Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смутное время






1. Предпосылки и причины

2. Избрание Бориса Годунова на царство и период его деятельности (1598-1605)

3. Авантюра Лжедмитрия I (Григория Отрепьева) и его царствование (1605-06)

4. Правление Василия Шуйского (1606-10):

А) Внутренняя политика

Б) Движение под руководством Болотникова

В) Борьба против «Тушинского вора»

Г) Борьба против открытой интервенции Польши и Швеции

5. «Семибоярщина» (1610-1612)

6. Первое ополчение (П.Ляпунов, Заруцкий, Трубецкой)

7. Второе ополчение (Минин, Пожарский) и освобождение Москвы от поляков (4 ноября 1612 года)

8. Земский собор 1613 года и избрание Михаила Романова на царство (февраль 1613 года)

9. Завершение Смуты

10. Последствия Смуты

 

1. Смута – это глубочайший кризис, охвативший все сферы жизни русского общества начала XVII века и вылившийся в полосу кровавых конфликтов, борьба за национальную независимость и национальное выживание. Такое название началу XVII века дали современники, и они, в первую очередь, имели ввиду «смущение умов», то есть резкое изменение моральных, поведенческих стереотипов, которое сопровождалось беспринципной и кровавой борьбой за власть, всплеском насилия, движением различных слоев общества, иностранной интервенцией, то есть всё то, что поставило Россию на грань национальной катастрофы.

Фактически события начала XVII века представляли собой гражданскую войну. В ней одна часть общества, пестрая по своему социальному составу (служилые «по отечеству» и «прибору» южных и юго-западных районов, посадские, казаки, беглые холопы, крестьяне и даже представители аристократии), выступила против другой, не менее пестрой в социальном отношении, но населявшей центральные и северные уезды. При этом какой-то непроходимой грани между ними не существовало, поэтому нередко шел обмен «кадрами». Была и другая часть населения – в первую очередь, крестьянство, которое выступало в качестве пассивной массы и страдало от действия как той, так и другой группировки.

Ученые причины и характер Смуты объясняли по-разному. Так Карамзин обратил внимание на политический кризис, вызванный пресечением династии, а Соловьев основное содержание Смуты увидел в борьбе государственного начала с анархией, которую, в первую очередь, представляло казачество. Более комплексный подход был присущ Платонову: он определил Смуту как сложное переплетение действий и устремлений разных политических сил, социальных групп, личных интересов. В советской литературе понятие Смута долго не употреблялось, а события начала XVII века характеризовались как «первая крестьянская война».

Важнейшей предпосылкой Смуты стал хозяйственный кризис XVI века, вызванный Ливонской войной и опричниной. Этот кризис получил название «поруха 1570х-80х годов»: запустели Москва и северо-западные районы страны, часть населения разбежалась, другая погибла, более половина, а местами и 90% пашни не обрабатывалось. Бедствовали не только крестьяне, но и феодалы-землевладельцы. В стране начался голод, крестьянское хозяйство потеряло устойчивость, а помещики не могли выполнять свои обязанности перед государством. В этих условиях многие «боевые холопы» оказались не удел, и они, не имея опыта производительного труда, создавали шайки, которые терроризировали мирное население, а со временем превратились в угрозу власти (например, отряд Хлопко Косолапа 1603). Многие из них стали вожаками Смуты.

Предпосылкой Смуты явилось и дальнейшее закрепощение русского крестьянства: в 1581 году введены «заповедные лета», а в 1597 году впервые издан указ о пятилетнем сыске беглых («урочные лета»); в 1607 году Шуйский срок беглых установил в 15 лет. Таким образом, русские крестьяне попали в наиболее полную форму зависимости от феодалов. А это привело к резкому обострению социальных противоречий в стране и создало базу для массовых народных выступлений.

Однако закрепощение обострило отношения между различными группировками служилого населения: дворяне с удовлетворением воспринимали меры государства по удержанию крестьян в поместьях. Зато бояре к этим мерам относились неодобрительно, так что внутри класса феодалов полного единства не было.

Служилые «по прибору» пытались улучшить свое материальное положение и поднять свой социальный статус до уровня служилых «по отечеству». Особенно ярко о себе заявило во время Смуты казачество. Численность казачества возросла, и оно было недовольно политикой центральных властей (им запретили появляться в порубежных городах и вести там торговлю).

