Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общественные движения в России в 1860е-90е годы






1. Причины активизации общественного движения

2. Русский консерватизм

3. Либеральное движение

А) идейные установки и основные направления

Б) особенности русского либерализма

В) деятельность либералов

4. Нигилизм: Писарев (журнал «Русское слово»)

5. Народническое движение

А) идеология и основные теоретические направления

Б) народнические организации и их деятельность: «Земля и воля» (1861-64); «Ишутинцы»; «Народная расправа» (Нечаев); «Большое общество пропаганды» («чайковцы»); «Земля и воля» (1876-79); «Народная воля» (1879-82); «Черный передел» (1879-82)

В) либеральное (реформаторское) народничество

6. Рабочее движение. Зарождение русской социал-демократии (группа «Освобождение труда»)

7. Итоги и особенности общественного движения

 

1. Во второй половине XIX века сложилась такая ситуация, которая привела к активизации общественного движения в России. Причинами этого является:

1) переходный характер экономики и социальной структуры, который подталкивал различные общественные силы России на поиск оптимального пути исторического развития и стимулировал дискуссии по этому вопросу;

2) в России существовали основания, позволявшие утверждать об особом историческом пути развития – сельская община, самодержавие, помещичье землевладение;

3) развитие капитализма шло форсированными темпами, потому что его стимулировало государство, и это у определенной части общества породило иллюзию, что в России капитализм искусственно создан;

4) опыт Запада, где проявились все «язвы» капитализма, убеждал, что не нужно переходить к буржуазным отношениям, а нужно искать путь некапиталистического развития;

5) для распространения социалистических идей создавало условия обнищание части крестьянства в условиях развития рыночных отношений, и это обнищание радикальная интеллигенция воспринимала как народное бедствие и стремилась спасти крестьянство от «ужасов капитализма».

Социальные предпосылки развития освободительного движения создавали непоследовательность внутриполитического курса Александра II, отход от политики либеральных реформ и высокая цена ускоренной модернизации страны, которая ложилась на народные плечи.

Свою роль сыграло влияние теорий, проникавших с Запада, в частности получили распространение идеи социализма (бланкизм (заговорщики Франции), анархизм, социал-демократия).

Главным участником общественного движения стала русская интеллигенция, и этому способствовали не только социальные условия, но и особенности ее сознания и поведения, а именно:

- жажда свободы, без которой невозможно развитие личности, приводила интеллигенцию к конфронтации с авторитарным режимом;

- стремление «возвратить долг» народу, который своим трудом и страданиями позволил интеллигенции «вкусить» плоды просвещения;

- вера в своё особое историческое предназначение, в способность указать народу и стране путь к спасению, жертвенность, стремление к уравнительной справедливости и прочее, что свидетельствовало о некоторых чертах религиозности, хотя в своей массе радикально настроенная интеллигенция была атеистической.

Характер и уровень развития общественного сознания был таким, что одним социальным группам он не позволял выйти за рамки стихийных выступлений (крестьянство, рабочие, мелкие собственники города), а другим – подняться до участия в политическом процессе.

Таким образом, активизацию общественного движения можно рассматривать как реакцию общества на отмену крепостного права и другие Великие реформы, на ситуацию форсированной модернизации.

2. Социальную основу консервативного направления составляли реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства.

Консерватизм второй половины XIX века остался в идеологических рамках теории официальной народности. Консерватизм, как направление, не был единым в идейном отношении, то есть его представители высказывали различные мысли, но для всех консерваторов в России были свойственны такие идейные установки:

- во главу угла ставилась русская национальная идея, то есть представление о превосходстве русского образа жизни, русской религиозности, русского общественного устройства;

- сохранялась триединая формула «православие-самодержавие-народность», а значит, основной задачей объявлялось сохранение незыблемости самодержавия как основы существования российского национального общества, как единственного выразителя интересов народа;

- отрицалась необходимость европеизации России, и утверждалось, что она может вызвать национальную катастрофу, причем католически-протестантская Европа воспринималась не только как антипод, но и как враг православной и патриархальной России;

- острая критика реформ Александра II;

- вера в национальное превосходство великороссов.

Во внутриполитической жизни консерваторы сначала боролись против либеральных реформ 1860х-70х, а в последующем добивались ограничений их результатов. В экономической сфере ратовали за неприкосновенность частной собственности, сохранение помещичьего землевладения и общины. В социальной сфере настаивали на укреплении позиций дворянства и сохранении сословного деления общества. Во внешней политике консерваторами развивались идеи панславизма – объединение славянских народов вокруг России. В духовной сфере отстаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности, безусловного подчинения власти, а основной мишенью для их критики стала теория и практика нигилистов.

