Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская культура периода дворцовых переворотов






Нестабильная политическая обстановка в России способствовала тому, что в области развития культуры сложились определенные трудности, но в целом сохранилась прогрессивная тенденция. В области образования эта тенденция выразилась в создании замкнутых сословных учебных заведений (Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный шляхетские кадетские корпуса), в отличие от бессословных петровской эпохи. В 1755 по инициативе Ломоносова и при поддержке Шувалова был создан Московский университет, в котором, в отличие от европейских, преподавание велось на родном русском языке (а в Европе на латыни). Университет был открыт для выходцев из непривилегированных сословий, имел 3 факультета – философский, юридический и медицинский (в отличие от Европы нет богословского).

 

Достигнуты определенные успехи в развитии науки. Это связано с деятельностью Академии наук, созданной по указу Петра в 1725 году. В Академии наук работали приглашенные иностранные ученые, внесшие значительный вклад в становление российской науки: математик Эйлер, астроном Делиль, физики Рихман, Бернулли и Эпинус, историки Миллер и Байер. Постепенно готовились русские научные кадры, самым выдающимся из них стал крестьянский сын из Поморья Михаил Васильевич Ломоносов. Он в 1745 году первым стал русским профессором и членом Академии наук, добился успехов в разных областях науки: математика, физика, химия, астрономия, языкознание, история, философия. Он открыл закон сохранения материи и движения, сконструировал многочисленные оптические приборы, написал «Древнюю российскую историю», в которой оспорил норманнскую теорию возникновения государства, выпустил «Российскую грамматику» и учебник по истории «Российский родословец», открыл атмосферу вокруг Венеры.

 

Видными учеными того времени были химик Виноградов, разработавший технологию производства фарфора, и биолог Шумлянский, блестяще исследовавший строение почек. Географ Кириллов в середине века подготовил издание «Атласа российского». В это время география достигла новых успехов, благодаря двум камчатским экспедициям, которые возглавлял Витус Беринг, умерший от цинги на Камчатке. Эти экспедиции открыли пролив между Азией и Америкой, посетили Северо-Западную Америку, нанесли на карту Курильские острова и Северную Японию, описали Арктическое побережье Сибири. Участники экспедиции – натуралисты Гмелин и Крашенинников (автор работы о Камчатке), историк Миллер (собирал материалы по истории Сибири). Видным историком того времени был В.Н.Татищев, автор «Истории российской» в 5 томах, доведенной до конца XVI века. Татищев считается основоположником истории в России, благодаря его труду была собрана коллекция древних рукописей впоследствии погибшая, и летописные известия, благодаря Татищеву дошли до наших дней. Но к сожалению он любил «дописывать» летописи. Уже позже князь М.Щербатов написал «Историю российскую от древнейших времен» и довел ее до воцарения Романовых. Также он опубликовал открытую Татищевым «Русскую правду».

 

Общественная мысль XVIII века развивалась под влиянием идей просвещения. Интересным мыслителем был приближенный Елизаветы Петровны Иван Иванович Шувалов. Главный источник Шуваловских проектов – взгляды французского просветителя Монтескьё, а значит уже в эпоху Елизаветы началось распространение в России идеологии просвещения. Видным ее представителем был и Ломоносов, а также А.Д.Кантемир.

 

В литературе происходят серьезные изменения, и зародилось новое направление – классицизм, для которого характерны ориентация на древнюю тематику и теория «трех штилей». Выдающимся представителем классицизма стал Ломоносов, предпочитавший жанр оды.

 

В это время развивается сатира, и выдающимся ее мастером был А.Д.Кантемир.

 

В.К. Тредиаковский провел реформу стихосложения, заменив силлабическую систему на силлабо-таническую.

 

Видным драматургом этого периода, поэтом был Сумароков, автор 9 трагедий и 12 комедий, созданных согласно правилам классицизма.

 

В 1740х годах в Ярославле возникла русская драматическая труппа во главе с Федором Волковым. Они с 1756 года работали в театре в Петербурге, директором которого был Сумароков. Свой театр появился и в Москве, в нем играли как русские, так и итальянские артисты. В 1738 году в Петербурге была открыта первая балетная школа.

 

В архитектуре наиболее распространенным стал стиль барокко, который отличали нарядность, пышность, контрастность. В этом стиле работали В.Растрелли (Зимний дворец, Смольный собор Смольного монастыря, Петергофский дворец, Екатерининский дворец в Царском селе и др.), Чевакинский (участвовал в постройке Екатерининского дворца и создал ансамбль собора Николы Морского в Петербурге), Ухтомский (достроил колокольню Троице-Сергиевой лавры и соорудил Триумфальные Красные ворота в Москве, которые не сохранились).

 

В живописи особое место занимает портретное искусство. Прославили себя выходцы из петровской эпохи Матвеев и Никитин.

 

Для развития скульптуры много сделал итальянский мастер Б.К.Растрелли, который работал в России с 1716 года и создал немало образцов парадного портрета, в том числе бюсты Петра 1 и Меншикова, статую Анны Иоанновны с арабченком.

 

Эта эпоха оставила имена, с которыми связан взлет технической мысли: Ползунов (создатель парового двигателя), Фролов (первая гидравлическая машина) и Нартов (создатель токарного станка, станка для сверления орудийного ствола и подъемных механизмов).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.