Большое значение имело пресечение династии Рюриковичей. Это вызвало политический кризис, и началась борьба различных боярских кланов за власть. Но это вызвало и духовный кризис общества: власть царя воспринималась как идущая от Бога, а отсутствие «природного» царя осознавалось как страшная угроза всему русскому народу и стране. Отсюда – появление самозванцев, за которыми шел народ, потому что видел в них спасителей.

Кроме внутренних причин Смуты огромное влияние на развитие обстановки в обществе оказали внешние факторы: соседи попытались воспользоваться «нестроением» русской земли и вмешивались в её внутренние дела, выступая как интервенты.

2. 6 января 1598 года Фёдор Иоаннович умер, и началась острая политическая борьба за опустевший престол, причем Годунов столкнулся со своими недавними союзниками, а именно Романовыми. Ещё в 1586 году брат Анастасии Никита Романович Юрьев умер, и Романовых возглавил его сын – Федор Никитич Романов (отец будущего царя Михаила Романова). Но у Годунова были преимущества перед своими соперниками:

- он контролировал деятельность администрации, и в его руках были внешнеполитические нити

- он осуществлял служебные назначения, пожалования, и многие из придворных ему были обязаны

- опирался на поддержку патриарха Иова.

Всё это и предопределило победу фактического правителя страны: в 1598 году Земский собор избрал Бориса Годунова царём.

Борис Годунов – человек опытный, обладавший государственным умом, но он не мог преодолеть своего прошлого, когда интригами и политическими комбинациями он поднялся до трона. Он был хорошо образован, владел несколькими иностранными языками, имел прекрасную библиотеку, обладал звучным голосом и даром красноречия, приветлив в обращении и при этом имел величественные манеры. Он с отвращением относился «к богомерзкому винопитию». Годунов отказался от политики устрашения своих подданных и массовых казней. Но со своими врагами не церемонился, и, как писал русский историк Соловьев, «очень скоро обнаружил «недостаток нравственного величия»». Борис так и остался венчанным царедворцем.

Печать выборности сильно стесняла нового государя, то есть многие его шаги были предопределены необходимостью упрочить свое положение. Так в 1600 году он расправился с Романовыми: глава Романовых – Фёдор Никитич – был насильно подстрижен под новым именем Филарета и отправлен в один из северных монастырей. Трое его младших братьев вскоре умерли в ссылке. Но опала Романовых, носившая отчасти превентивный характер, успокоения не принесла.

Курс Бориса-царя был продолжением курса Бориса-правителя, но складывался он в крайне неблагоприятных условиях – росла социальная и политическая напряженность. Ситуацию усугубил страшный неурожай 1601-1603 годов. Попытки Годунова смягчить бедствия вызывали лишь озлобление низов, видевших, как на народном бедствии наживаются светские и духовные феодалы. Царь Борис частично разрешил крестьянский переход: в 1601 и в 1602 годах появились указы, разрешавшие крестьянам покидать помещиков, но восстановленный выход не затрагивал крупных землевладельцев. Так Годунов пытался не допустить разорения основной массы служилых людей, но эта мера радикальным образом ситуацию не изменила, а вызвала озлобление помещиков, боявшихся остаться без рабочих рук.

Толпы голодных людей сбивались в шайки, многие уходили на юг, пополняя казацкие общины. Большие неприятности правительству приносил отряд Хлопка, действовавший недалеко от Москвы. С одной стороны, это было уголовное по своей направленности движение, но с другой стороны, оно отразило социальное недовольство низов. Против Хлопка Годунов направил большое войско во главе с воеводой Иваном Басмановым. В ожесточенном сражении под Москвой осенью 1603 года отряд Хлопко был разгромлен, раненый Хлопко был взят в плен и казнен, но в бою погиб и царский воевода. Очень многие повстанцы не были пленены и бежали либо в нижнее Поволжье, либо на юго-запад – в Северскую землю.

Смутное лихолетие в правлении Бориса Годунова осложнилось появлением самозванца. В Москве поползли слухи, что убитый в Угличе царевич Дмитрий на самом деле жив, и он готов занять отцовский престол, чтобы облегчить жизнь народу, а народ бедствие терпит, потому что принял не «природного» царя. В основе этих слухов было объявление беглого монаха Григория Отрепьева себя чудом спасшимся царевичем.

