№ показателя
| №
индикатора
| Показатели и индикаторы
| Показатель /индикатор подтверждается
| Показатель /индикатор скорее подтверждается
| Показатель /индикатор скорее не подтверждается
| Показатель /индикатор не подтверждается
| Среднее
|
|
| Сотрудники создают условия для развития у детей положительного самоощущения, уверенности в себе, чувства собственного достоинства (среднее значение по индикаторам)
|
|
|
|
|
|
|
| Проявляют уважение к личности каждого ребенка.(обращаются вежливо, по имени, интересуются мнением ребенка, считаются с его точкой зрения, не допускают действий и высказываний, унижающих его достоинство и т.п.)
|
|
|
|
|
|
|
| Способствуют формированию у ребенка представлений о своей индивидуальности: стремятся подчеркнуть уникальность и неповторимость каждого ребенка – во внешних особенностях (цвете глаз, волос, сходстве с родителями, непохожести на других детей и др.), обсуждают предпочтения детей (в еде, одежде, играх, занятиях и др.)
|
|
|
|
|
|
|
| Способствуют развитию у детей представлений о своих возможностях и способностях (стремятся выделить и подчеркнуть его достоинства, отмечают успехи ребенка в разных видах деятельности, обращают на них внимание других детей и взрослых).
|
|
|
|
|
|
|
| Способствуют развитию у детей уверенности в своих силах (поощряют стремление ребенка к освоению новых средств и способов реализации разных видов деятельности: побуждают пробовать, не бояться ошибок, вселяют уверенность в том, что ребенок обязательно сможет сделать то, что ему пока не удается, намеренно создают ситуацию, в которой ребенок может достичь успеха и т.п.).
|
|
|
|
|
|
|
| Помогают детям преодолевать негативные эмоциональные состояния (страх одиночества, боязнь темноты, и т.д.)
.
|
|
|
|
|
|
|
| Успехи ребенка не сравниваются с достижениями других детей; достижения ребенка сравниваются лишь сего собственными
|
|
|
|
|
|
|
| Сотрудники создают условия для формирования у детей положительного отношения к другим людям
|
|
|
|
|
|
|
| Воспитывают у детей сочувствие и сопереживание другим людям (побуждают пожалеть, утешить расстроенного человека, порадоваться за другого, поздравить и т.п.)
|
|
|
|
|
|
|
| Поддерживают у детей стремление помогать другим людям (побуждают помогать детям, испытывающим затруднения - одеваться, раздеваться, заправлятьпостель, убирать на место игрушки и пр.)
| льро
|
|
|
|
|
|
| Способствуют формированию у детей уважительного отношения к личному достоинству и правам других людей (помогают понять, что необходимо считаться с точкой зрения, желаниями другого человека, не ущемлять его интересы и т.п.)
|
|
|
|
|
|
|
| Способствуют развитию у детей толерантности к людям независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и т.д.)
|
|
|
|
|
|
|
| Сотрудники создают условия для развития у детей инициативности, самостоятельности, ответственности
|
|
|
|
|
|
|
| Поддерживают инициативу детей в разных видах детской деятельности (в процессе игр и занятий побуждают высказывать собственные мнения, пожелания и предложения, принимают и обсуждаютвысказывания и предложения каждого ребенка, не навязывают готовых решений, жесткого алгоритма действий)
|
|
|
|
|
|
|
| Поощряют самостоятельность детей в разных видах деятельности; при овладении навыками самообслуживания (одеваться, раздеваться, умываться, заправлять постель, следить за своим внешним видом, убирать за собой игрушки, игры, краски, карандаши и пр.); при выполнении поручений взрослых.
|
|
|
|
|
|
|
| При выполнении режимных процедур, в игре, на занятиях избегают как принуждения, так и чрезмерной опеки
|
|
|
|
|
|
|
| Развивают чувство ответственности за сделанный выбор, за общее дело, данное слово и т.п.
|
|
|
|
|
|
|
| Взрослые создают условия для развития сотрудничества между детьми
|
|
|
|
|
|
|
| Помогают детям осознать ценность сотрудничества (рассказывают о необходимости людей друг в друге, организуют совместные игры, различные виды продуктивной деятельности, способствующие достижению детьми общего результата, объединению коллективных усилий)
|
|
|
|
|
|
|
| Обсуждают с детьми план совместной деятельности: что и когда будут делать, последовательность действий, распределение действий между участниками и т.п.
|
|
|
|
|
|
|
| Помогают детям налаживать совместную деятельность, координировать свои действия, учитывая желания друг друга, разрешать конфликты социально приемлемыми способами (уступать, договариваться о распределении ролей, последовательности событий в игре, делить игрушки по жребию, устанавливать очередность, обсуждатьвозникающие проблемы и пр.)
