Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономика сферы сервиса






 

Методические указания

по выполнению курсовой работы

для студентов всех форм обучения

 

Направление 080100.62 - Экономика

 

Великий Новгород

 

 


Допущено

в качестве методического издания

 

Составители

 

канд. экон. наук, доц. Л.И. Бернасовская

канд. экон. наук, доц. Е.Н. Воронкова

 

Подготовлено на кафедре

экономики и управления на предприятии

 

Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета, представленного составителями (ем)

 

© Филиал СПбГЭУ в г. Великом Новгороде, 2014.


Оглавление

1. ВВЕДЕНИЕ .. 4

2. Цели и задачи курсовой работы ... 5

3. Выбор темы и задания курсовой работы ... 6

4. Исходные данные к выполнению курсовой работы 6

5. Содержание курсовой работы и ее оформление.. 7

6. Основные этапы работы выполнения курсовой работы... 9

7. Методические рекомендации по выполнению отдельных разделов курсовой работы... 12

7.1. Введение. 13

7.2. Оценка рынка сбыта. 13

7.3. Описание процесса обслуживания. 15

7.4. Определение величины начального капитала. 16

7.4.1. Определение величины инвестиций на формирование основных средств предприятия. 17

7.4.2. Определение величины инвестиций на формирование нематериальных активов предприятия. 19

7.4.3. Определение величины инвестиций на формирование оборотных средств предприятия. 19

7.5. Метод финансирования инвестиций.. 21

7.6. Формирование штатного расписания и планирование фонда оплаты труда. 22

7.7. Планирование текущих расходов. 26

7.8. Планирование текущих доходов. 32

7.9. Планирование финансовых результатов. 37

7.10. Оценка эффективности проекта. 40

7.11. Выводы.. 41

8. Литература .. 42

ПРИЛОЖЕНИя .. 45


1. ВВЕДЕНИЕ

Закономерностью развития современной цивилизации является превращение сферы услуг в доминирующий сектор национального хозяйства. Ускоренный рост сферы услуг знаменует собой вступление современного общества в постиндустриальную стадию развития. XXI век будет «веком информационно-сервисного общества». Возрастает роль услуг в удовлетворении материальных и духовных потребностей людей, в рациональном использовании свободного времени, в самоутверждении и самореализации личности как важнейшей социальной ценности.

Особенность природы услуг обуславливает отличие рынка услуг от рынка обычных товаров. Это в свою очередь придает специфические черты организации предпринимательства и маркетинга в сфере услуг. Здесь значительную роль играет малое предпринимательство. При подготовке специалистов, работающих в данной отрасли необходимо учитывать эти особенности и готовить студентов к самостоятельной работе на рынке услуг.

Подготовка бакалавра – сложный и многогранный процесс, охватывающий комплекс функциональных элементов их профессиональной деятельности. Поэтому в учебном плане предусмотрена непрерывная экономическая подготовка, основанная на принципе: от общего к частному, от простого к сложному. На этом принципе выстроена последовательность спецкурсов, в которых сначала дается общее представление о предприятии, его внешней и внутренней среде, ресурсах и финансах предприятия (курс «Экономика предприятия»), особенностях рынка, на котором оно действует, специфики ценообразования и формирования финансовых результатов в отрасли (курс «Экономика сферы сервиса»), после чего подробно изучаются отдельные направления его функционирования (Организация производства, маркетинг, движение материальных потоков, инвестиционная деятельность, планирование, и т.п.) Для закрепления теоретических знаний предусмотрено выполнение ряда курсовых работ, которые в той же последовательности подготовят студентов к выполнению дипломной работы. Особенностью данного этапа обучения является то, что это первая самостоятельная работа студента по спецкурсу, которая закладывает фундамент его профессиональной квалификации.

2. Цели и задачи курсовой работы

Целью курсовой работы является расширение, систематизация и закрепление знаний, полученных в процессе изучения курса. Она позволяет привить навык и выявить степень подготовленности студентов к самостоятельному и творческому решению организационно-экономических задач.