Григорий Отрепьев – молодой, небогатый Галичский дворянин. Служил у Романовых, а когда Романовы попали под опалу, то он принял монашеский постриг. Он попал даже в окружение Иова, но это только потешило его честолюбие, и он решил бежать в Речь Посполитую. Там нашел поддержку крупных магнатов Вишневецких и самого короля, Сигизмунда III, который неофициально ему пообещал поддержку для «возвращения московского трона». Чтобы окончательно склонить поляков на свою сторону и получить поддержку римского папы, самозванец тайно принял католичество.

Борис Годунов не сумел противостоять самозванцу и допустил ряд ошибок:

- поздно объявил указ, разоблачающий те силы, которые стоят за самозванцем

- не организовал на границе такую систему, которая помешала бы появлению самозванца в России

- не возглавил сам поход против самозванца.

Борис Годунов умер 13 апреля 1605 года, а через сутки состоялась церемония присяги новому царю – 16-летнему Фёдору Борисовичу Годунову. Фёдор Годунов не представлял для самозванца серьёзного препятствия.

3. Григорий Отрепьев, по мнению Ключевского, лишь «испечен в польской печке, а заквашен в Москве», то есть к самозванству он был подготовлен усилиями московских бояр, и в первую очередь, Романовых. Он получил поддержку польского короля Сигизмунда III, который решил использовать самозванца для ослабления Бориса Годунова и вмешательства во внутренние дела России. Сигизмунд III заручился обещанием, что в случае успеха самозванца к Речи Посполитой отойдут Смоленск и Северская земля.

В Сандомире, где Лжедмитрий I увлекся дочерью местного воеводы Юрия Мнишек Мариной, самозванец готовился к походу. Он был щедр на обещания и невесте обещал Новгородскую волость. Тем не менее, отряд, который удалось собрать самозванцу, не был большим (около 4 тысяч). Он состоял из поляк-наемников, русских дворян-эмигрантов, а позже присоединились донские и запорожские казаки.

В октябре 1604 года Лжедмитрий перешел русскую границу около Чернигова и оказался на юго-западной окраине, где бурлила служилая мелкота, казачество, где собрались беглые крестьяне и холопы. По началу Лжедмитрию сопутствовал успех: города один за другим добровольно сдавались «царевичу» - Моравск, Чернигов, Путивль, Рыльск, Кромы. Отряд самозванца увеличился многократно, но в январе 1605 года под Добрыничами (близ Севска) самозванец потерпел поражение и даже хотел бежать, но ему помешали русские сторонники. Успеху самозванца способствовала смерть Бориса Годунова: известие о ней пришло в царские полки, и в мае 1605 года они перешли на сторону самозванца.

Царь Федор Борисович, его мать по требованию самозванца были арестованы и тайно убиты, а патриарх Иов, лично знавший Григория Отрепьева, был сослан в отдаленный монастырь. 20 июня 1605 года Лжедмитрий триумфально вступил в Москву. Этой победой были поражены сами современники («яко комар льва порази»). Но успех самозванца объясним: при остром недовольстве всех слоев населения победил не он, а мечта законного, доброго царя. С его именем были связаны самые сокровенные надежды, которые при всем желании самозванец оправдать не мог.

Новый царь оказался деятельным правителем, но он легко нарушал православные традиции и демонстрировал приверженность польским обычаям. Это настраивало против него. Но совсем не поведение предопределило короткий век его царствования. Против него очень скоро был составлен заговор, возглавляемый Василием Ивановичем Шуйским. И хотя заговор был раскрыт, самозванец проявил милосердие и помиловал приговоренного к смерти Шуйского. Самозванец не спешил выполнять обещания, данные полякам, понимая, что это вызовет возмущение русских, а потому Лжедмитрий лишился поддержки внешний сил. Духовенство настораживали элементы западничества во взглядах Лжедмитрия, и оно всерьез опасалось насаждения католичества. Служилые люди не получили ожидаемого: с одной стороны, территорию, которая его поддержала (юго-запад) он освободил на 10 лет от налогов, но с другой стороны, это тяжелым бременем легло на население центра страны. Кроме того, он объявил о подготовке к походу на Крым, и многие служилые этим были недовольны. Лжедмитрий был вынужден вывести казачьи отряды из Москвы, потому что они жили за счет грабежей и стремились получить положение привилегированного служилого сословия. Но таким образом самозванец лишился поддержки казачества. Он не улучшил положения низов, потому что продолжил крепостническую политику (восстановил 5-летний срок сыска) и замучил тяжелыми поборами. Он оттолкнул от себя боярство стремлением все вопросы решать самостоятельно, даже без участия Боярской думы.

