Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реферат или Аналитический Обзор






 

Тема: ПЕРЕХОД К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ

Структура содержательной части:

Е*.1 Информатизация общества

Е*.2 Информационный потенциал общества

Е*.3 Информатика – предмет и задачи

Во Введении отражено:

Актуальность (кратко).

Информатизация обеспечит переход общества от индустриального этапа развития к информационному. Информационный рынок предоставит потребителям все необходимые информационные продукты и услуги, а их производство обеспечит индустрия информатики, часто называемая информационной индустрией. Все эти вопросы сейчас активно обсуждаются в печати, хотя до сих пор нет единого мнения относительно выбора путей развития, понимания приоритетности того или иного направления, формулировок и понятий и т.п. Поскольку информатика –метадисциплина, – является обязательной компонентной блока общеобразовательных дисциплин ГОСО, актуально рассмотрение вопросов, которые обеспечат понимание места и роли информатики в том обществе, в котором предстоит трудиться выпускникам СКГУ им.М.Козыбаева.

Цель: сформировать представление об информационном обществе, показать структуру рынка информационных продуктов и услуг, объяснить роль и назначение информатики.

Задачи – осветить вопросы:

Ÿ Особенности информационных революций.

Ÿ Модели информационного общества.

Ÿ Сущность и цели процесса информатизации общества.

Ÿ Причины актуализации категории «информационная культура».

Ÿ Определение понятий: и информационные ресурсы, продукты, услуги.

Ÿ Основные виды информационных услуг.

Ÿ Структуру рынка информационных продуктов и услуг.

Ÿ Сектора информационного рынка.

Ÿ Правовое регулирование на информационном рынке.

Ÿ Особенности представления информатики как отрасли народного хозяйства, как фундаментальной науки, как прикладной дисциплины.

Содержательная часть.

Е*.1 ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

Е*.1.1 Представление об информационном обществе.

Е*.1.1.1 Роль и значение информационных революций.

Е*.1.1.2 Как понимают ученые информационное общество.

Е*.1.2 Роль информатизации в развитии общества.

Е*.1.2.1 Что такое процесс информатизации общества.

Е*.1.2.2. Опыт информатизации и перспективные идеи.

Е*.1.2.3 Роль средств массовой информации.

Е*.1.3 Об информационной культуре.

………………………………………………………………………

Е*.1.1.1 Роль и значение информационных революций.

Истории развития цивилизации ® четыре информационных революций (преобразований общественных отношений из-за кардинальных изменений в сфере обработки информации) ® приобретение человеческим обществом нового качества.

I революция - изобретение письменность ® возможность передачи знаний от поколения к поколениям.

II (середина XVI в.) - изобретение книгопечатание ® радикальные изменения индустриального общества, культуры, организации деятельности.

III (конец XIX в.) - изобретение электричества ® телеграф, телефон, радио ® оперативная передача и накопление информации в любом объеме.

IV (70-е гг. XX в.) - изобретение микропроцессорной технологии и появлением персонального компьютера ® информационные коммуникации ® фундаментальные инновации:

Ÿ переход от механических и электрических средств преобразования информации к электронным;

Ÿ миниатюризация всех узлов, устройств, приборов, машин;

Ÿ создание программно-управляемых устройств и процессов.

Справка о смене пяти поколений ЭВМ.

Сопоставление сведений о динамике поколений ЭВМ с этапами в области обработки и передачи информации.

Последствия последней информационной революции ® новая отрасль – информационная индустрия, связанная с производством технических средств, методов, технологий для производства новых знаний.

Составляющие информационной индустрии – все виды информационных технологий.

Определение Информационной Технологии (ИТ). Возможен подробный анализ видов ИТ в приложении.

Определение Телекоммуникации как одной из ИТ.

Усложнение индустриального производства, социальной, экономической и политической жизни, изменение динамики процессов во всех сферах деятельности человека ® а) рост потребностей в знаниях; б) создание новых средств и способов удовлетворения этих потребностей.

Вывод: бурное развитие компьютерной техники и информационных технологий послужило толчком к развитию общества, построенного на использовании различной информации и получившего название информационного общества.

Е*.1.1.2 Как понимают ученые информационное общество.

Представления зарубежных и отечественных ученых о следствиях процесса компьютеризации не только в производство, но и во всем укладе жизни, системе ценностей.