В 1850х – начале 1860х консерваторы не решались защищать старое, но стремились императора оградить от влияния либералов и не допустить, чтобы реформы ущемили интересы дворянства. Усилия консерваторов не пропали даром: Александр II удалял либерально настроенных разработчиков реформ с легкостью. В дальнейшем позиции консерваторов ещё более укрепились. Идеологами консерваторов были: Победоносцев, Д.А.Толстой, М.Н.Катков, а распространению их идей способствовали бюрократы, церковь и реакционная печать. Крупнейшим деятелем консерваторов стал граф Шувалов, назначенный в 1866 году шефом жандармов и главным начальником III отделения. В обстановке покушений на Александра II Шувалов приобрел огромную власть, за что получил прозвище «Петр IV». Именно он до 1874 года определял смещение и назначение высших чиновников.

Идеологом был публицист и издатель М.Н.Катков, который до конца 1850х был видным либералом. С 1856 года он издавал либеральный «Русский вестник», но на рубеже 1850х-60х он идейно разошёлся не только с приверженцами революционных идей, но и с либералами. Этому способствовали события в Польше (польское восстание 1863-64). К мнению Каткова прислушивались император и министры. Газета, которую он возглавил («Московские ведомости»), имела такое влияние, что Каткову по силам была смещать и назначать министров, определять внутреннюю и внешнюю политику правительства. Катков ответственность за рост революционного движения возложил на либералов и считал, что они навязали власти такие реформы, которые превратили общество и особенно интеллигенцию в «стадо мыслителей без смысла, учёных без науки, политиков без национальности, жрецов и поклонников всякого обмана». Таким образом, газета «Московские ведомости» подталкивала правительство в революционном направлении.

Консерватизм как политическая сила призван обеспечивать устойчивость общества, но русские консерваторы во многом отражали интересы дворянства, которое пыталось вернуть утраченные привилегии, и это превращало российских консерваторов в реакционеров.

При Александре III консерватизм стал главным направлением правительственной политики, а его главным идеологом стал Победоносцев, который занял место ближайшего советника императора. Катков по-прежнему был рупором всех консервативных сил, он не занимал государственных постов. Катков и Победоносцев стремились сплотить общество на основе идей русской самобытности, национализма, православия и самодержавия.

После убийства Александра II консерваторы попытались организационно оформиться, чтобы властям помочь бороться с революционными выступлениями. Летом 1881 года в Петербурге была создана тайная организация, получившая название «Священная дружина». Ею руководил центральный комитет во главе с Петром Шуваловым. В нее вошли великие князья, министры, генералы. Организация имела разветвленную сеть и свое существование скрывала даже от полиции. Участники «Священной дружины» громили подпольные типографии, выявляли революционные организации, за границей издавали газеты «Правда», «Вольное слово». По инициативе Победоносцева и Каткова была создана Добровольная народная охрана.

Александр III к этим затеям консерваторов отнесся неодобрительно, считая, что существование подобных организаций только свидетельствует о слабости власти. Уже в 1882 году «Священная дружина» была распущена.

3. А) Начатые Александром II реформы на некоторое время стерли четкую грань между требованиями различных политических сил, потому что и консерваторы, и либералы, и часть революционеров выступали за отмену крепостного права, смягчение политического ежима и надежду возлагали на нового императора. Но каждая из этих сил ждала от власти таких действий, которые бы соответствовали их представлениям. Когда они обнаруживали несоответствие, то каждая сила использовала свои методы давления на правительство.

Начало правления Александра 2 стало периодом дальнейшего развития российского либерализма. Социальную основу либерального движения составили обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции которые отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исторического развития. Как и консерваторы, либералы не были едины в идейном отношении, но характеризовались многими общими положениями:

1) во внутриполитической области настаивали на введении конституционных начал, демократических свобод, продолжении реформ. Выступали за создание общероссийского выборного органа (Земский собор), расширение прав и функций земств, а политическим идеалом для них была конституционная монархия. Либералы были за сильную исполнительную власть, считая, что только она может способствовать становлению в России гражданского общества и правового государства;

2) в социально-экономической сфере либералы приветствовали развитие капитализма, свободу предпринимательства, выступали за сохранение частной собственности, понижение выкупных платежей, требовали ликвидировать сословные привилегии и признать неприкосновенность личности.

Идейные установки либералов выразили в середине 1850х либералы-западники Кавелин и Чичерин. Они установили связи с Герценым и в его сборнике «Голоса из России» опубликовали «Письмо к издателю», в котором изложили основные положения либеральной программы:

- свобода совести;

- свобода от крепостного состояния;

- свобода выражения общественного мнения;

- свобода книгопечатания;

- свобода преподавания;

- публичность всех правительственных действий;

- публичность и гласность суда.