Всё это и предопределило легкость совершенного в мае 1606 года переворота. Поводом к нему послужила свадьба Лжедмитрий I с Мариной Мнишек и поведение сопровождающих её поляков. Бояре стимулировали народное недовольство, натравив на царя и ближнее окружение москвичей. В результате боярского заговора около тысячи поляков было перебито, сам Лжедмитрий убит, убит Петр Басманов – его верный помощник, а царем на импровизированном Земском соборе «выкрикнули» возглавлявшего боярский заговор Василия Шуйского.

4. а) 19 мая 1606 года сторонники Василия Шуйского созвали импровизированный Земский собор. Шуйский не очень заботился о том, чтобы была представлена «вся земля», его заботила поддержка Боярской думы. Чтобы её привлечь, он дал «крестоцеловальную запись», которая ограничивала произвол царской власти: Шуйский обещал не налагать ни на кого опал, не казнить без суда и не отнимать имущество у родственников осужденных, не слушать «ложных доводов». Таким образом, аристократия получила ограждение себя от самодержавного произвола. Ряд историков в крестоцеловальных записях Шуйского увидели шаг к ограничению царской власти. Однако, в силу сложившихся обстоятельств, а также лицемерия и ничтожности самого Шуйского, это осталось только исторической альтернативой.

Шуйский не пользовался ни авторитетом, ни народной любовью, потому что главное качество его характера – лицемерие, а любимые способы борьбы – интрига и ложь. Его слову нельзя было верить, и он это доказал отношением к самозванцу: в 1591 году, возглавляя правительственную комиссию в Угличе, сделал заявление угодное тогдашнему царю об якобы нечаянной смерти царевича. При самозванце Лжедмитрии I свое мнение менял: то заявлял, что царевич остался жив, то разоблачал самозванство Гришки Отрепьева и возглавил против него заговор. А теперь, когда имя царя Дмитрия снова стало знаменем оппозиции (Болотников считался воеводой снова чудом воскресшего царя Дмитрия), Шуйский устроил церемонию перезахоронения мощей царевича и причисление его к лику святых. В Углич за гробом царевича был отправлен митрополит Филарет (Фёдор Никитич Романов), возвращенный из ссылки ещё Лжедмитрием I. Филарет надеялся стать патриархом, но Шуйский испугался его такого независимого, властолюбивого, и патриархом стал казанский митрополит Гермоген – человек фанатичный, твердой веры. А Шуйский в лице Филарета приобрел недовольного.

Шуйский вызвал недовольство населения сбором налогов, восстановлением урочных лет и их увеличением до 16 лет. Таким образом, Шуйский не сумел обеспечить политическую стабильность.

Б) Иван Исаевич Болотников был боевым холопом князя Телятевского. От него бежал к донским казакам и там был захвачен в плен крымскими татарами, продан в рабство в качестве гребца на турецкую галеру. Был освобожден и оказался в Венеции, а оттуда через Германию явился в Речь Посполитую. Там в Самборе в замке Мнишеков он встретился с Михаилом Молчановым, который внешне был похож на Григория Отрепьева и выдал себя вновь спасшегося царя Дмитрия. Молчанов выдал Болотникову грамоту, скрепленную государственной печатью, в которой Болотников назначался «воеводой царя». В качестве воеводы царя Дмитрия Болотников прибыл в Путивль. В Путивле он обнаружил массу недовольных Василием Шуйским, в том числе воеводу - князя Шаховского. Войско Болотникова быстро увеличивалось, а его опорой стала Комарицкая волость, где скопилось много казаков. Летом 1606 года Болотников из Кром двинулся на Москву. В состав его мощного войска вошли казаки, крестьяне, жители городов и отряды дворян во главе с Ляпуновым, Сумбуловым, Пашковым. В Чернигове воеводой был князь Телятевский, он тоже скомпрометировал себя службой Лжедмитрию I и сейчас подчинился «царскому воеводе», то есть своему бывшему военному холопу.

