Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 11. 6 оценка умений письменной речи у школьников средних и старших классов






 

Вводные замечания. Овладение письменной формой речи опирается на графическую систему буквенных знаков и правила орфографии. Существенной особенностью письма является разборчивость почерка и точность передачи текстовой информации, единиц языка и речи. Письменно-графические умения-навыки составляют относительно самостоятельную группу умении речевой деятельности. В умении писать отражаются особенности умственного и психического развития школьников. Предметом психолого-педагогического оценивания умения писать является уровень владения данной формой речевой деятельности у школьников.

Цель занятия. Овладение методикой оценки письменной речи*. Предлагаемая методика опирается на комплексный критерий продуктивности переписывания текста, измеряемый скоростью и качеством письма.

* Методика разработана Л. Н. 3acopuнoй для учащихся СПТУ и средних школ.

 

Оснащение. Текст для переписывания под условным названием «Воля человека» из 87 слов и лист контроля (см. прил. 11.6.1 и 11.6.2), секундомер, ручка.

Следует отметить, что текст, предъявляемый как стимульный материал, по тематике и объему можно варьировать в зависимости от контингента испытуемых, но он не должен быть менее 50 слов, что потребует затрат времени на выполнение задания от 2 до 7 мин. Текст может состоять из фрагментов. В нем должны содержаться как знакомые слова, так и достаточно редкие, например собственные имена, термины. Текст может быть предъявлен в машинописном виде или через кодоскоп или графопроектор. В последнем варианте, наиболее желательном при групповом исследовании, предварительно изготовляется кодограмма или слайд.

Порядок работы. Исследование целесообразно проводить в группе школьников при условии индивидуальной регистрации результатов. Освещенность помещения должна соответствовать принятым нормам. Испытуемые садятся за парты в удобной для письменной работы позе.

Исследование проводится в два этапа. На первом, подготовительном, этапе экспериментатор проводит краткую беседу об умении писать, навыках письменной речи и культуре письма. В свободном обсуждении выясняется, известны ли испытуемым темповые характеристики письма, приемы овладения разборчивым письмом, некоторые индивидуальные особенности письма и т. п. Целью подготовительного этапа является также формирование интереса к испытанию и анализу привычек и особенностей письменного речеизложения. Эффективным приемом подготовки к опыту служит написание сочинения на тему «Как я пишу?», на которое дается 2 мин. Материалы сочинения используются для сравнения с объективными измерениями скорости и качества письма.

На втором этапе экспериментатор разъясняет важность временного показателя письма, по которому определяется производительность пишущего, и точности переписывания. Затем дается следующая инструкция к выполнению задания: «Вам будет предъявлен небольшой текст, который необходимо переписать на чистый лист. Пишите в привычном для вас темпе, стараясь не допускать ошибок. К заданию приступайте по команде.

По завершении переписывания сразу отмечайте время в минутах и секундах на листе контроля. Результатами работы будут скорость и точность переписывания. Самопроверка написанного и исправление ошибок не допускаются».

К началу работы экспериментатор подает команду и включает секундомер. Далее необходимо проследить, чтобы каждый испытуемый выполнял задание самостоятельно. При этом необходимо проверить наличие на листе контроля записи данных об испытуемом и о времени выполнения работы,

При обработке результатов испытания экспериментатором прежде всего проверяются листы контроля для определения типа ошибок, допущенных при переписывании. Проверку написанного текста нужно проводить тщательно, чтобы выявить все допущенные неточности и виды ошибок. Обнаруженные ошибки подчеркиваются в тексте и отмечаются на полях специальными знаками:

1. Мелкие ошибки (описки): перестановки, замены, вставки и пропуски отдельных букв - волнистой чертой ~.

2. Пунктуационные ошибки - знаком вопроса?.

3. Орфографические ошибки - галочкой V.

4. Грубые ошибки: пропуски фраз, слов и частей слов, вставки слов - двумя чертами =.

5. Ошибки, искажающие смысл связного текста, - крестиком ´.

Проверка завершается суммированием ошибок: на листе контроля следует указать количество ошибок каждого вида. Отсутствие ошибок определенного вида отмечается прочерком. Результаты проверки заносят в протокол занятия (форма 48).

 

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ Форма 48






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.