Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рисование без натуги.






Метод «Ключ» раскрывает творческие способности. Люди, которые занимались саморегуляцией по этой системе, начинают рисовать, писать стихи, музыку... Но искусство — это только модель проявления творчества в любой области.
В методе «Ключ» творчество рассматривается как средство саморегуляции: другое занятие (помимо основной профессии) позволяет компенсировать неудовлетворенность от трудностей и неудач, способствует установлению внутренней гармонии.
Такая вот диалектика.
Что такое творчество? Рабочее определение: это решение задачи неизвестным способом с неизвестным заранее результатом.
Наша задача: раскрыть психологический механизм взаимодействия систем «творчество» и «саморегуляция», найти их общую основу.
Принято считать, что творчество — это удел редких талантливых людей. Еще принято считать, что творчество — это тайна, и как оно осуществляется в человеческой голове — неизвестно (хотя существует много теоретических моделей творческого акта). Но сам акт наблюдать невозможно, поскольку он происходит в подсознании и недоступен рефлексии самого творца. • Вместе с тем наука психология утверждает, что всякое психическое действие — это материальное действие, перенесенное на внутренний план мышления. Значит, и творческое действие когда-то было действием физическим. И творцы когда-то проделывали его на внешнем, материальном плане деятельности. Когда? В детстве — когда формируются все психические действия?
В детстве все мы учимся. Но учимся ли мы творить? Проделываем ли мы в детском саду или школе какие-либо действия, из которых впоследствии формируются творческие способности? Учимся-то мы одинаково, но почему творцов так мало?
Поиски действия, которое могло бы лечь в основу творчества и которое совершали мы все в детстве, приводят нас к первым детским рисункам — «калякам-малякам». Это бесцельные хаотические/движения руки ребенка, вооруженной карандашом, ручкой или другим рисующим инструментом. Эти движения оставляют следы на бумаге в виде ничего не обозначающих и ни на что не похожих рисунков, но ребенок, рисующий их, получает огромное удовольствие, он успокаивается, перестает безобразничать и капризничать... Нечто подобное рисуют и взрослые, когда их внимание занято не рисованием, а, например, слушанием лекции, телефонным разговором, а в руках — бумага и ручка. Такое рисование помогает сосредоточиться, снимает напряжение.
Рисование «каляк-маляк» — это род идеомоторных движений, непроизвольных и управляемых одновременно.
С детских «каляк-маляк» начинается развитие детского изобразительного творчества. Аналогию этим действиям (материальным, физическим!) можно найти в любом виде человеческой деятельности, в самом начале развития. В целом эти действия можно назвать баловством. Так вот, получается, что баловство — это основа творчества.
Выводы: основа эта есть у всех, значит, все обладают творческими способностями; но только у отдельных редких людей эти способности получили высокое развитие вопреки системе образования и воспитания.
Суть нашей методики обучения рисованию без натуги — повторить путь развития от непроизвольной моторики к действию на внутреннем плане мышления.
От «каляки-маляки» — к шедевру.

Условия, при которых это возможно:
1. Сформировать мотивацию деятельности.
В традиционной педагогике это установка на результат (создать шедевр искусства). У нас — установка на процесс: получить удовольствие от занятия искусством.
2. Определить критерии оценки художественной продукции.
В традиционной педагогике выполненные учеником работы оцениваются с точки зрения нормативных представлений об искусстве. В работах учеников выявляются недостатки, т.е. качества, не соответствующие эталону искусства. Это обучение через «нельзя». У нас в искусстве все можно. Мы судим художника, как Пушкин, — по законам, которые сам художник над собой признает. Необходимо сломать нормативные представления об искусстве, какими бы «правильными» они вам ни казались. Оценка работы — это выявление достоинств, а не недостатков. У каждого художника достоинства свои. Их надо только увидеть.
3. Организовать процесс работы.
В традиционной художественной педагогике творческий процесс распадается на две части: замысел и исполнение. Замысел — это социальный заказ, пересаженный в голову художника. Рисуют не то, что действительно хотят нарисовать, а то, что полагается, что принято, что «можно». Замыслы стереотипны и отнюдь не всегда совпадают с действительными желаниями художника. Рисование по замыслу — это поиск с заранее заданным результатом, а в творчестве результат неизвестен. Наш лозунг: рисуй сразу! Нарисуй «каляку-маляку», посмотри на нее — и увидишь, на что она похожа. Каждый увидит свое. Это и есть истинное желание художника. Рисунок рисуется как бы сам собою. Это метод случайного поиска. Наловчившись рисовать именно так, художник и на заказ будет рисовать свободно, будто ему ничего не задано. Результат получится неожиданным и интересным — творческим.

Традиционная педагогика рекомендует концентрировать усилия на решении задачи, повторять действия снова и снова, пока не получится. «Если долго мучиться...» Мы предлагаем не концентрацию, а разброс усилий, перебор разных способов работы, техник, инструментов, материалов... Пробовать и бросать, если не нравится, если кажется, что не получается. В результате перебора вариантов решения обязательно найдется такое, которое понравится. Удовольствие — критерий того, что находишься на верном пути.
4. Рациональное осмысление результатов работы.
Учеба традиционным методом предполагает овладение заданным алгоритмом действий. Работа анализируется по принципу: выполнил — не выполнил. Таким образом обеспечивается единый путь овладения действием для всех и единый стандарт обученности. У нас же — не обучение, а развитие. Каждый идет своим путем, наиболее соответствующим его индивидуальности. Как это получается? Совет: рисуй сразу, а анализируй долго. Смотри на свой рисунок и размышляй: что понравилось, почему понравилось (объясни самому себе). Это нужно для того, чтобы превратить случайный поиск в поиск целенаправленный, превратить неожиданный эффект в систему и ею пользоваться уже сознательно.
Так можно выйти на высокий уровень мастерства и уже со знанием дела создать шедевр — свой собственный, оригинальный, творческий. И все это — без натуги.
Таким образом, мы использовали идеомоторные движения в рисовании как средство саморегуляции (превратили процесс рисования и обучения рисованию в удовольствие) и как средство раскрытия творческих способностей.
Описанный метод в общих своих принципах применим и к воспитанию творческого подхода к любой человеческой деятельности.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.