Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-политическое развитие России в XVI веке: от Елены Глинской до Фёдора Иоанновича – последнего Рюриковича






1. Правление Елены Глинской (1533-1538)

2. Боярское правление (1538-1547)

3. Начало правления Ивана IV: венчание на царство (1547); восстание в Москве (1547)

4. Реформы Избранной Рады

5. Опричнина (1565-72)

6. Итоги правления Ивана IV

7. Фёдор Иванович (1584-98) – последний Рюрикович

1. Осенью 1533 года Василий III неожиданно заболел и в возрасте 54 лет, процарствовав 28 лет, умер в ночь на 4 декабря 1533 года. Формально правителем государства стал его сын – Иван IV, но ему было только 3 года. За малолетством Ивана опекунами стали князья Дмитрий Бельский и Михаил Глинский (дядя Елены Глинской – жены Василия III), но фактической правительницей страны стала Елена Глинская.

Продолжается борьба с удельными князьями, и первым шагом Елены Глинской явилось заточение Юрия Дмитровского, который долгое время считался наследником бездетного Василия III. Уже в декабре 1533 года Юрия заточили под стражу, и в 1536 году он умер в заточении. В 1537 году был «уморен под железной шапкой» князь Андрей Старицкий.

Следующей жертвой стал Михаил Глинский. Этот властный человек не поладил с не менее властной племянницей и её фаворитом Иваном Фёдоровичем Овчиной-Телепневым-Оболенским. Глинский был обвинен в желании завладеть престолом, посажен в темницу и в 1534 году там и скончался.

Таким образом, Елене Глинской удалось на некоторое время пресечь все попытки бояр ослабить великокняжескую власть. Тем самым она создала условия для проведения целого ряда преобразований, которые способствовали дальнейшему укреплению централизованного государства.

При Елене Глинской был проведен ряд реформ и мероприятий, которые способствовали централизации и безопасности государства:

1. В 1535 году была проведена денежная реформа, установившая единую монетную систему в стране. Счётной единицей в Московском государстве был рубль, пришедший на смену старинной гривне. Но в отличие от гривны, рубль, как таковой, вещественной формы не имел. Распространенной монетой была деньга, которая появилась в конце XIV века (при Василии I). В разных частях страны ходили разные деньги, но преимущественно московские и новгородские, причем в московском рубле в XVI веке было 200 денег новгородских или 100 московских. С конца XV века в стране началась массовая порча монеты, и все жестокие меры против фальшивомонетчиков помогали мало. Елена в оборот ввела единую монету, взяв за основу новгородскую деньгу. Продолжали с серебра лить копейку – монета с изображением всадника с копьем. С 1535 по 1718 год новую монету, введенную Еленой Глинской, так и называли «новгородкой», а в едином для московской Руси рубле было 100 копеек. Значит, в одной копейке – две деньги.

2. Введение единых для всей страны мер длинны и объёма.

3. Строительство новых и реорганизация старых крепостей, в том числе вокруг московского посада была возведена Китайгородская стена (от русского слова кета – изгородь).

4. Укрепление армии путём раздачи поместий «детям боярским».

5. Ограничение феодальных иммунитетов: лишила вотчинников права собирать подати.

6. Предоставление льгот и земель православным переселенцам из Литвы и их расселение по новым городам.

7. Началась реформа управления на местах: вводятся «губные учреждения» для суда (наместников и волостелей лишили права суда по важнейшим уголовным преступлениям и передали их губным старостам из числа выборных дворян), и для надзора за ними учреждается Разбойный приказ. Таким образом, были ограничены полномочия бояр-кормленщиков и усилена роль местного дворянства.

3 апреля 1538 года молодая правительница умерла. Русские летописи молчат о причине её смерти, а Сигизмунд Герберштейн – автор «Записок о Московьи» - утверждал, что княгиню отравили.

Фаворит Елены Глинской Овчино-Телепнев-Оболенский надеялся, что расположение маленького князя позволит ему удержаться у власти, но Иван IV был не в том возрасте, когда можно принимать самостоятельные решения. Против Ивана Овчино-Телепнева-Оболенского составили заговор во главе с боярином Василием Васильевичем Шуйским, и через неделю после смерти Елены её фаворит был посажен в темницу и там замучен. Управлять государством стала Боярская дума, внутри которой шла ожесточенная борьба между группировками Шуйских, Глинских, Бельских. Так началось боярское правление.

2. Причинами боярского правления стало: малолетний возраст великого князя, а главное, слабость центральной власти.

