Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-экономическое и политическое развитие в XIV-начале XVI века






1. Хозяйственное возрождение Руси и дальнейшее её развитие. Развитие землевладения.

2. Развитие политической системы. Центральное и местное управление.

3. Оформление идеологии самодержавия.

4. Социальный строй.

 

1. Восстановление производительных сил и их дальнейшее развитие – это важнейшая предпосылка образования единого государства. Быстрее развивались и восстанавливались производительные силы в области сельскохозяйственного производства: увеличивались площади пахотных земель, совершенствовались приемы обработки почвы, всё более распространялось трехполье, хотя и сохранялись подсека и перелог. Другим новшеством стало внесение на поля навоза, то есть органического удобрения, что помогало сохранению плодородия почв. Использование навоза стало возможным благодаря развитию животноводства, прежде всего, разведению крупного рогатого скота.

Менялись и некоторых с/х орудия. Так получила распространение соха с двумя зубьями-сошниками – металлическими наконечниками. Сошники стали больше и труд землепашца производительнее. Появился плуг, но он использовался в районах с плодородными почвами.

Скотоводство получило дальнейшее развитие. Тогда домашние животные продуктивностью не отличались, и на выведение более эффективных пород скота обратили внимание значительно позже. Особенно ценились боевые кони, которые стоили в 10-15 раз дороже обычных рабочих лошадей. Дальше развивались охота и рыболовство, расширилось огородничество и садоводство. Тогда и начался переход от бортничества к пасечному пчеловодству.

Для русских крестьян наиболее плодородные земли на юге были недоступны, потому что там хозяйничала Орда. Так что приходилось заниматься сельским хозяйством в неблагоприятных природно-климатических условиях лесной зоны. Это крайне затрудняло хозяйственную деятельность, и постоянной угрозой был голод. Начиная с XIV века, хозяйственная зона расширяется на север. Появились в большом числе новые деревни (от глаголя «драть» - крестьяне раздирали целину), которые насчитывали до 7-8 дворов, и починки, которые создавались первопроходцами безлюдных мест. Освоение новых территорий на Руси получило название внутренней колонизации, потому что поселенцы не отправлялись за тридевять земель, а селились неподалеку в лесной глуши. В Европе, где земель было меньше, внутренняя колонизация закончилась раньше. На Руси этот процесс затянулся на долгие столетия. С появлением единого государства и освоением новых пахотных земель главной фигурой в сельской местности был лично свободный труженик.

Произошли изменения и в обработке зерна: появились мельницы, особенно много водяных (строили мельницы всей деревней и пользовались ей поочередно).

Кроме зерновых, крестьяне возделывали технические культуры – лён и коноплю. Льняные ткани шли на изготовление одежды и рыболовных снастей, а из конопли делали грубый холст, веревки, канаты, мешки и другие хозяйственные предметы. В огородах выращивали репу, капусту, лук, чеснок, а в садах – яблоки, сливы, вишню, смородину и малину.

Крестьяне широко занимались промыслами, причем именно промыслы поставляли на стол крестьянам рыбу, мясо, но особенно ценился мех соболя, куницы и горностая, а также бобров. У князей пользовались спросом соколы, кречеты, ястребы – ловчие птицы, поэтому в княжеских усадьбах были специальные слуги – сокольники, кречатники.

Несмотря на все невзгоды, развивались города. В конце XIV века уже насчитывалось до 130 городов, в том числе 55 на Владимиро-Суздальской земле, 30 рязанских, 10 смоленских. В ту пору в городах ещё созывались народные собрания – вече, особенно, когда возникал конфликт с князем или боярином. Среди новых городов особое значение было у Нижнего Новгорода, который обзавелся каменным кремлем через несколько лет после Москвы, потому что опасно соседствовал с Ордой (основан Юрием Всеволодовичем, к Москве присоединил Владимир I).