Болотников оказался блестящим полководцем, и правительственные войска были разбиты под Ельцом, и он овладел Калугой, Тулой, Серпуховом. В октябре 1606 года Болотников осадил Москву, и его армия расположилась у села Коломенского. В это время на стороне Болотникова было более 70 городов. 2 месяца длилась осада Москвы, а в декабре 1606 года у Коломенского состоялась решающая битва, и в самый ответственный момент дворянские отряды перешли на сторону Василия Шуйского, и армия Болотникова была разгромлена. Болотников сначала отступил к Калуге, а потом отошел к Туле – крепости более надежной. С Терека по Волге пришла армия «царевича Петра» (так себя назвал холоп Илья Горчаков – Илейко Муромец, объявивший, что он сын Фёдора Иоанновича). Болотников возглавлял оборону Тулы 3 месяца, но к Туле царские войска привел сам Василий Шуйский и действовал решительно. По его приказу река Упа, на которой стоит Тула, была перегорожена, и крепость затопило. Шуйский обещал сохранить жизнь восставшим, но когда они открыли ворота Тулы, были взяты под стражу и позже многие казнены (Болотников был ослеплен, отправлен в город Каргополь и там позже утоплен в проруби, а Илейко Муромец казнен в Москве, как «вор»).

Главная причина поражения Болотникова – это чрезвычайная пестрота социального состава движения. Практически социальный состав не отличался от тех сил, которые поддерживали Лжедмитрия I: дворяне, прежде всего юго-запада страны, посадские, холопы, казаки, крестьяне и при этом, участие крестьян стало более заметным. Зато у Болотникова меньше аристократов, увеличилась роль казаков, и они представляли собой главную военную силу движения.

Восстание Болотникова продолжило гражданскую войну в России. В нем проявился противоречивый характер: лозунг «бей бояр, бери их земли, чины, имущество и жён» по сути означал не свержение существующих порядков, а только замену одних обладателей власти и имущества другими. Неслучайно Болотников щедро раздавал своим сторонникам вотчины приближенных Шуйского. Большое число крестьян в войске Болотникова позволило советским историкам его движение назвать крестьянской войной, но крестьяне, принявшие участие в движении под предводительством Болотникова, уже потеряли связь с землей и надеялись изменить не только свой имущественный, но и социальный статус – стать служилыми дворянами или казаками.

В) Подавление восстания Болотникова не означало, что прекратилась Смута, потому что основные противоречия не были разрешены.

В то время, как Василий Шуйский осаждал Болотникова в Туле, летом 1607 года на Брянщине в городе Стародуб объявился новый самозванец. Неизвестно, кто был на самом деле этот человек. Предположительно, он из церковной среды. Стал Лжедмитрием II, благодаря польским шляхтичам гетманам Лесовскому, Ружицкому, Сапеге, которые, будучи противниками короля, объединились с казачьим атаманом Заруцким и выдвинули нового самозванца.

Лжедмитрий II сначала двинулся к Туле, чтобы соединиться с болотниковцами, но соединения не произошло, потому что Тула была уже взята, и тогда в январе 1608 года Лжедмитрий II предпринял поход на Москву. Летом 1608 года он подошел к столице, но взять её не смог и остановился в 17 км от кремля в местечке Тушино, отсюда и его прозвание «тушинский вор». Вскоре в Тушино перебралась и Марина Мнишек, «узнавшая» в новом самозванце своего спасшегося мужа. Лжедмитрий пообещал ей деньги и доходы с 14 русских городов после воцарения в Москве. Полякам самозванец обещал распространение католицизма в России.

Вокруг самозванца объединились чрезвычайно разнообразные силы, то есть примерно такой же состав, как у Лжедмитрия I и Болотникова, но особенностью сил Лжедмитрия II было ведущее положение польских отрядов. Поляки другой цели, как грабеж населения, не ставили. Отряд тушинцев осадил Троице-Сергиев монастырь, и в его обороне значительную роль сыграла помощь окрестного населения.

