Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Топонимика и микротопонимика






Топонимика – наука, изучающая собственные имена географических объектов, – хотя и является молодой, но уже имеет свою историю. Рождение топонимики как области знаний относится к 1812 году, когда появилась статья А. Х. Востокова «Задача любителям этимологии», где поднимался вопрос о происхождении гидронимов (имён собственных водных объектов).

Вопрос о географических названиях изучался как неотъемлемая часть исторических и географических исследований. Говоря о топонимических исследованиях в России XVIII – XIX вв., Е. М. Поспелов писал, что «топонимика в России в течение этого периода развивалась как прикладная историко-географическая дисциплина. Вместе с тем было понятно, что традиционно историко-географическое использование топонимов может быть эффективным, лишь опираясь на научную лингвистическую базу, и в этом направлении были сделаны первые шаги» [Мурзаев 1979, с.16]. Лишь в середине XX века такие учёные, как В.А. Никонов, А.В.Суперанская, В.Н. Топоров, О.Н. Трубачёв обратились к систематическому изучению географических названий. Появились топонимические центры в разных городах СССР. Стали печататься работы по топонимии отдельных территорий: В. Ф. Барашков «Топонимия Ульяновской области», Е. Л. Березович «Топонимия Русского Севера: этнолингвистические исследования», Г. П. Смолицкая «Топонимический словарь Центральной России» и другие.

Первые топонимические изыскания о Центральном Черноземье мы найдём в работе Е. Болховитинова «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии», где он затрагивал некоторые вопросы топонимии Воронежского края. Множество работ по изучению топонимов с позиций географии принадлежат Ф. Н. Милькову. Следует особо отметить его работу «Типология урочищ и местные географические термины Черноземного центра», которая является отправной точкой для исследователя пространства данного региона. Исторической топонимикой Воронежского края плодотворно занимался В. П. Загоровский. Большую работу проделал В. А. Прохоров, создавая историко-топонимический словарь «Вся Воронежская земля». Из последних исследователей воронежской топонимии следует отметить имена В. И. Дьяковой, В. И. Хитровой, С. А. Попова, В. А. Сёмушкина.

Особую отрасль топонимики представляет микротопонимика. Однако вопрос отнесённости объекта к микротопонимам чётко наукой не сформирован. Бесспорно, что при вычленении прежде всего учитывают размер объекта, на что указывает сам термин микро – малый. Суперанская считает, что названия улиц не являются микротопонимами [Суперанская 1967, с. 32]. Таким образом, величина объекта – это формальный, внешний признак при определении микротопонима, но он не учитывает его особенности как слова.

Следует заметить, что микротопонимия включает в себя имена разнообразных географических объектов – и водных источников (гидронимов), и элементов рельефа (оронимов), и частей населённых пунктов (урбанонимов), сами населённые пункты (комонимы и ойконимы) и т.д.

Ю.А.Карпенко одним из свойств микротопонимов считает то, что «каждое подобное название известно лишь немногим людям, сфера известности этих названий ограничена» [Карпенко, с.16]. Многие учёные считают, что микротопонимы являются более близкими к именам нарицательным, чем топонимы. Ю.А. Карпенко считает: «В микротопонимии дистанция между собственными и нарицательными названиями минимальна, а потому и легче преодолима» [Карпенко, с.16].

Интересно рассмотреть пути перехода нарицательных имён в собственные имена. В науке есть два взгляда на данную проблему.

1. Граница между нарицательными и собственными именами не абсолютная (В.А. Никонов).

2. Граница абсолютна, поскольку промежуточных явлений нет

(Ю. А. Карпенко).

Первый взгляд для нас более убедителен. В этой связи интересно рассмотреть позицию Евг. Гродзиньского, освещённую в его труде «Очерк общей теории имён собственных».

«Среди имён собственных Е. Гродзиньский различает: 1) однодесигнатные (десигнат – предмет, обозначенный словом, то же, что денотат, означаемое), или идеальные, имена собственные, 2) многодесигнатные (с большим количеством носителей) и 3) пустые – не имеющие десигнатов (например, имена никогда не существовавших в действительности мифологических персонажей)» [Бондалетов, с.15].

«Интересны соображения Евг. Гродзиньского об отличии имён собственных от индивидуальных дескрипций. «Имя собственное любого предмета может быть заменено – без изменения десигната – любым другим именем собственным…» < …> Индивидуальные дескрипции (описания, обозначения) не заменяют одна другую, так как обозначают разные предметы в виду их единичности» [Бондалетов, с.16]. Именно индивидуальные дескрипции являются пограничной зоной между именами нарицательными и именами собственными. На наш взгляд, переход осуществляется несколькими путями.

1. «Молодой» топоним. Объект (место) именуется по признаку, отличительному от окружающего пространства. Развитие осуществляется в трёх направлениях: 1) наименование исчезает вместе с признаком; 2) индивидуальное описание после исчезновения признака переходит в разряд собственных имён; 3) «маркированный», то есть выделенный, элемент устойчив во времени. Никаких изменений не произойдёт. Например: поляна Вырубка-На-Просеке-Первая, Вырубка-На-Просеке-Вторая [Марченко № 502, 503 с 19].

2. Унификация. В качестве названия используют географический термин [Воробьёва, с.203]. О. В. Лагутина считает, что гидрографическая терминология «легче онимизируется и дольше сохраняется в языке. Благодаря этому она содержит в себе большую культурно-историческую информацию» [Лагутина, с.112]. «Гидрографическую терминологию можно классифицировать следующим образом: 1) обозначение притоков реки и её рукавов – ручей, ржавец, ключ, проток, протока; 2) наименования верховьев и низовьев реки – исток, устье, верховье, вершина, гирло, взголовь; 3) обозначение специфических видоизменений речного русла (меандр реки) – старица, глушица, забор, лука; термины, обозначающие понятие «залив» – затон, култук, губа» [Лагутина, с.118]. Переход в разряд топонимов произойдёт, если: 1) исчезнет реалия; 2) утратится прозрачность семантики названия; 3) появится эпитет, который в себе будет нести признаки, отличающие место от окружающего пространства и рядоположенных обьектов.

3. Перекодировка. Объект, имеющий название, дополнительно получает индивидуальную дескрипцию. Определённое время существуют оба наименования, а позже в результате исторических изменений в памяти жителей закрепляется как название индивидуальная дескрипция. Старое наименование забывается. Например: Гусев Кордон, Царёв Кордон, Горелый [Марченко №101, 103, 226 с.9, 12].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.