Боярское правление продолжалось до венчания Ивана IV на царство, то есть до 1547 года. За это время были убиты люди, к которым был искренне привязан малолетний Иван Васильевич (Иван Овчино-Оболенский, Иван Бельский), Иван стал свидетелем расправы над сторонником Бельских митрополитом Иоасафом, а в 13 лет, подученный противниками Шуйских, Иван велел затравить собаками Андрея Шуйского. В этих условиях складывался характер будущего Ивана Грозного, и формировалась его личность. Ему было свойственно быстро привязываться к людям и так же быстро их забывать. В 15-16 лет Иван IV мало интересовался государственными делами, лишь иногда выезжал к войскам, а в 1546 году вместе с братьями Юрием и Владимиром Андреевичем Старицким путешествовал по Руси, побывав во Владимире, Можайске, Ржеве, Твери, Новгороде и Пскове, но это путешествие юного князя с его многочисленным двором превратилось в великое разорение местных жителей.

Боярское правление характеризовалось массовым разорением казны, расхищением земель, политической нестабильностью, беспринципностью новоявленных правителей. Всё это привело к ослаблению центральной власти, падению её престижа и произволу наместников. В итоге нарастали противоречия как между боярством и служилым сословием, так и между простым народом и всей правящей элитой. Реформы не проводились, хотя и губную реформу, которую начала Елена Глинская, боярам свернуть не удалось, и на местах утверждались губные старосты, избранные из местного дворянства, а им в помощники выбирали сотских, десятских и пятидесятников. Губная реформа позволяла бороться с разбоем, но рост числа «разбоев» стало заурядным явлением. В середине 1540х слабость центральной власти достигла опасной черты. Боярское правление показало, что политическое объединение земель, которое привело к созданию единого государства, ещё не есть централизация. Централизация предполагает наличие общегосударственного законодательства, эффективных властных структур в центре и на местах, построенных на строгой иерархии и подчиненных самодержцу, находящихся под его контролем и в полной зависимости. Также необходимо стирание региональных различий, закрепленных традициями и привычками. Подлинная централизация невозможна без серьёзных перемен в экономической области и социальной сфере, которые предполагают единство и известную общность интересов. Централизация в широком смысле слова предполагает достаточно высокую степень духовной монолитности и общность ценностных ориентиров. Осуществить подобное достаточно сложно, но такая цель в середине XVI века стала главной. Достижение этой цели выпало на Ивана IV.

3. 16 января 1547 года Иван IV торжественно венчался на царство. Инициатором венчания на царство выступил митрополит Макарий. Венчание на царство – это акт большого идеологического и политического значения. Во-первых, принятие великим князем царского титула оформляло идею о высоком происхождении московских государей как наследников и приемников власти римских императоров; во-вторых, царский сан поднимал Ивана над всеми подданными, в том числе, над боярами-князьями, потомками некогда суверенных государей; в-третьих, сам титул «царь» должен был повысить престиж самодержавной власти как в русском государстве, так и на международной арене: этот титул ставил Ивана Васильевича даже выше шведского и польского королей. Таким образом, в самом акте венчания хорошо видно стремление Москвы выйти на новый уровень международных отношений.

Отныне главной задачей московского государя была охрана православия и забота о православных. То есть утверждение на земле истинной «правды». Вся богословская литература обожествляла власть и личность государя, и так формировалась своеобразная теория «государства правды» во главе с благочестивым и могущественным самодержцем, ответственным перед богом за все царство. Такое высокое предназначение государя быстро усвоил Иван IV, и позднее сознание нравственно-религиозной правоты своих поступков обеспечило ему свободу действий. Затем Иван Грозный сам придумает, что у самодержавства «истинно христианский» характер.

Спустя 2 недели молодой царь женился на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой. Она принадлежала старомосковскому боярскому роду. Этот брак имел большие последствия: с пресечением династии Рюриковичей именно этот род, опираясь на родственные связи с угасшей династией, взойдёт на московский престол. Летом 1547 года в столице вспыхнуло восстание. Поводом послужил пожар. Пожары для деревянной Москвы не были редкостью, но иногда случались пожары катастрофические по своим последствиям. Таким и был пожар в июне 1547 года, когда в огне сгорело около 25 тысяч дворов, и погибло около 2 тысяч москвичей. Отчаяние, вызванное своим тяжелым положением, недовольство, накопившееся за годы боярского правления, стремление найти виновного – всё это смешалось, и появился слух о виновности Глинских. Якобы бабка царя Анна Глинская – ведьма. Дядю царя Юрия Глинского забили камнями, дворы Глинских в Москве разгромили, другие Глинские бежали в Воробьево, где в это время находился царь, спасаясь от пожара, но толпы москвичей устремились и туда. Вид разгневанных москвичей привел царя в ужас, и позже Иван IV писал: «от этого вошел страх в душу мою и трепет в кости мои, и смирился дух мой». Иван IV, спасая Глинских, убедил москвичей, пришедших в Воробьево, что здесь Глинских нет. Уговорами, обещаниями царя и его окружения удалось сбить накал выступления. Московское восстание 1547 года показало острую необходимость реформ.

4. В правлении и Ивана Грозного можно выделить 2 периода:

1. «Светлый» связан с деятельность Избранной Рады

2. «Тёмный» последовал после расправы с Избранной Радой, представлен опричниной.

