Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Залы 1 этажа.






В экскурсии необходимо подчеркнуть, что эти комнаты являют собой пример высокого развития русского жилого дворцового интерьера конца XVIII в. начала XIX в., где органично синтезировано декоративно-художественное решение интерьеров и предметов убранства. На примере воссоздания этих комнат (1960-е годы) показать научный характер реставрации, в результате которой удалось вернуть им максимальную историческую достоверность.

Жилые комнаты 1 этажа центрального корпуса дворца - это первые залы, где художественная отделка была в основном закончена в 1788 году. Интерьеры характерны для стиля «классицизм», их отличает простота, камерность, лиричность, нежные тона окраски стен, мягкая подцветка лепки.

Передняя.

Автор и даты: В. Бренна, 1798 год.

Содержание экскурсионного рассказа:

Подчеркнуть служебный характер помещения, использовавшегося для дежурной прислуги и как приемная для лиц, являющихся во дворец с докладами: управляющего Павловском, архитекторов, художников и др. лиц, работавших во дворце, парке и приглашенных гостей.

Обратить внимание экскурсантов на типичность предметов убранства для интерьеров усадебного дома конца XVIII века: мебель типа «жакоб», бюро-секретер красного дерева и шкафы, выполненные в мастерской Генриха Гамбса, картины русских и западно-европейских художников - пейзажистов XVIII - XIX вв.

Предупредить группу, что по окончании экскурсии можно посмотреть комнаты

императрицы Марии Федоровны.

Перечень экспонатов:

Люстра на 10 рожков. Россия. Иван Бауман. Первая четверть XIX века. Бронза золоченая, патинированная. Из Гатчины.

Торшеры. Россия. Конец XVIII века. Красное дерево, золоченая бронза, цветное стекло, вставки в технике «эгломизе». Иоанн Креститель. Евангелист Матфей. Иаков Младший — надписи.

Ваза «Египтянка». Санкт-Петербург. Бронзовая фабрика Академии Художеств. По проекту А.Воронихина. 1809. Оксидированная бронза, розовый и серый гранит; литье, чеканка, патинирование. Камень- Петергофская гранильная фабрика. Бронза- СПБ Казенная бронзовая фабрика (Строгановская). Находилась в коллекции ГЭ. Затем Новгородский историко-архитектурный музей. С 1963г. в Павловском дворце.

Стол-бюро. Россия. Мастерская Г.Гамбса, ранняя работа в манере Д.Рентгена. Около 1800. Красное дерево, золоченая бронза, латунь. На 8 ножках, наверху шкафчика баллюстрада с 4-мя вазочками. В ПД было с 1801 до 1930-х. Возвращено из ГЭ в 1958.

Полушкаф (шкафчик) — Санкт-Петербург. Мастерская Г. Гамбса. До 1808.

Красное дерево, мореная береза, бронза золоченая, патинированная, латунь.

Круглый медальон - накладка в виде танцующей женской фигуры.

Второй полушкаф. Отличие только в дате изготовление. 1800-е.

Консоль. Санкт-Петербург. По проекту А.Воронихина. Мастерская Федора (Фридриха) Биттепажа (мебельщик). 1808. Красное дерево, резьба, окрашенная под античную бронзу, позолота.

Диван, стулья. Россия. Конец XVIII века.

Вазы парные. Петергофская гранильная фабрика. Около 1800. Казенная бронзовая фабрика. 1805-1806. Калканская яшма, бронза; резьба, шлифовка, полировка, литье, чеканка, золочение. На квадратном плинте гравировано: дел: въ петерг: фабр: Поступление: 17 октября 1806, или 25.07.1807, или 06.08.1809.

Кучумов А.М. установил, что 6 ваз входили в комплект из 8 почти одинаковых ваз, выполненных на ПГФ по рис. арх. Дж.Кваренги. Основание для атрибуции — рапорт командира ПГФ Рооде Я.И. «Одна ваза точится из зеленой яшмы по рисунку архитектора Гваренгия в пару к сделанным 7 вышиною 93/8 верш.»

«Одеты были в бронзу» на Казенной бронзовой фабрике при АХ СПБ. Бронзовый декор для ваз был выполнен по уже имеющимся моделям П.Ажи.

Две вазы — подарены имп. Марии Федоровне в день ее рождения 14 октября 1806 года в Гатчине, а 16.10.1806 эти вазы были доставлены в Павловск.

2-я пара ваз была преподнесена Марии Федоровне гр. Строгановым на день ее тезоименитства 22 июля 1807 г. в Петергофе.

3-я пара ваз была приобретена Вел. кн. Екатериной Павловной в июле 1809 г. и также подарена Марии Федоровне на день ее тезоименитства 22 июля 1809г., и в августе 1809г. они поступили в Павловский дворец.

Стенник на 3 рожка. Франция. Конец XVIII века.

Живопись.

Пьетро Барделлино (1728-1819). «Путти-птицеловы», «Путти- рыболовы». Неаполь, неаполитанская школа. Творчество художника было малоизвестно, м.б. потому, что он до конца жизни оставался верным стилю рококо, вопреки проникшим на неаполитанскую землю в кон.1770-х «передовым» тенденциям неоклассицизма.

Картины представляют собой распространенный в XVIII веке тип аллегорий и символизируют стихии: «Воздух» и «Вода». В к. XVIII века картины находились в Таврическом дворце, откуда в 1799 году по указанию Павла I при участии Бренны перевезены в ПД. (кат. стр.45-46)

«Баталия» (№55-кат.) - Итальянский мастер XVIIв. В Павловск поступила как работа Бургиньона (французский мастер Жак де Куртуа (1621-1675). Первоначально была в собрании Имперторского Эрмитажа. В 1988 г. приобретена у И.И.Хаскина-Карского.

«Баталия» (№53-кат.) - Итальянский мастер XVIIв. Приобретена Павлом I у архитектора Бренны в 1800. (на тыльной стороне, на бумажной наклейке: «№18 Brenna (автогрф). Первоначально в Кабинете Павла I в Гатчинском дворце, где находилась до ВОВ. В1956 в ПД. (справа у входа в Малиновый каб.)

