Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности бюджетного процесса в РФ






 

В любой стране государственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства, таким образом, через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.

Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона, предназначенный для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Основными функциями государственного бюджета являются:

– перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта;

– финансовое обеспечение социальной политики;

– государственное регулирование и стимулирование экономики (осуществляется через расходы и налоги);

– контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

В РФ бюджетные правоотношения регулируют следующие органы государственной власти: Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

 

Бюджетной системой государства называется совокупность бюджетов всех уровней, представляющая собой систему, основанную на определенных экономических отношениях и юридических нормах. Организация и принципы построения бюджетной системы представляют собой бюджетное устройство страны.

Бюджетную систему РФ образуют бюджеты трех уровней:

· первый уровень – федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

· второй уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

· третий уровень – бюджеты муниципальных образований (местные).

Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ представляет консолидированный бюджет.

Бюджетная система РФ основана на следующих принципах:

– единство бюджетной системы РФ, который означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в РФ, санкций за нарушения бюджетного законодательства и пр.;

– разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

– самостоятельность бюджетов означает право органов государственной власти на соответствующем уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, определять направления расходования бюджетных средств, которые формируются за счет собственных источников доходов и т.д.;

– полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

– сбалансированность бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

– эффективность и экономность использования бюджетных средств;

– общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;

– гласность (размещение сведений в средствах массовой информации);

– достоверность бюджетов;

– адресность, целевой характер бюджетных средств.

Таким образом, руководствуясь при построении бюджетной системы данными принципами, можно добиться эффективного управления бюджетными средствами и легко отследить направления их расходования.

Бюджет является формой образования и расходования фонда денежных средств для реализации основных функций государства. Для составления и исполнения бюджетов используется бюджетная классификация, которая является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов.

Бюджетная классификация РФ включает:

– классификацию доходов бюджетов РФ, которые объединены в группы по источникам и способам получения доходов;

– функциональную классификацию расходов бюджетов РФ, которая представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства (денежное содержание органов государственной власти, государственных учреждений и организаций, представительские расходы, расходы на выставки, гранты молодым ученым, финансирование инновационных проектов государственного значения, государственные долгосрочные вложения, дотации, субсидии и т.д.);

– экономическую классификацию расходов бюджетов РФ, которая является группировкой расходов по их экономическому содержанию (денежное довольствие военнослужащих, выходное пособие при увольнении, начисления на фонд оплаты труда в виде Единого социального налога, оплата коммунальных услуг, транспортные услуги, содержание помещений, выплата процентов по займам и т.д.);

– классификацию источников внутреннего финансирования дефицита бюджета;

– классификацию видов государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

– ведомственную классификацию расходов федерального бюджета, которая группирует расходы и отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.