Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






V. Методы обучения и преподавания. Методические рекомендации






Методические рекомендации

Для практических занятий

Речевая тема: Символы медицины.

Грамматическая тема: Текст как ведущая единица словесной коммуникации. Основные признаки текста.

 

Курс: 1

Дисциплина: Русский язык

Составитель:

д.п.н. профессор Жанпейс У.А.

 

 

2015.

I. Речевая тема: Символы медицины.

Грамматическая тема: Текст как ведущая единица словесной коммуникации. Основные признаки текста.

II. Цель: Сформировать представление о тексте как об основной единице речевого общения.

III. Задачи.

Практические навыки: выработать навыки использования средств грамматической и лексической связи предложений при конструирования текстов в рамках речевой темы.

IV. Основные вопросы темы:

1.Текст.

2. Средства связи предложений в тексте.

3.Основные признаки текста.

4. Символы медицины.

V. Методы обучения и преподавания.

⃰ Репродуктивный: объяснение грамматической темы, выполнение языковых и речевых упражнений, работа над текстом.

Наглядный: составление и работа с опорными схемами.

Интерактивный: Ривин-метод, лингвистическая игра; конструирование синквейна с опорными лингвистическими терминами и ключевыми словами речевой темы; атака вопросами.

VI.Задания по теме:

Задание 1. Ознакомьтесь с информацией. Запишите основные положения.

Текст (от лат. textum – связь, соединение) – это высказывание, сочетание предложений, связанное по смыслу и грамматически. Предложение - м инимальная единица текста.

Тема (греч. thema – букв. то, что положено в основу) текста – это то, о чём(или о ком)в нём говорится. Очень часто тема текста отражается в его заглавии. В тексте предложения связаны не только общей темой, но и идеей, основной мыслью. Для раскрытия темы текста, понимания содержания важно выявить его основную мысль. Основная мысль текста – это то главное, что хочет сказать автор.

Основные признаки текста: тематическое единство (раскрытие в тексте одной темы), связность (предложения, входящие в текст, связаны между собой по смыслу и структуре), завершенность (полное раскрытие темы в тексте).

Предложения в тексте объединяются единством темы и определенными языковыми средствами: местоимениями, синонимами, однокоренными словами, союзами, повторением слов и др.


Задание 2. Разделитесь на 2 команды: А и Б. Сравните данные примеры. Какой из них является текстом, а какой – просто набором отдельных предложений. Каждая команда должна обосновать свой ответ, используя полученную информацию.

А. Я учусь на первом курсе Казахского национального медицинского университета им.С.Д.Асфендиярова. С деревьев опадает желтая листва. Рядом с общежитием находится стадион.

Б. Символ – (греч. «знак, примета») – условное обозначение какого-либо образа, понятия, идеи. Например, кленовый лист – символ Канады, а чаша со змеей – символ медицины.

Задание 3. Прочитайте текст. Определите его тему и сформулируйте основную мысль. Почему змея была символом жизни и смерти, добра и зла? Подберите однокоренные слова к выделенным словам 1-го абзаца.

Змея всегда считалась символом мудрости и долголетия. Ежегодную смену кожи у змей люди воспринимали как омоложение, начало новой жизни. Укус змеи смертелен. В то же время змеиный яд применялся в лечебных целях. Змея была символом жизни и смерти, добра и зла.

Чаша у древних народов, живших в жарких странах, связана с живительной водой, без которой невозможна жизнь. Для сбора и хранения дождевой воды использовали специальные чаши. Вода - источник жизни и первое универсальное лекарство и средство очищения. Много выражений связано со словом чаша: чаша терпения, испить чашу до дна, дом - полная чаша, чаша познания. Происхождение символа чаши со змеей иногда связывают с историей изготовления лекарств, ядов и противоядий. Для их хранения и смешивания использовали чаши особой формы.

Задание 4. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Определите средства связи предложений.

1. У совр…менного человека зм…я ассоциируется с чем-то неприятным. Однако именно зм…я является общепринятым симв…лом медицины во всем мире.
(местоимение, повтор)

2. Истинное значение этой эмблемы остается спорным. Возможно, она олицетворяет собой л…чебные свойства зм…иного яда. (синоним, местоимение)

3. Как эмблема медицины первоначально зм…я изображалась без каких-либо атрибутов. П…зднее появились изображения зм…и в сочетании с различными предметами. (союз, однокоренные слова)

4. Одним из первых рос…ийских историков медицины, обратившихся к анализу сод…ржания символа чаши, обвитой зм…ей, был Ф.Р. Бородулин. Он высказался так: " Мы склонны рас…матривать эту эмблему как нап…минание врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаш… познания природы". (местоимение, повтор)

 

Задание 5. Прочитайте и запомните основные знаменательные даты из истории КазНМУ. Сколько предложений в тексте? Какой одной темой они объединены? Укажите основные признаки данного текста: тематическое единство, связность и завершенность. Определите средство связи первых двух предложений.