Кроме этого, студенту предоставляется возможность приобретения опыта использования справочных, нормативных материалов и литературных данных, а также знаний, полученных в курсах «Экономика предприятия», «Налоги и налогообложение», во время учебной ознакомительной практики. Студенты, направляемые на целевое обучение могут привязывать курсовую работу к требованиям своего производства.

В результате выполнения курсовой работы студент должен представить к защите предварительное технико-экономическое обоснование организации предприятия сферы сервиса. Так как уровень знаний студентов в области экономики и управления предприятием еще не достаточен, рекомендуется проектировать организацию, удовлетворяющую условиям главы 26 Налогового кодекса РФ (т.е. малое предприятие, использующее упрощенную систему налогообложения).

В процессе выполнения данной работы необходимо решить следующие задачи:

- ознакомиться с особенностями организации и технологии работы предприятия выбранного профиля;

- изучить состояние рынка и оценить потенциальный платежеспособный спрос;

- выбрать наиболее эффективную организационно-правовую форму его деятельности и место размещения;

- сформировать стандарт обслуживания для проектируемого предприятия;

- рассчитать размер стартового капитала и определить источники финансирования;

- спрогнозировать финансовые результаты работы проектируемого предприятия;

- оценить коммерческую эффективность создания предприятия.

 

3. Выбор темы и задания курсовой работы

Общая тематика курсовой работы: «Предварительное технико-экономическое обоснование организации предприятия сферы сервиса». Конкретное направление деятельности выбирается студентом совместно с преподавателем и отражается в названии индивидуальной курсовой работы. Тема – это конкретное название работы, точно отражающее цель, объект и базу работы, например: «Предварительное технико-экономическое обоснование ООО «Хозяюшка» (услуги по ведению домашнего хозяйства).

ВНИМАНИЕ! Бизнес-планы в любом виде в качестве курсовой работы не принимаются, так как на данном уровне подготовки они не могут быть выполнены студентом самостоятельно. Принимаются к защите только технико-экономические обоснования небольших предприятий оказывающих услуги, соответствующие по структуре требованиям пункта 5 данных методических указаний.

Студенты-заочники могут определить объект исходя из опыта работы, интересов своего предприятия. Студент дневного отделения может получить представление о возможном объекте из лекций и чтения дополнительной отраслевой литературы, воспользоваться опытом работающих знакомых.

Далее студент самостоятельно формирует задание на курсовую работу в виде плана работы и списка литературы, обязательной для изучения. Тема и задание согласовываются с руководителем курсовой работы. Студенты заочного отделения выполняют данную работу в соответствии с указаниями преподавателя, выдавшего установку на выполнение курсовой работы. Образец листа задания представлен в приложении 1.2.

Лист задания (окончательный вариант с подписью руководителя работы) подшивается после титульного листа (Приложение 1.1). При проверке работы преподаватель оценивает правильность и полноту выполненной работы, дает рецензию (Приложение 1.3) и делает отметку о допуске работы к защите.

 

4. Исходные данные к выполнению
курсовой работы

Курсовая работа является серьезной самостоятельной работой студента и базируется на глубокой проработке большого информационно-справочного материала, изучении существующего состояния дел на выбранном рынке и на предприятиях аналогичного профиля.

Исходными данными для выполнения курсовой работы служат:

- данные наблюдений;

- нормативно-законодательные акты, регулирующие деятельность отрасли деятельность предприятий в РФ;

- нормативно-техническая документация по технологии соответствующего профиля;

- экспертные оценки лиц, имеющих опыт работы в данной сфере;

- сведения и данные по литературным источникам, необходимые для теоретической подготовки к выполнению работы.

При выполнении работы студенты обязаны представить подробные расчеты и сделать выводы на основе полученных расчетов.

