Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основная часть занятия - 80 минут
Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева
Военная кафедра
«УТВЕРЖДАЮ»
Начальник военной кафедры
полковник В. Шевченко
«___» ______________ 20__ г.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ СО СТУДЕНТАМИ
ПО ВОЕННО–ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ
Тема № 6.
| «Радиостанции КВ и УКВ диапазонов малой мощности. Радиоприемные устройства. Командно- штабные машины».
| Занятие № 15.
| Система электропитания командно-штабной машины Р-142Н.
| Время
| 2 часа.
| Вид занятия
| Групповое.
| Цели занятия
| 1. Изучить назначение, состав системы электропитания.
2. Изучить структурную схему.
| Вопросы занятия:
| - Назначение, состав системы электропитания. Структурная схема соединения элементов электропитания.
- Первичные и вторичные источники питания.
- Вводно-коммутационное и регулирующее оборудование.
|
Вводная часть занятия - 5 минут
- Принять рапорт дежурного по взводу.
- Проверить присутствующих по списку.
- Провести контрольный опрос.
- Объявить тему, цель и учебные вопросы занятия.
Основная часть занятия - 80 минут
Учебные вопросы, время и содержание занятия
| Методические приемы и указания
| Вопрос №1. Назначение, состав системы электропитания. Структурная схема соединения элементов электропитания - 20 мин.
Система электропитания КШМ Р-142Н предназначена для:
1. подключения первичных источников питания;
2. получения требуемых напряжений питания аппаратуры КШМ;
3. защиты источников питания от коротких замыканий.
Основными элементами системы электропитания КШМ являются:
1. первичные источники питания;
2. вводно-коммутационное и регулирующее оборудование;
3. вторичные источники питания.
Структурная схема системы электропитания КШМ Р–142Н представлена на рисунке 1.
Вопрос 2. Первичные и вторичные источники питания – 30 минут
2.1 Первичные источники питания
К первичным источникам электропитания КШМ относятся источники, которые вырабатывают или накапливают энергию постоянного тока.
Бензоэлектрический агрегат АБ-1-П/30-М1 используется для питания аппаратуры и заряда аккумуляторов на стоянке. Он состоит из двухтактного бензинового двигателя с воздушным охлаждением 2СД-М1 и электрогенератора постоянного тока ГАБ-1П/30. При работающем генераторе Г-290 запуск бензоэлектрического агрегата стартерный. При выключенном генераторе Г-290 предусмотрена возможность запуска вручную.
Топливо - бензин А-76, смешанный с маслом для карбюраторных двигателей в соотношении 25: 1. Расход топлива при нормальной мощности - 0, 86 кг/час. Емкость топливного бака 7 л.
Генератор Г-290 используется для питания аппаратуры в буферном режиме с аккумуляторными батареями при работе в движении и на коротких остановках. Генератор представляет собой трехфазный синхронный генератор переменного тока с электромагнитным возбуждением и встроенным полупроводниковым выпрямителем. Мощность генератора 4 кВт при выходном напряжении 27...29 В. Вращение ротора генератора обеспечивается через электромагнитную муфту ЭТМ-094.
Аккумуляторная батарея 4х5НКТБ-80 щелочная, напряжением 25 В, емкостью 80 А/ч используется для питания аппаратуры в буфере с генератором Г-290 или бензоэлектрическим агрегатом АБ-1-П/30-М1.
Работа системы электропитания КШМ Р–142Н
а) питание от агрегата АБ–1–П/30–М1
Питание от агрегата АБ–1–П/30–М1 осуществляется на стоянке. Бензоэлектрический агрегат выносится из отсека и электрическим экранированным кабелем подключается к разъему на линейном щите ЩЛ–2. Запуск агрегата может производиться вручную либо дистанционно с БЗР.