Сравнение индустриального общества (производство и потребление товаров) с информационным (производство и потребление интеллекта, знания), смена парадигм развития и смещение акцентов в структуре видов деятельности человека.

Составляющие материальной и технологической базы информационного общества.

Определение информационного общества.

Систематизация характерных черт информационного общества (отмечены положительные и отрицательные моменты).

Краткий обзор результатов реальной практики развития науки и техники передовых стран в конце XXв., иллюстрирующих постепенное приобретение зримых очертаний картины информационного общества, созданнойтеоретиками.

Прогноз: превращение всего мирового пространства в единое компьютеризированное и информационное сообщество людей, проживающих в электронных квартирах и коттеджах. Обзор публикаций ряда фактических материалов, свидетельствующих, что это не утопия, а неизбежная реальность недалекого будущего. Примеры (данные социологических исследований о количестве людей, осуществляющих свою деятельность, не выходя из дома; электронные магазины, Интернет-бизнес и т.д.).

Информационное общество ® новая индустрия переработки информации на базе компьютерных и телекоммуникационных информационных технологий.

Критерий степени информатизации общества: одно из направлений государственной политики является направление, связанное с инвестициями и поддержкой инноваций в информационную индустрию, в развитие компьютерных систем и телекоммуникаций.

Позиционирование Казахстана, соседних стран, стран, с которыми у РК установлены политические и экономические связи по критерию информатизации общества.

Е*.1.2.1 Что такое процесс информатизации общества.

Лавинообразное увеличение объемов информации ® привлечение специальных технических средств и математического обеспечения ® степень информированности и способность эффективно использовать имеющуюся информацию ® уровень эффективности деятельности отдельных людей, групп, коллективов и организаций.

Причины образования больших потоков информации.

Определение и проявления информационногокризиса.

Выход из парадоксальной ситуации – эволюционный процесс информатизация в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития.

Определение процесса информатизации общества.

История развития информатизации, как одной из закономерностей современного социального прогресса.

Различие понятий «компьютеризация общества» (развитие и внедрение технической базы компьютеров) и «информатизации общества» (развитие комплекса мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности).

Примеры (возможно в приложении) реакции общества Казахстана и за рубежом на потребность в существенном увеличении производительности труда в информационном секторе общественного производства (например, результаты анализа влияния внедренных информационных и коммуникационных технологий на уровень занятости населения и на объем выпускаемой промышленной продукции, а значит, и на производительность труда в отдельных отраслях народного хозяйства).

Е*.1.2.2. Опыт информатизации и перспективные идеи.

Неправильно выбранная стратегия информатизации или ее недостаточные динамизм и мобильность ® существенные, а подчас драматические, изменения во всех сферах жизни страны.

Сравнительный анализ результатов информатизации в разных странах (например, справочные данные о динамике среднегодового процента доли экспорта США в Японию в торговле телекоммуникациями ® проблемы в экономике США ® меры по интенсификации информатизации всех сторон деятельности американского общества).

Результаты опыта разных стран важно учесть при разработке государственной политики информатизации нашей страны.

Например: для сопоставления и оценки возможностей страны интерес могут представлять концепция и основная идея программы информатизации в Японии[‡‡‡‡]: связать те услуги, которые раньше предлагались отдельно (общий кабель, создание терминалов для неопытных пользователей с интеллектуальным интерфейсом, где ввод информации осуществляется голосом и т.д.).

Неизбежность и необходимость претворения в жизнь идей информатизации общества ® национальные программы информатизации с учетом местных особенностей и условий (возможно в приложении – фрагменты программы информатизации в РК).

Общие для всего мирового сообщества принципы информатизации.

Выводы: а) результат процесса информатизации - создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, знаниями; б) для каждой страны ее движение от индустриального этапа развития к информационному определяется степенью информатизации общества.

Е*.1.2.3 Роль средств массовой информации.

Развитие средств массовой информации (СМИ: газеты, журналы, кино, телевидение, радио, корпоративные и глобальная сеть Интернет) – отличительная особенность жизни в современном обществе.

Информатизации общества ® стимуляция развитию СМИ ® новые технические средства, информационные технологии, телекоммуникации и др. ® своевременный сбор, накопление, оперативная обработка и передача информации в любую точку мирового пространства ® принятие оперативных решений и целенаправленных воздействий на общество Þ одна из причин, вследствие которых правительства наиболее передовых стран в последние годы стали уделять большое внимание развитию информационной сферы производства.