Возрождались почти забытые производства оружейное, ювелирное, ремесло лучше всего развивалось в Новгороде и Пскове, потому что они уцелели от ордынцев. Там трудились бронники, щитники, лучники, кольчужники, но кузнецы ковали и бытовую и сельскохозяйственную утварь. Наиболее заметно развиваются солеваренные промыслы – в Соли Галичской, в Старой Русси, на побережье Белого моря в Соловецком монастыре. Соль – продукт первой необходимости, поэтому её добыча рано приобрела промышленный характер. Соляные варницы – это достаточно сложные сооружения, для их строительства требовалось много железа, кирпича и древесины, а это, в свою очередь, подталкивало металлургию, кузнечное дело и развитие транспорта, повышало спрос на мешки.

Добыча и обработка болотных железных руд начинается в Карелии, Устюжне Железокольской, Устюге Великом.

Но в целом российские города скорее были аграрными поселениями со слабым развитием ремесла и торговли. В отличие от Европы, русские город были расположены на сотни километров друг от друга, и бездорожье мешало формированию регулярных торговых связей, в том числе города и сельской округи. Было очевидно, что развитие городов не поспевало за быстро развивающимся крестьянским хозяйством.

Знаменательно, что в русских княжествах со второй половины XIV века налаживается чеканка собственной серебряной монеты. Это указывает на развитие торговли. В крупных городах складываются группы богатых купцов, их называют гостями (от древнерусского слова «гостьба» -торговля). Особенно влиятельным купечество было в Новгороде и Пскове, где были все условия для развития внешней торговли. Русь торговала с западной Европой при посредничестве купцов северо-немецких городов – Ганзейский союз. Ганзейские купцы имели льготы при покупке таких русских товаров, как воск и мех, а сами привозили шерстяные ткани, металлические изделия, соль, сельдь, вина. Псковские и новгородские купцы очень хотели иметь равноправные условия торговли, но до объединения русских земель в единое государство это было невозможно.

Другой пункт русской торговли с западной Европой был Смоленск, куда прибывали, прежде всего, купцы из Литвы. С восточными странами торговали через Нижний Новгород. С Ордой, кстати, тоже торговали: туда поставляли мёд, воск, сёдла, мечи, а вывозили из Средней Азии бумажные и шёлковые ткани, кочевники пригоняли табуны лошадей. В XV веке активизировались торговые связи с Крымом.

Основой экономики являлось земледелие, поэтому важнейшими были процессы, связанные с развитием феодального землевладения. Великий князь – верховный собственник земли предпочитал жаловать не вотчину, а поместье, то есть землю, которая давалась с условием службы. Первые поместья появились в XIV веке, но это – крайне редкое явление, а в XV веке при Иване Третьем поместное землевладение развивается быстрыми темпами. Так на землях выселенных новгородских бояр «испомещаются» московские служилые люди. Таким образом, формирование единого государства и процесс его централизации напрямую связаны с развитием поместного землевладения. Вотчина и поместье представляли собой села с деревнями, которые обеспечивали всем необходимым своих владельцев. Но поместье предоставлялось за службу, а вотчина – чаще всего наследуется. Вотчину можно продать, купить, а поместье не покупается и не продается. Зато помещики реально передают по наследству, потому что их сыновья тоже идут на службу великому князю. Если вотчину можно «на помин души» вложить в монастырь, то поместье исключает переход земель светских феодалов в руки монастырей. Это было особенно важно для княжеской власти, потому что передача вотчин монастырям сокращала фонд земель для пожалования за службу. Принципиальной разницы между вотчинниками и помещиками как отдельными слоями господствующего класса не существовало. Нередко один человек имел и вотчину, и поместье. Размеры владения не зависели от его формы: как поместье, так и вотчины могли быть и крупными, и мелкими.