По сути, в стране установилось своеобразное двоевластие: 2 года - 2 столицы (Москва и Тушино), 2 государя (цари Василий Иванович и Дмитрий Иванович), 2 патриарха (в Москве – Гермоген, а в Тушино – Филарет), функционировали 2 системы приказов и 2 думы, причем в Тушинской – не менее знатные. Это было время «перелетов» - бояре и дворяне ради наград, сохранения нажитого переходили из одного лагеря в другой. «Перелеты» свидетельствовали о крайнем нравственном оскудении.

Шуйский нуждался в помощи, и в феврале 1609 года он пошел на соглашение со Швецией. Шведско-русские войска возглавил племянник Василия Шуйского – князь Михаил Васильевич Скопин-Шуйский. Он действовал умело, и в походе из Новгорода к Москве он освободил от тушинцев и поляков большие территории, снял осаду Троице-Сергиева монастыря и триумфатором вошел в Москву, где и был отравлен по приказу Василия Шуйского, ревниво следившего за популярностью племянника.

Однако обращение Шуйского к шведам послужило поводом польскому королю Сигизмунду III для перехода от скрытой к открытой интервенции. Сигизмунд III воспользовался тем, что фактически русской армии не существовало, и в сентябре 1609 года польские войска осадили Смоленск. Это ускорило раскол тушинского лагеря, потому что по приказу короля поляки покинули самозванца и отправились в смоленский лагерь Сигизмунда. Тушинский вор, потеряв поддержку поляков, бежал в Калугу и там в декабре 1610 года был убит своим телохранителем. Таким образом, если Лжедмитрий I 11 месяцев провел в кремле, то Лжедмитрий II 21 месяц только безуспешно осаждал Москву. Но именно действия тушинцев вызвали перелом в настроении народа: грабежи, бесчинства тушинцев и прежде всего, поляков, вызвали возмущение народа, и повсеместно стали создаваться народные ополчения. Ополченцы выбили поляков из Костромы и Галича и пресекли попытки захватить Ярославль.

Г) правительство Василия Шуйского, получив помощь шведов, столкнулось с новой бедой: осадой поляками Смоленска. Смоленск оборонялся более 20 месяцев, руководил обороной Шеин. Шуйский отправил часть войск на помощь к осажденному Смоленску, но навстречу русским войскам шли поляки, возглавляемые гетманом Жолкевским, которого Сигизмунд III отправил к Москве. У деревни Клушино состоялось сражение в июне 1610 года, в котором поляки нанесли сокрушительное поражение царским войскам. Это окончательно подорвало престиж Шуйского и привело к его свержению. Правительство возглавил Мстиславский, и оно получило название «семибоярщина». Никаких сколько-нибудь реальных сил за семибоярщиной не было.

После победы под Клушино для польских войск был открыт путь в Москве. Бедственным положением России воспользовались шведы, часть наемников ушла на север, и в 1611 году шведские отряды захватили Новгород и всё русское побережье Финского залива. Шведы силой добивались признания шведского принца русским царем. В это время в Пскове объявился новый «царь Дмитрий».

5. 17 июля 1610 года бояре и дворяне во главе с Захарием Ляпуновым – братом Прокопия – свергли Шуйского с престола, и насильно он был пострижен в монахи. Заговорщики в своем обращении к народу пообещали выбрать государя «всею землею», но до выборов царя власть перешла к правительству из 7 бояр во главе с Федором Мстиславским. В августе 1610 года Семибоярщина, несмотря на протесты патриарха Гермогена, заключила договор о призвании на русский престол сына Сигизмунда III – королевича Владислава. Москва присягнула Владиславу 27 августа 1610 года, и семибоярщина впустила войска поляков в кремль. Эти действия семибоярщины можно оценить как прямое предательство национальных интересов. Перед страной встала угроза потери независимости. Поляки, оказавшись в кремле, вели себя как завоеватели, королевич не появлялся, а от его имени правил наместник Александр Гонсевский. Он опирался на узкий круг предателей из числа русских (боярина Салтыкова, купца Андронова). Тем временем, осада Смоленска продолжалась, и, чтобы урегулировать все вопросы, в королевский лагерь под Смоленск было направлено Великое посольство. По настоянию поляков, в его состав были включены князь В.В. Голицын, бывший тушинский патриарх Филарет, а с ними и 2 брата Шуйских. Переговоры зашли в тупик: Сигизмунд III отказался снимать осаду Смоленска и отпустить сына в Москву, заявив, что он сам станет царем России. Стороны оказались в неравном положении и, когда король убедился, что русские послы проявляют неуступчивость, приказал их арестовать (Филарет вернется в Россию по условиям Деулинского перемирия, а братья Шуйские в плену умрут).

