Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности коррекционной работы при сложных нарушениях звукопроизношения.

Основные (ключевые) понятия: дислалия, дизартрия, фонетическое недоразвитие речи (ФНР), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), общее недоразвитие речи (ОНР), нарушение озвончения, тактильно-вибрационный контроль.

 

Сроки преодоления недостатков произношения зависят от следующих факторов:

- степени сложности дефекта,

- инди­видуальных и возрастных особенностей ребенка,

- регуляр­ности занятий,

- помощи со стороны родителей.

У детей дошкольного возрас­та недостатки произношения преодолеваются в более корот­кие сроки, чем у детей школьного возраста, а у младших школьников — быстрее, чем у старших.

В случае про­стой дислалии занятия продолжаются от 1 до 3 месяцев, при сложных дислалиях — от 3 до 6 месяцев, при дизартрии легкой степени – от 3 до 9 мес., при более сложных речевых нарушениях сроки логопедической помощи существенно увеличиваются.

Случаи сложных нарушений звукопроизношения требуют:

- четкого планирования за­нятий,

- обоснованной, продуманной дозировки дыхательной и физической нагрузки на ребенка,

- продуманного подбора речевого материала,

- правильного определения после­довательности работы над звуками (представление о том, какие звуки могут быть включены в работу одновре­менно, а какие должны отрабатываться последовательно).

Сложные нарушения звукопроизношения могут наблюдаться при различных вариантах нарушений речи:

4) дефекты звукопроизношения не сочетаются с недоразвитием фонематического слуха – фонетическое недоразвития речи (ФНР);

5) дефекты звукопроизношения сочетаются с недоразвитием фонематических процессов (фонематического слуха и фонематического восприятия) – фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);

6) дефекты звукопроизношения сочетаются с недоразвитием фонематических процессов и лексико-грамматических компонентов речи общее недоразвитие речи (ОНР).

При коррекции сложных нарушений произношения важной задачей логопеда является определение последовательности работы над звуками. Этот выбор зависти от структуры речевого дефекта. При ФНР последовательность зависит от артикуляционной сложности звуков, учета артикуляционного родства между звуками. Схемы последовательности постановки звуков:

1) взрывные звуки ставят от самого легкого звука этой группы – «п» путем изменения его артикуляции:

П Т К
Б Д Г

 

2) щелевые звуки ставят от наиболее простого по артикуляции «ф»»:

      Ф В  
Х Хь Сь С З  
    Щ Ш Ж Р

 

 
   

3) аффрикаты ставят путем сближения и слияния в единый артикуляционный комплекс артикуляционных укладов однофазных звуков:

Т   С   Ть   Щ
Т   С   Ть   Щ
  Ц       Ч  

4) сонорный «л» часто ставят от сохранных опорных гласных звуков:


(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

А-А-А  
У-У-У Л
Ы-Ы-Ы  

5) сонорный «р» ставят от опорных взрывных или звонких щелевых согласных с одновременным вызыванием вибрации кончика языка:

Т-Т-Т  
Д-Д-Д Р
Ж-Ж-Ж  

6) щелевой «с» ставят от опорных согласных или сохранного щелевого «ф»:

И-Э (сблизить зубы)  
  С
Ф-Ф-Ф (оттянуть нижнюю губу вниз)  

7) щелевой «з» можно поставить по аналогии с гласными:

тихо громко
а А
о О
и И
с З

8) щелевой «ж» можно поставить по аналогии с гласными:

тихо громко
а А
и И
о О
ш Ж

 

9) заднеязычный взрывной «к» можно поставить комбинированным способом, произнося цепочку слогов и отодвигая кончик языка вглубь ротовой полости:

ТА ТЯ КЯ КА

10) заднеязычный взрывной «г» можно поставить по аналогии с гласными:

тихо громко
а А
о О
ы Ы
к Г

а также комбинированным способом, произнося цепочку слогов и отодвигая кончик языка вглубь ротовой полости:

ДА ДЯ ГЯ ГА

11) заднеязычный щелевой «х» можно поставить комбинированным способом, произнося цепочку слогов и отодвигая кончик языка вглубь ротовой полости:

СА СЯ ХЯ ХА

 