 

5. Содержание курсовой работы и ее оформление

Содержание курсовой работы зависит от тематики разработки, индивидуального задания каждого исполнителя и конкретной задачи, которая определена темой работы. Однако во всех случаях основное содержание работы представляется в виде пояснительной записки, которая должна давать полное представление о цели проектирования, задачах, решаемых студентом, проведенных им технико-экономических расчетах и сделанных на их основании выводах. Для каждого направления работы в пояснительной записке выделяется отдельный раздел, где кратко излагается необходимый теоретический материал и приводятся выполненные на его базе расчеты.

В таблице 5.1 приведено типовое содержание, которое в зависимости от темы может быть изменено как по структуре, так и по объему. Предельный объем пояснительной записки до 40 страниц печатного текста.

При пользовании литературой студент должен критически оценивать материал, выбирать самое основное, необходимое для работы. Излагать лучше своими словами, грамотно используя специфическую лексику отрасли и экономическую терминологию. Помните, что отрасль динамично развивается, постоянно обновляются технологии организации и обслуживания, нормативно законодательная база, совершенствуется рынок. Знакомство с современной нормативно-законодательной базой, регламентирующей деятельность предприятия в данной отрасли, является обязательным.


Таблица 5.1

Типовое содержание курсовой работы.

название раздела содержание раздела объем
Введение Цели и задачи курсовой работы; краткое изложение основной коммерческой идеи 1 стр.
Оценка рынка сбыта оценка спроса и уровня конкуренции, возможного объема реализации услуг и уровня цен, выбор места размещения 2-5 стр.
Описание процесса обслуживания краткое описание технологии с фиксацией основных трудовых нормативов и норм расхода, требуемой квалификации персонала, формирование стандарта обслуживания 2-5 стр.
Определение величины начального капитала расчет количества и стоимости основных фондов, нематериальных активов, величины оборотного капитала 2-6 стр.
Выбор метода финансирования проекта обоснование выбора организационно-правовой формы, определение состава учредителей и метода финансирования проекта 1-2 стр.
Планирование фонда оплаты труда расчет численности персонала, формирование штатного расписания, определение формы и уровня оплаты труда, расчет суммарной величины фонда оплаты труда. 1-3 стр.
Планирование текущих расходов расчет величины всех необходимых расходов исходя из норм расхода, формирование сметы затрат (по элементам) на первый и последующие годы работы, калькулирование себестоимости отдельных видов услуг. 3-6 стр.
Планирование текущих доходов определение уровня цен и величины доходов на первый и последующие годы работы 2-3 стр.
Планирование финансовых результатов расчет прибыли, налоговых отчислений, рентабельности и показателей эффективности использования ресурсов предприятия на первый и последующий годы работы 2-3 стр.
Оценка эффективности проекта расчет показателей экономической эффективности проекта статическим методом 1-2 стр.
Выводы зафиксировать основные результаты расчетов и сделать вывод о целесообразности реализации проекта, выполнении задач работы. 1-2 стр.

Курсовая работа должна быть надлежащим образом оформлена. Все листы работы и приложения следует аккуратно подшить или сброшюровать в папку (скоросшиватель).

Приложения иллюстрируют практический материал, отражающий направления исследования.

Приложения имеют самостоятельные номера и одновременно с этим входят в сквозную нумерацию курсовой работы.

Текст курсовой работы должен быть написан на одной стороне стандартного листа ф. А-4) и выполнена на компьютере с использованием текстового редактора Word 2007, 2010, размер шрифта 14, междустрочный интервал 1, 5. Перенос слов автоматический. Размер полей страниц курсовой работы следующий:

- слева – 2, 5 см;

- сверху, снизу – 2 см;

- справа – 1, 5 см.

Титульный лист и задание на курсовую работу (приложения 1, 2) должны оформляться по единой форме, разработанной и утвержденной кафедрой. На титульном листе курсовой работы указывается наименование вуза и выпускающей кафедры, специальность, фамилия, имя, отчество (полностью) студента, дисциплина, тема курсовой работы, ученое звание, фамилия и инициалы научного руководителя.

Введение, каждая глава, заключение, список литературы должны начинаться с нового листа.