Таким образом, в этом документе нет требования о введении в России конституционного правления. Это связано с тем, что либералы полагали, что ещё в России нет условий для введения Конституции, что если в России появится парламент немедленно, то это приведет только к усилению позиций консерваторов, которые займут подавляющее большинство мест в парламенте. Примечательно, что в 1850е годы идеи либералов ярко пропагандировал в своем «Русском вестнике» М.Н.Катков. Свой вклад в разработку либеральной программы внес орган славянофилов «Русская беседа», основанный в 1856 году Кошелевым. Этот журнал особое внимание уделял национальным проблемам. Либеральные идеи звучали также на страницах «Отечественных записок» (Краевский), «Библиотеки для чтения» (Дружинин) и других изданий. Оставляя требование о народном представительстве, о введении Конституции, либералы 1850х полагали, что и другие общественные силы должны сделать то же самое. С этой целью Чичерин встречался с Герценым в 1858 году и пытался склонить радикалов к уступкам.

Б) Русский либерализм не был организационно оформлен. Он проявлялся не в открытой политической деятельности, а в активности земств, либеральной публицистике, салонных дискуссиях, академических исследованиях, а также в реформаторских усилиях некоторых прогрессивных сановников.

Основная особенность российского либерализма заключалась в специфике его социальной базы: если на Западе это движение связано с широкими слоями предпринимателей, то в России при отсутствии многочисленной буржуазии оно опиралось на передовую часть интеллигенции и земского дворянства. Поэтому до начала XX века либерализм в России носил скорее идейно-нравственный, а не политический характер.

В) После провозглашения положения 19 февраля 1861, после жестокого подавления случившихся крестьянских волнений либералы высказывали недовольство проведенной реформой. Наиболее решительными оказались представители тверского дворянства. Тверские мировые посредники заявили о неудовлетворительности крестьянской реформы, а в начале 1862 года тверское дворянское собрание во главе с Унковским разработало адрес и направило его Александру II. В этом документе тверское дворянство объявило, что оно отказывается от своих сословных привилегий, а далее они потребовали созыва бессословного представительства. На это действие тверских дворян была очень жесткая реакция: 13 мировых посредников были подвергнуты тюремному наказанию сроком до 2, 5 лет, а Унковский был сослан в Вятку. Однако о созыве народных представителей в 1865 году попросило московское дворянское собрание, а за ним – петербургское земство. Однако симпатии разночинной интеллигенции в 1860х были не на стороне либералов, а на стороне революционных демократов.

В 1870е либеральное движение переживает определенные трудности, связанные с идейными разногласиями, вызванными польским восстанием 1863-64: одни либералы поддержали действия правительства по подавлению этого восстания и заняли крайне националистические позиции, а другие признавали право Польши на борьбу. В конце 1870х начался новый подъем либерального движения. Это было связано с окончанием русско-турецкой войны (в Болгарии введен Конституционный строй, и либералы стали надеяться, что нечто подобнее произойдет и в России). Их взгляды проповедовали журналы «Русская мысль», «Юридический вестник», «Вестник Европы». В адрес царя подавались адреса с изложениями требований либералов, а когда не нашли понимания у властей, то некоторые радикально настроенные представители земств (Петрункевич, Шаховской, Родичев, Долгоруков и др.) обратили внимание на народничество. К народнической деятельности либералы в целом относились сочувственно, помогали революционерам деньгами, хранили нелегальную литературу, предоставляли явки, но попытки договориться о совместных действиях провалились, потому что революционеры не приняли предложения либералов прекратить террор.

В апреле 1879 состоялся в Москве тайный съезд земских деятелей, и он принял решение организовать выступление земских собраний с требованиями политических реформ. Надежды либералов укрепились в связи с приходом власти Лорис-Меликова, провозгласившего курс на сотрудничество власти и общества. Однако этот шанс после гибели Александра II был утрачен. После 1 марта 1881 года либеральное движение резко уклонилось вправо, решительно отмежевалось от революционеров и перестало настаивать на реформах.

Либеральное движение в России не стало ведущей политической силой, потому что имело чрезвычайно слабую социальную базу. Либералам не удалось выработать общую программу, добиться единства действий.

При Александре III либеральное движение переживает трудное время. Либеральные земские деятели уже не требовали немедленного введения Конституции, а среди них распространилась теория «незаметного служения» и практика «малых дел». Миновала пора подачи адресов, но теперь либеральные идеи в общество проникали со страниц произведений Глеба Успенского, А.Чехова, В.Гаршина, М.Салтыкова-Щедрина, В.Короленко. Свой вклад вносили и художники-передвижники. Либеральные взгляды исповедовали такие ученые, как историки Ключевский и Кареев, юристы Ковалевский и Чичерин. Демонстративный уход из политики позволил либералам дистанцироваться от власти и в то же время, не выступать против неё. Либералы освободили политическую арену, и на ней всё решали революционеры и консерваторы. Таким образом, средняя политическая линия в России оказалась чрезвычайно слабой.