При ФФНР порядок работы над звуками определяется артикуляционной сложностью и акустической схожестью звуков. Звуки близкие по акустическим признакам должны изучаться с отсрочкой во времени. Это позволяет автоматизировать артикуляционно-акустические представления о звуке и избежать явления звуковой интерференции (смешения звуков). При коррекции сложного нарушения звукопроизношения допускается проведение комбинированного занятия, на котором проводится одновременная работа над несколькими звуками. Например, когда заканчивается автоматизация звука определенной акустической группы, можно начинать постановку другого неродственного предыдущему звука (этот звук не похож по акустическим признакам на предшествующий и предыдущий – принадлежит к другой фонетической группе). После того, как первый звук автоматизирован, средний звук поставлен и начинает автоматизироваться, можно приступать к работе над третьим звуком (из той же фонетической группы, что и первый) и т.д. После того, как будут окончательно автоматизированы два звука из одной фонетической группы (с отработкой между ними неродственного звука), переходят к дифференциации первого и третьего звуков.

При ОНР последовательность постановки звуков определяется онтогенетической последовательностью их появления при нормальном речевом развитии, а также артикуляционной и акустической сложностью. Поставленные звуки должны вводиться в состав формируемого на данном этапе логопедической работы лексического материала (слов).

Нарушения звукопроизношения могут проявляться не только в неусвоении артикуляционных укладов звуков, но и в виде нарушений озвончения.

В русском языке существует 6 пар звуков, парных по звонкости-глухости:

  взрывные щелевые
глухие П Т К Ф С Ш
звонкие Б Д Г В З Ж

Нарушения озвончения чаще встречаются среди взрывных звуков, так как они произносятся одномоментно и ребенок не успевает пронаблюдать за разницей в работе голосового аппарата и воспринять акустическую разницу звонких и глухих звуков. Различают следующие виды нарушений озвончения:

1. Оглушение – ребенок устойчиво вместо звонкого звука произносит глухой во всех случаях.

2. Неполное озвончение – ребенок произносит звонкие звуки средне между звонкими и глухими.

3. Недифференцированное произношение звонких и глухих – их смешение.

Причинами данных нарушений являются недостатки в работе голосового аппарата (при дизартрии, ринолалии, дисфонии), недоразвитие фонематического или снижение физического слуха.


Загрузка...

(function(){ var D=new Date(), d=document, b='body', ce='createElement', ac='appendChild', st='style', ds='display', n='none', gi='getElementById'; var i=d[ce]('iframe'); i[st][ds]=n; d[gi]("MarketGidScriptRootC595955")[ac](i); try{var iw=i.contentWindow.document; iw.open(); iw.writeln(""); iw.close(); var c=iw[b]; } catch(e){var iw=d; var c=d[gi]("MarketGidScriptRootC595955"); }var dv=iw[ce]('div'); dv.id="MG_ID"; dv[st][ds]=n; dv.innerHTML=595955; c[ac](dv); var s=iw[ce]('script'); s.async='async'; s.defer='defer'; s.charset='utf-8'; s.src="//jsc.marketgid.com/s/t/studopedia.ru.595955.js? t="+D.getYear()+D.getMonth()+D.getDate()+D.getHours(); c[ac](s); })(); Система логопедической работы при нарушениях озвончения направлена на развитие голоса и фонематического слуха. В качестве голосовых упражнений на подготовительном этапе широко используются вокализы (пропевание знакомых мелодий на каком-либо гласном звуке), игровые задания на смену высоты голоса (подъем и спуск с горы, тиканье часов, прибытие и отъезд поезда, имитация голубиного воркования и т.д.). Выполнение данных упражнений сопровождается тактильно-вибрационным контролем работы голосового аппарата. Это позволяет с одной стороны развить голосовые возможности пациента, а с другой стороны сформировать навыки сознательного контроля за работой голосовых складок.

Развитие фонематического слуха осуществляется в течение всего периода логопедической работы. Для это используются задания на выделение заданного гласного звука среди глухих согласных, сохранного звонкого согласного среди глухих согласных, определение наличия заданного согласного звука в слогах и словах. Все упражнения для развития фонематического слуха сопровождаются тактильно-вибрационным контролем кинестетических ощущений от работы голосового аппарата. В качестве дополнительной опоры используются пиктограммы, обозначающие звонкий и глухой звуки (изображение колокольчика – звонкий согласный, перечеркнутый колокольчик – глухой согласный).

Следует учесть, что в структуру занятий на подготовительном этапе логопедической работы при нарушениях озвончения не следует включать традиционную артикуляционную гимнастику для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звука, поскольку артикуляционная база звука у пациента уже сформирована, нарушен только контроль за работой голосового аппарата.

