Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Состояние федерального и регионального компонентов в государственном образовательном стандарте






Проблемы обучения русскому языку как родному связаны с вопросами формирования национального сознания учащихся. Необходимость их решения не может не повлиять на характер уроков русского языка.

Традиционная основа школьного курса – структурно-семантическое описание языка, необходимое для овладения языковыми нормами, дополняется за счет коммукативного и культурологического аспектов.

В последнее время в образовательную практику введён национально-региональный компонент в соответствии с государственным образовательным стандартом.

До настоящего времени вопрос о соотнесённости государственного образовательного стандарта и национально-регионального компонента не имеет однозначного решения как в теории, так и в практике обучения русскому языку.

В государственном стандарте представлено базовое содержание школьного курса русского языка для всех видов и типов учебных заведений, обязательное для основной общеобразовательной школы, а также определены требования к знаниям и умениям учащихся по этому предмету по окончании школы.

Национально-региональный же компонент государственного образовательного стандарта по русскому языку включает в себя 2 аспекта. Во-первых, национально-культурный аспект, который является обязательной частью курса русского языка и который должен обеспечить приобщение учащихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, осмыслению школьниками национального своеобразия родного языка. Во-вторых, региональный аспект, который обеспечивает осмысление учащимися языковых фактов, специфичных для того или иного региона России.

Национально-культурный аспект реализует федеральный и частично региональный компоненты государственного образовательного стандарта. Региональный компонент реализуется в региональном аспекте, который отражает региональные особенности конкретного субъекта РФ.

На региональный аспект выдается 10-15% времени, что создает условия для творчества учителя, сводного выбора форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса.

В настоящее время разработаны или разрабатываются региональные стандарты в разных системах и республиках нашей страны. Сложились даже технологии разработки таких стандартов.

Под региональным компонентом школьного лингвистического курса в современной лингводидактике следует понимать «систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка местного языкового материала, как в тематическом отношении, так и в отношении сугубо лингвистическом» [Благова, Коренёва, с.17].

Было предложено следующее содержание регионального компонента курса русского языка.

Во-первых, он включает словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные на природу, материальную и духовную культуру края, и, во-вторых, языковой материал, составляющий лингвистическую специфику области: слова и фразеологизмы, семантика и этимология которых отражает миропонимание и мироощущение жителей определённой местности, историческую ономастику, топо- и микротопонимику региона, живую речь и фольклор, специальную лексику профессий, наиболее характерных для региона и т.д.

Определяя место регионального компонента в лингвистическом образовании современных школьников, данная концепция не предлагает коренной перестройки содержания обучения русскому языку или введения новых разделов курса.

Работа с региональными языковыми факторами является только компонентами сложной многоаспектной деятельности учителя русского языка в школе. Она не должна и не может вытеснить с урока тематически разнообразный материал, иллюстрирующий вечные общечеловеческие ценности вне их этно- и географической определённости.

3.2. Цели, задачи и методы обучения русскому языку с учётом региональных особенностей края

В настоящее время лингвисты, методисты, школьные и вузовские преподаватели, рассматривая язык как культурно-историческую среду, расширяют традиционные границы объекта изучения, а также активизируют языковые черты, отражающие специфику национального менталитета, что возможно лишь при усвоении обязательного соблюдения принципа межъязыковых связей.

Они считают, что введение регионального компонента имеет целью воспитание интереса и бережного отношения к языковой культуре родного края. Дополняется и перечень традиционных задач преподавания русского языка в школе.

Государственный стандарт базисного учебного плана определяет назначение учебной дисциплины «Русский язык как родной» социальными функциями родного языка, являющегося основным средством человеческого общения и познания действительности, приобщения к национальной культуре русского народа. Отсюда основные культурологические задачи дисциплины: обеспечить

- свободное владение родным языком в разных ситуациях общения;

- формирование познавательной, нравственной культуры учащихся;

- активное участие в общественной жизни страны, успешную организацию своей собственной личной жизни;

- воспитание культуры общения, культуры поведения учащихся.

Н. Г. Благова и др. предлагают следующие дополнения к перечню традиционных задач преподавания русского языка в связи с систематическим введением регионального компонента:

- познакомить учащихся со структурными и функциональными особенностями русского языка (в определённом регионе);

- обогатить словарный запас школьников за счет местного языкового материала, ценного с точки зрения познавательной и эстетической;

- на основе погружения в язык расширить знания учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях местных жителей;

- показать феноменальность русского языка, раскрыть пути языкового общения.

На основе решения перечисленных задач формируется следующий минимум знаний и умений школьников:

1. Иметь представление о языке как культурно-исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края.

2. Уметь анализировать окружающую речевую среду, оценивать факты речи земляков, способствовать повышению их речевой культуры.

3. Уметь связно изложить свои мысли на региональные темы (природа, культура, в том числе языковая, определённого края) [Благова, Коренёва, с.18].

4. Изучение языка (местной) прессы (радио и телевидения, периодической печати).

5. Вопросы речевой этики (определённого города, области) [Лыжова, с. 54].

Для реализации регионального компонента в преподавании русского языка указанные выше методисты предлагают следующие методы:

- репродуктивный (воспроизводящий материал в готовом виде, в слове учителя, беседах с учащимися, упражнениях и текстах учебника и т. д.).

- проблемно-поисковый (как ведущий).

Включение местного материала в уроки лексики, фонетики и орфоэпии, словообразования, грамматики (задания и упражнения по культуре речи, дидактические языковые материалы-отрывки из произведений, каким-либо образом касающихся края) предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, ролевых игр и т. д.

На наш взгляд, обучение школьников с учетом своих региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного материала в обучении родному языку важно не только с образовательной, но и с воспитательной стороны. Для ребёнка одинаково важно и научиться свободно владеть родным языком, и найти своё место в мире, осознать себя, начиная с родной земли, с окружающей их «малой» родины. Главное – вызвать интерес к родной земле, родному языку в различных формах его проявления, в его изменениях исторических и местных.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.