Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Использование дидактического материала из художественных произведений на уроках русского языка






Ещё одним источником изучения лингвокраеведческого материала в обучении родному языку может стать использование на уроках русского языка произведений местных писателей.

В настоящее время в связи с демократизацией общества преподаватель получил большую свободу в выборе методов, приёмов и средств обучения, что даёт ему возможность освободиться от некоторых условностей и стимулирует творческий поиск. Вместе с тем это не освобождает учителя от систематического пополнения своих знаний и использования их на уроке.

Учитель русского языка при подготовке к проведению конкретного урока имеет возможность выбрать в качестве материала связные тексты, которые могут быть использованы не на одном уроке, а на целом ряде занятий и позволят расширить знания учащихся о стране, области, городе. Методисты считают работу с текстом очень важной.

Обучение родному языку в отечественной методике всегда рассматривалось в связи с развитием, воспитанием ученика. Развитие же личности – духовно нравственное и эстетическое – в большей степени зависит от окружающей её речевой среды. Окружающая среда – это мир текстов, которые мы слышим, читаем, произносим. Это они создают ту атмосферу, в которой живёт, дышит и развивается ребёнок.

Развитие речи на уроках русского языка – это вся работа, проводимая учителем русистом специально и попутно для того, чтобы ученики овладели языковыми нормами, а также умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи, условиями общения. Работа по развитию речи учащихся вносит существенный вклад в формирование общей культуры всесторонне развитой, социально активной личности будущего выпускника школы [Методика…, с.228].

Методическим же средством, которое служит основой создания на уроках русского языка не только обучающей, но и развивающей среды, является текст.

Трудность в подборе текста заключается в том, что последний должен удовлетворять многим требованиям и совмещать в себе разнообразные качества одновременно: «по содержанию он должен быть понятным детям, по характеру орфограмм – соответствовать программе и разделам, < …> должен включать не только орфограммы на последнее изученное правило, но и слова, затруднившие учащихся в предыдущих письменных работах, слова, в которых они допускали ошибки ранее» [Текучёв, с.257].

Преимущество использования художественного текста на уроке русского языка заключается в следующем: во-первых, на уроке русского языка мы получаем возможность не только упрочить знакомство учащихся с жанрами, с которыми они знакомятся на уроках литературы, но и помочь в овладении этими формами выражения мысли; во-вторых, текст даёт возможность видеть, как важно найти для выражения своих мыслей желательную конструкцию предложений [Пузанова, с.14].

Поэтому мы предлагаем использовать краеведческий материал в первую очередь на уроках развития речи, в диктантах и в самостоятельной работе учеников.

Включение в уроки русского языка краеведческого материала ставит задачу рассмотрения на этих уроках особенностей употребления языковых средств в художественном произведении, в печати, в фольклоре данной области.

В процессе работы с текстом на уроках русского языка происходит развитие, совершенствование чувства языка, приобщение школьников к национальной культуре. Работа с текстом на уроке создаёт условия для осуществления подхода при изучении лексики, морфологии, синтаксиса; для формирования представления о языковой системе, реализации внутрипредметных, а также межпредметных связей курсов русского языка и литературы; для личностно ориентированного преподавания русского языка, для формирования языковой личности [Пахнова, с.10].

В последнее время яркой особенностью современного урока является использование художественного текста региональных авторов.

Именно при комплексном анализе сливаются воедино практические и научные задачи русского языка. Систематический и комплексный анализ текста является мощным стимулом речевого действия ученика, развития эмоциональной и интеллектуальной сфер его личности, взаимосвязанного развития обоих типов мышления: с одной стороны – ассоциативно-образного, с другой – логического [Бабайцева, Бернарская, с.53].

План анализа текста

(Учебник русского языка для 5- 9 классов под редакцией Бабайцевой)

1. Определить тему текста. Отметить средства, позволяющие это сделать:

а) начало текста;

б) ключевые слова.

2. Определить тип текста (описание, повествование, рассуждение):

а) указать синтаксические особенности текста: количество предложений, преобладающие типы предложений, способ связей предложений;

б) отметить средства связи частей текста (специализированные средства создания смысловой и грамматической ценности): порядок слов, ударение, логический повтор, местоимения и др.

3. Определить стиль текста:

а) отметить влияние речевой ситуации на стиль текста;

б) разговорный или книжный;

в) отметить стилистические средства.

4. Орфографический и пунктуационный комментарий [Бабайцева, Бернарская, с.38].

Методисты выдвигают особые требования к организации работы с художественным высказыванием на уроках русского языка. Сутъ этих требований состоит в том, что каждый текст последовательно проходит через 4 основных этапа в работе:

1) восприятие текста;

2) его лингвистический анализ;

3) выразительное чтение;

4) заучивание наизусть;

5) проведение какой-либо творческой работы на основе проанализированного литературного образца [Львова, с.51 – 54].

Для лингвистического анализа на уроках можно использовать поэтический и прозаический текст, пословицы, поговорки, лирические песни, бытующие в Воронежской области и др.

Анализ текстов особенно важен в 7 – 9 классах; при изучении синтаксиса он приобретает определяющий характер, т. к. синтаксическая структура предложения является одним из основных показателей типа текста и, к тому же, старшие школьники уже подготовлены к полному анализу текста.

Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, в то же время он заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, любить свой край.

При таком многообразии материала особую важность приобретают критерии отбора текстов и заданий к ним. С точки зрения содержания очень важно, на наш взгляд, анализировать тексты, раскрывающие природные особенности данной местности. Её историю, традиции. Для современного ученика особенно важны тексты, вызывающие светлые, добрые чувства, дающие возможность ощущать себя в гармонии с окружающим миром. К таковым можно отнести тексты из произведений В. Пескова и Л. Семаго.

Важным критерием при отборе текстов для уроков является возможность осуществления на основе анализа текста функционального подхода к изучению языковых явлений. На уроках рассмотрения новой темы работа с текстом позволяет учащимся ответить на вопрос: какова роль изучаемой категории в речи, т. е. в тексте, т. к. каждый текст является конкретным проявлением речевой действительности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.