4. На левом фланге выделялась радикальная революционно-демократическая группировка, и особое место в русском радикализме занимал Д.И.Писарев – ведущий публицист журнала «Русское слово». Он стремился устранить все препятствия, стоящие на пути индивидуальности человека. К этим препятствиям он отнес бытовые и семейные устои, традиции, религию, авторитеты. Идеологию Писарева назвали нигилизмом (от лат. «ничего»). Вождь нигилизма призывал молодежь «крушить направо и налево»: если какое-нибудь учреждение или обычай удара не выдержит, значит его и не стоило сохранять. Писарев отвергал искусство, философию во имя естественных наук, потому что он считал, что они приносят конкретную пользу. Писарев считал, что в основе человеческих отношений должны лежать не отвлеченные идеалы, а соображения взаимной выгоды (разумный эгоизм). Поколение 60-тников, вдохновляемое идеями Писарева, увлеклось точными науками и отрицало поэзию, литературу, отвлеченную философию, религию. Именно на этом эмоционально-психологическом фоне и складывались многочисленные революционные кружки. Нигилист, каким его представляли в либеральном обществе, выведен в романе «Отцы и дети» в образе Базарова, причем Тургенев и ввел в употребление термин нигилист.

5. А) Наиболее радикальным движением в пореформенной России стало народничество. В основе его идей лежали «русский социализм» Герцена и взгляды Чернышевского. Чернышевский и Герцен резко критиковали существующий крепостнический и самодержавный строй, они были радикальными демократами, но стремились избежать насилия. Однако некоторые теоретики народничества истолковали теорию Герцена и Чернышевского как призыв к народной революции.

Для народничества характерно:

- капитализм для России признавался упадком, регрессом;

- экономический строй России они считали самобытным и самобытность связывали, прежде всего, с сохранением общины;

- к государству как политическому институту относились критически;

- считали, что интеллигенция в долгу перед народом и должна избавить его от гнета и эксплуатации;

- преувеличивали роль личности в историческом процессе;

- основу социализма видели в крестьянской общине.

Большинство своих ожиданий народники связывали именно с крестьянством. Предполагалось, что крестьянство, осознав грабительскую и ущербную сущность реформы, готово к социальной революции, и необходимо только его «направить» на нужные действия.

Народничество развивалось в форме различных направлений, имевших общую цель борьбы – социализм – и признавали необходимость революции для достижения этой цели.

Свои идейные особенности имело каждое из направлений народничества:

1) теоретиком пропагандистского направления выступил П.Л.Лавров (1823-1900). Он родился в богатой дворянской семье, преподавал математику в военных учебных заведениях и дослужился до звания полковника. В 1862 году он сблизился с Чернышевским и вступил в первую организацию «Земля и воля». В 1866 году был предан военному суду и сослан. В 1870 бежал из ссылки заграницу. Там в 1870е годы издавал журнал «Вперед!», который пользовался большим влиянием в среде русских революционеров. Взгляды Лаврова содержали следующие идеи:

- интеллигенция смогла умственно развиться, потому что была освобождена от физического труда, который выполнял забитый необразованный народ. Поэтому интеллигенция должна вернуть народу этот долг;

- крестьянство к революции не готово, поэтому главная задача интеллигенции – длительная пропаганда идей социализма в народе;

- внесение социалистического сознания в массы должно обеспечить социалистический характер грядущей революции и свести к минимуму её насильственные формы;

- для пропаганды и организации народа надо создать партию, которая и после революции найдет дело – станет руководить строительством социализма;

- социалистическое общество может развиваться только при обеспечении свободы личности, синтезе ее интересов с интересами коллектива.

2) ведущим теоретиком бунтарского (анархистского) направления революционного народничества стал М.А.Бакунин (1814-76). Он родился в просвещенной дворянской семье, получил военное образование, но рано вышел в отставку и учебу продолжил в Берлинском университете. Он участвовал в европейских революциях 1848-49, и его дважды приговорили к смертной казни (сначала Саксонский суд, а потом – Австрийский). Бакунин был передан в Россию, и его сослали в Сибирь, но в 1861 году он бежал заграницу, сблизился с Марксом, но резко критиковал его учение, и это в конце концов привело к конфликту. Бакунин проповедовал следующие идеи:

- главная несправедливость – социальное неравенство, а основным носителем и гарантом несправедливости является государство, поэтому цель борьбы не только в ликвидации существующего государства, но и в недопущении создания нового. Вместо государства он предлагал принцип самоуправления народа;

- крестьянство постоянно готово к бунту («мужик - природный социалист»), и требуется не длительная пропаганда, разъяснения, а агитация, призыв к бунту. Основным средством борьбы является революционный бунт народа;

- после революционной ликвидации государственности и неравенства народ самоорганизуется в федерации общин уездов, губерний России и всего славянского мира, и в конце концов будут созданы анархистские Соединенные Штаты Европы и всего мира.

