Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 5. Россия в начале ХХ века.






Задание 1. Составьте аннотацию лекции «Россия в Первой мировой войне».

Задание 2. Составьте схему организации власти в Российской империи в начале XХ в.

Задание 3. Составьте тезисы по теме: Главные итоги революции 1905 – 1907 гг.

Задание 4. Все реформы С.Ю. Витте разложите по трем главным направлениям этих реформ.

Оформите ответ письменно следующим образом: реформы С.Ю. Витте проводились по следующим направлениям: _________________________, ___________________, ________________________________.

Задание 5. Составьте таблицу «Аграрные реформы П.А. Столыпина»»

Пример таблицы:

Изменение положения общины Реформа и частная собственность на землю Попытка заселения всей территории России Итоги реформы  
       

Задание 6. Составьте справку по теме Русско – Японская война 1904 – 1905 гг.

Задание 7.Составьте формально – логическую модель документа

Высочайший Манифест

БОЖЬЕЙ МИЛОСТИЮ, МЫ, НИКОЛАЙ ВТОРЫЙ, ИМПЕРАТОРЪ и САМОДЕРЖЕЦЪ ВСЕРОССIЙСКИЙ, ЦАРЬ ПОЛЬСКIЙ, ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ ФИНЛЯНДСКИЙ, и прочая, и прочая, и прочая.

 

Смуты и волнения в столицах и во многих местностях Империи Нашей великою и тяжкою скорбью преисполняют сердце Наше. Благо Российского Государя неразрывно с благом народным и печаль народная Его печаль. От волнений ныне возникших может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству Державы Нашей.

Великий обет Царского служения повелевает Нам всеми силами разума и власти Нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для Государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга. Мы, для успешнейшего выполнения общих преднамечаемых Нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего правительства.

На обязанность правительства возлагаем Мы выполнение непреклонной Нашей воли.

1.Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2.Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в меру возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив засим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку.

3.Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиною, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с Нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.

Денъ в Петергофе в 17 день октября в лето от Рождества Христова тысяча девятьсот пятое Царствования же Нашего одиннадцатое.

На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою подписано:

" НИКОЛАЙ".

На подлинном Его Императорскому Величеству, в Петергоф, в 17 день октября 1905 года, благоугодно было Собственноручно начертать: " Принять к руководству"

 

Задание 8. Составьте план исторического документа «Аграрная реформа П.А. Столыпина».

Тема 6 «Революция 1917 – 1921 гг. в России»

Задание 1. Составьте аннотацию по теме начало революции 1917 -1922 г.

Задание 2. Составьте историческую справку по теме «Приход большевиков к власти в России (октябрьский этап революции 1917 – 1922 гг.)»

Задание 3. Составьте таблицу по теме «Гражданская война в России в 1918 – 1922 гг.

Пример:

Этапы гражданской войны Красные и их союзники Политика военного коммунизма Белые Демократы и их сторонники
         

Задание 4. Составьте формально-логическую модель исторической интерпретации революционных событий первой четверти ХХ века. (Исторический материал в Методическом пособии по истории и в учебно- методическом пособии для студентов «Самостоятельная работа студентов по истории Отечества»).

Задание 5. Сравните революции 1917 – 1921 гг. и революции 1989- 1993 гг. Оформите ответ письменно следующим образом: революция 1917 – 1921 гг. и революция 1989- 1993 гг. имели: различия: 1________________. 2____________________.3____________.

Общие черты: 1____________.2_________________.3______________________.

Задание 6. Составьте матрицу идей разных историков о революции 1917 -1921 гг.

В 30-х годах российский анархист-эмигрант В. Волин выпустил в Париже книгу о русской революции. Он назвал ее достаточно характерно - " Неизвестная революция".

Он писал: «До сих пор так и не удалось посмотреть на эту революцию с высоты заканчивающегося века, ответить на вопрос, какую роль она в действительности сыграла, какое место заняла в истории России и вообще истории ХХ столетия». Слишком много мифов сложилось вокруг этих событий, и истолкование их чаще всего остается в мифологическом плену. Вот главные из этих мифов: русская революция как важнейшее событие ХХ века; Октябрь как величайшая победоносная социалистическая революция; большевики пытались создать социалистическое общество и (их попытка окончательно потерпела крах в 1991 году), или, с другой стороны, - революция в России как результат темного заговора злокозненных сил - сатанистов, сионистов, масонов, космополитов и т. д. Мифы нагромождаются один на другой, иногда смешиваются в причудливых формах и обслуживают самые разные политические пристрастия. Кажется, что 1917 год был только вчера. Как можно напрямую выводить 1991 год из 1917? Ведь это же совершенно иная страна. Мы так и не научились спокойно и взвешенно анализировать собственную историю. В итоге приходится наблюдать немыслимые шарахания. Разве можно, например, вообразить, чтобы в сегодняшней Франции в присутствии официальных лиц открывали памятник " невинно убиенным" революцией королю и королеве, чтобы их причисляли к лику святых?»

 

Историк В.В. Калашников

«В условиях ХХ века отсталая Россия стояла перед реальной опасностью быть уничтоженной более передовыми и агрессивными соседями с Запада. В рамках буржуазного пути ускорение социально-экономического и культурного развития было невозможно. Ленин сумел перевести развитие на рельсы социализма и тем обеспечил базу для рывка и сохранения независимости страны в годы Второй мировой войны. Государственный социализм спас Россию от гибели в условиях ХХ века. За это надо поклониться памяти этого человека. …В то же время нет смысла идеализировать деятельность Ленина. Он не раз принимал не самые лучшие решения, и цена его ошибок была действительно большой».

 

Историк Г.Л. Соболев

«Попытки представить 25 октября 1917 г. как случайное отклонение от мирового исторического процесса не выдерживает серьезной критики. Как бы не относиться к этому событию, оно стало определяющим фактором не только российской, но и мировой истории. Смена вектора развития вызвала … весьма существенную коррекцию в каждой из цивилизаций, вовлеченных во всемирный исторический процесс. …Возникшая в 1917 г. в России «советская цивилизация» стала как бы зеркалом, смотрясь в которое каждая из цивилизаций старалась совершенствовать свое лицо, познать и понять себя в новом повороте мирового исторического процесса».

 

Задание 7. Составьте тезисы по теме «Повседневная жизнь в годы Гражданской войны.

Задание8. Изобразите схематически систему государственного управления в России в 1917 – 1922 гг. Справочный материал в лекции «Революция 1917 – 1921 гг. в России».

Задание 9. Составьте простой план текста лекции Революция в России в 1917 – 1921 гг.»

(Исторический материал в Методическом пособии по истории и в учебно- методическом пособии для студентов «Самостоятельная работа студентов по истории Отечества»).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.