В конце 1540х в окружении Ивана сложился кружок, который позже Андрей Курбский назвал Избранной Радой (на польский манер). Этот кружок обладал реальной властью, поскольку отдельные его члены входили в состав Боярской думы, возглавляли приказы, и поэтому Избранную Раду историки называют неофициальным правительством.

Состав Избранной Рады не совсем ясен. Её возглавлял Алексей Адашев, происходивший из богатого, но не очень знатного рода костромских вотчинников. То высокое положение, которое он занял при царе, он получил благодаря уму и таланту. Адашев имел большое влияние на молодого царя. Близок к Раде был и священник придворного Благовещенского собора Сильвестр. Он принадлежал к натурам фанатичным, ему случались «видения», слышались «небесные голоса» и рассказы о них сильно потрясали впечатлительного Ивана (позже Иван IV обвинит «проклятого попа» в том, что он держал его в страхе). Сила Сильвестра была в нравственном влиянии на монарха. Избранную раду поддержал и авторитетный митрополит Макарий, что в тех условиях имело огромное значение. В работе Избранной рады участвовали князья Курлятев, Курбский, Серебряный, Воротынский, дьяк Посольского приказа Иван Висковатый. Таким образом, состав Избранной рады как бы «отразил компромисс» между различными слоями господствующего класса. Она просуществовала до 1560 года и окончательно пала к 1564 году, когда созрела идея перейти к другим методам централизации государства, и окончательно разошлись представления Ивана IV и его недавних единомышленников о форме правления в России.

В 1549 году в Москве впервые был созван Земский собор – совещательный орган при царе, куда входили члены Боярской думы, высшее духовенство, представители служилых людей, а позже в Земских соборах участвовали и горожане. В феврале 1549 года на Красной площади возле кремля были собраны жители Москвы, и царь обратился к ним с речью, в которой попросил у народа прощения, назвал виновниками всех казней, бедствий бояр и обещал, что отныне всё будет иначе. Этот собор потому иногда называют «Собором примирения». Таким образом, было положено начало сословно-представительной монархии в России. Сословно-представительная монархия – это закономерный этап развития феодального государства. Она, как правило, устанавливалась в период преодоления раздробленности, формирования централизованного государства, когда власть монарха опиралась на орган сословного представительства с довольно широкими полномочиями. Земские соборы в России собирались нерегулярно, занимались решением важнейших государственных дел и, прежде всего, вопросами внешней политики и финансов. В междуцарствиях на Земских соборах избирались цари: Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил Романов. По подсчётам специалистов, в России состоялось более 50 Земских соборов. Последний в полном составе состоялся в 1653 году (решали вопрос об Украине), а в неполном составе – в 1680х годах.

Решение о составлении нового Судебника было принято в 1549 году, и утвержден Судебник Ивана IV на Земском соборе в 1550 году. Судебник Ивана Грозного был основан на Судебнике Ивана III, но расширен, лучше систематизирован и хорошо учел судебную практику. В стремлении улучшить правосудие закреплялось право суда по уголовным делам за губными старостами. Чтобы усилить контроль над наместниками-кормленщиками, учреждались выборные от посадских людей и черносошных крестьян – старосты и целовальники. Устанавливался единый размер судебных пошлин и наместнических «кормов», взяточничество впервые определялось как преступление, и за него было назначено наказание. Судебник урезал привилегии монастырей: они должны были платить налогов в казну больше. Запрещалось «холопить» дворян, чтобы пресечь сокращение числа служилых. По крестьянскому вопросу ужесточили переход: размеры пожилого увеличены, у землевладельца право решать вопрос о крестьянском переходе, но земледелец вправе уйти, но только в один день – Юрьев. Значение Судебника огромно:

- не только создано, но и стало действующим законодательство общегосударственного масштаба;

- государство в Судебнике приобрело правовую базу для централизации;

- усилилась крепостническая политика (в Судебнике феодала называют «государем» крестьянина, а значит, крестьяне приближаются к состоянию холопа).

Правда, некоторые статьи Судебника очень рано потеряли свое значение. Например, правительство упразднило кормления, потому что наместническая система уже не соответствовала централизованному управлению.

Ещё при Елене Глинской была начата денежная реформа, которую завершили в это время, а право сбора торговых пошлин перешло в руки государства. Избранная рада провела налоговую реформу, установив единую для всего государства единицу взимания налогов – большую соху (она составляла 400-600 га земли). С сохи выставлялось и определенное количество ополченцев («посошные люди»). В городах в «соху» включалось определенное количество дворов. Для войска ввелись дополнительные налоги, например, «пищальные», «полоняничные» деньги и другие. Таким образом, население страны было обязано нести тягло – комплекс натуральных и денежных повинностей. «Соха» зависела от плодородия почвы и социального положения владельца земли.

После отмены кормлений в 1556 году население должно было платить общегосударственный налог – «кормленичный откуп», который заменил «кормленничный доход». Сбор этого налога осуществлялся через губные учреждения, и за счёт кормленичного откупа служилым людям платили «помогу» для их выхода на военную службу.