Обращаясь к молодёжи, Бакунин писал: «Бросайте же поскорее этот мир, обреченный на гибель. Бросайте эти университеты, академии, школы. Ступайте в народ, чтобы стать «повивальной бабкой» (акушерка) освобождения народного, спасителем народных сил и усилий.»

3) основной теоретик заговорщического (бланкистского) направления - П.Н.Ткачев (1844-85). Он родился в небогатой дворянской семье, поступил на юрфак Петербургского университета, но за участие в студенческих волнениях попал в Петропавловскую крепость. С 1862 года занимался журналистикой, революционной деятельностью. В 1871 был осужден и сослан, но в 1873 бежал из ссылки за границу. Был сотрудником журнала Лаврова «Вперед!», а когда поссорился, стал издавать журнал «Набат». С 1882 года находился в психиатрической клинике. Ткачев предлагал следующие идеи:

- крестьянство не готово к ни к революции, ни к самостоятельному построению социалистического общества, поэтому нет смысла ни в пропаганде, ни в призыве к бунту;

- самодержавие не имеет социальной опоры. Оно «висит в воздухе», поэтому интеллигенция должна создать законсперрированную организацию, которая захватит власть и будет руководить социалистическим переустройством общества;

- считал невозможным разрушение государства. В ходе революции должна произойти замена старых государственных институтов на новые революционные.

Таким образом, учения Лаврова, Бакунина, Ткачев различались между собой, в основном, по тактическим вопросам.

Б) В июле 1862 года Чернышевский был арестован, помещен в Петропавловскую крепость, где и провел около 2 лет. Там он написал роман «Что делать?», и он был напечатан в журнале «Современник». Эта книга стала настоящей «Библией» для русских революционеров, а ее герои – примером для российской молодежи. В 1864 году Чернышевский был приговорен к каторге и последующему поселению в Сибири, хотя доказательств его революционной деятельности не было представлено. Однако это была реакция властей на деятельность писателя и журналиста. Дело в том, что в 1860х в Петербурге началась прокламационная кампания, и появлялись прокламации самого радикального содержания, например, прокламация великорусс содержала требования возвращения крестьянам отрезков, отмены выкупных платежей, освобождения Польши, введения демократической Конституции и политических свобод. Авторство этой прокламации иногда приписывается Чернышевскому, но многие историки считают его автором и другой ещё более радикальной прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», в которой призывали крестьян готовиться к общему обвинению. Формально за эту прокламацию и был арестован Чернышевский. В это же время появились прокламации «К молодому поколению» (Шелгунов) и «Молодая Россия» (Заичневский). Эти прокламации свидетельствовали о росте в молодежной среде крайне радикальных настроений.

Деятельность Герцена, Чернышевского и других пропагандистов общинного социализма не пропала даром. Ещё в 1861 году группа соратников Чернышевского (Слепцов, Шелгунов, Утин, Серно-Соловьевич) создала тайную организацию, которую в 1862 году назвали «Земля и воля» по ключевым словам одной из статей Н.Огарева, помещенной в «Колоколе». Её пропаганда требовала возвращения крестьянам отрезков, самоуправления общин, введения народного представительства. Средством достижения этих целей считалось крестьянское восстание, которое ожидалось в 1863 году. Но крестьянское движение после всплеска в 1861 году пошло на убыль, а когда началось восстание в Польше, то в обществе усилилась лояльность к власти, и в 1863 (1864) году «Земля и воля» приняла решение о самороспуске.

В середине 1860х годов в Москве сложился кружок, названный по имени лидера Николая Ишутина «ишутинцами». Ишутинцы считали себя последователями Чернышевского и попытались по образу, изложенному в романе «Что делать?», организовать артель. Ишутинцы мечтали о крестьянской революции, но внутри организации зрели заговорщические идеи, и в 1865 году внутри организации стала действовать группа «Ад», которая вела подготовку цареубийства, считая, что оно послужит толчком революции. В апреле 1866 года член «Ада» Д.Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II. Каракозов был казнен, а ишутинский кружок разгромлен. Покушение Каракозова привело к усилению влияния консерваторов в правительстве. Были закрыты журналы «Современник» и «Русское слово», запрещены студенческие кружки, усилена цензура. Но выстрел Каракозова для революционеров стал вдохновляющим примером.