В 1930 году в Казахстане был открыт первый медицинский институт. Его ректором был назначен выпускник Петербургской военно-медицинской академии С.Д.Асфендияров.

1931 год – открытие лечебно-профилактического факультета. 1938 год – открытие педиатрического факультета. 1943 год – открытие санитарно-гигиенического факультета. 1951 год – открытие фармацевтического факультета. 1959 год – открытие стоматологического факультета.

В 1963 году мединститут переименован в Алма-Атинский государственный медицинский институт (АГМИ). 11 января 1989 года Совет Министров Казахской ССР принял постановление о присвоении АГМИ имени С.Д.Асфендиярова за значительный вклад в развитие просвещения и здравоохранения. В 2001 году Указом Президента РК Назарбаева Н.А. за № 648 от 5 июля АГМИ присужден статус Национального университета. КазНМУ им.С.Д.Асфендиярова – первый медицинский вуз РК. Среди выпускников университета 2 Героя Советского Союза - Маншук Маметова и Владимир Иванилов, 19 академиков НАН РК, 16 лауреатов Государственной премии РК.

Задание 6. Выпишите из текста о КазНМУ выделенные слова и подберите к ним антонимы.

Задание 7. Ознакомьтесь с теоретическими сведениями.

Предложения в тексте соединяются последовательно или параллельно. Связь, при которой предложения связаны друг с другом последовательно, по цепочке (второе предложение связано с первым, третье – со вторым, четвертое – с третьим и т.д.), называется цепной связью. Например:

Заветной цели, о которой Николка думал все эти три дня, когда события падали в семью, как камни, цели, связанной с загадочными последними словами распростертого на снегу, цели этой Николка достиг. Но для этого ему пришлось весь день перед парадом бегать по городу и посетить не менее девяти адресов. И много раз в этой беготне Николка терял присутствие духа, и падал, и опять поднимался, и все-таки добился. (М. Булгаков)

В этом тексте предложения связаны посредством цепной связи. Для связи второго предложения с первым используются местоимения (ему, для этого), третье и второе предложения связаны с помощью однокоренных слов (бегать – беготня):

           
 
 
 
 
 
 


Связь, при которой все предложения (начиная со второго) подчиняются первому предложению, называется параллельной. При такой связи все предложения дополняют, уточняют смысл первого. Например:

Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений! Летние грозы проходят над землей и заваливаются за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась. Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах, как вырванные с корнем ветвистые золотые деревья. Радуги сверкают над дымной, сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

(К.Паустовский)

В этом тексте предложения связаны параллельной связью; подчиненные первому предложению, остальные фразы уточняют и конкретизируют его.

       
   
 
 
 

 


Задание 8. Прочитайте и озаглавьте текст. Попробуйте прочитать предложения данного текста в таком порядке: последнее, первое, третье, пятое. Сохраняется ли при этом последовательное изложение мысли. Дайте развернутый ответ. Какой связью – цепной или параллельной - связаны предложения в тексте?

Посох Асклепия – известный медицинский символ. Он изображается в виде суковатой палки, вокруг которой обвита змея головой вверх. Эта эмблема возникла в Древней Греции, примерно в VIII веке до н.э. По преданиям, покровитель медицины Асклепий (в римской мифологии –Эскулап), имевший божественное происхождение, был искуснейшим врачом и мог даже воскрешать мертвых. Однажды его пригласили во дворец критского царя – Миноса, чтобы воскресить его мертвого сына. Асклепий шел, опираясь на посох, вокруг которого обвилась змея. Он испугался и убил ее, но вдруг появилась вторая змея, несущая во рту какое-то растение. Этой травой она воскресила убитую. Асклепий понял, что это растение – целебное, собрал его и воскресил сына царя.

В настоящее время вертикально расположенный посох, обвитый змеей, изображаемый на фоне окаймленного лавровыми ветвями земного шара, является эмблемой ВОЗ при ООН. Эта эмблема были принята на I Всемирной ассамблее здравоохранения в 1948 г. и состоит из двух эмблем: эмблемы ООН (земной шар в обрамлении лавровых ветвей) и эмблемы медицины (посох, обвитый змеей). Символика этой эмблемы отражает господство медицины над целебными, охраняющими жизнь силами природы.

Задание 9. Прочитайте. О чем вы узнали? Какая тема объединяет предложения в тексте?

Эмблема (греч. «рельефное украшение») - условное или символичное изображение какого-либо понятия, идеи. Эскулап (лат. «бог врачевания в древнегреческой мифологии») - шутливое или ироничное название врача, медика. Хирургия (греч. «рука + работа») - наука, изучающая болезни внутренних органов и лечение их оперативными методами. Скальпель (лат. «ножик»)- небольшой хирургический нож.

