Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Туристические центры






Главный туристский центр Великобритании — ее столица Лондон. Его посещают все отечественные и иностранные туристы. Значительная часть туристских фирм ограничивает туристские поездки по Великобритании только Лондоном и его окрестностями.

Лондон — гигантский транспортный узел. От его 16 вокзалов расходятся железные дороги во все части страны. Еще больше отходящих от Лондона автомобильных дорог. От Лондона начинаются автомобильные и железные дороги к паромам и тоннелю (через Дувр) в континентальную Европу.

Туристские ресурсы Лондона велики и многообразны, из европейских городов с ним можно сравнить только Париж и Санкт-Петербург. Его главный ресурс — сам город: широкая Темза с пересекающими ее мостами, с которых открывается вид на набережные, застроенные старинными домами, дворцами и соборами; центральные районы Лондона с огромными площадями, важнейшие из них — Трафальгарская и Пиккадилли, широкие улицы с современными торговыми и служебными зданиями (Оксфорд-стрит, Пиккадилли, Стрэнд и Риджент-стрит); район Сити, где находятся главные британские банки (их 200) и Фондовая биржа, где узкие улицы с высокими зданиями, в которых размещаются различные конторы, где находится собор Св. Павла и десятки других церквей XVII в.; грозные средневековые стены Тауэра; многочисленные парки — большие (ГаЙд-парк, Сент-Джеймсский, Грин-парк) и маленькие церковные; обширные зеленые массивы на окраинах (Эплингский лес, Хемстедская поляна, откуда открывается городская панорама. Гринвичский парк и др.).

Автобусная экскурсия, с которой обычно начинается знакомство с городом, позволяет увидеть все важнейшие площади и улицы, сооружения и здания Лондона — объекты дальнейшего отдельного посещения туристами.

В Лондоне выделяют два основных центра: Сити и Вестминстер. Лондонский Сити — деловая и финансовая часть столицы, а Вестминстер неразрывно связан с деятельностью парламента и королевскими традициями. Также принято различать Вест-Энд и Ист-Энд - западную и восточную части города. Вест-Энд можно считать районом развлечений, здесь множество театров, дорогих ресторанов, ночных клубов. Ист-Энд — рабочий район.

(слайд) Вестминстерское аббатство — главная церковь страны, где с XI в. происходят национальные торжества, включая коронацию монархов и траурные церемонии; где находятся гробницы и памятники великим людям.

Существующий сейчас комплекс зданий аббатства относится к XIII и последующим столетиям. Это не только лучший памятник средневековой архитектуры Лондона, но и один из шедевров западноевропейской готики. Само аббатство перестало существовать еще в XVI веке. В период реформации его постигла судьба остальных монастырей Англии — оно было упразднено. Ликвидация монастырей чаще всего сопровождалась и разрушением принадлежавших им строений. Однако здания Вестминстерского аббатства, тесно связанные с жизнью королевского двора, уцелели. Частично они перешли в ведение колледжа, который существует и поныне, являясь одной из самых старых школ Англии. Сама же монастырская церковь, за которой сохранилось название — Вестминстерское аббатство, осталась местом богослужений, соответствовавших новой обрядности. В то же время она продолжала играть ту особую роль, которая была ей отведена еще в XIII веке. Уже тогда аббатство предназначалось для коронаций и одновременно должно было служить королевской усыпальницей. Позднее, в XVII столетии, здесь появились погребения знаменитых людей Англии — поэтов, литераторов, ученых, актеров, а потом и выдающихся государственных деятелей— Ньютона, Диккенса, Дарвина и др. Начиная с XVIII века вошло в обычай устанавливать мемориальные памятники, и Вестминстерское аббатство стали рассматривать как пантеон славы. Все это определило то особое значение, которое аббатство всегда имело для англичан. Вестминстерское аббатство не может не поразить своими размерами. Его длина 156, 5 метра, а высота центрального нефа — 31 метр, то есть приближается к высоте современного десяти-одиннадцатиэтажного дома.