Дистанционный запуск возможен только при работающем генераторе Г–290 и отключенных потребителях электроэнергии. Включение осуществляется кнопкой «ПУСК» расположенной на передней панели БЗР. После запуска бензоагрегата генератор Г–290 выключается. Напряжение с генератора агрегата поступает на БЗР. К потребителям электроэнергии подается напряжение бортсети, создаваемое агрегатом и аккумуляторными батареями, работающими с ним в буферном режиме. При этом две группы аккумуляторов соединяются последовательно.
В БЗР предусмотрена возможность экстренной остановки бензоагрегата кнопкой «СТОП».
б) питание от генератора Г– 290
Питание от генератора Г–290 осуществляется в движении и на коротких остановках. К двигателю автомобиля генератор подключается посредством электромагнитной муфты (ЭММ) типа ЭТМ–094–1У1, на которую подается напряжение от аккумуляторов КШМ через БЗР. Включение генератора производится с щитка управления антеннами (ЩУА), расположенном в кабине водителя. С выхода генератора напряжение через реле–регулятор РР–361А, фильтр радиопомех (Ф5) и сглаживающий фильтр (ФС) подается на БЗР. В дальнейшем питание от генератора аналогично питанию от бензоагрегата.
Совместная работа бензоэлектрического агрегата и генератора Г–290 на общую нагрузку ЗАПРЕЩАЕТСЯ, поэтому подключение потребителей электроэнергии к БЗР производится после выключение генератора Г–290.
Все вторичные источники питания и потребители электроэнергии подключаются к ЩР.
в) заряд аккумуляторных батарей 5НКТБ–80 (5НКЛБ–70)
Для заряда обе группы аккумуляторных батарей подключаются БЗР к источнику тока параллельно. Если заряд аккумуляторов ведется от генератора Г–290, то одновременно с зарядом обеспечивается работа радиосредств и коммутационного оборудования КШМ. При этом в случае уменьшения напряжения генератора до 23В, аккумуляторы включаются последовательно и работают в буферном режиме.
При заряде аккумуляторов от бензоэлектрического агрегата работа радио и коммутационного оборудования не допускается, т. к. мощность генератора агрегата ограничена (1 кВт).
В обоих случаях при достижении напряжения на одной группе аккумуляторов 17, 5 В (1, 75 – 1, 8 В на банке аккумуляторной батареи 5НКТБ–80) схемой БЗР осуществляется автоматическое уменьшение тока заряда в 2 раза (включается сигнальная лампа ЗАРЯД 50%).
Допускается ручное переключение режима заряда аккумуляторов. Кроме работы радио и коммутационного оборудования источники электроэнергии обеспечивают питание калорифера, отопителя ОВ–65 и ФВУ (ФВУА –100).
2. 2. Вторичные источники питания.
Вторичные источники питания предназначены для получения необходимых значений питающих напряжений радиостанций и дополнительной аппаратуры от бортовой сети 26 В. Они включают в себя:
1. блоки питания УМ радиостанций Р-111 (РС-1 и РС-2);
2. блок питания радиостанции Р-130М (БП-260);
3. блок питания радиостанции Р-123МТ (БП-26);
4. блок питания радиостанции Р-809М2 (БП-25);
5. блок питания диктофона П-180М и датчика Р-014Д (БП-20);
6. блок питания аппаратуры М-125М, датчика П-590А и БТС (БП-75).
| Название вопроса записать на доске.
Структурную схему высветить на слайде. Дать зарисовать схему в конспект.
Название вопроса записать на доске.
Дать определение первичных источников питания.
Перечислить первичные источники питания под запись в конспект.
Перечислить вторичные источники питания под запись в конспект.
|
Заключительная часть занятия- 5 минут.
1. Отвечаю на вопросы студентов.
2. Провожу опрос по изложенному материалу.
3. Делаю вывод по занятию, выделяю главное и обобщаю, даю возможность представить весь изученный материал в целом.
4. Даю задание на самоподготовку.
.
Задание на самостоятельную подготовку и рекомендуемая литература:
На самостоятельной подготовке студентам рекомендую изучить вопросы, рассмотренные на данном занятии, используя при этом конспект.
|