Важнейшим направлением деятельности Избранной рады стала военная реформа. Именно отмена кормлений позволила её осуществить: средства, ранее шедшие на содержание кормленщиков, теперь составили единый государственный налог, который расходовался на возмещение затрат, понесенных служилыми людьми в походах. Было принято в 1556 году «Уложение о службе», установившее службу «по отечеству» для дворян и «детей боярских». Отныне военная служба для дворян переходила по наследству и начиналась с 15 лет. Согласно Уложению, с каждых ста четвертей земли (150 десятин/170 га) должен был выходить на службу вооруженный конник, причем с первых ста четвертей – сам землевладелец, а со следующих – его военные холопы. Денежную «помогу» давали тем, кто вывел людей побольше, чем полагалось. Тот, кто вывел людей меньше, платил денежный штраф.

Наряду со служилыми людьми «по отечеству», то есть по наследству, получавшими за службу землю, появились и служилые люди «по прибору» - по найму. Они получали денежное жалование. В 1550 году созданные ещё при Василии III отряды пищальников были преобразованы в стрелецкое войско. Стрельцы – это служилые по прибору. Они сражались в пешем строе, были вооружены саблей, бердышем (топор на длинном древке) и пищалью – огнестрельным оружием. В отличие от дворянского ополчения, стрелецкое войско было постоянным, то есть после походов не распускалось. Но оно не было регулярным, потому что стрельцы жили на своих дворах с семьями, в свободное от походов время занимались ремеслами, торговлей, так как хлебного или земельного жалования было недостаточно. Ведал стрельцами Стрелецкий приказ. Сначала стрельцов было около 3 тысяч, а уже к концу XVI века – до 25 тысяч.

К «приборным» также относились казаки, пушкари, воротники, казенные кузнецы и так далее. Вместе со стрельцами они несли службу по городам, где селились особыми слободами, и по границам государства. Во время войны русское войско пополнялось за счет тех, кого выставляли крестьянские тяглые дворы и города (посошные люди). Кроме того, в русском войске при Иване IV служили иностранцы (более 2 тысяч человек).

В 1571 году воевода Михаил Воротынский составил первый военный устав, посвященный организации сторожевой и станичной службы.

В 1550 году было ограничено местничество – система назначения на должность по происхождению человека. При назначении на должность учитывали возраст и могли назначить юного выходца из боярского рода на низкую должность, где он мог набираться опыта. Местнические споры в походах были запрещены. Таким образом, упростилась процедура назначения на должность юных аристократов.

В 1550 году в Московском уезде была «испомещена» «избранная тысяча», то есть более тысячи слуг из дворян и бояр разместили под Москвой, дав им земельные владения, с тем, чтобы они всегда были наготове. В это же время составлялся список «Государева двора» - Дворцовая тетрадь. В этот список вошли около 4 тысяч, причем не только тех, кто входил в государев двор, но и дворян расписывали по тем уездам, где они владели землёй. Из числа попавших в Дворцовую тетрадь выходили воеводы, дипломаты, администраторы.

Дальнейшее развитие получила приказная система. На момент прихода к власти Ивана IV уже существовало около 20 различных приказов. Наряду с учреждениями общегосударственной компетенции появились и территориальные приказы. К общегосударственным относились Посольский, Разрядный (ведал дворянским войском, назначал воевод не только в полки, но и в города, руководил военными действиями), Разбойный, Большой Приход (ведал сбором общегосударственных налогов), Ямской (почтовая служба) и другие. К территориальным приказам относились Казанский дворец, Астраханский дворец, появившиеся в 1560е годы. Своеобразной попыткой поставить под контроль приказную и местную администрацию было учреждение в 1550 году Челобитного приказа, который должен был разбирать жалобы, в том числе и на приказы. Во главе Челобитного приказа был поставлен Алексей Адашев. К концу XVI века число приказов достигло 30. Складывалась бюрократия как опора центральной власти, складывался и профессиональный аппарат управления. Приказная система в XVI веке в основном носила отраслевой характер.

В 1556 году, когда были отменены кормления, вся власть в уездах перешла к губным или земским старостам. В городах – к излюбленным головам, избиравшимся посадскими. Таким образом, власть на местах сосредоточилась в руках выборных, а не назначаемых из Центра лиц. Это объяснялось нехваткой и людей, и средств в казне. Дело в том, что работа губного или земского старосты не оплачивалась. В целом на местах во времена Ивана Грозного так и не было создано такого типа власти, который соответствовал бы централизованному государству.

Общий процесс централизации неизбежно должен был охватить и церковь. В январе-мае 1551 года по инициативе митрополита Макария и Ивана IV был созван Собор русской церкви. На нем было принято решение, оформленное в сборнике, состоявшем из ста глав, - отсюда и его название Стоглав. Собор 1551 года унифицировал церковные обряды, создал единый пантеон святых, принял меры по пресечению безнравственности духовенства. Церкви было запрещено заниматься ростовщичеством, земли, приобретенные церковью до Собора, было решено вернуть царю, а впредь церковь могла приобретать или продавать земли только с царского разрешения.

