.Я. Кикоть и др.]; под ред. В.Я. Кикотя. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. - 559 с.

6. Служебный этикет сотрудников органов внутренних дел: учеб. пособие / А.А. Гришин [и др.]; под. ред. С.С. Пылёв. М.: Моск. ун-т МВД России, 2009. - 256 с.

7. Этика сотрудников правоохранительных органов: учебник / ред. Г.В. Дубов. М.: Щит-М, 2009. - 524 с.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Список літератури. 1. Бурега В. В. Социология государственного управления : монография / в | Введение. Практикум для студентов




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.