Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Законодательные акты в области защиты населения. Предупреждение и минимизация последствий ЧС.






Для студентов высших учебных заведений по дисциплине БЖД

Г. Воронеж

Год


 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Введение. Законодательные акты в области защиты населения. Предупреждение и минимизация последствий ЧС.

2. Основные принципы и способы защиты населения в ЧС

3. Оповещение

4. Проведение эвакуационных мероприятий. Эвакуация

5. Коллективные средства защиты.

6. Средства индивидуальной защиты органов дыхания.

7. Средства индивидуальной защиты кожных покровов.

8. Медицинские средства индивидуальной защиты.

9. Организация дозиметрического, химического и бактериологического контроля.

 


Введение. Законодательные акты в области защиты населения. Предупреждение и минимизация последствий ЧС.

Правовое регулирование в любой области имеет первостепенное значение. В нашей стране и за рубежом создана большая зако­нодательная и нормативно-правовая база в области ЧС. На международном уровне принято более 100 многосторонних со­глашений в области защиты населения от стихийных бедствий и ката­строф. Основными из них являются:

- «Всеобщая декларация прав человека», принятая 10 декабря 1948 г. в Нью-Йорке на Ассамблее ООН;

- «Стратегия Иокогамы и план действий по обеспечению более безо­пасного мира», принятая 147 странами в 1994 г;

- «Повестка дня XXI века», принятая в 1992 г. в Рио-де-Жанейро;

- Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., в ста­тье 72 предусматривается осуществление мер по борьбе с катастрофа­ми, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидацию их послед­ствий.

 

Также по проблемам ЧС имеется ряд федеральных законов. В процессе реализации положений этих законов в их тексты вносится ряд изменений.

1. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ.

2. «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ.

3. «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ.

4. «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. № З-ФЗ.

5. «Об обороне» от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ.

6. «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» от 6.02. 1997 г. № 31-ФЗ.

7. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 46-ФЗ.

8. «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ.

9. «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ.

10. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ.

11. «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 г. № З-ФЗ.

12. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

 

Также в данном вопросе действует целый ряд постановлений Прави­тельства Российской Федерации в области ЧС, а именно:

1. «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне» от 3 октября 1998 г. № 1149.

2. «О создании (назначении) в организациях структурных подраз­делений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» от 10 июля 1999 г. № 782.

3. «О мерах по противодействию терроризму» от 15 сентября 1999 г. № 1040.

4. «Об утверждении Положения об организации обучения населе­ния в области гражданской обороны» от 2 ноября 2000 г. № 841.

5. «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обо­роны» от 29 ноября 2000 г. № 1309.

6. «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных си­туаций природного и техногенного характера» от 4 сентября 2003 г. № 11.

7. «О единой государственной системе предупреждения и ликви­дации чрезвычайных ситуаций» от 30 декабря 2003 г. № 74.

8. «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и тех­ногенного характера» от 21 мая 2007 г. № 304.

9. «Об утверждении Положения о государственном надзоре в об­ласти гражданской обороны» от 21 мая 2007 г. № 305.

10. «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Рос­сийской Федерации» от 26 ноября 2007 г. № 804.

Ряд приказов и нор­мативных актов по вопросам практической работы по граж­данской защите населения и территорий в ЧС издало Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным си­туациям и ликвидации стихийных бедствий (МЧС):

1. «Об утверждении и введении в действие правил использования и содержания средств индивидуальной защиты, приборов радиацион­ной, химической разведки и контроля» от 27 мая 2003 г. № 285.

2. «НПБ 105-03. Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности» от 18 июня 2003 г. № 314.

3. «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объ­екта» от 25 октября 2004 г. № 484.

4. «Об утверждении Порядка содержания и использования защит­ных сооружений гражданской обороны в мирное время» от 21 июня 2005 г. № 575.

5. «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спа­сательных формирований» от 23 декабря 2005 г. № 999.

 

Все мероприятия по защите населения регламентированы государственным стандартом Р 22.3.03-94 «Безопасность в ЧС. Защита насе­ления», где определены основные понятия, источники ЧС, классификация и номенклатура поражающих факторов, предупреж­дение ЧС, методика и прогнозирование ЧС, аварийно-спасательные работы и др.

Все вышеперечисленные документы создают основу для продук­тивной и полноценной деятельности в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Россия признала международные нормативно-правовые акты и стала членом следующих международных организаций: МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергетике), ЮНДРО (от­дел координатора ООН по оказанию помощи в случае стихийных бедствий), АФЕМ (Европейский учебный центр подготовки к сти­хийным бедствиям), ЕЦПП (Европейский центр предотвращения бедствий и прогнозирования землетрясений), ВОЗ (Всемирная ор­ганизация здравоохранения), ЮНЭП (Программа ООН по окружаю­щей среде). В 1986 г. ЮНЭП предложила программу АПЕЛЛ, которая вклю­чает обязательное информирование населения о потенциальных опас­ных производствах и сотрудничество общественности, администра­ции и производственников в деле предотвращения и ликвидации по­следствий ЧС.