Нумерация страниц курсовой работы сквозная, в том числе приложения. Первой страницей является титульный лист, второй задание, третьей рецензия. Нумерация страниц располагается внизу по центру страницы. На странице 1 (титульный лист), 2 (задание), 3 (рецензия) номер страницы не ставят.

Работа не должна излагаться от первого лица.

Перед титульным листом курсовой работы вшивается прозрачная файловая папка (бумажный бокс), в которую вкладывается диск с электронной версией курсовой работы. Наклейка на диске должна содержать наименование вуза, кафедры, полностью Ф.И.О. студента, наименование дисциплины, тему курсовой работы, форму обучения, курс, специальность (направление) студента, город, год (Приложение 1.4).

 

6. Основные этапы работы выполнения
курсовой работы

1. Внимательное изучение целей и задач курсовой работы, методических рекомендаций по ее выполнению, повторение пройденного ранее материала. В результате студенты должны четко понимать сущность предварительного технико-экономического обоснования (ПТЭО), для чего оно используется, какие данные необходимы для его выполнения, твердо знать определения, правила и порядок расчета всех необходимых технико-экономических показателей.

2. Проведение библиографического поиска и изучение учебной, научной, нормативно-справочной литературы по экономике и менеджменту предприятий сферы услуг, технологии выбранной отрасли, законодательной базой, регламентирующей деятельность предприятия в отрасли. Поиск специалистов-экспертов по выбранной области, которые могли бы оказать консультацию при выполнении работы. Цель данного этапа – ознакомиться с особенностями товара (услуги), четко определить требующиеся для производства ресурсы, особенности рыночной ситуации и требования законодательства к предприятиям отрасли. На этом этапе необходимо: определиться с направлением работы, составить библиографический список, воспользовавшись системным каталогом библиотеки; ознакомиться с любой нормативно-законодательной базой (например, «Гарант» или «Кодекс»); проработать специальную периодическую печать (например «Деловой Петербург», «Вести», «Экономическая газета», «Коммерсантъ», «Эксперт», «Топ-менеджер», «Маркетинг» и т.п.). Этап заканчивается согласованием с руководителем темы и задания на курсовую работу.

3. Сбор исходных данных. При его выполнении необходимо помнить, что ПТЭО делается для принципиальной оценки типа «да» – «нет», поэтому расчеты носят оценочный характер. Большая часть данных берется из выборочных наблюдений, а также опроса консультантов, экспертов, потенциальных потребителей. Если по какому-либо направлению существует более точная информация в литературе (например, проведенные и опубликованные социологические опросы, изученные характеристики колебаний спроса, среднестатистические данные по объемам реализации, уровню оплаты труда, доходности предприятий соответствующего профиля, данные по ценам на продукцию и ресурсы) то лучше воспользоваться ими, указав источник информации.

4. Проведение расчетов. Студенты, пользуясь методическими материалами (формулами и методиками расчета основных параметров) и знаниями, полученными при изучении курсов «Экономика предприятия сервиса» и «Экономика сферы сервиса», выполняют необходимые расчеты и обосновывают выводы о целесообразности (или нецелесообразности) реализации цели, поставленной заданием.

5. Оформление собранного материала и расчетов в единое предварительное технико-экономическое обоснование, все разделы которого должны быть органически взаимоувязаны и последовательно решать поставленную задачу. Необходимо помнить, что курсовая работа является документом, длительно хранящимся в архиве кафедры. Она может быть затребована комиссией, проверяющей качество подготовки специалистов. Поэтому к данной работе предъявляются жесткие требования по оформлению. Работа, выполненная с несоблюдением установленных стандартов оформления, не может быть допущена к защите.