Пейзаж (№4-кат.) - Питер Янс ван Асх (1603-1678). Возможно из коллекции гр.Г.Орлова, из старого собрания Гатчинского дв.

МАЛИНОВЫЙ КАБИНЕТ.

Методическое замечание:

Малиновый кабинет - открывает анфиладу жилых комнат на первом этаже Центрального корпуса. Название зала восходит к цветовому решению интерьера, цветовой гамме обивок мебельного гарнитура и драпировок на окнах.

Автор и дата: В.Бренна, конец XVIII века.

Тема: Художественное убранство Малинового кабинета.

Содержание экскурсионного рассказа:

По проекту Ч. Камерона Кабинет его высочества Павла Петровича был разделен легкими перегородками на четыре части. Кабинет переделывался под наблюдением В.Бренны в 1789 и 1797 годах. В последний раз были разобраны перегородки, создан единый объем. По описи 1802 г. в Кабинете «на простенке зеркало цельное в золоченой раме, у двух окон занавеси штофные малиновые… в потолке фонарь хрустальный с хрустальным украшением о четырех свечах».

После пожара 1803 г. А. Воронихин восстановил интерьер в прежнем виде. Согласно описи 1805 г. над зеркалом между окон был помещен «белый букет мраморный, резной, в круглой раме», сохранившийся до сих пор.

В 1858г. под руководством арх. Ивана Яковлевича Потолова Кабинет был целиком перестроен, создан интерьер и подобрано убранство в стиле Людовика XV. Комната была приспособлена под «Опочивальню их высочеств», великого князя Константина Николаевича и его супруги великой княгини Александры Иосифовны.

После Великой Отечественной войны зал восстанавливался на основании проекта

арх. В.Бренны на начало ХIХ века.

Подчеркнуть, что для интерьера классицизма характерно включение в художественное оформление декоративных пейзажей.

Перечень экспонатов:

Картина С. Щедрина «Вид на Павловский дворец». «Вид на Мариентальский пруд». 1800г. Оба полотна раньше составляли одно произведение, которое вместе с видами других загородных резиденций Петергофа и Гатчины было заказано Павлом I для украшения Большого зала Михайловского замка. На левой части полотна изображен Павловский дворец на высоком берегу Славянки, но сама река не видна, на правой-Мариентальский пруд с лестницей, ведущей к деревянному павильону Трельяж. В центре пейзажа большое дерево, которое «разбивает» полотно на две самостоятельные композиции. Возможно это и спровоцировало разделение картины. Скорее всего это произшло в период ее бытования в Гатчине.

 

3 картины художника Андрея Ефимовича Мартынова (1768-1826) с видами Павловска: «Вид Колоннады Аполлона и каскада в Павловском парке»-на реставрации или в фонде, «Пиль-башня в Павловском парке», «Долина реки Славянки с Храмом Дружбы»-?.

Часы. Германия. Д. Рентген. П. Кинцинг. Конец XVIII в. Корневое дерево. Бронза; литье, чеканка, золочение. Рассказать об интересном решении корпуса напольных часов с фигурами Аполлона и Сатурна. Особенности музыкального механизма часов: сочетание органа и струнного инструмента.

Бюро. Германия. Нейвид. Мастерская Давида Рентгена. 1784г. Красное дерево, бронза, латунь.

Мебельный гарнитур. Россия. Конец XVIII в. Дерево; резьба, позолота. Обивка-малиновый штоф. (Из ГРМ и ГЭ). Опись 1790: «Кресла, обитые красным сафьяном с бронзою» были в кабинете. Сейчас обивка мебели - та же ткань, что и на занавесях.

Консоль под зеркалом (на реставрации).

Портьеры. Изначально были малинового цвета. Сейчас ткани современные, выполненные вручную на предприятии «Старинные ткани» в Москве.

Шелк и основа, и уток: («брокатель» -это парча, можно называть штоф -это узорчатая ткань) высокого качества, нити окоашены натуральными красителями.

Статуэтка «Мария Магдалина», Германия, Мейсенская мануфактура, конец XVIII века, бисквит; подставка- фарфор. По картине П. Батони (Дрезденская галерея).

Мозаика - «Вид Колизея». Цезаре Агуати. 1782 г. Подарена папой Пием VI при посещении гр. и гр. Северными Ватикана в 1782 г. (в реставрации)

Настольное украшение «Античная лампа». Россия. Санкт-Петербург. Токарный мастер Н.Фай, бронзовщик П.-Л. Ажи(?). По проекту В. Бренны при участии великой княгини Марии Федоровны. 1791г. На основании гравировано: «Маrie ce 21 avril 1791». Янтарь, слоновая кость, амарант, бронза; токарная обработка, литье, чеканка, золочение.

(См. Каталог выставки «Изделия из резной кости второй половины XVIII-первой половины ХIХвеков»-№59. (В Ковровом кабинете)

Ваза - курильница. Франция. Севрская королевская фарфоровая мануфактура. 1770-е годы (на историческом месте).

Вазы-канделябры. Франция. XVIII в. (приобретены через Закупочную комиссию, по аналогии с утраченными вазами; такие вазы-канделябры многократно повторялись).

 

Общий кабинет.

Методическое замечание:

Если группа небольшая, остановка в зале непродолжительная.

Автор и даты: Ч. Камерон (1785-87г.г.); В.Бренна (1797-1799); А.Воронихин (1804); И.Потолов (1858).

Темы: Эволюция интерьера. Характеристика портретов на стенах. Портретируемые лица.

Содержание экскурсионного рассказа:

По проекту Ч. Камерона стены были оформлены бумажными обоями «с деревьями и птицами», была установлена «печь штукатурной работы, на печке бюст алебастровый».

В 1790-х по решению архитектора В.Бренны стены Общего кабинета окрашивают клеевой краской светло-зеленого цвета.