6. К осени 1611 года в стране сложилась критическая обстановка. В июне 1611 года поляками был взят Смоленск, в Новгороде хозяйничали шведы, и они осадили Псков. В этих условиях ускорилось формирование первого ополчения. Отряды первого ополчения складывались ещё в феврале 1611 года. Это было очень разнообразное по своему составу войско. В Рязанской земле отряд возглавлял Прокопий Ляпунов, к нему присоединились отряды служилых татар, казаков, отряды Шуйского, и первое ополчение направилось к Москве. Однако попытка взять Москву провалилась, потому что поляки подожгли Москву, и в упорных уличных боях были отбиты попытки ополченцев взять Москву.

После неудачи первое ополчение расположилось под Москвой. Оно создало высший временный орган власти – Совет всей земли, но он действовал нерешительно, скованный внутренними разногласиями: казаки не ладили с дворянами. Ляпунов захотел навести порядок силой, но 22 июля 1611 года был вызван на казачий круг и убит. Смерть Ляпунова привела к распаду первого ополчения, дворяне покинули подмосковный лагерь, но казаки под руководством Заруцкого и Трубецкого продолжили осаду. Но сил у них было недостаточно, чтобы справиться с польским гарнизоном.

7. Большую роль сыграла в это трагическое время церковь и церковные деятели, прежде всего патриарх Гермоген и настоятель Троице-Сергиева монастыря Дионисий. Патриарх направлял обращения, в которых призывал противостоять полякам, а Дионисий, ссылаясь на нарушение польской стороной договоренности, прежде всего о православии государя, освободил подданных от присяги Владиславу и призвал к сопротивлению. Именно церковь дала национально-освободительному движению идею – защита православия и восстановление православного царства. Церковь смогла объединить все патриотические силы страны. Поляки расправились с Гермогеном и в 1612 году его уморили голодом.

Сила, которая подхватила призывы церкви – это земщина. В провинциальных городах началось движение за организацию второго ополчения. Центром освободительного движения стал Нижний Новгород. Осенью 1611 года торговый человек Кузьма Анкудинович Минин обратился к жителям города с призывом помочь всеми силами и средствами освобождению России от захватчиков. Он сам показал пример, пожертвовав немалые деньги, и его примеру последовали многие купцы и состоятельные люди. А те, которые не хотели тратиться, облагались «пятой деньгой». Кузьма Минин понимал, что силами только нижегородцев врагов не одолеть, и рассылал грамоты с призывом к совместной борьбе. В Нижний Новгород стали подходить отряды ополченцев из других земель. Встал вопрос о командующем. Выбор пал на князя Дмитрия Михайловича Пожарского, участника первого ополчения, раненого при попытке захватить кремль. Пожарский возглавил ополчение, и вместе с Мининым они создали Совет всей земли, куда вошли представители различных слоев населения.

Второе ополчение не сразу пошло к Москве. Второе ополчение поднялось вверх по Волге и более 4 месяцев простояло в Ярославле, завершая организацию правительства, основных приказов, чтобы, во-первых, опираясь на менее разоренные северные города, собрать побольше сил, а, во-вторых, договориться с вольными казаками, чтобы не повторить ошибок первого ополчения.

В подмосковных таборах первого ополчения произошел раскол: Иван Заруцкий поссорился с Трубецким и ушел в Коломну, где находилась Марина Мнишек с сыном Иваном. Остальная часть первого ополчения присягнула Лжедмитрию III (псковскому самозванцу Сидорке), но идея самозванства уже была так скомпрометирована, что она плохо объединяла остатки первого ополчения.

Тем временем в Ярославле стало известно, что на помощь осажденным в кремле полякам идет отряд гетмана Ходкевича. Чтобы опередить Ходкевича, второе ополчение в августе 1612 года пришло под Москву. Здесь Пожарскому удалось договориться с Трубецким, и они совместно отбили отряд Ходкевича, после чего окружили кремль и Китай-город, где засели поляки. Сигизмунд III в это время столкнулся с большими трудностями, и главная из них – его не поддерживала шляхта в стремлении занять московский престол. И Сигизмунд III отступил. Осажденные голодали, и 22 октября 1612 года ополченцы взяли Китай-город, также 22 октября (по новому стилю 4 ноября) взяли кремль. Главный итог деятельности второго ополчения – освобождение Москвы и подготовка Земского собора 1613 года, который избрал нового царя.