6. Защита курсовой работы является заключительным этапом работы студента и весьма ответственна. При этом выделяется два момента: соблюдение календарных сроков предоставления пояснительной записки на проверку и успешная защита предлагаемых в ней решений. Календарные сроки предоставления на проверку устанавливаются руководителем курсовой работы на основе графика учебного процесса и расписания занятий. В процессе работы студент может получить замечания и консультацию руководителя работы в установленные дни и часы. В случае неправильности выполнения и ошибок, допущенных в работе, студент извещается об этом и должен исправить пояснительную записку в соответствии с замечаниями. Последующая проверка и допуск к защите производятся с учетом вышеизложенных требований. К защите допускаются работы, соответствующие выданному заданию и требованиям по оформлению курсовых работ, с корректно проведенными расчетами и грамотно составленными выводами. Преподаватель, проверяющий работу, делает отметку на титульном листе о проверке и допуске к защите.

Защита проводится открыто, в аудитории, где присутствуют другие студенты и лица, заинтересованные в теме данной работы в дни и часы, назначенные руководителем. Студент излагает кратко поставленную перед ним задачу, анализ состояния вопроса, методы его решения и конкретные результаты работы. После этого руководитель или присутствующие на защите могут задать интересующие их вопросы по данной работе. В ответах на вопросы студент должен четко излагать свои знания и суть выполненной работы, чтобы можно было дать объективную оценку его труду.

Оценка производится по установленной бальной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно) и отражается в выписке к диплому, выдаваемому по окончанию курса обучения. В случае неудовлетворительной защиты студент должен получить рекомендации по устранению дефектов. По решению руководителя в отдельных случаях может быть определена новая тема и выдано задание на другую работу.

 

7. Методические рекомендации по выполнению отдельных разделов курсовой работы

Для анализа целесообразности создания предприятия и тщательной подготовки с целью предотвращения неэффективного использования средств, составляется инвестиционный проект. Инвестиционный проект – это система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления комплекса действий, обеспечивающих достижение определенных целей, и описывающих порядок этих действий. Это сложный комплекс документов, требующий большой работы по сбору исходной информации, проведению детальных расчетов и формированию набора юридически грамотно оформленных документов. Эта работа очень дорогостоящая и длительная. Так как не все возможные проекты целесообразно реализовывать, то она выполняется в несколько этапов, на каждом из которых происходит отсев заведомо невыполнимых или малоэффективных проектов. Сначала проводится исследование возможностей, которое носит весьма поверхностный характер и основывается в большей степени на общих оценках, чем на детальном анализе. Его можно сделать по материалам газет или отзывам работников данного вида деятельности, а также опроса возможных потребителей в конкретном районе, в котором намечается организация производства товара (услуги). Цель – быстро и без больших затрат оценить реальность проекта. Эту работу студент выполняет на этапе выбора темы курсовой работы.

Далее выполняется предварительное технико-экономическое обоснование (ПТЭО) инвестиционного проекта. Это промежуточная стадия между исследованием возможностей проекта и детальным технико-экономическим обоснованием (ТЭО), после которого обычно следует уже реализация проекта. Различие между ПТЭО и ТЭО в степени детализации исходной информации, тщательности проработки экономических расчетов и глубине рассмотрения вариантов проекта.

Далее приведены рекомендации по выполнению отдельных разделов с учетом того, что студент хорошо освоил терминологию и основные формулы из курса «Экономика предприятия» в процессе выполнения курсовой работы по данному предмету. Поэтому перед началом работы рекомендуется повторить данный материал.

Обратите внимание! Примеры расчетных таблиц специально приведены для разных предприятий и не соответствуют друг другу с целью предотвратить дублирование их содержания в курсовых работах. Однако в индивидуальной работе студента все таблицы должны быть логически связаны между собой и значения одинаковых показателей в разных таблицах обязаны иметь одинаковое значение.

7.1. Введение

Курсовую работу начинают с определения цели и задач. Далее следует актуальность в виде краткого изложения основной коммерческой идеи, ее основных достоинств, выгод для потенциальных потребителей и инвесторов.