После пожара 1803г. А. Воронихин восстановил зал в прежней планировке; в кабинете заменил печь на камин серого мрамора. Плафон был расписан техникой гризайль в зеленоватых тонах по эскизу Дж.Скотти, воссоздан после войны под руководством А.В.Трескина в 1969 году.

Согласно описи 1817г.: «картин на стенах, писанных масляными и сухими красками, рисованных карандашом и миниатюрных малых и больших - 163шт.»

В 1858г. арх. И.Я.Потолов внес незначительные изменения и в этот интерьер. В Общем кабинете был пробит вместо овального окна большой оконный проем в Темную буфетную. По повелению великой княгини Александры Иосифовны здесь надо было «устроить ванну», но комнату «оставить без переделки, только освежить краски, поставить старую мебель». Ванна установлена медная, которую столярный мастер Павел Давыдов должен был «обделать из готового старого красного дерева». Ванна закрывалась «накладным матрацом, обитым синим сукном с фестонами и бахромой». Остальное убранство не менялось.

В некоторых описях комната названа «Ванной Ея Высочества».

После Великой Отечественной войны интерьер Общего кабинета восстановлен на начало XIX века.

Методическое замечание:

В Общем кабинете не следует давать подробный анализ многих портретов. Необходимо показать картину Г. Кюгельхена «Император Павел I с семьей» и портреткисти

С.С. Щукина «Император ПавелI». Далееэкскурсовод по своему выбору анализирует

2-3 портрета и рассказывает о портретируемых лицах.

(Схема развески произведений живописи на стенах прилагается).

Перечень экспонатов:

Экран-ширма. Россия. Санкт-Петербург. Мастерская Г. Гамбса, по рис. Н.А. Львова (?). 1794. Красное дерево, бронза, молочное стекло, латунь, шелк; фанеровка, литье, золочение, роспись, графит, акварель. На рисунке медальона надпись: «Marie fini a Gathschina (…) nov, 1794». Рисунок исполнен Марией Федоровной с оригинала

А. Кауфман «Забавы Амура».

Письменный стол-бюро Екатерины II. Россия. Санкт-Петербург. Мастерская Х.Мейера. Токарный мастер Н.Фай. По рис. Н.А. Львова (?) 1793. Красное дерево, бронза, молочное стекло, слоновая кость, филировка, токарная обработка, литье, «эгломизе» В ансамбль стола входит письменный прибор и канделябр из слоновой кости.

Письменный стол-бюро красного дерева, декорированный золоченой бронзой, слоновой костью, расписным молочным стеклом и стеклом «эгломизе». На четырех круглых ножках с бронзовыми башмачками и каннелюрами, заполненных снизу бронзовыми штырями в виде растительных побегов, вверху-четырехгарнники (муфты) с силуэтами античных фигур в медальонах, покоится стеклянная столешница, украшенная в технике «эгломизе». В подстолье - выдвижной ящик с крышкой, обтянутый зеленым сафьяном, служившим столом для письма, сдвинутая вглубь доска открывала доступ к маленьким ящичкам для письменных принадлежностей. В центре столешницы - овальный просвет (без росписи) с золотой обводкой по краю, обрамленный изысканным орабесковым орнаментом на золотом фоне. Под стеклом - овальный медальон молочного стекла, на котором карандашом с подцветкой акварелью изображена сцена туалета молодой девушки. Внизу на медальоне подпись: «Marie ce 12 November f Gatchina 1793. Этот медальон и породил версию о том, что Мария Федоровна подарила Екатерине IIбюро, исполнив при этом на столешнице в овальном медальоне молочного стекла копию с картины А.Кауфман «Три грации прислуживают Венере» по гравюре знаменитого итальянского гравера Фраческо Берталоцци. Но медальон представляет собой самостоятельный предмет, он вмонтирован в доску красного дерева.

Мебель (книжные шкафы, кресла, стулья) Россия. Конец XVIII века. Красное дерево, латунь, фанеровка.

Люстра (в форме лиры - люстра «елизаветинского» типа) Россия. Санкт-Петербург. Императорский стеклянный завод. Середина XVIII века. Бронза, хрусталь, литье, чеканка, золочение, огранка.

НОВЫЙ КАБИНЕТ

Автор и дата: Дж. Кваренги, 1800 год.

Темы:

1. Архитектурно-декоративное решение интерьера зодчим Дж. Кваренги.

2. Восстановление зала после Великой Отесественной войны.

Содержание экскурсионного рассказа:

Новый кабинет возник на месте Спальни Великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны, созданной по проекту Ч.Камерона. Отделка Спальни была завершена в конце 80-х годов XIII века, так как в Описи 1790 г. дано описание меблировки:

«Кровать деревянная двухспальная под балдахином. Обои на стенах палевые шелковые с цветами и птицами. Зеркало на стене из двух стекол в белых рамах, подле которого одна пара кронштейнов бронзовых о двух свечах».

В 1800 году Джакомо Кваренги (1744-1817) переделывает Спальню под Кабинет Павла Петровича или Новый кабинет.

После пожара 1803 А.Воронихин восстановил интерьер без изменений. Название зала в это время - «Новый кабинет покойного государя».

Для зодчего Дж. Кваренги характерны ясность, простота, гармония в решении интерьеров. Широкое использование мастером искусственного мрамора. Отметить, что Кваренги применил в Новом кабинете один из самых красивых и доступных отделочных материалов и раскрыл его художественные возможности. Гармоничность колорита всего помещения: панелей, стен, мраморных бордюров вокруг зеркал, расписанных гротесками, в характере созданных Рафаэлем гротесков-орнаметов в лоджиях Ватикана. Вмонтированные в стены восемь цветных гравюр работы Дж. Вольпато воспроизводят знаменитые фрески Рафаэля в Стансах Ватикана.