|
|
|
|
|
|
|
| Поощряют взаимную помощь и взаимную поддержку детьми друг друга
|
|
|
|
|
|
|
| При организации совместных игр и занятий учитывают дружеские привязанности детей
|
|
|
|
|
|
|
| Педагоги приобщают детей к нравственным ценностям
|
|
|
|
|
|
|
| Способствуют формированию у детей представлений о добре и зле (вместе с детьми обсуждают различные ситуации из жизни, из рассказов, сказок, обращая внимание на проявления щедрости, жадности, честности, лживости, злости, доброты и др.)
|
|
|
|
|
|
|
| Способствуют усвоению этических норм и правил поведения
|
|
|
|
|
|
|
| Развивают ценности уважительного и заботливого отношения к слабым, больным, пожилым людям
|
|
|
|
|
|
|
| Взрослые способствуют формированию у детей положительного отношения к труду
|
|
|
|
|
|
|
| Сотрудники создают условия для участия детей в труде взрослых (поощряют и поддерживают стремление детей помогать в работе по дому близким взрослым, воспитателю, няне и т.п.)
|
|
|
|
|
|
|
| Педагоги помогают детям осваивать доступные им самостоятельные действия по самообслуживанию, уходу за животными и растениями, приготовлению простых блюд, домашней работе и пр.
|
|
|
|
|
|
|
| Знакомят с профессиями (организуют наблюдение за трудом взрослых в ДОУ, на прогулке, экскурсиях, рассказывают, читают книги, проводят экскурсии, приглашают родителей рассказать о своей профессии и пр.)
|
|
|
|
|
|
|
| Приучают к бережному отношению к вещам, в которые вложен труд человека (одежде, еде, предметам домашнего обихода, игрушкам, книгам, поделкам сверстников и др.)
|
|
|
|
|
|
|
| Взрослые создают предпосылки для развития у детей гражданского самосознания (среднее значение по индикаторам)
|
|
|
|
|
|
|
| Уважают права каждого ребенка (по возможности, предоставляют ребенку право принимать собственное решение; выбирать игры, занятия, партнера по совместной деятельности, одежду, еду и пр.; по своему желанию использовать свободное время и т.п.)
|
|
|
|
|
|
|
| Способствуют формированию у детей основ правового сознания (в доступной форме знакомят детей с «Международной декларацией о правах ребенка», «Всеобщей декларацией прав человека»).
|
|
|
|
|
|
|
| Проводят систематическую работу по предотвращению нарушений прав ребенка, по профилактике случаев жестокого обращения с детьми
|
|
|
|
|
|
|
| Рассказывают детям о различных объединениях
людей (семья, детский сад, школа, место работы
родителей и пр.).
|
|
|
|
|
|
|
| Развивают у детей представления о своей
принадлежности к определенному сообществу
людей (гражданин своей страны, житель своего
города, села, деревни, член семьи и детского
коллектива).
|
|
|
|
|
|
|
| Педагоги создают условия для формирования у детей навыков безопасного поведения
|
|
|
|
|
|
|
| Знакомят с правилами поведения приконтактах с другими людьми на улице и дома (учат, как вести себя с незнакомыми взрослыми, предупреждают о возможных последствиях опасных игр и шалостей с другими детьми).
|
|
|
|
|
|
|
| Знакомят с правилами безопасного поведения в помещении (не выглядывать из открытого окна, не выходить без взрослых на балкон, в подвал, на чердак и пр.).
|
|
|
|
|
|
|
| Предостерегают от опасных последствий контактов с некоторыми предметами (колющими, режущими, пожароопасными, предметами бытовой химии, лекарствами, электроприборами).
|
|
|
|
|
|
|
| Развивают у детей навыки безопасного поведения на улицах и дорогах (знакомят с основными правилами дорожного движения; предостерегают от опасных ситуаций на улице и во дворе - открытые люки, дорожные и строительные работы и пр.).
|
|
|
|
|
|
|
| Учат, как себя вести в экстремальных ситуациях (если ребенок потерялся, при пожаре, несчастном случае и др.), знакомят с телефонами соответствующих служб (01, 02, 03).
|
|
|
|
|
|
|
| Развивают навыки безопасного поведения на природе (в лесу, на воде, во время грозы, в жаркую, холодную погоду и пр.).
|
|
|
|
|
|
|
| Объясняют детям, как правильно себя вести при контактах с животными (не дразнить, не гладить бездомное животное, соблюдать осторожность при контактах с сельскохозяйственными животными, избегать ядовитых, жалящих насекомых и пр.)
|
|
|
|
|
|
|
| При обсуждении опасных ситуаций педагоги не допускают возникновения у детей страхов (объясняют, что правильное поведение позволяет предотвратить возможные неблагоприятные последствия).
|
|
|
|
|
|