7.2. Оценка рынка сбыта

Изучая возможности наиболее эффективного вложения капитала на перспективу, непременно нужно ознакомиться с положением дел на рынке. Поэтому начинают работу с описания рынка сбыта: дать характеристику основным потребителям, провести их сегментацию, определить территорию обслуживания, оценить потенциальный объем спроса. Далее необходимо охарактеризовать конкурентную среду: определить, к какой группе относится рынок сбыта (монопол, олигопол, полипол и т.п.), выделить основных конкурентов, описать их преимущества и недостатки, сформулировать свои потенциальные конкурентные преимущества. Желательно охарактеризовать рынок с точки зрения стабильности, т.е. наличия соответствия между спросом и предложением (оценить эластичность спроса и предложения), условий торговли для всех его участников (возможна неценовая конкуренция, государственное регулирование рынка), динамики (рост, стагнация, сокращение, прогноз развития на будущее),

Изучая рынок необходимо учитывать особенности, обусловленные природой услуг: неосязаемость, невозможность хранения и транспортировки, одновременность производства и потребления, необходимость личных контактов потребителя и производителя, высокая степень индивидуализации, нестандартность спроса на услуги. Их тоже необходимо охарактеризовать:

1) Рынок услуг отличается большей сегментацией, т.е. большей ориентированностью на определенную группу покупателей по уровню доходов, роду занятий, половозрастным признакам, интенсивности потребления. При определении границ своего рынка нужно базироваться на мнении потребителей о равнозначности, взаимозаменяемости продукции, работ, услуг. Охарактеризуйте своих конкурентов с этой точки зрения. Найдите свой сегмент рынка.

2) Поскольку производство услуг рассредоточено, а транспортная доступность – один из важных показателей качества услуги. Территория обслуживания различна по разным группам потребителей. Поэтому необходимо выбрать наиболее удачное место расположения и очертить себе зону обслуживания, рассматривая клиентов только в ней. Желательно в приложение вынести карту территории обслуживания, указав ваше потенциальное местоположение, расположение конкурентов, основные транспортные пути или зоны сосредоточения потенциальных клиентов.

3) Необходимо учесть взаимодополняемость рынков товаров и услуг. Появление нового вида продукции или расширение доступности (за счет снижения цен или упрощения в использовании) ведет к росту спроса на услуги по поддержанию и восстановлению потребительских свойств изделия, а улучшение качества и надежности, ведет к спаду спроса на эти виды услуг. Поэтому, если вы планируете организацию ремонта какого-либо вида товара, то непременно надо учесть этот фактор.

Рентабельность производства обеспечивается не столько экономией на масштабе, сколько за счет разнообразия и качества услуг. Поэтому имеет смысл рассматривать комплексные услуги (дополнительные виды сервиса к стандартному набору), изучить конкурентов с точки зрения качества и комплексности их работы.

4) Одновременность производства и потребления ведет к существенной зависимости и необходимости согласования спроса и предложения, поэтому широко распространена практика введения предварительных заказов и дифференцированных цен, специальные графики работы. Отразите политику, используемую вашими конкурентами и основные моменты, которые необходимо учитывать Вам. Особое внимание обратите на режим работы Вашего предприятия и конкурентов.

5) Неустойчивость спроса в связи с иррациональностью поведения людей требует специальных мер по повышению меры доверия клиентов, утверждение репутации фирму. Какова репутация Ваших конкурентов? Какими способами и методами будете формировать свою? Выберите основную рекламную стратегию предпочтительную для данного рынка.

Изучая рынок необходимо четко определиться с возможными объемами продаж в натуральном или стоимостном выражении по каждой номенклатурной группе услуг (потенциально возможные и рекомендуемые для создаваемого предприятия), уровнем цен (максимальная и минимальная), зафиксировать дополнительные параметры по набору услуг, их качеству, стратегии маркетинга. Эти параметры явятся отправной точкой для проведения дальнейших расчетов.