В 1869 году бывший студент С.Г.Нечаев, вернувшись из-за границы, где он вошел в доверие к видным революционерам Бакунину и Огареву, создал в Москве и Петербурге организацию «Народная расправа». Он выдавал себя за уполномоченного несуществующего «Всемирного революционного совета». Свои взгляды Нечаев изложил в «Катехизисе революционера». Он провозгласил, что революционер свободен от обычных моральных запретов. Революционер для Нечаева – это «обреченный человек. Он не имеет личных интересов, дел, чувств, привязанностей, собственности, даже имени. Всё в нём захвачено одним исключительным интересом, одной мыслью, одной страстью: революцией». Среди членов своей организации Нечаев внедрял слепое повиновение. Член организации студент Иванов усомнился в правдивости некоторых заявлений Нечаева, а тот обвинил его в предательстве, вынес смертный приговор и организовал убийство Иванова другими членами организации, чтобы кровь бывшего товарища еще теснее сплотила их. В ходе следствия по делу Иванова полиция арестовала всех членов «Народной расправы», но Нечаев успел скрыться заграницей, а там от него отвернулись революционеры. В 1872 году он был выдан в Россию как уголовный преступник, и он отбывал наказание до своей смерти в 1882 году в Петропавловской крепости.

В том же 1869 году, когда была создана «Народная расправа», в Петербурге сложился кружок «чайковцев» по имени одного из его членов Н.В.Чайковского. Эта группа занималась самообразованием, распространяла книги Чернышевского, Лаврова, Маркса и в противовес нечаевщине строилась на принципах высокой нравственности. Чайковцы сумели создать всероссийскую сеть своих групп, и в них начинали деятельность многие видные представители народничества, в том числе А.И.Желябов, Софья Перовская, М.Натансон, Петр Кропоткин, Степан Кравчинский и другие. Одновременно с чайковцами существовал и ряд других народнических групп, например, в 1873 году студент Петербургского Технологического института Долгушин организовал группу сторонников идей Бакунина. Чайковцы, долгушинцы и другие народники в середине 1870х пришли к выводу о том, что если не произойдет немедленной революции, то капитализм изменит и приспособит к своему развитию крестьянскую общину. Поэтому они решили «идти в народ».

В 1874 году началось так называемое «хождение в народ». «В народ» устремились не только революционные романтики из числа членов тайных организаций, но и люди, не связанные с ними, но разделяющие народнические идеи. Среди них разночинная молодежь, большей частью студенты, представители даже высших слоев общества под видом бродячих ремесленников, торговцев, сельских работников отправились в деревню, проникая в самые глухие уголки России. В течение 1874-75 года участники хождения в народ, исповедующие бунтарские или пропагандистские взгляды, встречались с крестьянами, пытались с ними толковать о революции и социализме, но мужики, как правило, не понимали «бар». Хождение в народ охватило около 50 губерний России. Многие народники поселились в деревне в качестве учителей, врачей и т.п. Однако чаще всего крестьяне доносили на пропагандистов в полицию. Власть ответила на хождение в народ всероссийской облавой и показательными судами над революционерами, в том числе самый крупный из них – процесс 193х. Как правило, выносились суровые приговоры. Но симпатии общества были на стороне народников. Их бескорыстное служение народу особенно впечатляло в сравнении с погоней за наживой, которая тогда расцветала на почве ж/д-строительства, учреждения банков и торгово-промышленных предприятий.

Неудача хождения в народ привела к осознанию, что необходимо создание единой строго централизованной организации. В конце 1876 в Петербурге возникла новая «Земля и воля». Ее создателями были братья Натансоны, А.Д.Михайлов, Г.В.Плеханов, а позже вступили Вера Фигнер, Перовская, Морозов, Кравчинский. Своей целью землевольцы провозгласили переход всей земли в руки трудового крестьянства, организацию жизни общества на принципах общинного самоуправления, решения национального вопроса сообразно желанию населения. Они считали, что этой цели возможно достичь только путем насильственного переворота. Программа «Земли и воли» не предусматривала политической деятельности, но правительственные репрессии подталкивали землевольцев к политике, то есть к борьбе с существующей властью. Например, в декабре 1876 года удалось организовать у Казанского собора антиправительственную демонстрацию.

Для подготовки народного восстания землевольцы собирались использовать методы двух видов:

- организаторские (ведение пропаганды среди крестьянства и рабочих);

- дезорганизаторские (проведение действий, ослабляющих правительство, в том числе уничтожение наиболее «вредных» чиновников, то есть индивидуальный террор).

Организаторская работа являлась продолжением «хождения в народ», но «летучая» пропаганда сменялась «оседлой», то есть члены организации создавали в сельской местности свои поселения и пропагандистскую деятельность совмещали с работой по профессии врача, учителя, агронома и так далее.