Возникновение пометной системы обеспечивало великого князя большим числом служилых людей, что крайне важно для становления централизованного государства, которое опирается на многочисленную бюрократию. Но развитие поместной системы облегчило поглощение государственных земель частным землевладением, так как формально земля оставалась в руках великого князя, но фактически ею распоряжался новый собственник – дворянин-помещик. Крестьяне менее сопротивлялись передаче своей земли в поместье, нежели в вотчину. Однако в XVII веке станет очевидно, что вотчинники менее заинтересованы в окончательном закрепощении, чем помещики.

2. Русское государство образуется в форме монархии с сильной великокняжеской властью. При Иване III появился совещательный орган – Боярская Дума. В Думу входило около 24 человек. Сначала было только 2 думных чина: бояре и окольничие. В основе организации государственного управления лежал принцип неразделённости судебной и административной власти. Причем функциональные органы управления только начали формироваться.

До середины XVI века сложились и действовали 2 общегосударственных ведомства: Дворец и Казна. Дворец ведал личными землями великого князя, и в его подчинении находились путные бояре (путями назывались отдельные отрасли княжеского хозяйства) – конюшие, стольники, ловчие, чашничие и так далее. Со временем функции дворецких стали шире: они рассматривали тяжбы о земельной собственности, судили население некоторых уездов, ведали сбором налогов и так далее. По мере присоединения к Москве новых земель, стали создаваться для управления ими местные «дворцы» (Дмитровский, Нижегородский, Новгородский, Углицкий, Тверской, Рязанский).

Казна – это учреждение, которое ведало не только финансовыми делами, но и государственным архивом и государственной печатью. С 1467 года появились должности казенного дьяка и поддьячьих, которые ведали делопроизводством.

По мере того, как увеличивались функции государственного управления, возникла необходимость в создании специальных ведомств, которые руководили бы военными, иностранными, судебными и прочими делами. Так внутри Большого Дворца и Казны стали образовываться особые ведомства – «столы», управляемые дьяками. Позже столы развились в приказы. Первое упоминание о приказах относится к 1512 году, но некоторые историки полагают, что они возникли ещё раньше, а к моменту смерти Василия Третьего их уже насчитывалось 20. По мнению других историков, приказная система начала оформляться только при Иване IV – в середине XVI века.

Не было чёткого административно-территориального деления страны. Страна делилась на уезды, которые различались по территории, потому что обычно были в границах бывших княжений. Уезды, в свою очередь, делились на волости и станы, между которыми формальных различий не было. Уездами управляли посланные великим князем наместники, а волостями и станами – волостели. Обычно уезд получал в управление боярин в награду за прежнюю военную службу, и они кормились с подвластной территории, так как получали часть налогов и судебных пошлин. Отсюда их название – кормленщики. Они «корм» воспринимали не как плату за выполнение служебных обязанностей, а как награду за прежние заслуги. Их деятельность практически не контролировалась из Центра. Вот почему свои управленческие функции бояре-кормленщики часто перепоручали тиунам-холопам. Такая система местного управления свидетельствовала о слабости центрального управления (неэффективная система местного управления в середине XVI века будет реформирована: Елена Глинская введёт местное самоуправление, а Иван Грозный отменит кормления).

3. При Иване Третьем происходит возвышение великокняжеской власти. Он принимает пышный титул «Иоанн, Божьей милостью Государь всея Руси и Великий князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Югорский, и Пермский, и Болгарский, и иных». Этот титул отразил претензии московского правителя: называя себя Государем всея Руси, Иван III, а потом его приемники, предъявляли права на всё древнерусское наследие, в том числе и на те православные земли, которые вошли в состав Литвы и Польши.

Другой титул, принятый московским государем – «самодержец». Первоначально он означал самостоятельного государя (сам держит землю), а позднее Иван Грозный этому понятию придал новый смысл: самодержец – абсолютный, неограниченный монарх.

Возвышение великокняжеской власти нашло своё выражение и в утверждении пышного и строгого церемониала.