Рассказать о реставрации Нового кабинета. Напомнить, что после войны оформление интерьера максимально приближено к его первоначальному историческому облику. Назвать автора проекта восстановления интерьера (В.Б. Можайская); мастеров искусственного мрамора (Н.В. Варламов, К.М. Дворецкий), реставратора камина

(П.Д. Никаноров), художников под рук. А.В. Трескина. Отметить высокое качество реставрационных работ.

Перечень экспонатов:

Панно (В 1858 году по повелению Великой княгини Александры Иосифовны «восемь гравюр из собрания Рафаэля» были вмонтированы в стену). Гравюры с изображением фресок Рафаэля в Стансах Ватикана. Джованни Вольпато. Вторая половина XIII века. Гравюра на меди. Раскрашенные оттиски («Больсенская месса», «Парнас», «Встреча Атиллы», «Изгнание Иллиадора», «Изведение апостола Петра из темницы», «Диспут», «Пожар в Борго», «Афинская школа»).

Справка. Джованни Вольпато (1735-1803), родом из Боссано, получил основы профессии в родном городе, затем обосновался в Венеции. С 1772 г. он перебрался в Рим. Стал знаменит благодаря предпринятому им труду по воспроизведению прославленных фресок Рафаэля в Стансах Ватикана. Находясь в Риме, граф и графиня Северные 28 февраля посетили мастерскую Джованни Вольпато. К моменту посещения мастерской русскими путешественниками, Вольпато изготовил уже 4 доски и работал над «Парнасом».

Стол-бюро. Германия. Нейвид. Мастерская Д.Рентгена. 1780-е. Красное дерево, бронза, латунь, литье, золочение.

Статуэтка «Святой Иоанн». Германия. Мейсенская мануфактура. Конец XVIII века. Бисквит.

Стол-пюпитр. Германия. Нейвид. Мастерская Д. Рентгена.1784-86г.г. Красное дерево, бронза, латунь, литье, золочение.

Чернильный прибор:

Франция. По моделям Жана-Антуана Гудона. 1770-е.

Подсвечники. Бронза. Литье, чеканка, золочение, патинирование. Повторяют подсвечники письменного прибора, так называемой Чесменской чернильницы, заказанной парижскому ювелиру о.Демальи Екатериной II для Думы кавалеров ордена св. Георгия. (Чернильница находится в Гос. Эрмитаже).

Чернильница, песочница в форме мортиры. Бронза, оникс, яшма; литье, золочение, патинирование, резьба, шлифовка, полировка. Повторяют чернильницу, песочницу Чесменской чернильницы.

В 1773 году знаменитый французский мастер Ж.-А. Гудон по заказу имп. Екатерины II создает Чесменский чернильный прибор для зала собраний кавалеров ордена Святого Георгия в Чесменском дворце в Санкт-Петербурге. Часть этого прибора была повторена как самостоятельный набор и находится в Новом кабинете: пушки-подсвечники, мортиры-песочницы, мортиры-чернильницы.

Часы каминные «Эригона, опьяненная любовью». Франция. Париж. 1795-1799. Мастерская Пьера-Филиппа Томира (?) Часовой мастер Луи-Жан Лагесс. Эмальер Анри-Франсуа Дюбюиссон. Бронза, мрамор; литье, чеканка, золочение, резьба шлифовка, полировка.

На циферблате подпись: «L.J. Laguesse», внизу циферблата под ободом крышки - «Dubuisson».

Поступили в Павловск 22 февраля 1801 года из Михайловского замка.

Канделябры. Париж, Мастерская П.-Ф. Томира (?) 1785. Бронза; литье, чеканка, золочение, патинирование.

Канделябры. с фигурами египтянок, Франция, Мастерская П.-Ф. Томира. Нач. 19 века. Бронза, мрамор; литье, чеканка, золочение, патинирование.

Таганы. Франция, конец XVIII века. Бронза; литье, чеканка, золочение.

Гарнитур мебели. Диван, кресла. Россия. Кон. XVIII века. Красное дерево, бронза; фанеровка, роспись, литье, золочение.

Консоль. С-Петербург. Мастерская Г. Гамбса. Около 1810. Черное дерево, мрамор, бронза, латунь, резьба, шлифовка, полировка.

Вазы. Германия. Людвигсбургский фарфоровый завод. 1780-е. Фарфор. Подарок дяди Марии Федоровны (Карл Евгений Вюртембергский).

Люстра. Петербург. ИСЗ. Конец XVIII века. Бронза, хрусталь, стекло цветное, литье, чеканка, золочение, огранка.

УГЛОВАЯ ГОСТИНАЯ

Автор и дата: К.И. Росси. 1816.

Темы:

1. Угловая гостиная - первый интерьер архитектора К.И. Росси в Петербурге. Синтез архитектурно- художественной отделки и предметов убранства.

2. Принцип реставрации интерьера.

Содержание экскурсионного рассказа:

Кратко рассказать об эволюции интерьера. В 1784-1788 годах Ч.Камерон сооружает на этом месте Уборную Великой княгини Марии Федоровны. В1798г. В. Бренна частично изменил интерьер, в это время здесь появляется большое венецианское окно.

В 1800 году короткое время в зале была Опочивальня государя.

Далее раскрыть тему создания Угловой гостиной архитектором К.И. Росси в 1816 году. Рассказать, что это первый интерьер архитектора в Петербурге после его возвращения из Москвы. Подчеркнуть, что архитектор придает интерьеру черты торжественности и парадности, он выступает здесь как представитель русского ампира.

Раскрыть художественный образ интерьера, остановив внимание на сочном цветовом решении стен. Панно, облицованные искусственным мрамором сиреневого тона, обрамлены золотистой росписью под бронзу с элементами, характерными для ампира (военные эмблемы, лавровые венки, фигуры Слав и т.д.). В сиреневато-серых тонах, гармонирующих со стенами, выполнена и роспись плафона. Обратить внимание на рисунок драпировок на окнах из белого и золотистого шелка, укрепленных с помощью резных золоченых луков, венков и стрел. Подчеркнуть, что зодчий сохранил единство цветовой гаммы в отделке зала.