8. Земский собор 1613 года собирался из числа выборных из всех городов и из всякого чина людей. Этот собор – самый представительный и многочисленный, на нем оказались выборные от дворянства, посада, белого духовенства, черносошного крестьянства, но большую роль в деятельности собора играли казаки. На соборе возникли острые споры, и около 2 месяцев обсуждался главный вопрос: кто же будет новым царем? Решили сразу отклонить кандидатуры иностранцев (королевича Владислава, сына шведского короля Карла-Филиппа), отклонили кандидатуру сына Марины Мнишек, прозванного «ворёнком». После жарких споров выбор остановили на Михаиле Федоровиче Романове, и 21 февраля 16-летний Романов был избран царем. Выбор обусловлен следующими факторами:

- родственные связи с предшествующей династией (он – внучатый племянник первой жены Ивана Грозного, Анастасии Романовны), что соответствовало народным представлениям о «природном» царе

- род Романовых не был связан с опричниной, и тем не менее, их связь с тушинским вором позволяла надеяться, что не будет репрессий всем, кто активно участвовал в Смуте

- для аристократии Романовы были «свои», как почтенный старомосковский боярский род

- надежды аристократов на слабого государя («нам будет поваден»).

Венчание на царство Михаила Федоровича состоялось летом 1613 года. Этому событию предшествовал подвиг Ивана Сусанина, который помешал полякам отыскать уже избранного на царство Михаила Романова и завел их в леса.

9. Избрание Михаила Романова царем формально завершало Смуту, но перед новым правительством встали чрезвычайно сложные задачи преодоления розни и восстановления государства, государственного порядка. Сам Михаил Федорович для этой роли подходил мало, но ему были готовы активно помогать. Большую опасность представляли отряды Заруцкого, и наконец в 1614 году уже близ Астрахани Заруцкий, Марина Мнишек с сыном были схвачены, Заруцкий и «воренок» казнены, а Марина Мнишек угасла в тюрьме. Другая важнейшая проблема – это освобождение страны от интервентов, которые не спешили признать власть Романова и стремились к расчленению русского государства. В 1615 году шведы осадили Псков, но потерпели неудачу. Однако Столбовский мир со Швецией был подписан только в 1617 году: побережье Финского залива и Корела отошли во владение Швеции (Ям, Копорье, Орешек, Ивангород), а Новгород и новгородская земля вернулись в состав России.

Мира с Речью Посполитой было добиться ещё сложнее, потому что Владислав, считая себя законным московским царем, был готов побороться за престол. В 1618 году он отправился завоевывать свой «законный престол». 1 октября поляки подошли к Москве и попытались овладеть Белым городом. Их приступ был отбит с большим трудом, но и силы Владислава исчерпаны, поэтому в декабре 1618 года близ Троицкого монастыря было заключено Деулинское перемирие на чрезвычайно тяжелых для России условиях: к Польше отошли Смоленск, Новгород-Северская и Черниговская земли, а Владислав от своих прав на российский престол не отказался, что осложняло положение новой династии (отказался от претензий на русский престол только в 1634 году – по итогам Смоленской войны).

Таким образом, закончилась Смута.

10. Россия из Смуты вышла крайне истощенной, с огромными территориальными и людскими потерями. По некоторым данным, погибло до трети населения, и преодоление хозяйственной разрухи оказалось возможным лишь на путях укрепления крепостничества.

Резко ухудшилось международное положение страны. Россия оказалась в политической изоляции, ослаб её военный потенциал, и долгое время практически беззащитными оставались южные рубежи.

В стране усилились антизападнические настроения, а это привело к усугублению культурной и в итоге цивилизационной замкнутости.

Таким образом, главные последствия Смуты в том, что народ сумел отстоять независимость, но плата чрезвычайно высока, и создались все условия для возрождения самодержавия и развития крепостного права. Однако историки делают вывод, что других условий, других путей спасения и сохранения российской цивилизации в тех экстремальных условиях, наверное, и не существовало.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.