Задание 10. Разделитесь на 2 команды: А и Б. Сравните данные тексты. Докажите, что каждый из них является текстом. Для этого вы должны: 1) озаглавить текст, 2) сформулировать его основную мысль, 3)обосновать, что предложения, входящие в текст, связаны между собой по смыслу и структуре, а тема раскрыта полностью.

А. Кадуцей – жезл греческого посланника богов Гермеса. Он изображается в виде посоха с крыльями, обвитого двумя змеями. Змеи – символ взаимодействия и равновесия противоположностей. В Древнем Риме кадуцей также символизировал добродетель и тайну. Долгое время его использовали как знак, который защищает коммерческую или политическую переписку. Сейчас он является эмблемой коммерции и медицины.

Б. В 1859 году подданный Швейцарии, Анри Дюнан путешествовал по Италии, где был свидетелем битвы у Сольферино. Медицинские службы армии не справлялись со своими обязанностями, так как у них не было отличительной эмблемы, которую можно опознать во время сражения. В результате, после битвы несколько тысяч раненых солдат были оставлены на поле боя без помощи.

В 1863 году на Международной конференции в Женеве был утвержден символ красного креста на белом фоне, как отличительного знака помощи раненым военным. Год спустя он был признан отличительным знаком медицинской службы вооруженных сил.

Задание 11. Разделитесь на 2 команды. Прочитайте текст. Одна команда составляет вопросы к тексту, а другая – отвечает на них.

Звезда жизни изображается в виде синей снежинки. Этот знак появился в США, где его называют «Star of life». Звезда жизни – эмблема скорой медицинской помощи, контролируемой Американской медицинской ассоциацией и Департаментом здравоохранения, образования и социальной помощи США. Это наиболее «молодой» медицинский символ, он используется лишь с 1 февраля 1977 года.

Каждый луч звезды жизни обозначает отдельную функцию экстренной медицинской службы: обнаружение, оповещение, отклик, оказание помощи на месте, помощь во время транспортировки, транспорт для последующей помощи. В ее центре обычно изображают посох Асклепия.

Задание 12. Составьте словосочетания, согласуя прилагательные с существительными и не изменяя порядка слов. Прочитайте словосочетания в быстром темпе.

Медицинский (помощь, вуз), змеиный (яд), лечебный (цель, свойство), универсальный (лекарство), особый (форма), целебный (свойство), внутренний (органы), символичный (изображение), общепринятый (символ).

Задание 13. Составьте различные по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) предложения со следующими словами и словосочетаниями.

Символ, эмблема, змея, чаша, символ медицины, посох Асклепия, медицинский вуз, медицинская помощь.

Задание 14. Закончите вопросы и устно ответьте на них.

1. В каком году был … первый медицинский вуз Казахстана?

2. Кто был его первым …?

3. В каком году КазНМУ присвоено имя …?

4. Когда КазНМУ присужден …?

Задание 15. Продолжите диалог.

- Салем, братишка! Какая вчера была тема по русскому языку?

- Привет! Символы медицины.

- Не понял. А что у медицины есть символы?

- Конечно. И не один.

- Неужели? Я знаю только чашу со змеей.

- Ну, это самый распространенный символ. Его даже школьник знает.

- А какие еще другие символы?

- …

Задание 16. Прочитайте и запишите афоризмы Гиппократа. Какая тема их объединяет? Объясните смысл данных выражений.

1)Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств.

2) Врач – философ: ведь нет большой разницы между мудростью и медициной.

3)Не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности.

4)Если врач не может принести пользы, пусть он не вредит.

Задание 17. Подготовьте монологическое высказывание по речевой теме занятия.

Лингвистическая игра «Скажите одним словом»

1. Условное или символичное изображение какого-либо понятия, идеи.

2. Шутливое или ироничное название врача, медика.

3. Наука, изучающая болезни внутренних органов и лечение их оперативными методами.

4. Небольшой хирургический нож.

5. Общепринятый символ медицины во всем мире.

6. Организация Объединенных Наций.

7. Соединенные Штаты Америки.

8. Казахский национальный медицинский университет.

VII. Литература

1. Жанпейсова У.А. – Русский язык для студентов медицинских вузов. – Алматы: КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова, 2011. -114 c.

2. Жанпейс У.А. – Учебное пособие «Русский язык-1» для студентов медицинских вузов (бакалавриат). – Алматы: Printmaster, 2013. -116 c.

3. Жанпейс У.А. – Учебное пособие «Русский язык-2» для студентов медицинских вузов (бакалавриат). Алматы: Printmaster, 2013. – 124 c.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.