Зато дезорганизаторской группе народников удалось провести ряд громких терактов. В январе 1878 года Засулич стреляла в петербургского градоначальника Трепова, в августе 1878 года в центре Петербурга средь белого дня Кравчинский заколол кинжалом шефа жандармов Мезинцева, в феврале 1879 в исполнение был приведен смертный приговор харьковскому генерал-губернатору Кропоткину, в марте 1879 было совершено покушение на нового шефа жандармов Дрентельна. Таким образом, 1878 год ознаменовался постепенным поворотом народничества к террористическим методам борьбы с режимом. 2 апреля 1879 новое покушение на Александра 2 совершил землеволец Соловьев. От рук террористов пострадали 27 человек убитых и несколько десятков раненых, а власть ответила с августа 1878 года до конца 1880 казнями 22 террористов.

«Земля и воля» уже не могла объединять в своих рядах представителей несовпадающих взглядов: одни – сторонники пропаганды, другие – сторонники террора. Террор из средства мести за репрессии превратился в средство политической борьбы.

В июне 1879 года в Воронеже собрались землевольцы-деревенщики (пропагандисты) во главе с Плехановым и приняли решение от террористов отколоться. А уже в августе обе фракции договорились старое имя организации не использовать. Так в 1879 году из «Земли и воли» возникли две организации: «Черный передел» и «Народная воля».

Сторонники пропаганды Плеханов, Игнатов, Аксельрод, Аптекман, Засулич и другие создали свое общество «Черный передел», и это отражало их главное требование – передел земельной собственности в пользу крестьян. Они попытались расширить оседлую пропаганду, но к своему удивлению обнаружили, что рабочие гораздо восприимчивее крестьян к идеям социализма. Это впоследствии и привело чернопередельцев к марксизму. По мере роста числа терактов, осуществленных народовольцами, росло и преследование властей. Конечно же, первыми в поле зрения полиции попадали пропагандисты. В этих условиях деятельность «Черного передела» была невозможной. Постепенно все они оказались заграницей, и к 1882 году организация «Черный передел» прекратила существование.

Желябов, Морозов, братья Михайловы и другие сосредоточились на терроре. Они убивали шпионов, провокаторов, жандармов, прокуроров, но главное – они организовали 7 покушений на царя: в него стреляли, взрывали в собственном дворце, подрывали царский поезд, и казалось, что неуловимые народовольцы находятся повсюду. На самом деле «Народная воля» была достаточно немногочисленной организацией, но глубоко законсперированной и жестко централизованной. Во главе организации стоял Исполнительный комитет. Он и вынес смертный приговор царю, организовал покушение. Народовольцы активно занимались пропагандой, но именно их террор привлекал к себе всеобщее внимание. Они надеялись, что гибель монарха, с одной стороны, напугает власть и вынудит ее принять требования революционеров, а с другой – всколыхнет политически пассивную Россию и будет способствовать революции.

В конце февраля 1881 года был арестован Желябов, который готовил новое покушение на царя. Исполком принял решение покушение ускорить. 1 марта 1881 года теракт прошел под руководством Софьи Перовской. Участники покушения: Гриневицкий (погиб), Николай Рысаков (дал исчерпывающие показания, благодаря которым почти все члены Исполкома «Народной воли» были арестованы). Уже в апреле 1881 года Желябов, Перовская, Михайлов, Кибальчич (изготовитель бомб) и Рысаков были повешены.

После убийства Александра 2 «Народная воля» обратилась к Александру III с предложением созвать Учредительное собрание и провести реформы. В ответ они обещали прекратить террор. Но правительство пошло по пути репрессий, и вскоре благодаря провокатору Дегаеву подавляющее большинство «Народной воли» было репрессировано, а другие скрылись заграницей.

В 1884 году в Россию приехал Лопатин, чтобы воссоздать «Народную волю», но был арестован, и эта попытка провалилась.

В 1887 году возродить наровольческий террор попыталась группа студентов Петербургского университета под руководством Генералова (в группу входил Александр Ульянов – старший брат Ленина), но уже в ходе подготовки покушения на Александра III были арестованы и казнены.

Революционное народничество к концу 1880х практически сошло на нет.

В) Либеральное (реформаторское) народничество как течение сформировалось в 1880х-90х годах в результате острого кризиса революционного народничества. Тогда в интеллигентской среде получили широкое распространение идеи реформаторского народничества (Михайловский, Воронцов, Каблиц, Кривенко, Южаков, Даниельсон и др.).

Важнейшие положения либерального народничества:

1) как и революционные народники, они осуждали капитализм и пытались обосновать преимущество мелкого производства, основанного на общинных или артельных началах;

2) доказывали возможность мирного перехода к социализму в результате реформ, проводимых правительством, и при этом утверждали, что марксизм в крестьянской России неприменим, и его утверждение неизбежно приведет к установлению диктатуры меньшинства над большинством населения;

3) идеалом общественного устройства считали гармоничное сочетание свободы личности и общинной солидарности.

