Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы научных исследований. Эксперимент.






 

Методы исследований – это способы познания и изучения явлений действительности. Применительно к обучению языку такие методы используются при изучении процесса обучения с целью повышения его эффективности.

Методы исследования принято разделять на группы:

а) методы, применяемые на эмпирическом уровне: анализ научно-методической литературы, научное наблюдение, обобщение опыта преподавания, беседа, опытное обучение, пробное обучение, анкетирование, тестирование, хронометрирование, статистический анализ результатов работы.

б) методы, применяемые на теоретическом уровне – абстрагирование, анализ и синтез, сравнение, дедукция и индукция, моделирование, экстраполирование.

Методы, применяемые на эмпирическом уровне, направлены непосредственно на объект исследования, на изучение внешних характеристик изучаемых явлений и процессов. Они обеспечивают накопление, фиксацию, классификацию и обобщение исходного материала для получения выводов и рекомендаций методического характера, важных для повышения качества учебного процесса.

Методы, применяемые на теоретическом уровне, направлены на выявление существенных связей и закономерностей педагогических явлений и процессов, установление сходства и различий между ними.

Эмпирические и теоретические элементы познания составляют единый процесс и присутствуют в каждом научном исследовании в органическом единстве друг с другом.

Методы исследования

 

основные 1. анализ методических источников 2. обобщение опыта 3. научное наблюдение 4. пробное обучение 5. опытное обучение 6. эксперимент вспомогательные 1. анкетирование 2. тестирование 3. беседа 4. хронометрирование 5. моделирование

Основные:

1. Анализ методических источников – наиболее доступный и в то же время трудоемкий метод исследования, т.к. требует высокой работоспособности и умения практически оценивать прочитанное. Главная цель – в сборе научных данных по теме, определении достижений в изучаемой области знаний, что позволяет наметить перспективы исследования и сформулировать рабочую гипотезу.

2. Научное наблюдение и 3. обобщение педагогического опыта – наиболее распространенный метод исследования на эмпирическом уровне, в результате применения которого исследователь фиксирует ход урока или поведение его участников.

Сбор фактов и их описание позволяют обнаружить объективные закономерности в ходе урока и сформулировать метод рекомендаций. Наблюдение должно иметь определенную цель. Цель может быть ход урока, его отдельных фрагментов, проверка эффективности используемых на занятиях приемов обучения и др. Результаты наблюдения фиксируются и становятся объектом обсуждения и анализа.

4. Пробное обучение – широко применяется в практике преподавания языка. Суть заключается в том, что исследователь формирует рабочую гипотезу, которую проверяет в ходе занятий в одной из учебных групп, сравнивая результаты обучения с достижениями учащихся другой группы, где обучение проводится по традиционной программе. Т.о., в ходе пробного обучения присутствуют: а) неварьируемые переменные (число учебных групп, изначальный уровень владения языком участников обучения, устанавливаемый в результате тестирования, учебный материал, по которому будут проводиться занятия); б) варьируемые переменные – приемы обучения, используемые в разных группах, либо пособия, эффективность которых устанавливается в сравнении с другими пособиями.

5. Опытное обучение – эмпирический метод, основанный на проведении массового обучения по предложенной исследователем программе. В ходе опытного обучения проверяется гипотеза, сформулированная исследователем. Опытное обучение может быть проведено в масштабе одного класса, нескольких классов, школы. Чем больше количество участников, тем достовернее результаты. В проведении выделяются следующие этапы.

а) организованный – разработка гипотезы, программы эксперимента, отбор участников;

б) реализация – проведение обучения в соответствии с программой;

в) констатация – анализ результатов опытного обучения, которые послужат основанием для методических выводов, подтверждающих или опровергающих выдвинутую гипотезу;

г) интерпретация – объяснение причин полученных результатов.

6. Методический эксперимент – сущность которого состоит в том, что исследователь, исходя из той или иной педагогической концепции, ставит перед собой определенную задачу, формулирует соответствующую гипотезу и намечает условия, необходимые и достаточные для достижения поставленной задачи. Затем на основе гипотезы разрабатывается план и содержание занятий, по этому плану проводится опытное обучение. В зависимости от ближайших задач эксперимента, опытное обучение может проводится в одном или нескольких классах на уроках, либо с определенной группой учеников во внеклассных занятиях, или даже с отдельным учеником. В ряде случаев опытное обучение в классе, группе и с отдельным учеником полезно осуществлять во взаимосвязи: исследуемый метод обучения предварительно проверяется на занятиях с отдельным учеником или группой, а затем вводится в работу с классом.

В процессе экспериментального обучения тщательно наблюдаются и точно фиксируются в протоколах или педагогических дневниках все факты, сопутствующие ему и касающиеся как работы учеников, так и учителя.

Строго учитываются результаты обучения и продвижения учащихся: усвоение знаний, развитие способностей, воспитание детей у детей определенных качеств и свойств личности. Результаты эксперимента выявляются через письменные контрольные работы, устный фронтальный опрос и индивидуальные беседы с учениками. Такая проверка проводится через определенные промежутки времени в соответствии с запланированными этапами экспериментальной работы.

Полученные в ходе эксперимента факты подвергаются глубокому и всестороннему анализу, на основе которого делаются обобщения и выводы, создается система, и определяются эффективные методы работы, которые затем через методические руководства внедряются в школьную практику.

Вспомогательные методы:

1. Анкетирование – это метод получения информации путем анализа ответов на специально подготовленные вопросы. Задания участникам анкетирования даются в форме вопросов или утверждений. Анкетирование может быть устным или письменным. Материалы анкетирования подтверждаются количественной или качественной обработке. Объективность же анкетирования во многом зависит от количества его участников.

2. Тестирование – метод исследования, предусматривающий выполнение испытуемым специальных заданий – тестов, с помощью которых оценивается уровень владения языком. Тесты классифицируются по нескольким основаниям, в том числе по форме, содержанию, цели тестирования. По форме тестирования может быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными, бланковыми (выполняемыми с помощью карандаша и бумаги), предметными (наряду с бланками в них используются разнообразные карточки, картинки), аппаратными (необходима специальная аппаратура).

Виды тестов:

1. тесты интеллекта – предназначены для изучения уровня интеллектуального, умственного развития человека.

2. тесты достижений – используются для оценки успешности овладения учебным материалом и являются, по мнению ученых, более объективными показателем обученности, чем оценка. С помощью таких тестов проверяется владения языком на уровне средств общения (лексика, грамматика, фонетика), деятельности общения (аудирование, говорение, чтение, письмо).

3. тесты способностей – делятся на общие и специальные. Под общими способностями в первую очередь подразумеваются интеллектуальные тесты, а тесты специальные – для получения информации об особенностях человека (по видам психологических функций, по видам деятельности (профессий).

4. личностные тесты используются для изучения разных аспектов личности – мотиваций, интересов, ценностных ориентаций.

 

3. Беседа – это широко распространенный метод получения информации в результате анализа ответов участников беседы на поставленные вопросы. Беседа может быть как самостоятельным, так и вспомогательным методом исследования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.