7.3. Описание процесса обслуживания

Цель этого раздела – дать представление о технологическом процессе производства и обслуживания. Не требуется очень подробного описания или разработки детальных технологических карт изготовления, главное при этом четко фиксировать все параметры, которые потребуются в дальнейших расчетах:

1) трудоемкость основных и вспомогательных операций, последовательность их выполнения;

2) квалификацию специалистов, их выполняющие и предпочтительная форма оплаты их труда;

3) необходимое оборудование и инвентарь, ориентировочные цены на них (если много мелких позиций, то лучше выделить крупные группы, например: прочий вспомогательный инструмент 500 руб. на одно рабочее место, посуда и приборы общей стоимостью от 10 до 12 тыс. руб. и т.п.);

4) для каждого рабочего места или вида основного оборудования указывается его производственная мощность (например, 5-10 клиентов в смену), необходимые технологические перерывы для расчета эффективного времени работы. Эти данные должны позволить рассчитать необходимое количество рабочих мест (единиц оборудования) либо производственную программу, если производственная мощность фиксирована технологически (например, покупаем минипекарню для собственного производства горячей выпечки в кафе) или заранее определено количество мест обслуживания (например, организуется парикмахерская, в которой будет 6 посадочных мест или мини-гостиница на 5 номеров);

5) зафиксируйте номенклатуру основных видов ресурсов, нормы расхода и средние цены для каждого из них, более мелкие сгруппируйте и укажите расход за определенный период времени или на плановый выпуск;

6) определите потребность в помещениях и на схеме представьте расположение основных рабочих мест, контактной зоны, вспомогательных помещений. Данную работу желательно выполнять параллельно с выполнением пункта 7.4.1.

Обязательно сформировать схему технологического процесса и стандарт обслуживания. Схема технологического процесса может быть представлена в виде таблицы или алгоритма с указанием всех этапов от момента появления клиента до окончания выполнения услуги. Пример такой схемы представлен в приложении 2. Стандарт обслуживания – это комплекс обязательных для исполнения правил обслуживания клиентов, которые призваны гарантировать установленный уровень качества всех производимых операций. Стандарт обслуживания устанавливает критерии, по которым оценивается уровень обслуживания клиентов и деятельность любого сотрудника фирмы, он может включать в себя: допустимые границы времени обслуживания и времени ожидания в очереди, организация приема клиентов и их обслуживания в случае образования очереди; количество жалоб на одного сотрудника и порядок реагирования на них; список обязательных рекламных материалов, имеющихся в офисе; требования к одежде и облику сотрудников; требования по оформлению документов, писем, вывесок и т.п.; описание знака обслуживания и т.п.

Желательно также сформировать типовой договор на оказание услуг и вынести его в приложение (пример – в приложении 3).

 

7.4. Определение величины начального капитала

Для создания предприятия необходимы инвестиции. Инвестиции представляют собой все виды вложения капитала в форме имущественных и интеллектуальных ценностей в экономические объекты с целью получения в будущем доходов или иных выгод.

Под словами «Вложение капитала» понимают вложения средств в: основные фонды предприятия, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, создание или увеличение оборотного капитала.

Таким образом, в данном разделе необходимо произвести расчет величины денежных средств, необходимых для реализации проекта отдельно по каждому направлению вложения, общую сумму необходимых денежных средств и определиться с источниками финансирования.

Однако прежде чем начать такую работу необходимо окончательно определиться и планируемыми объемами оказания услуг. После того как вы определились с номенклатурой и границами возможного объема реализации в анализе спроса, необходимо сопоставить их с возможностями основного технологического оборудования или особенностями технологического процесса. Это можно сделать в стоимостной или количественной оценке, например:

Планируется создание парикмахерской на 6 посадочных мест. Режим работы 6 дней в неделю по 12 часов. Среднее время обслуживания клиента 1 час. Средняя заполняемость зала на нашей территории обслуживания по оценке эксперта может составить около 70%.

Плановое количество клиентов в год – эффективный фонд времени в год * число рабочих мест* длительность смены * среднюю трудоемкость обслуживания * среднюю заполняемость зала =

= (365-52*1(выходные)-8 (праздники))*12*6*1*0, 7=15372 клиента.

Или планируется создание магазина. среднедневной оборот магазина аналогичного профиля и площади составляет 100-150 тыс.руб. в день. Режим работы – без выходных. Плановый товарооборот по пессимистической оценке составит 365*100=36500 тыс.руб.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.