Формирование российского самодержавия во многом протекало под влиянием экстремальных исторических условий. Во-первых, это сложившаяся геополитическая ситуация: равнинный характер ландшафта, отсутствие естественных границ, открытость врагам требовали огромного напряжения сил для обеспечения безопасности, а, к тому же, постоянное (до XX века) расширение территорий приводило к растеканию итак крайне малочисленного населения. В этих условиях требовалась жесткая организация всех сословий и закрепление их обязанностей, подчинение единому Центру, то есть государству, которое приобретало деспотические формы.

Во-вторых, в развитии деспотических тенденций существенную роль сыграл экстенсивный характер экономического развития страны: в условиях низкого плодородия почв, сурового климата увеличение производства можно было обеспечить только за счет освоения новых земель. Это предопределяло колонизацию новых земель. Однако объем валового продукта оставался крайне низким, и изъятие необходимого для содержания армии, управленческого аппарата, строительных работ и прочего приходилось проводить с помощью крайних мер.

В-третьих, в стране не сложились общественные механизмы, ограничивающие самодержавие: разгром в результате монголо-татарского нашествия относительно независимого боярства и городов привел к тому, что горожане стали союзниками великодержавной власти, а не пытались ей противостоять как в западной Европе, а бояре формировались как служилый слой.

В-четвертых, формирование самодержавия происходило в условиях монгольского ига, когда униженные перед ордынскими ханами князья несли подобные отношения со своими подданными.

В-пятых, отсутствие зрелых социально-экономических предпосылок объединения: недостаточность материальных факторов единства, несовершенство и слабость управления компенсировала деспотическая власть.

В-шестых, русская православная церковь не противостояла в политическом отношении князю. Она стремилась представить великого князя не просто наместником Бога на земле, а «властью своей подобному Богу». Теория, сформулированная в начале XVI века монахом Филофеем - «Москва-третий Рим», представляла великого князя единственным защитником православия. Дело в том, что падение Константинополя (1453) потрясло русских, и русские книжники пытались объяснить падение великой в прошлом православной державы. Нашли причину в отступничестве греков от православия, а значит, Бог их лишил царства за шатания в вере. Но с падением Византии не осталось более православных царств. Пугал вопрос: не приближается ли конец света? Но падение Константинополя совпало со стремительным возвышением Московского государства, и в этом совпадении был найден выход из духовного тупика: Бог благословил Москву – восприемницу Византии, Москву ни в чем не отступившую от православия. Филофей высказал мысль об особой ответственности Москвы: «Четвертому Риму не быти». Таким образом, он возложил на московских царей ответственность за судьбу христианства, а это, в свою очередь, давало высочайшее представление о власти московского правителя.

Однако процесс централизации власти в России отставал от процесса объединения земель вкруг Москвы. В XV веке ещё сохраняются уделы сыновей великих князей. В своих уделах они, будучи под высокой рукой «государя всея Руси» продолжали властвовать над своими подданными тоже как государи, хотя и рангом ниже. Местные князья также часто оказывались в своих бывших уделах в качестве великокняжеских наместников и при этом сохраняли часть своих прежних прав и даже прежних слуг – вассалов. Таким образом, удельная старина с образованием единого государства не была полностью изжита (последний удел ликвидирован только при Иване Грозном, когда был убит его двоюродный брат).

4. Становление российского государства вело к изменению социальной структуры общества. Если в начале формирования централизованного государства существовала сложная система феодального вассалитета, то постепенно самостоятельность отдельных землевладельцев сокращается, то есть вассалы (военные слуги со своими иммунитетными правами) превращаются в подданных, лишённых всяких прав. Великий князь становится не просто главой иерархии – он считается «отца вместо». Сокращается число удельных князей, их права урезаются, и княжеские земельные владения приближаются к вотчинным. Обычным становится словосочетание «боярин князь».