 

Защита населения — это комплекс взаимосвязан­ных по месту, времени проведения, цели, ресурсам мероприятий Еди­ной государственной системы предупреждения и ликвидации чрез­вычайных ситуаций (РСЧС), направленных на устранение или предельное сни­жение на пострадавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей.

Защита населения от ЧС является важнейшей задачей РСЧС, исполнительных органов государственной власти, а также местного самоуправления всех уровней, руководителей предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности.

Безопасность людей в ЧС обеспечивается: 1) повышением устойчивости функционирования систем и объектов жизнеобеспечения; 2) организацией и проведением защитных мероприятий; 3) ликвида­цией последствий и реабилитацией населения, территорий и окружаю­щей среды, подвергшихся воздействию факторов ЧС.

Предупреждение и минимизация последствий ЧС основывается на проведении ряда мероприятий:

1. Идентификация и мониторинг опасных объектов, ведение ре­естров.

2. Планирование мероприятий по обеспечению безопасности в ЧС.

3. Проведение плановых комплексных мероприятий по повыше­нию безопасности и устойчивости объектов в условиях ЧС.

4. Подготовка персонала предприятий к действиям в ЧС.

5. Подготовка населения к действиям в ЧС.

6. Подготовка и содержание в готовности необходимых сил и средств.

7. Прогнозирование и оценка обстановки при ЧС.

8. Заблаговременная подготовка средств защиты.

9. Организация надежного информационного обеспечения.

10. Проведение эвакуационных мероприятий в ЧС.

11. Организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

12. Обеспечение устойчивости функционирования объекта эконо­мики в ЧС.

13. Наличие разработанной нормативно-правовой базы в области ЧС.

14. Контроль выполнения требований законодательных и норма­тивных правовых актов.

15. Организация системы предупреждения и ликвидации ЧС мир­ного и военного времени.

Приказом № 484 Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 октября 2004 г. утвержден типовой паспорт безопасности территорий субъек­тов РФ и муниципальных образований (РГ2.12.04 № 267). Этот до­кумент развивает идею декларирования опасностей, которая уже реа­лизована в области промышленной безопасности.

В паспортах территорий учитываются все виды потенциальных опасностей, а также силы и средства защиты, которые имеются в ре­гионе. Паспорт утверждается руководителем высшего исполнитель­ного органа субъекта РФ (главой муниципального объединения).

 

Основные принципы и способы защиты населения в ЧС

 

К основным принципам защиты населения относятся следующее:

– защите подлежат все граждане РФ, иностранные граждане, а также лица без гражданства, находящиеся на территории РФ;

– универсальность;

– комплексность;

– заблаговременность проводимых мероприятий;

– дифференцированный подход к характеру и объему этих мероприятий.

Основу организации защиты населения состав­ляет принцип универсальности проводимых мероприятий, обеспечивающий снижение или исключение поражающего эффекта при природных и техногенных катастрофах. Этот принцип состоит в том, что при защите населения используется технология, обеспечивающая его применение, как в мирное, так и в военное время.

Комплексность проводимых мероприятий заключается в эффективном применении способов и средств защиты в сочетании с согласованным выполнением всех других задач, осуществляемых РСЧС и ГО в интересах защиты населения. Соблюдение принципа комплексности проводимых мероприятий обеспечивает наибольшую надежность защиты населения.

Важнейшим принципом защиты населения является заблаговременное проведение органами РСЧС и ГО организационных, инженерно-технических и всех других мероприятий, призванных максимально предупредить воздействие на человека поражающих факторов аварий и катастроф мирного и военного времени.

Не менее значимым является принцип дифференцированного проведения мероприятий по защите населения в регионах страны с учетом их особенностей по прогнозируемой обстановке в зависимости от политического, экономического и оборонного значения городов и объектов экономики, с учетом местных условий (город или сельская местность) и, особенно, с учетом возможных природных техногенных катастроф. В зависимости от вышеперечисленных факторов определяется конкретный характер и объем мероприятий по защите населения.

 

Основными способами защиты населения являются: своевременное оповещение; мероприятия противорадиационной, про­тивохимической и противобактериологической защиты; укрытие в за­щитных сооружениях; использование средств индивидуальной защи­ты и медицинской помощи; проведение эвакомероприятий (рассредо­точение, эвакуация и отселение населения из зон ЧС).

Наибольший эффект по защите населения в ЧС мирного и военного времени достигается при комплексном использовании средств коллективной и индивидуальной защиты, а также четком и опера­тивном проведении всех других мероприятий по защите. Мероприятия по защите разрабатываются на основе задания вышестоящего штаба ГО ЧС и отражаются в планах защиты объекта на мирное и военное время. Эти мероприятия проводятся при объявлении угрозы нападения про­тивника, при возникновении ЧС и ликвидации последствий катастрофы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.