5. Реформы Избранной рады вызывали негативную реакцию боярства, а с другой стороны, нарастал конфликт между самой Избранной радой и Иваном Грозным. Этому способствовали некоторые обстоятельства. В 1553 году, вернувшись из похода на Казань, Иван IV серьёзно заболел и велел присягать своему сыну Дмитрию, но свои претензии на престол предъявил и двоюродный брат царя Владимир Андреевич Старицкий. Часть знати и даже некоторые члены Избранной рады стали присягать Старицкому, причем по разным причинам. Одни опасались возобновления боярского правления при «пеленочнике» Дмитрии, другие не хотели присягать сыну Захарьиной, потому что занимали более высокое положение в боярской иерархии, а третьи просто вспомнили старые порядки наследования «по старшинству в роду». Старицкому присягнули Сильвестр, Адашев, и только князь Воротынский и дьяк Висковатый сохранили верность царю. Иван Грозный выздоровел, но предательства не забыл.

Боярская оппозиция усиливалась, в ноябре 1559 года заболела Анастасия Романовна и спустя 10 месяцев в 1560 году умерла. Сильвестр, а затем и Адашев были обвинены в отравлении царицы и отправлены Сильвестр – в Соловецкий монастырь, а Адашев – в Ливонию воеводой. Макария, который защищал Сильвестра от опалы и казни, спасла смерть в 1563 году.

В апреле 1564 года, опасаясь преследований Ивана Грозного, в Великое Литовское княжество бежал воевода Андрей Курбский.

3 декабря 1564 года царь неожиданно покинул Москву, прихватив семью, казну и нескольких особо приближенных к себе людей. Поездив по подмосковным селам, он остановился около города Александрова (в 110 км от Москвы) и 3 января 1565 года направил в столицу 2 послания – к народу и Боярской думе. В одном он объявил о своем намерении оставить престол из-за измен боярства, а в другом написал, что у него на посадских людей гнева нет. Это был великолепный демагогический шаг: народ не мог себе помыслить государства без царя, а значит, требовал от бояр, митрополита просить царя вернуться на любых условиях.

Когда в Александрову слободу отправилась московская депутация, Иван IV согласился вернуться, но на особых условиях:

1. он получает право судить бояр и налагать на них опалы без суда Боярской думы

2. вся страна делится на земщину, где сохраняется не только царская власть, но и формально власть Боярской думы (на земщине правительством руководил Вискватый), и опричнину, на которую власть Боярской думы не распространяется, и земли в опричнину Иван отбирал по своему усмотрению

3. на земщину накладывается огромный налог (100 тысяч рублей) для заведения опричного войска (первоначально тысяча человек, а в конце опричнины – около 5 тысяч).

Вернувшись в Москву, Иван Грозный казнил за «сношения с Курбским» двоих Шуйских, Ховриных, Кашина, Шевырёва, но тогда же из опалы вернул Воротынского, Яковлева, Салтыкова и некоторых других. Создавалось особое опричное войско по подобию монастырского братства. Игуменом считался сам царь. Опричники одевались, как монахи, в черное, к седлу прикрепляли собачью голову и метлу в знак готовности выгрызать и выметать измену. Опричники должны были порвать все связи с родственниками, оставшимися в земщине. У опричников были широкие полномочия и привилегии по принципу «опричник всегда прав».

Опричнину сопровождали массовые опалы, пытки и казни. В 1569 году царь заставил выпить яд своего двоюродного брата Владимира Андреевича Старицкого, и по приказу царя была убита вся его семья. Были казнены некоторые церковные деятели: 1568 год – архимандрит Герман, 1569 год – митрополит Филипп (из знатного боярского рода Колычевых). Страшный разгром Иван Грозный устроил в ряде русских городов. Он воспользовался доносом о намерении Новгорода перейти к Литве и в 1569 году (в конце) направился к Новгороду. По пути разгромил Клин, Тверь, Торжок и ряд других городов, а когда в 1570 году вошел в Новгород, то погром города длился полтора месяца. Было убито и замучено до 10 тысяч человек. Чудом погрома избежал Псков.

Вернувшись в Москву, летом 1570 года царь устроил страшные казни, обвинив в измене уже верхушку опричнины. Обвиненных, а среди них были и представители высшей приказной бюрократии, руководство опричного войска бросало в котел с кипящей водой, сжигали на костре, рубили и резали, убивали их жен и детей. Жертвами террора стали отец и сын Басмановы, Михаил Черкасский с семьей, Афанасий Вяземский, Иван Висковатый и ряд других. Зато теперь опричнину возглавили Малюта Скуратов (Бельский) и Василий Грязной, получившие чин думных дворян.