Изменилось и положение боярства: значительно ограничилась его самостоятельность, в XV веке прекратились отъезды бояр от князя. Теперь они были обязаны служить только великому князю московскому, а не удельным князьям. Московский правитель имел право отнимать боярские вотчины, налагать опалы и лишать имущества и жизни. Бояре присягали великому князю московскому. В XV веке утверждается форма обращения не только бояр, но и князей к великому московскому князю: «Я езьм холоп твой». Такая формула отношений между сюзереном и вассалом немыслима и удивляла иностранцев, бывавших в России.

В XV веке появляется прослойка «служилых» людей, которые стали силой, на которую опирается центральная власть. Помещики (дворяне) были заинтересованы в стабильной великокняжеской власти.

Ещё одна крупная категория феодалов – церковные. Церковь владела крупными земельными владениями, которые всё больше привлекали внимание, потому что нужны были земли для раздачи их служилым людям. Однако в XV веке не решился Иван III землю у церкви отнять, хотя и налоговые и судебные льготы церкви сокращались. Именно в XV веке обозначилась конфронтация между церковью и государством. Она выражается в поддержке светскими властями ереси, в активном вмешательстве в борьбу нестяжателей и иосифлян.

Самой многочисленной категорией населения были крестьяне. Этот термин появился в XIV веке, и его происхождение связано с православной верой – христиане. По степени вовлечения в феодальную зависимость крестьян можно разделить на две категории:

А) черносошные (феодалом по отношению к ним выступало государство);

Б) частновладельческие, которые, в свою очередь, подразделялись на проживающих в вотчине князя или боярина или на церковных, монастырских землях. А другая категория – принадлежащие лично великому князю.

Сельский труженик, независимо от того, что земля принадлежала либо государству, либо частному владельцу, мог передавать свой надел по наследству. Он был членом общины и участвовал в её жизни, в том числе в переделе земель. Он платил налоги и пошлины, отбывал повинности, как для государства, так и для феодального владельца земли; на правах свободного человека участвовал в судебных разбирательствах. Несмотря на введение Юрьева дня, у сельского труженика сохранялось право выбора, где ему жить и трудиться: он мог уйти как от своего владельца, так и с государственной земли. Именно свободное крестьянство обеспечило подъем сельского хозяйства, процесс внутренней колонизации и укрепление военной мощи. Положение крестьян в течение XV- первой половины XVI было нелегким, но стабильным и более обеспеченным, чем у людей его положения в западной Европе.

В жизни крестьян большую роль играла община. С одной стороны, она помогала государству в сборе налогов и выполнении определенных работ. С другой стороны, поддерживала и защищала крестьянина от злоупотребления власти, корысти кормленщиков и произвола частных землевладельцев. XV-первая половина XVI века – «золотой век» русской деревни, когда наблюдался её демографический рост, а презрительное название «смерд» заменилось более уважительным: крестьянин. Таким образом, повысился социальный статус селян. Плативших государственные налоги называли тяглецами (тягло-налог).

Городское население в XV веке составляло около 5% населения страны. Для России это много, а для западной Европы мало (там горожан 10-15%, а на севере Италии и во Фландрии – до 40%). Простонародье в городе называлось посадскими людьми от названия районов, где они обитали (посад). Именно низовые сословные организации посадских людей оказывали заметное влияние на городскую жизнь.

Категории зависимого населения разнообразны, их общее название – кабальные люди (кабала – долг). В свою очередь среди кабальных людей выделялись холопы, чье положение близко к положению рабов. Они даже не платили тягла. Однако сами холопы делились на тех, кто ходил с хозяином в военные походы и мог сделать карьеру, и на тех, кто работал в хозяйстве боярина, князя, дворянина. Холопов, занятых сельским трудом, называли ратальные. (в XIV-XVI веках более распространён оброк, менее - барщина, затем ситуация меняется, но зависит форма феодальной ренты от природно-климатических условий, особенно от качества земли).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.