Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основы управленческого труда






Менеджера можно определить как человека, который несет ответст­венность за всю организацию в целом или за какое-то из ее подразделе­ний.

На рис. 39 приведена модель сознания человека. Прежде всего у него имеются некие ценности — возможно, к этому моменту его жизни доста­точно устоявшиеся. Кроме того, имеется определенный опыт, который, с одной стороны, воплощается в наборе навыков, или компетенции, а с другой, — в некоторой сумме знаний. Знания могут использоваться не­посредственно, но они также служат основой для моделей, при помощи которых менеджер интерпретирует окружающий мир. Данные характе­ристики в значительной мере определяют, каким образом менеджер под­ходит к своим обязанностям, т.е. его стиль работы.

Рис. 39. Человек в процессе труда.

Если мы соотнесем человека на рис. 39 с определенным заданием, то и получим менеджера в процессе труда. Ядро этой картины составляет своего рода структуру деятельности, комплекс психических положений и установок, которые принимает для себя наш ме­неджер. Такого рода структура пред­ставляет собой стратегию, даже видение предмета. Однако это есть и нечто большее. Структура определяет приоритеты менеджера, что необходимо создать, что — сохранить и поддержать, что — переделать или создать заново. Структура одновременно является и перспективой (представле­нием о сути организации и ее миссии) относительно тех или иных кон­кретных продуктов, служб и рынков.

А. Ноэль, исследовавший взаимосвязь между структурами труда и деятельностью руководства трех небольших организаций, говорит, что у менеджеров есть «заботы» и есть «озабоченность». Структура описывает как раз «озабоченность», тогда как упомянутые выше роли составляют «заботы». Однако структура одновременно образует основу и первого упомянутого нами в модели менеджера элемента, который назовем об­думыванием планов, а точнее, целенаправленным перспективным раз­мышлением над тем, каким образом следует управлять организационной единицей в течение определенного периода времени.

Проанализируем «повестку дня» менеджера. Итак, конкретный чело­век выполняющий определенные управленческие обязанности в преде­лах определенных рамок. Каким образом это проявляется в тех или иных формах его деятельности? Какова последовательность его действий и, соответственно, его расписание? Термин «повестка дня» используется здесь в двух значениях. Во-первых, очерчиваются рамки, ограничиваю­щие ту череду текущих вопросов, которые так или иначе привлекают внимание менеджера, что в свою очередь допускает разбиение общего плана действий на отдельные поддающиеся управлению фрагменты. Спросите любого менеджера о его работе, и первое, что вы услышите — «вопросы», которые вызывают наибольшее его беспокойство. Или же возьмите повестку дня любого делового заседания, и вы увидите в ней список вопросов, а не решений. Таким образом, мы имеем дело с операционализацией структуры (равно как и с ее изменением посредством введения новых моментов).

Чем точнее очерчена структура, тем более интегрированы вопросы и тем лучше они поддаются восприятию и осознанию, поскольку именно отсутствие четких рамок зачастую предопределяет недостижимость «го­лубой мечты» организации. Но иногда структура задана слишком жест­ко, вследствие чего имеет место чрезмерная интеграция вопросов, а в итоге все сводится к ситуации, которую А. Ноэль назвал «навязчивой идеей».

Во-вторых, структура и вопросы проявляются и в более осязаемых вещах, например, в рабочем распорядке, в котором в неявной форме оп­ределены приоритеты тех или иных вопросов. Распределение рабочего времени и расстановка приоритетов, конечно же, имеют для любого ме­неджера чрезвычайно большое значение, а потому в итоге требуют для своего разрешения изрядного количества времени.

Если мы определяем человека и его труд, очерчивая структуру пове­стки рабочего дня, на первый план выходит центральное ядро управленческого труда. А вслед за этим мы неизбежно обращаемся к контексту, в который данное ядро погружено, — к окружающей его среде. Контекст в целом можно разбить на три области, названные нами «внутри», «вовне» и «в пределах».

«Внутри» относится к тем организационным единицам, которыми управляет менеджер. Термин «в пределах» обозначает все остальные части организации: других работников или другие подразделения, по от­ношению к которым наш менеджер не находится в отношении непосред­ственного руководства. Понятно, что в случае самого высшего руково­дства организации нет никакого «в пределах» — так, исполнительный директор отвечает за организацию в целом. То, что мы обозначили тер­мином «вовне», относится к тем элементам контекста, которые формаль­но не являются частью данной организации. В примере это родственники пациентов, амбулаторные организации, в которых осуществляется по­следующее лечение пациентов после их выписки из больницы, ассоциа­ции медицинских сестер. Проведенное разграничение подразумевает, что работа менеджера преимущественно связана либо с подчиненной ему единицей, за которую он формально отвечает, либо с пограничными элементами контекста, с которыми управленец должен взаимодейство­вать (вне рамок формальной ответственности).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.