В 1571 году на Москву напал крымский хан Девлет-Гирей. Русские войска, разделенные на опричные и земские, противостоять не смогли, хан дошёл до Москвы, пожег пригороды и даже Китайгород. Царь в страхе бежал на север, убедившись, что опричное войско, привыкшее к безнаказанному грабежу населения, не может противостоять внешнему врагу, и решил объединить опричные и земские войска под командованием выдающегося полководца Михаила Ивановича Воротынского. Воротынский 30 июля 1572 года в битве при селе Молоди (близ Подольска) разбил крымцев, которые намеревались повторить успех 1571 года.

События 1571-72 годов показали гибельность опричнины, и осенью 1572 года она была отменена, и даже слово опричнина было запрещено под страхом наказания кнутом произносить. Правда, победитель при Молодях Воротынский был вскоре обвинен в заговоре и был подвергнут мучительной пытке, от которой скончался.

В 1575 году царь ещё раз делил страну на «великое княжение Симеона Бегбулатовича» (крещеного татарского царевича) и удел князя Ивана Московского. Правда, все внешнеполитические дела он вел сам от имени царя Ивана Васильевича. Причина этого политического маскарада, который продолжался около года, неизвестна. Может быть, потому, что хотел расправиться, не возрождая опричнины, со своими бывшими соратниками, а может, хотел избежать смерти – волхвы ему предсказали, что в 1575 году «умрет московский царь».

Опричниной раньше называли удел вдовы великого князя или земельные владения, которые оставляли вдове погибшего помещика. Русское слово «оприч» - кроме – обыграл в своем послании Ивану Грозному Курбский, называя опричников кромешниками.

В состав опричнины Иван Грозный включил все дворцовые владения, которые обеспечивали хозяйственные нужды двора; северные черносошные районы страны с богатыми городами (Устюг, Двина, Галич, Вологда и др.), откуда шли в казну большие налоговые поступления; некоторые земли Центра и пограничные уезды (Можайск, Вязьма, Козельск, Белёв, Суздаль, Строгановские владения на Каме, Малоярославец, Медынь); некоторые улицы Москвы и районы, населенные иностранцами.

Таким образом, он взял территорию важную в стратегическом отношении и экономически развитую.

Опричнина – это политика Ивана IV, вылившаяся в массовый террор. Она вызывала и до сих пор вызывает недоумение исследователей. Некоторые в опричнине видят проявление психической ненормальности царя, а другие считают, что она закономерна и даже прогрессивна по своему характеру. Широкое распространение получила концепция Платонова, которая опричнину определяла как аграрный переворот, вызванный борьбой «прогрессивного поместного землевладения» с «реакционным боярством». Марксистская историография эту концепцию восприняла и придала ей классовую направленность. В 1930х-40х гг личность и деятельность Ивана Грозного идеализировались, потому что служили историческим и моральным оправданием сталинских репрессий. С середины 50х годов начинается критическое переосмысление роли личности Ивана IV и политики опричнины. Так Кобрин развеял миф о борьбе прогрессивного дворянства с реакционным боярством и увидел в опричнине стремление царя к укреплению единоличной власти и оценил опричнину как альтернативу мирным реформам Избранной рады. Он утверждал, что при отсутствии достаточных предпосылок для немедленного установления самодержавия и при незавершенности формирования аппарата власти, стремление установить самодержавную форму правления неизбежно выливается в террор.

Причинами опричнины можно считать:

1. Разрыв Ивана IV с политикой реформ и его стремление к неограниченному самовластию. На этом пути стояли не только традиционные нормы и органы управления, остатки удельной системы, моральный авторитет церкви, слабость центрального аппарата власти, но и взгляды членов Избранной рады. Разрывая с ними, Иван IV отказывался от метода реформ в проведении централизации и переходил к методам открытой диктатуры и террора. Неразвитость государственного аппарата он компенсировал жестокостью.

2. Ухудшение обстановки в стране в связи с Ливонской войной, требовавшей мобилизации ресурсов тыла. Однако система местного управления и общая слабость центральных органов управления не позволяли обычными методами обеспечить военные нужды, и власть, к тому же, спасая авторитет, объясняла неудачи в войне предательствами, кознями бояр.

3. Сложившаяся социо-психологическая обстановка в стране: Иван IV всё более верил в богоподобие, в богоизбранность себя, а к населению относился как к холопам. Эти взгляды царя усиливались настроениями народа, ожидавшего от царя воплощения в жизнь идеала «Святой Руси». Однако царь сомневался в возможности воплотить этот идеал по всей стране, разочаровался в значительной части населения, в том числе в боярстве, решив, что они не достойны «царства справедливости». В результате Иван IV решил воплотить эту мечту только для избранных, а именно для лично преданных, готовых выполнить любую его волю. Неслучайно опричнина приобрела форму религиозной организации.