Отметить, что использование карельской и волнистой березы характерно для творчества К.И.Росси. Показать двери волнистой березы с золочеными накладными украшениями, и другие предметы убранства, исполненные по проекту К.Росси: мебельный гарнитур карельской березы мастерской И.Баумана, люстру из стекла «янтарного цвета», изготовленную на Императорском стеклянном заводе.

Создавая интерьер Угловой гостиной, К.Росси разработал до деталей и его убранство.

Рассказать о полной переделке интерьера в середине XIX века. В 1858 году под руководством архитектора И.Потолова на месте Гостиной создается «Будуар ея императорского высочества», великой княгини Александры Иосифовны в стиле позднего рококо. Стены были украшены живописными вставками и зеркалами.


Рассказать, что после войны в результате большой исследовательской работы Н.И.Громовой интерьеру был возвращен декор К.И.Росси. При восстановлении Угловой гостиной использовали уцелевшие натурные детали, сохранившиеся проекты

К.И. Росси, найденные в фондах Научно-исследовательского музея Академии художеств, архивные документы (например, счета 1816 г.) и аналогии (интерьеры К.Росси в Русском музее). Отметить, что все детали художественной отделки (драпировки, их рисунок, поддерживающие детали, двери) - все восстановлено по рисункам Росси.

Назвать автора проекта восстановления зала С.В.Попову-Гунич и основных реставраторов: коллектив художников под рук. А.В.Трескина, мастера И.В.Федотова, исполнившего двери, научного сотрудника Т.А. Берлин, выполнившую драпировки.

Перечень экспонатов:

Драпировки на окнах. Санкт-Петербург. По эскизу К.Росси. Шелк, роспись темперой. Воссоздана У.Платоновым. Ткани выполнены по сохранившемуся образцу в Институте искусственного волокна и шелка (Москва) в 1967 году.

Камин. Санкт-Петербург. А.Трискорни. Первая четверть XIX века. Мрамор, латунь.

Часы. «Любовь, питающая жизнь», Франция, Париж. Около 1817. Часовой мастер Лемуэн. Бронза; литье, чеканка, золочение.

На циферблате подпись: «Lemoine a Paris».

На ободе циферблата гравировано: «Pavelowsky».

История: из исторического собрания Павловского дворца, поступили 5 апреля 1817г.

В описи 1821 года - «Часы бронзовые на пьедестале, на коем сидящая фигура с крыльями».

Канделябры (Марс и Минерва), Франция. Жерар Жан Галь (бронзовщик). 1820-е. Бронза; литье, чеканка, золочение.

Вазы парные «Прощание Гектора с Андромахой». Санкт-Петербург. ИФЗ. 1827год. Фарфор; надглазурная полихромная роспись, золочение, полировка. На живописи: Мещеряковъ; внутри горла золотом: «Имп. фарфор. Заводъ: 1827год».

Из исторической коллекции Павловского дворца.

Вазы парные с видами павильонов на Елагином острове. Санкт-Петербург. ИФЗ. Конец 1820-х. Фарфор; надглазурная полихромная живопись, надглазурное крытье, лепка, золочение, цировка, полировка. На одной вазе под изображением подпись: «Вид павильона в саду Елагина-Островского дворца», на парной вазе - «Вид павильона на Елагином острове» по проекту К.И.Росси (1818), позднее его стали называть «павильон под флагом».

Люстра. Санкт-Петербург. ИСЗ. Бронзовая мастерская Китнера. (Бронза А.Шрейбера - И. Сычев). По рис. К.И.Росси. 1816. Бронза, хрусталь. Изготовлена по заказу К.И.Росси для Угловой гостиной ПДМ.

Диван и стулья. Санкт-Петербург. Мастерская И.Баумана. Из гарнитура по рис. К.Росси. 1816. Карельская береза, золоченая резьба. Обивка первоначальная. Вышивка шелком и шерстью по канве. Россия, 1816. Гарнитур относится к числу первых известных спроектированных К.И.Росси мебельных ансамблей. (Из исторической коллекции ПД, из Кабинета 1 этажа (Нового) – инвентарная Книга)? Передан В ГЭ в 30-е годы; из Гос. Эрмитажа в ПД в 1956 году).

Ваза. Россия. Колыванский завод. По рис. Ивана Гальберга. Первая половина 19 века. Ревневская яшма.

Статуя «Венера Италийская», Италия. Неизвестный скульптор 19 века; копия с работы А.Кановы. 1812 год. Мрамор.

БЕЛАЯ СТОЛОВАЯ

Автор и дата: Ч. Камерон, 1784-1787 (характеристика интерьера, типичного для творчества Ч.Камерона)

Содержание экскурсионного рассказа:

Раскрыть художественные достоинства интерьера. Подчеркнуть в интерьере особенность творческого почерка Ч. Камерона. Отметить типичный для Камерона рисунок лепного фриза, карниза и пилястр с классическими мотивами (акант, амуры); изысканность цветовых сочетаний (нежно-фисташковый тон стен и белые пилястры). Лепные работы - мастер Ламони. Показать значение цветового фона для выявления рисунка лепки. Тактичное дополнение лепного пояса по периметру плафона в 1803году

А.Н. Воронихиным.

Haзначение зала. До 1815г.- Столовая. В нач. XIX в.- Гостиная, в этом зале устраивались литературные вечера. Здесь часто бывали русские писатели и поэты: Карамзин, Гнедич, Крылов, Жуковский, Нелединский-Мелецкий и др.

С 1858 года - Приемный зал Ее Высочества Александры Иосифовны.

В 1900 году этот зал уже упоминается как «Кабинет Великого князя Константина Константиновича (К.Р.)».

Согласно описям конца XVIII века в Белой Столовой висели «четыре фонаря одинаковых бронзовых…». В1816 году поступили «в нижний этаж в Новую Гостиную

4 белого стекла лампы с бронзовым украшением и цепями» (из рапорта Гоф-фурьера Матвеева). В годы ВОВ светильники увезены в Берлин, в 1947г. были возвращены 3 светильника, 4-й воссоздан и в 2006 году они вернулись на историческое место.