Последствия внедрения и развития СМИ (например, отрицательные: влияние на психологию громадной массы людей во всем мире; манипулирование общественным мнением).

Примеры (позитивные, негативные – например, разрушение веками создаваемых социальных коммуникационных связей) влияния информатизации общества на СМИ.

Примеры влияния СМИ на процесс информатизации общества (например, реклама новых информационных продуктов и услуг, формирование общественного мнения о приоритетности этого процесса по сравнению с другими, о первостепенной важности проводимых мероприятий по его интенсификации, о роли информационной сферы в модели будущего информационного общества и т.д.).

Е*.1.3 Об информационной культуре

Необходимость подготовки человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы.

О зависимости информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми ® необходимость научению технологии подготовки и принятия решения на основе коллективного знания ® человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией.

Определение термина информационная культура. Сравнение определений в широком (п.1.2) и узком смысле: «Информационная культура в узком смысле - это уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей, в которой мы можем отметить степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего».

Связь информационной культуры с социальной природой человека.

Аспекты проявления: конкретные навыки по использованию устройств; в способности использовать в своей деятельности компьютерную ИТ; в умении извлекать информацию из различных источников; во владении основами аналитической переработки информации; в умении работать с различной информацией; в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Основа развития и приспособления к конкретному виду деятельности информационной культуры (обосновать: кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и т.д.).

Опыт США, Японии, Англии, Германии, Франции по пересмотру системы подготовки специалистов на современных технологических принципах.

Когда начинать овладевать информационной культурой в информационном обществе?

Выводы: а) образование – это «объект» информации, где требуется так изменить содержание подготовки, чтобы обеспечить будущему специалисту не только общеобразовательные и профессиональные знания в области информатики, но и необходимый уровень информационной культуры; б) качество обучения должно определяться степенью закрепленных устойчивых навыков работы в среде базовых информационных технологий при решении типовых задач сферы деятельности.

……………………………………………………………………….

Логика оформления остальных структурных элементов аналогична.

Внимание: не забывайте организовывать ссылки на первоисточники.

 


[*] Этапы написания (собственно разработки) более подробно обсуждаются в [5].

** Элементы, выделенные квадратными скобками [], являются необязательными.

[†] Допускается (для целостности изложения) обоснование применения того или иного теоретического положения в конкретном исследовании. Например, недопустимо изложение метода наименьших квадратов, но приемлемо обоснование использования этого метода для параметризации модели исследуемого объекта.

[‡] Имеется в материалах электронного сопровождения.

[§] Обратите внимание: четкая формулировка цели и, соответственно, постановка задач дипломной работы не обязательно должны быть выполнены руководителем дипломной работы, а могут являться частью работы дипломника.

[**] С.И.Ожегов Словарь русского языка. – М., 1986 г., С.22

[††] Эффект – действие, производимое чем-нибудь, следствие чего-нибудь. Эффективный – действенный, дающий эффект.

[‡‡] С.И.Ожегов Словарь русского языка. – М., 1986 г., С.443

[§§] Отметим условность классификации направлений выпускной работы.

** Отметим: «очертания» содержания достаточно условны, поэтому желательно ознакомиться с положениями всех направлений с тем, чтобы «сконструировать» содержание «под себя».

[***] Избыточность - одно из свойств информации, которое в общем случае и прежде всего связывают с новизной и старением. Понятие избыточности является относительным, т.е. зависимым от уровня подготовленности потребителя (читателя) к восприятию информации, от его эрудиции, от того, как давно написан источник информации.

 

[†††] Различие содержаний реферата и АО с одинаковым оглавлением обусловлено различной методологией составления реферата и АО.

[‡‡‡] Электронные ресурсы преподавателей в режиме доступа https://is.nkzu.edu/***

[§§§] Рекомендации по созданию электронных материалов, кейсов и т.п. имеются в материалах электронного сопровождения.

[****] Более подробно см.нормативные инструкции

[††††] Обратите внимание на разнообразие тематики используемой литературы, и при этом реальное использование полного списка.

[‡‡‡‡] Данная страна выбрана в качестве примера как занимающая лидирующее положение в мире по производству современных информационных продуктов, услуг и технологий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.