4. Сказались личные качества царя: его крайняя мнительность, жестокость, трусость, своеволие, а это всё сочеталось с умом, начитанностью, самомнением и верой в сверхбожественную природу своей власти. Смерть первой жены, затем митрополита Макария, устранение деятелей Избранной рады, то есть людей, которые в определенной степени сдерживали проявления его необузданного характера, усилили влияние этих черт на сферу политики. Зато рядом с Иваном IV оказалась Мария Темрюковна (кабардинская княжна), брат которой, Михаил Темрюкович Черкасский, был активным участником опричнины.

Последствия опричнины трагичны:

А) опричнина не только не привела к усилению центральной власти, к чему стремился Иван IV, а скорее ослабила её. Попытка форсированными темпами, насильственными методами изменить структуру власти и централизовать её в условиях незрелости предпосылок вызвала острый общественно-политический кризис, поставивший страну на грань национальной катастрофы;

Б) опричный террор не привел и к уничтожению боярства и боярского землевладения. Просто произошли только персональные изменения в составе правящего слоя, поднявшие на самый верх людей беспринципных, готовых ради личных интересов пойти на любое преступление, а люди с чувством собственного достоинства, заботящиеся о судьбах России, готовые ради нее отстаивать свою точку зрения в спорах с царем были устранены или уничтожены;

В) опричная политика стала одной из причин поражения России в Ливонской войне: опричнина ослабляла ресурсы страны, парализовала страхом командный состав русской армии;

Г) тяжелый экономический кризис, разорение населения и бегство его из центра на окраины;

Д) дальнейшее усиление политики закрепощения: государство теряло налогоплательщиков, служилые люди – крестьян, а это подрывало боеспособность армии, и для преодоления этого кризисного положения власть в 1581 году пошла на запрет перехода крестьян в Юрьев день (введены «заповедные лета»), а это, в свою очередь, предопределило утверждение наиболее консервативного типа феодальных отношений, что затормозило развитие страны;

Е) глубокий духовный кризис русского общества: пошатнулась вера в царя, как в «земного Бога», что подрывало основы православия; отречение от христианской морали опричников порождало страх и апатию в низах общества, дискредитировали церковь, оказавшуюся неспособной заступиться за свою паству. Таким образом, складывались духовные предпосылки для Смуты.

6. В 1580 году Иван IV женился седьмой раз на Марии Нагой, от которой у него родился сын царевич Дмитрий. В 1581 году в пылу гнева Иван Грозный убил своего старшего сына, наследника Ивана Ивановича, и, таким образом, трон мог достаться слабоумному Фёдору, не способному самостоятельно управлять страной. В 1584 году Иван IV умер, но существует версия, что он был убит своими приближенными Богданом Бельским и Борисом Годуновым.

Царствование Ивана IV завершилось провалом внутренней и внешней политики. Зачатки системы централизованной власти (Земские соборы, приказы и т.д.) появились в результате не опричнины, а реформ, свернутых ею. Свою слабость власть компенсировала жестокостью, которая вызывалась стремлением парализовать волю к сопротивлению и вселить ужас в души людей.

Политика Ивана Грозного поставила страну на грань национальной катастрофы, что особенно очевидно проявилось в годы смуты. Таким образом, правление Ивана IV сформировало предпосылки Смуты.

Внешнюю политику Ивана Грозного нельзя оценить однозначно: с одной стороны, он присоединил крайне важные территории (Волжский торговый путь, Сибирское ханство), а с другой стороны, Ливонская война, которая велась со всем напряжением сил страны, закончилась поражением России и потерей крайне важных территорий.

7. В последние годы правления Ивана IV рядом с ним появились новые фавориты – боярин Борис Годунов (брат жены Фёдора Ивановича – Ирины) и князь Богдан Бельский. В конце жизни Ивана IV у него оставалось только 2 сына: от первой жены Анастасии Фёдор и малолетний Дмитрий, рожденный в седьмом браке и потому имевший мало прав на престол.

27-летний Фёдор вступил на престол 19 марта 1584 года. По распоряжению Ивана Грозного, его должен был опекать Совет бояр, в который входили Иван Петрович Шуйский, Иван Фёдорович Мстиславский, Никита Романович Захарьин-Юрьев, Богдан Бельский и Борис Годунов. Для всех было очевидно, что Фёдор Иванович – тихий, богобоязненный, государственную власть воспринимает как обузу, поэтому сразу же началась борьба боярских группировок за власть. Главными претендентами были герой обороны Пскова Иван Шуйский и худородные деятели опричнины типа Богдана Бельского, а также Романовы. Но в этой борьбе победу одержал Годунов, удалив от престола всех своих конкурентов: Бельского сослали на воеводство в Нижний Новгород, И.П.Шуйского – в ссылку на Белоозеро, а с Романовыми Годунов расправился позднее. Примечательно, что Годунову пришлось вступить в борьбу и с митрополитом Дионисием, который поддерживал Шуйских.