Перечень экспонатов:

4 картины А.Мартынова, 1800г.: «Вид на большой каскад»; «Пиль башня в Павловске»; «Долина реки Славянки»; «Вид Павловска (с березовым мостиком)».

Гербовый сервиз. Санкт-Петербург. ИФЗ. Скульптора по моделям С.С. Пименова, А.И.Воронихин. Роспись под руководством Ивана Сергеевича Канунникова).1827. Фарфор, надглазурная полихромная роспись, золочение, цировка, полировка. Из исторической коллекции ПД.

Гербовый сервизбыл выполнен в 1827 году по указанию Николая I для его матери вдовствующей императрицы Марии Федоровны специально для Павловского дворца. Первая партия сервиза была использована во дворце 22 июля 1827 года в день тезоименитства Марии Федоровны. Основная часть сервиза была доставлена в Павловск буквально накануне торжеств: «Получено из комнат Ея Величества в Павловске подаренные от Государя вещи...№1004 фарфоровой десертной сервиз вызолоченной с разными фигурами».Столовая же часть была изготовлена только к 14 октября, дню рождения Императрицы. В состав сервиза входило 606 предметов (на 60 кувертов): вазы, тарелки глубокие, тарелки мелкие, тарелки десертные, чашки-кружечки, блюдца, креманки, передача бутылочная, кроншал на ножке, передача рюмочная и (овал); блюдо глубокое на ножке.

В состав десертной части входили 20 золоченых ваз с фигурами, в т.ч. композиции на сюжеты античной мифологии и «Метаморфоз» Овидия. Композиции на вазах: Геба с Амуром; Гектор и Парис; Вертумн - бог плодородия; Венера, Марс, Амур; Аполлон и Минерва; Группа; Марс, Венера, Амур и неизв. фигура; Суд Париса; Группа; Церера и Псише; без названия; Помона - Церера; Эней и Дидон(?); Венера и Амур. Оценивался в 25000 руб.

120 десертных тарелок были расписаны изображениями различных фруктов и ягод, на остальных предметах изображение российского герба времени Николая I. Нарядные зеленые бордюры с золоченым ампирным орнаментом различного рисунка украшают все предметы. Изображение герба определило, вероятно, и название сервиза, он стал называться Гербовым при послевоенной инвентаризации музейных предметов, в 1950-е. До настоящего времени сохранилось 325 предметов, в т.ч. 37 десертных тарелок. Одновременно был доставлен и хрустальный граненый сервиз, исполненный на Императорском казенном стеклянном заводе.

Гранный сервиз. Санкт-Петербург. Императорский Казенный Стеклянный завод.

Бокалы. Фужеры (с алмазной гранью). Завод Бахметьева.

Вазы парные с изображением Паулюста и Храма Дружбы, Мариенталя и Старого Шале. Санкт-Петербург. ИФЗ. По акварелям С.Ф.Щедрина. 1784. Фарфор; надглазурная, полихромная роспись, золочение.

Вазы. Санкт-Петербург. ИФЗ.Конец1790-х — начало 1800-х. По рис. Тома де Томона. Фарфор, подглазурное крытье кобальтом, золочение. Из исторической коллекции ПД.

Часы каминные «Подслушивающая». Франция. Париж. 1800-е. Бронза; литье, чеканка, золочение, патинирование.

Часы каминные «Урания». Франция. Париж. 1800-е. Часовой мастер Мишель-Франсуа Пиолен. Бронза, мрамор; литье, чеканка, золочение и патинирование, шлифовка, полировка.

Канделябры и каминные украшения в виде античных ламп - Франция. Конец 18 века. Бронза; золочение, патинирование.

Вазы (4). Россия. Санкт-Петербург. Франсуа Никола Жиле. 1774г., 1775г. Мрамор.

Франсуа Никола Жиле (1719-1791), возглавлял скульптурный класс АХ СПб.

Комоды. Италия. XVIII век. Техника-«маркетри».

Комоды. СПб. Конец XVIII века. Справа - Христиан Мейер; слева - Николай Старчиков.

БИЛЛИАРДНАЯ

Автор и дата: Ч.Камерон, 1784-1787.

Темы: 1.Характеристика интерьера как типичного для творчества Ч.Камерона.

2.Реставрация отделки. 3.Убранство интерьера. Назначение зала.

Содержание экскурсионного рассказа:

Название зала. Дать анализ архитектурной отделки, обратив внимание на рисунок тонко промоделированной лепки, которая является основным элементом отделки Биллиардной. Своеобразное сферическое решение потолка с орнаментальным поясом, крупной лепной розеткой, типичной для Камерона (А.Воронихин восстановил плафон в прежней композиции, и если изменил его, то только в незначительных деталях). После пожара 1803 г. по углам плафона и над камином скульптором Александровым были установлены 5 барельефов.

Отметить, что решение зала только в белом цвете придает ему строгую простоту и свидетельствует о разнообразии творческих приемов Камерона.

Рассказать о принципах реставрации зала, отметив, что сейчас в Биллиардной целиком восстановлена первоначальная отделка Камерона на основании подлинных чертежей архитектора и в силу большей сохранности интерьера.

Реставрация барельефов - скульптор Т.П. Шабалкина и лепщик Н.Смирнов. Показать ажурный орнамент дверей и рассказать об их восстановлении бригадой лепщиков под руководством И.И.Калугина.

Барельефы: В парусах свода 4 круглых аллегорических барельефа (так называемые «союзы различных явлений»), исполненные скульптором М.Александровым (Уважным) и И.Теребеневым, установленные в январе 1804года, в годы Великой Отечественной войны погибли, в 1969 году восстановлены по довоенным фотографиям Т.П.Шабалкиной. Толкование аллегорий не вполне ясно. 1.«Знание и служение Отечеству» - изображены две женские фигуры, у левой фигуры - зеркало (знание) и свиток, у правой - чаша (жертвоприношение или можно толковать как служение);

2. М. Александров «Торговля и правосудие» - изображены Гермес и Фемида,

3. - толкование затруднено; 4. И.Теребенев «Мир и Художества» - Гений с горящим факелом в правой руке и сидящая женская фигура с масличной веткой в руке.