Таким образом, они выступали как против реакции, таки против революции, осуждали насильственные методы преобразований. Они выступали за всеобщее начальное образование, за отмену телесных наказаний, за учреждение земств на уровне волости. Настаивали на принятии такой программы, которая облегчила бы крестьянам приобретение земли. Парадоксально, но если бы программа либеральных народников была проведена в жизнь, то она содействовала бы тем процессам, против которых они выступали, то есть развитию буржуазных отношений в деревне.

Как реакцию на кризис революционного народничества либеральные народники выдвинули теорию «малых дел», то есть предлагали интеллигенции «долг народу возвращать, выполняя свои профессиональные обязанности учителя, врача, статиста и т.д.».

Главным печатным органом либеральных народников был журнал «Русское богатство». В 1890е годы разгорелась острая полемика марксистов и либеральных народников, которые доказывали, что в России капитализм еще не развит, а марксисты эту точку зрения опровергали. Марксистов было слишком мало в России, поэтому разночинная интеллигенция в основном поддерживала народников.

6. В пореформенной России зародилось принципиально новое явление – рабочее движение. Если в 1860х годах наблюдались лишь единичные рабочие волнения, похожие на крестьянские беспорядки, то в 1870е годы число стачек превысило 300. Наиболее известные произошли в 1870 году в Петербурге на Невской бумагопрядильне, а в 1872 году – в Нарве на Кренгольмской мануфактуре. Участников первой стачки суд присяжных оправдал, а вторую стачку подавляли войска, и её руководителей приговорили к каторге. В российской печати заговорили о «рабочем вопросе». Примечательно, что все рабочие стачки того времени были исключительно экономическими.

В 1870е появились и первые рабочие организации. Так в 1875 году в Одессе возник Южнороссийский союз рабочих, выступавший за объединение рабочих для насильственного изменения строя. Руководил организацией бывший студент Заславский. В 1878 году в Петербурге возник Северный союз русских рабочих во главе с Обнорским и Халтуриным. В программе Союза содержались требования широких политических свобод. Организация, как и Южнороссийский союз, просуществовала недолго: в 1880 г. руководство Северного союза было арестовано, и Союз прекратил своё существование.

Рабочее движение стало основой для зарождения русской социал-демократии. Группа «Освобождение труда» была создана в 1883 году в Женеве бывшими участниками «Черного передела» - Плехановым, Игнатовым, Засулич, Дейчем, Аксельродом. Цель группы – подготовка социалистической пролетарской революции. Группа в основном занималась переводами на русский язык произведений Маркса и Энгельса, анализировала политические процессы в России с позиции марксизма. Плеханов и его соратники отвергли идею самобытности исторического пути России и признали факт ее вступления на путь капитализма. За 20 лет группа выпустила 250 марксистских работ, которые расходились по всей России, и под влиянием возникла сеть рабочих кружков, занятых изучением марксисткой литературы (Благоев, Бруснёв, Н.Е.Федосеев). Плеханов вел ожесточенный спор с народниками. Критике народничества посвящены его работы «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия». Очевидно, что возникла проблема создания социал-демократической партии в России.

7. Во второй половине XIX века завершилось идейное формирование основных направлений общественно-политического движения в России: консервативного, либерального, радикального – сначала народнического, а потом появилось и новое социал-демократическое течение. Авторитарный режим, отсутствие политических свобод не позволили этим течениям оформиться организационно, то есть создать партии. Радикалы нашли выход в создании тайных революционных организаций. Самодержавие, отсутствие политических свобод способствовали тому, что интеллигенция отторгалась от государства, а либерально-реформистское движение было слабым. В таких условиях радикальные формы движения утверждались, а революционеры пользовались поддержкой общества, и симпатии были на их стороне. По ряду причин интеллигенция стала главным участником общественного движения.

Общественное движение в России не только заимствовало западные идеи, но и создавало собственные оригинальные концепции, адаптированные к российским условиям. Народничество эти концепции постаралось проверить на практике, не считаясь с человеческими жертвами. Противостояние власти и революционного подполья влияло на общественную атмосферу и на развитие культуры (например, роман Достоевского «Бесы» создавался под впечатлением деятельности Нечаева, а роман Тургенева «Отцы и дети» отразил общественное восприятие нигилизма), приводило к колебаниям внутриполитического курса.

В своем развитии освободительное движение в России прошло 3 этапа:

1) дворянский (связан с декабристами, 1825-61);

2) разночинский (связан, главным образом, с деятельностью революционных народников, 1861-95);

3) пролетарский (с 1895 года – создание «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» Лениным).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.