Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ономастика в лингвокраеведческой работе в школе






Существительные, называющие единичные (индивидуальные) предметы, являются именами собственными, или онимами. Они могут состоять из одного или несколько слов. К онимам относятся имена как реально существующих или существовавших людей, городов, рек, так и наименований предметов, созданных фантазией человека – имена богов и демонов, имена персонажей художественной литературы.

Функциональное и языковое своеобразие собственных имён привело к тому, что их стали изучать в особой отрасли языкознания – ономастике.

Ономастика (от греч. onomastike) – искусство давать имена.

В словаре русской ономастической терминологии читаем: «Ономастика – раздел языкознания, изучающий любые собственные имена» [Подольская, с.96].

«Ономастический материал составляет значительную часть лексики любого высокоразвитого языка и заслуживает того, чтобы его изучали, как изучают язык, географию, историю и другие общественные науки», – пишет В. Д. Бондалетов [Бондалетов, с.3].

Т. М. Майорова в статье «Ономастика в лингвокраеведческой работе» рассказывает о необходимости сбора ономастического материала, об организации такой работы в школе, с последующим продолжением в высшем учебном заведении, предлагает программу для организации такой работы [Майорова, с.43].

Ономастика включает в себя несколько разделов в зависимости от характера объектов, называемых ономастическими словами. И с этим учащихся следует познакомить при проведении работы с краеведческим материалом.

Эти занятия позволяют учащимся закрепить знания основ наук и выработать умение ими пользоваться. Достигнуть этого можно, лишь вскрыв те связи, которые существуют между явлениями в жизни, осветив надлежащим образом эти связи, познав, как они возникают и развиваются.

Учитель, привлекая школьников к изучению ономастики, имеет возможность использовать экстралингвистический материал, который активизирует познавательную активность детей.

Желательно в работе со школьниками привлекать архивные документы, литературу о родном крае, словари М. Фасмера и В. И. Даля. Также хорошо, когда работа филолога, географа, историка в этой области объединена.

Работа с топонимическим материалом вызывает интерес учащихся, стремление расширить познания в краеведении, добавив лингвистические данные. Они разыскивают новую литературу, чаще беседуют на патриотическую тему, также получают навыки общения с людьми, словарями и справочниками.

Работа Н. Ф. Марченко может служить образцом для топонимистов-школьников. На её примере ученики смогут выработать стратегию при обработке поискового материала; в частности, способ распределения названий в пространстве (знание географии). Материал, зафиксированный в работе, даёт представление о богатстве фауны и флоры местности (Лебяжье, Вьюново, Волчий Ерик), представление о видах использования территории (Паромская, Мельничная) и т. д.

Наше пособие поможет учителю подобрать практический материал, представленный диалектной лексикой, для уроков по краеведению, русскому языку (лексикология), биологии и т. д.


Заключение

В работы классифицирована топонимия Хопёрского государственного заповедника. В результате чего представлена широкая сеть мотивации разнообразных видов объектов данной территории. Наряду с этим выявлен ряд топонимов ориентировочно XVI – XVII вв. (Юрмище, Калмык). В целом в названиях отражены как хозяйственные и социальные мотивационные группы (по функции, по антропониму или по принадлежности лицу), так и природные мотивационные группы (фито-зоонимическая, по ландшафту и т.д.).

Ряд названий требует отдельного дополнительного рассмотрения, т.к. семантика их неоднозначна.

Обзор исторического прошлого дал аргументы в пользу рассмотрения Воронежского Похопёрья в качестве пространственной семиотической системы.

Её изучение, на наш взгляд, возможно в свете многих общественных и естественных наук, и как следствие в междисциплинарных областях. Большую помощь в разработке данного направления даст архивная информация, в частности картографический материал по этой территории. Желательно также активизировать сбор ономастического материала в локусах, расположенных в пойме, т.к. там наиболее быстро происходит естественное изменение пространства.

Работа Н.Ф. Марченко наиболее полно отражает топонимию Хоперского государственного заповедника. На данный момент многие из названий фактически стерлись из памяти людей. Можно с полной уверенностью назвать данный труд «книгой памяти» для жителей данной местности.

Это связано, во-первых, с вымиранием жителей старших возрастов, во-вторых, с усилением миграционных процессов среди населения и, как следствие, притоком новых жителей из других населенных мест, не имеющих исторических корней в данной местности.

Наше пособие может быть полезно не только учителям русского языка, истории, биологии и географии, но и специалистам по ономастике, поскольку в нём вырисовывается перспектива дальнейших исследований по ономастике Воронежского Прихопёрья.