Младшего сына, Дмитрия, вместе с матерью услали из Москвы в город Углич, который по старой традиции дали ему в удел. Там в 1591 году при загадочных обстоятельствах царевич погиб. Гибель царевича вызвала восстание в городе, которое Годунов жестоко подавил и направил в Углич комиссию во главе с Василием Шуйским. Комиссия сделала вывод, что мальчик погиб сам, играя в ножички. Но людская молва вину за гибель царевича возложила на Бориса Годунова.

В эпоху Фёдора Иоанновича продолжилась политика на закрепощение крестьян: в 1597 году были введены «урочные лета» - 5-летний срок сыска беглых или вывезенных крестьян. Эта мера вызвана необходимостью обеспечения служилых людей трудовыми ресурсами.

В 1597 году были ограничены права кабальных холопов: отныне они не могли получить свободу даже после уплаты долга и в холопстве оставались до смерти владельца, а добровольные холопы после полугода службы тоже превращались в холопов, которые в одностороннем порядке уже не могли разорвать зависимость.

Таким образом, законодательство правительства Годунова свидетельствовало о возрастании ценности рабочих рук и стремлении феодалов любыми средствами закрепить их за собой. Но главное, всё более отчетливо выстраивалась структура самого общества, основанная на всеобщей несвободе. Безусловно, это связано со скудостью ресурсов государства.

Годунов заботился о пополнении казны: составление писцовых книг и ужесточение крепостного режима. Он не побоялся затронуть интересы церкви и крупных светских феодалов: отыскивали тех посадских людей, которые пытались укрыться в «белых слободах»: беглецов отыскивали и возвращали в черные слободы.

Важнейшим событием этого периода стало утверждение патриаршества. Конечно, в XVI веке зависимость русской православной церкви от Константинополя носила номинальный характер, но формально Россия оставалась только на положении митрополии. Греки с неприятием относились к стремлению РПЦ получить полную автокефалию, и потребовалась помощь светской власти, чтобы это сопротивление преодолеть. Борис Годунов воспользовался приездом в Москву константинопольского патриарха. Когда встал вопрос, кому быть московским патриархом, Борис Годунов поддержал кандидатуру митрополита Иова, который стал опорой Годунова и оказал ему поддержку при избрании его царем на Земском соборе. Учреждение патриаршества свидетельствовало о возросшем международном авторитете России и о возросшем значении русской церкви в православном мире. Вместе с тем, РПЦ всё больше превращалась в церковь национальную и всё больше сближалась с государством, потому что освобождение от власти константинопольского патриарха для нее оборачивалось возрастанием зависимости от светской власти.

Борис Годунов осуществил ряд мер по восстановлению торговли: чтобы возродить старые купеческие центры, выданы откупные и таможенные грамоты Великому Новгороду; чтобы обеспечить торговые связи с Западом, ускорили строительство Архангельска; указом 1585 года ограничены права иноземных купцов, которые русские товары могли покупать отныне только в Архангельске.

С именем Годунова связано активное градостроительство. Правительство учитывает тревожное положение на границах государства и форсированно строит города-крепости: в 1585 году возникают Воронеж и Ливны, в 1586 году – Тюмень (Сибирь), в 1580е-90е на Волге возводят Царицын (Волгоград), Саратов, Самару; строят Уфу, Курск, Елец, а в Смоленске, Астрахани и Казани строят новые крепости. В Москве возводились стены Белого города (Царьгород) – крепость опоясывала столицу по современному Бульварному кольцу. Их протяженность – 9 км с 27 башнями. Строительством Белого города руководил Фёдор Конь, а надзирал за строительством специально созданный Приказ каменных дел. Оказалось, что крепость строили не зря: летом 1591 года крымский хан Казы-Гирей подошел к Москве, но под огнем тяжелых пушек, установленных на стенах, вынужден был повернуть обратно. После этого вдоль линии современного Садового кольца были построены деревянные укрепления – скородом.

С именем Бориса Годунова связано строительство тульской оборонительной линии – Засечной черты. И соответственно, южнее этой линии начало освоение лесостепи. Таким образом, «сползали» границы на юг, и это имело 2 серьёзных последствия:

- затруднялись набеги татар;

- одновременно осваивались плодородные земли.

Россия воспользовалась разногласиями между Польшей и Швецией и попыталась вернуть Нарву. В январе 1590 года русское войско выступило в поход и сумело взять город Ям, а в начале февраля осадило Нарву, но взять крепость не сумело. Шведы несли большие потери и в феврале 1590 года подписали перемирие, согласно которому Ям, Копорье и Иван-город возвращались России. После чего поляки поспешили в Москву и предложили заключить с Россией перемирие на 12 лет. Этим воспользовался Борис Годунов и военные действия против Швеции возобновил. Наконец, в 1595 году в Тявзене заключили «Вечный мир»: Швеция отказалась от претензий на те русские земли, которые захватила во время Ливонской войны, и возвратила России крепость Корелу с округой. Таким образом, неудачи Ливонской войны были отчасти компенсированы.

Фёдор Иванович скончался 7 января 1598 года, и династия Рюриковичей прекратила свое существование.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.