Основной этап посвящен коррекции нарушений озвончения. При этом важную роль играет выбор последовательности формирования звуков речи. Так при нарушении озвончения взрывных и щелевых звуков следует начинать работу с пары щелевых звуков. Их артикуляционная сложность не должна служить препятствием, так как основные моменты артикуляции у пациента уже сложились. На паре щелевых звуков легче осознается акустическая разница между звонкими и глухими звуками, поскольку дольше можно контролировать работу голосового аппарата.

Коррекция нарушений озвончения осуществляется путем применения специальных методических приемов. Различают общие и специальные (частные) приемы. Первые являются наиболее распространенными, их можно применить к коррекции любой пары звуков. Вторые применяются в отношении только какого-либо звука и обладают специфичностью.

1. Общие приемы коррекции нарушений озвончения:

а) прием тактильно-вибрационного контроля: постановка звонкого звука из пары осуществляется путем произнесения парного глухого и подключения голосовой активности под контролем тактильно-вибрационных ощущений работы голосового аппарата (тыльная сторона кисти ведущей руки прикладывается к передней поверхности шеи);

б) прием постановки по аналогии с гласными (разработан академиком Львом Владимировичем Щербой): постановка звука осуществляется путем последовательного произнесения ряда гласных звуков – ряд звуков, заканчивающийся глухим согласным, произносится тихо, а ряд гласных, заканчивающийся звонким согласным – громко. Это позволяет усилить ощущения от работы голосового аппарата.

Важное значение имеет подбор последовательности гласных – первым, как правило, произносится наиболее простой и автоматизированный гласный «а», а последним – гласный, артикуляция которого наиболее близка к корригируемому согласному. Так при постановке пары звуков «с» - «з» последним гласным будет «и», так как при его произнесении губы растянуты в стороны, что повторяет артикуляцию губ при произнесении свистящих звуков. При постановке пары шипящих «ш» - «ж» последний гласный в ряду – «о», пары заднеязычных «к» - «г» - гласный «ы».

Кроме того, следует учитывать характер и длительность произнесения гласных звуков в ряду. При постановке щелевых звуков необходимо добиваться плавного слитного произнесения гласных, а при постановке взрывных – отрывистого. Например:

тихо громко   тихо громко
а А   А А
и И   О О
о О   Ы Ы
ш Ж   К Г
плавно плавно   отрывисто отрывисто

 

в) прием постановки по аналогии с согласными: постановка звука осуществляется путем последовательного произнесения ряда согласных звуков – ряд глухих звуков произносится тихо, а ряд звонких согласных – громко. Это позволяет усилить ощущения от работы голосового аппарата.

При использовании данного приема важное значение имеет выбор последовательности согласных звуков в ряду. Так первыми произносятся сохранные согласные, способ артикуляции которых уже усвоен пациентом. Последним в ряду произносится согласный, способ артикуляции которого близок к тому звуку, постановка которого осуществляется. Например:

 

  сохранные дефектные
тихо П Т К С Ш
громко Б Д Г З Ж
  отрывисто плавно      

 

2. Специальные (частные) приемы коррекции нарушений озвончения:

а) постановка «в»: тянуть «у», при этом прижимать нижнюю губу к верхним зубам;

б) постановка «б»: тянуть «у», смыкая и размыкая губы;

в) постановка «д»: произносить слоговую цепочку «ба-ба-ба», при этом высовывая кончик языка между зубами;

г) постановка «г»: произносить слоговую цепочку «да-да-да», удерживая кончик языка внизу за нижними резцами и отодвигая его вглубь ротовой полости;

д) постановка «з»: произносить «э», высовывая кончик языка между зубами и слегка прижимая его резцами;

е) постановка «ж»: произносит «з», поднимая кончик языка вверх, и округляя губы.

Автоматизация звонких согласных осуществляется в определенной последовательности, учитывающей их акустические характеристики. Их начинают автоматизировать в положении между гласными (аза, ово, ужу и т.д.), затем в сочетании с сонорными согласными (мба, рза, лбо и т.д.) и в прямых слогах (за, во, жа и т.д.). В обратных слогах звонкие согласные не автоматизируются по причине их оглушения в данной фонетической позиции.

Таким образом, коррекция сложных нарушений звукопроизношения требует правильной оценки речевого дефекта обоснованного подбора методов и приемов логопедической работы.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Как правило, вся работа должна быть закончена на местности. | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.