 

Литература

1. Апальков Ю.А., Голованов В.М. Крепость на Хопре. Борисоглебск, 1997.

2. Бабайцева В.В., Бернарская Л.Д. Комплексный анализ текста (на уроке русского языка) // Русская словесность. 1997. №3. С.57 – 61.

3. Благова Н.Г., Коренева Л.А., Родченко О. Д. О концепции обучения русскому языку с учётом регионального компонента (Для средней общеобразовательной школы) // РЯШ. 1993. №4. С16 – 19.

4. Бондалетов В.Д. Русская ономастика. М., 1983.

5. Буслаев Ф. И. Опыт исторической грамматики русского языка. М., 1992.

6. Введенский Л.А., Колесников Н.П. От собственных имён к нарицательным: Кн. Для учащихся ст. классов сред. шк.- 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1980.

7. Волченков В.В. О двух локусах Воронежского Прихопёръя// Педагогическое регионоведение 2012 №2, с.28-30.

8. Воробьёва И.А. Некоторые наблюдения над функционированием топонимов в устной речи// Ономастика/ Под ред. В.Никонова, А. Суперанской.- М., 1969.

9. ГоловановВ.М. Древняя и средневековая история Борисоглебского края.- Борисоглебск, 2006.

10. Государственный природный заповедник «Воронинский».- Тамбов: ИПЦ ООО «Тамбовский вестник», 2004.

11. Дейкина А.Д. Воспитание национального самосознания при обучении русскому языку // РЯШ. – 1993.-№5-С.3-11.

12. Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края Вып.2 Тамбов, 1883г. Типография губернского управления.

13. Енькова Е. И. Теллермановский лес и его восстановление.- Воронеж: Изд-во ВГУ; 1976.

14. Жучкевич В.А. Общая топонимика.- Минск, 1980.

15. Загоровский В. П. Историческая топонимика Воронежского края: Воронеж: Изд-во ВГУ, 1973

16. Закон РФ «Об образовании».- М., 1996.

17. Карпенко Ю.А. Свойства и источники микротопонимии // Микротопонимия.- М., 1967.- С.31-39.

18. Корнаковский Г.А. План хозяйства и общее описание Теллермановской рощи.- СПб.: Лесн. департамент МЗ и ГИ, 1904.

19. Лагутина О.В. Понятие географической и гидрографической терминологии//РР.- 2005-№ 2- С.112-119.

20. Летопись природы Хопёрского государственного заповедника за 1936-1940год. Рукопись.

21. Лингвистическое краеведение. Программа курса/ Сост. В. Ф. Филатова. - Борисоглебск, 2002.

22. Львова С.И. Осторожно: художественный текст (Анализ минифрагментов художественных текстов на уроке русского языка)// Русская словесность.-1997. -№3.-С.51-56.

23. Львова С.И. Ляпина С. Н. Использование региональной лексики при обучении морфемике и словообразованию // РЯШ.-1994.- №4- С.43-46.

24. Лыжова Л. К. Региональный компонент в преподавании русского языка//РЯШ.- 1994.-№4.- C.11-14

25. Майорова Т.М. Ономастика в лингвокраеведческой работе// РЯШ.-2000.-№4.-С.43-47.

26. Марченко Н.Ф. Список топонимов на территории Хопёрского государственного природного заповедника. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001.

27. Маслов В.Г. Кружок «Диалектная лексика» в Добринской школе// РЯШ.- 1979.-№3.-С.-47-53.

28. Методика преподавания русского языка/ (Под ред. Баранова).- М., 2000

29. Мурзаев Э. М. Топонимика и ландшафты прошлого// Топонимика на службе географии.- М., 1979.- Сб. 110.

30. Мурзаев Э. М Очерки топонимики. - М.; - Мысль, 1974.

31. Народы мира: историко-этнографический справочник\ Гл. ред. Ю. В. Бромлей- М.: Сов. энциклопедия

32. Накрохин Е.А. Иного не было пути.- Воронеж: Изд-во ВГУ, 1975.

33. НиконовВ.А. Введение в топонимику.- М.: Наука, 1965.

34. Определитель сосудистых растений центра европейской России / И.А. Губанова, К.А.Киселёва.- М.: Аргус, 1995.

35. Остапец А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе.- М., 1979.

36. Памятная книжка на 1887г. Изд. Воронежского Губернского Статистического комитета.- Воронеж, 1886.

37. Панов М.В. Фонетика/ Учебники для пединститутов.- М., 1979.

38. Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды // РЯШ.- 2000-№4.-С.9-11.

39. Пашкова Г.И. Воспитательные возможности внеклассной работы по русскому языку в сельской школе продлённого дня// Пути реализации профессиональной направленности в процессе подготовки будущих учителей русского языка и методы к воспитательной работе в школе.- М., 1985.

40. Попов С.А. Ойконимия Воронежской области в системе лингвокраеведческих дисциплин: Монография.-Воронеж: Изд. Дом Алейниковых, 2003.

41. Поспелов Е. М. Топонимика в школе географии/ Пособие для учителей. - М., 1981.

42. Программа развития, воспитания России на 1999-2001 годы//Российское образование.- 2000.-№1.- С.69-77.

43. Прохоров Б.В., Канов М. А. К вершинам Южного Урала // https:// ural/al.ru [получен 24. 02.2003].

44. Прохоров В.А. Вся Воронежская земля. Воронеж, 1973.

45. Пузанова Н. А. Преподавание русского языка в 7 классе- М., 1972.

46. Сабанеев Л. П. Рыбы России. Жизнь и ловля (ужение) наших пресноводных рыб. В 2 т.- СПб.: ООО «Диамант», ООО «Золотой век», 2000.

47. Селищев А.М. Из старой и новой топонимии// А.М.Селищев. Избранные труды. - М., 1968.- С.45-96.

48. Сидорова Т. А. Микротопонимия- часть культурного ландшафта//РР.- 2005- №2. С.108-112.

49. Суперанская А. В.Как вас зовут? Где вы живёте? - М., 1964.

50. Суперанская А. В. Типы и структуры географических названий (на материале топонимии СССР) // Лингвистическая терминология и топономастика. М., 1964.-С.59-118.

51. Суперанская А. В. Микротопонимия, макротопонимия и их отличие от собственно топонимии.// Микротопонимия.- М., 1967. С.31-39.

52. Сьянова Е.И. Современные имена в контексте социальных кодов. Кодирование историко-культурной информации// Провинция и столица: центробежные и центростремительные процессы духовной эволюции культуры: материалы Всерос. науч. конф./ Отв. ред. проф. С.М. Климова.-Белгород: Изд-во БелГУ, 2006.

53. Таксационное описание территории Хопёрского государственного заповедника лесоустройства 1940 года.

54. Таксационное описание территории Хопёрского государственного заповедника лесоустройства 1981 года.

55. Текучёв А.В. Методика русского языка в средней школе. - М., 1980.

56. Текучёв А.В. Преподавание русского языка в диалектных условиях. -М., Педагогика, 1974.

57. Титов Ю.В., Печенюк Е.В. Динамика травяной растительности поймы реки Хопёр/ Под ред. Р.Камелина; Ботанический ин-т им. В.Л. Комарова- Л., 1990.

58. Толбина Т.В. Микротопонимия Воронежской области. Особенности номинации: Дис. … к-та филолог. наук.- Воронеж., 2003.

59. Успенский Л.В. Имя дома твоего.- Л., 1967.

60. Федеральный базовый компонент образования по русскому языку в основной общеобразовательной школе // РЯШ.-1994-№4.

61. Филатова В.Ф. Земецкая дорога в Ярушке // Русский язык в синхронном и диахроническом аспекте: Межвузовский сборник научных статей/ Под ред. В.Я. Голуб, И.А. Морозовой.- Борисоглебск: ГОУ ВПО «Борисоглебский государственный педогогический институт», 2005.- С.27-28.

62. Шнитников А.В. Внутривековая изменчивость компонентов общей увлажнённости- Л.: Наука, 1969.

63. Экосистемы Теллермановского леса / Отв. ред. В.В.Осипов; Ин-т лесоведения. -М.: Наука, 2004.

Словари

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 тт. М., 2006.

2. Дьякова В.И. Словарь географической лексики Воронежского края/ В.И. Дьякова, В.И.Хитрова // Материалы по русско-славянскому языкознанию. Воронеж, 1984, 1986, 1988, 1996.

3. Дьякова В.И., Хитрова В.И. Словарь географической лексики Воронежского края (с историческими комментариями). Воронеж, 2009.

4. Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. М., 1988.

5. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. М., 1986 – 1987.

6. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. В 2 т. М., 1999.

7. Словарь русских народных говоров. Вып. 1 – 43. Л., 1966 – Спб., 2010.

8. Суперанская А.В. Словарь русских личных имён. М., 2003.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.