«Альдобрандинская свадьба» - барельеф над камином установлен скульптором Александровым в 1804г., в 1858г. «уничтожен» после переделки камина, в 1969г. выполнен заново по центральной части мраморного рельефа над камином в Большом зале Агатовых комнат (Ц.С.), который воспроизводит фрагмент знаменитой античной фрески, известной под названием «Альдобрандинская свадьба», хранящейся в Ватикане.

Перечень экспонатов:

«Бильярд красного дерева обит сукном зеленым» - не сохранился. (Архив ПДМ, опись 1790 года.)

Клавикорды. Санкт-Петербург, мастерская Габрана, 1783 г. Корпус наборного дерева, клавиши декорированы перламутром и панцирем черепахи. Этот редчайший музыкальный инструмент изготовлен по заказу Екатерины II для князя Г. Потемкина.

Стол ломберный. С-Петербург. 1760-1770-е годы. Дерево, дерево наборное, сафьян. Имеется парный. Оба стола в Биллиардной комнате Павловского дворца с 1790года.(Архив ПДМ, опись 1790года)

Консоль с керамической вставкой мануфактуры Веджвуд «Диана и Эндимион» (есть клеймо в тесте), скульптор Джон Флаксман, С-Петербург, мастерская Г.Гамбса, начало 19 века.

Часы. Корпус, мастерская Г. Гамбса, -дерево. Механизм - немецкой работы, имеется тендер и репетир. Нач. XIX века.

СТАРАЯ ГОСТИНАЯ.

Авторы и даты: Ч. Камерон, 1784-1786.

Тема: Архитектурно-художественная отделка и убранство интерьера.

Содержание экскурсионного рассказа:

Назначение зала. Своеобразие художественного решения. Основной акцент Ч. Камерон делает на оформление плафона: сложная нарядная розетка в центре, нежная по цвету окраска и оригинальный рисунок лепки всего плафона. Использование декоративных тканей в оформлении интерьера.

В описи 1801 года: «на стенах обои шелковые гарнитуровые с бордюром цветным шелковым».

После пожара 1803 года по повелению Марии Федоровны камин, находившийся в простенке между окон, перенесен на противоположную стену, в связи с этим «для трубы выламывали и тесали стену через все четыре этажа». Стены вновь были обиты тафтой, «зеленой с цветным бордюром» (около 1811г.).

В 1824 году Гостиная была соединена аркой со Столовой (см. Танцевальный зал), по проекту К.Росси. Стены были облицованы искусственным мрамором. К.Росси совершенно изменил лепной декор.

В 1858г. зал переделывается под Приемный.

При реставрации дворца после войны на основании описей и архивных данных интерьер восстановлен на конец XVIII века.

Методическое замечание.

Последняя реставрация комнат завершена в 2016 году. В результате реставрационных работ белый штоф со стен убрали, стены Старой гостиной оштукатурены и окрашены в светлый тон.

Картины: Якоб Филипп Хаккерт (1737, Пренцлау -1807, близ Флоренции) «Окрестности Рима» или «Вид Рима со стороны парка виллы Конти во Фраскати»

Жозеф Верне (1712, Авиньон -1789, Париж) «Буря на море», 1785год.

Методическое замечание.

Отметить, что при оформлении интерьера Павловского дворца-музея в 80-х годах XVIIIв. использовались предметы убранства, исполненные на лучших европейских мануфактурах, в частности, на самых знаменитых мануфактурах Франции. Это объясняется высоко развитым художественным вкусом и наличием широких культурных связей России со странами Запада.

Первоначально в убранстве Гостиной была «мебель из Парижа: диван, шесть кресел, двенадцать стульев белых». Сейчас в зале мебельный гарнитур, украшенный золоченой резьбой, обитый шелком с ручной вышивкой тамбурным швом, мастерской А.Жакоба. Вышивки изготовлены в Лионе по рисункам Пьера Рансона. Мебельный гарнитур был заказан в 1782 году в.кн. Павлом Петровичем и в.кн.Марией Федоровной во время посещения ими Парижа. Он предназначался для Греческого зала, после 1803г. перемещен в Большой Тронный зал, в Старой гостиной оказался после реставрации зала, как аналог.

В Старой гостиной следует выбрать для показа любые (на собственное усмотрение) из ниже перечисленных произведений декоративно-прикладного искусства:

Люстра. Санкт-Петербург. Конец XVIII века. Бронза, хрусталь; золочение, огранка.

Столик ломберный. Санкт-Петербург, 1770-е. Наборное дерево. Принадлежности для игры: перламутровые фишки, щетки, мелки, косточки-Австрия. Конец XVIII века.

Консоль, СПб. 1790-е. Дерево, мрамор; резьба, позолота, шлифовка, полировка.

Часы настольные «Отдых Дианы» (на консоли), Франция. Париж. 1770-е. Мастерская Жана Луи Приера. Часовой мастер Робер Робен. Эмальер Анри-Франсуа Дюбюиссон. Бронза, дерево; литье, чеканка, золочение, патинирование. В Михайловском замке были помещены на консоль в Круглом Тронном зале. Робер Робен (1742-1809), «Часовщик короля» с 1784 г., «Часовщик королевы» с 1786 г.

Канделябры в ансамбле с часами. Франция. По модели Клодиона, 1775-85гг. Бронза, мрамор; золочение, патинирование.

Часы каминные «Аллегория наук и искусств»

Франция, Париж. 1790-е. Часовой мастер Гаспар Кашар.

Бронза, мрамор; литье, чеканка, золочение, патинирование.

Поступление: через ФЗК в 2009 г.

На циферблате подпись: Cachard suc. de Ch.LeRoi/A PARIS». Надпись означает, что

Г. Кашар считал себя преемником известной часовой фирмы, которой до него владел королевский часовщик Этьен-Августен Леруа. 1790-е годы, т.к. мастерскую Г. Кашар приобрел м/у 1792-1795гг., часы вышли из этой мастерской.

Канделябры, Франция. По модели Фальконе, 1770-е. Бронза, мрамор; литье, чеканка, золочение, патинирование.

Портреты (гобелены), Франция. Париж. Королевская гобеленовая мануфактура. Мастерская Козетта. 1770-е. Шелк, шерсть, ткачество. Король Франции Генрих IV, Премьер-Министр Франции, герцог Максимилиан Сюлли (1560-1641).

Ковер на полу. Франция. Начало XIX века, Шерсть. Выполнен вручную, в манере мануфактуры Савонери. Подчеркнуть высокое качество, красивый рисунок.

Танцевальный зал.

Авторы и даты: Ч.Камерон. 1784-1786.

Темы: 1.Танцевальный зал - характерный пример решения интерьера архитектором

Ч. Камероном в стиле классицизм.

2.Назначение зала, эволюция интерьера 3.Принцип реставрации Танцевального зала.

Содержание экскурсионного рассказа:

Сообщив о том, что Танцевальный зал, Старая гостиная, Биллиардная, Белая столовая - первые по времени отделки залы Павловского дворца, созданные Ч. Камероном, подчеркнуть их характерность для интерьеров раннего классицизма. Остановить внимание группы на архитектурно-художественной отделке Танцевального зала, типичной для творчества Ч. Камерона - изысканный, элегантный рисунок золоченой лепки из стилизованных веток и классических ваз. Следует отметить тонкое, колористическое решение окраски стен, потолка, фриза, построенные на сочетании нежных тонов, порой едва улавливаемых глазом, с яркой позолотой. На стенах зала были установлены зеркала (известно еще одно название зала «Зеркальная»), у каждого зеркала находилось по два кронштейна «мастичные» на железной основе; в круглых золоченых рамах живописные вставки «сделаны Скотием».

В1815году Танцевальный зал был переделан в Столовую, зеркала и кронштейны сняты, вместо них повешены четыре картины Гюбера Робера, о котором Дидро писал: «Робер великолепный живописец руин и великий художник». В зале картины Г.Робера: «Античные памятники Франции», «Античные памятники Рима», «Пожар Рима», «Триумфальный мост» (вернутся в зал, вероятно, осенью, часть картин на выставке, рамы для картин в реставрации).

Далее напомнить об изменении плана и отделки зала в 1824-1826 годах архитектором

К.И.Росси: соединение Танцевального зала со Старой гостиной аркой, изменение лепного декора. Как следует из архивных документов, «для распространения столового зала выломана стена и сделана большая арка». Тогда же возведен деревянный крестовый свод, который и закрыл фриз.

Окончательная перестройка зала выполнена в 1858 г. арх. И.Я. Потоловым. Столовая переименовывается в Приемный зал.

Сообщить о наличии в фондах музея 3-х подлинных чертежей Ч. Камерона по Танцевальному залу.

Рассказать, что в 1944г. под сгоревшим ложным крестовым сводом вскрылся подлинный камероновский антаблемент: фриз с вазой и карниз, типичные для творчества Камерона. Также на стене обнаружилась и прежняя камероновская отделка стен зеркалами и медальонами.

Подчеркнуть, что Танцевальному залу сейчас придан облик, который он имел в первые годы XIX века. Назвать имена автора проекта восстановления зала С.В. Поповой-Гунич и главных реставраторов (И.И.Калугина, Н.М.Галкина, П.Л.Никанорова).

Перечень экспонатов:

Люстра. Санкт-Петербург. Мастерская И.Цеха. 1790. Бронза, хрусталь, рубиновое стекло; литье, чеканка, золочение, огранка.

Консоли. Санкт-Петербург, мастерская Вирта, 1799год.

Вазы (на консолях). Китай. Конец XVIII века. Фарфор.

Канделябры. (на консолях)-в виде ваз с лилиями — 1780-е. Бронза, мрамор; литье, чеканка, золочение. Франция (?)- А. Кучумов. Баженова -однозначно-Франция.

Часы каминные в виде портика. Франция, Париж. 1780-е. Часовой мастер Жан-Луи Рувьер (на циферблате подпись: Рувьер из Парижа). Бронза, мрамор, фарфор; литье, чеканка, золочение, резьба, шлифовка, полировка, отливка.

Таганы «Аллегория стихий». Франция. Мастерская П.-Ф. Томира. Патинированная бронза. Не позднее начала 90-х годов XVIII века. Приобретены у арх. Бренны в собственность русского двора в 1798 году.

Методическое замечание: В каждом зале экскурсовод самостоятельно выбирает предметы для показа из приведенного перечня экспонатов или объединяет комплексным показом некоторые из них.

Бюсты. Поступление: Из исторической коллекции Павловска. Приобретены вел.кн. Константином Николаевичем. В 1870-х бюсты перенесены на балюстраду Собственного садика.Они очень сильно пострадали в годы Великой Отечественной войны.

1.Нерон (37-68гг.н.э.); римский император в 54-68 гг.н.э. Неизвестный скукльптор. Италия (?). XVIIIв. Голова-белый мрамор; оплечье-цветной мрамор, выполнено реставраторами Павловского дворца Капитоновым и Стуловым.

2. Лисий (445? -380гг. до н.э.Афины) Неизвестный скукльптор. Италия (?). XVIIIв. Голова-белый мрамор; оплечье-цветной мрамор, выполнено реставраторами Павловского дворца Капитоновым и Стуловым.

Справка: Лисий-афинский оратор. Заложил основы судебной речи. Сочинял речи (политические, судебные, торжественные) для людей самого разного общественного положения и образования. Фразы его кратки, ораторские приемы изысканны и изящны.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.