Интересно. Как все средневековые сооружения подобных масштабов, здание строилось несколько столетий. В работе принимали участие лучшие мастера Англии — Джон Глостерский, Роберт Беверли, Генри Йевель и другие. Особого упоминания заслуживает Генри Рейнский, королевский каменщик Генриха III, при котором в 1245 году и начали возводить аббатство. В XIII веке была выстроена восточная часть собора, зал Капитула, галереи, окружающие с севера и с востока монастырский дворик. В XV столетии был закончен главный неф и западный фасад в его нижней части. В начале следующего века появляется капелла Генриха VII. И, наконец, в середине XVIII столетия ученик Кристофера Рена Николас Хоксмур сооружает западные башни собора. Тесно связанное уже в начале своей истории с королевским двором, ориентировавшимся на Францию, Вестминстерское аббатство было выстроено в формах, несколько необычных для английской готики; в нем сильно чувствовалось влияние французских образцов. Прежде всего это сказалось на плане самой церкви. Ее поперечный корпус — трансепт, отодвинут к востоку, алтарная часть имеет не прямоугольное, как обычно в Англии, а закругленное завершение, и вокруг нее расположен целый венец капелл. Необычна также и высота главного нефа. Он самый высокий в Англии — как правило, английские соборы несколько ниже. Потому Вестминстерское аббатство получило не свойственную английским готическим церквам сильно развитую систему контрфорсов и аркбутанов, подпирающих снаружи стены в тех местах, где они принимают распор сводов. Эта опорная конструкция производит особенно сильное впечатление, если смотреть на здание с юга, из монастырского деорика. Да и главный, западный фасад с его двумя башнями своей компактностью скорее напоминает готические соборы Франции. Вместе с тем само декоративное решение фасада позволяет безошибочно угадать в нем английские черты. Здесь нет торжественных и богато оформленных порталов, играющих столь значительную роль в готических соборах континента. Обращает на себя внимание полное отсутствие скульптуры. Зато нигде, кроме Англии, не встретится столь изысканная резьба по камню, образующая на поверхности стены как бы сетку с крупными прямоугольными ячейками. Нет здесь, на главном, западном фасаде, и обычного для французских соборов большого круглого окна, которое принято называть «розой». В Вестминстерском аббатстве такие окна помещены лишь на торцовых стенах северного и южного трансептов. Очень своеобразные, с красивым каменным переплетом, расходящимся во все стороны от центра окна, они несомненно украшают аббатство. К сожалению, оба окна дошли до нас лишь в том виде, какой они получили во время слишком усердных реставраций конца XIX века. Форма переплета розы северного фасада была при этом сильно изменена. Предполагается, что его первоначальный облик сохранился в рисунке изразцового пола XIII века в зале Капитула. Время разрушало собор. Постепенно исчезали старинные витражи — их подлинный рисунок далеко не всегда восстанавливали при реставрационных работах. Выветривался камень, его подновляли, зачастую внося при этом поправки в детали отделки здания. Северный портал Вестминстерского аббатства несет на себе особенно заметные следы подобных реставраций. И все-таки отдельные утраты и частичные искажения не смогли нарушить общую гармонию форм северного портала — одной из красивейших частей Вестминстерского аббатства. В художественном отношении наибольшую ценность в Вестминстерском аббатстве представляет его интерьер. Он просто ошеломляет. Внутри здание кажется гораздо шире и выше, чем можно предположить, глядя на него снаружи. Оно становится неожиданно легким. Желтоватый мрамор, рвущиеся ввысь тяги, упругие линии стрельчатых арок, свет, льющийся со всех сторон через огромные окна с цветными витражами, — все создает это впечатление, особенно усиливающееся в солнечную погоду. Камень как бы утрачивает свою тяжесть, становится гибким и послушным в руках искусных строителей. Опираясь на тонкие мраморные стволики, устремленные вверх, на огромной высоте как бы распускаются пучки нервюр — выступающих ребер свода, — образуя над головой великолепный шатер. Интерьер Вестминстерского аббатства отличается удивительной органичностью и цельностью. Лишь внимательный взгляд специалиста заметит, что восточная и западная части здания несколько отличаются друг от друга. Восточная часть — более ранняя. Именно с нее и начали в XIII веке строить новое Вестминстерское аббатство, разобрав часть находившейся на этом месте церкви XI в. Вплоть до XV столетия так они и стояли — новое, готическое, великолепное в своей легкости строение XIII века в восточной части, и старая, романского стиля, тяжеловесная по формам западная часть XI века. В конце XIV—XV столетии романскую часть также перестроили в готическом стиле, но при этом архитектурное решение оказалось необычным. Дело в том, что в готических соборах, сооружавшихся веками, каждая часть здания, как правило, отчетливо отражает особенности архитектуры того периода, когда она создавалась. Здесь же западную часть перестроили не в духе господствовавшей в XV веке поздней готики, а по образцу более ранней, восточной части, и в полной гармонии с ней, что и создало ощущение единства всего ансамбля. Осматривающих аббатство обычно ослепляет великолепие интерьера, драгоценная россыпь красок витражей, ошеломляет обилие надгробных памятников, теснящихся в его стенах. Но далеко не каждый знает, что за стенами собора, в сохранившихся от XIII и XIV веков частях старого монастыря можно увидеть еще много интересного и уникального. Древние монастырские постройки примыкают к зданию с юга и группируются вокруг так называемого клуатра — квадратного двора, обнесенного открытыми арочными галереями. Этот монастырский дворик также составляет одну из достопримечательностей Вестминстерского аббатства. Его галереи, сложенные из светлого камня, с выступающими темными ребрами стрельчатых сводов и изящным каменным переплетом арочных пролетов, очень живописны. Клуатр являлся центром монастырской жизни. В северной галерее, где арки имеют широкие пролеты и пропускают много света, находилась монастырская библиотека, работали писцы. Южная галерея примыкала к трапезной, здесь умывались. Сама трапезная не сохранилась, но в стене южной галереи до сих пор можно увидеть ниши, которые заслуживают внимания не столько тем, что в них помещались вешалки для монашеских полотенец, сколько тем, что они сохранили красивый каменный переплет характерного для XIV века рисунка, напоминающего соты. Позади западной галереи был расположен дом аббата — главы монастыря. Выстроенный в XIV столетии, дом сохранился. Часть его видна справа от входа в Вестминстерское аббатство, хотя редко кто сразу обратит внимание на маленькое, неказистое здание с зубчатым парапетом, прилепившееся к величественному фасаду аббатства, да и к тому же в наши дни наполовину застроенное броским зданием книжного магазина. Одну из комнат этого дома, названную Иерусалимской, Шекспир описывает в своих хрониках как место смерти Генриха IV. И наконец, восточная галерея. Она вела в спальное помещение монахов — так называемый дормиторий — огромный зал с деревянным сводчатым потолком, превращенный теперь в библиотеку. Переходы и капелла, расположенные под дормиторием, являются самой старой частью аббатства, сохранившейся еще от XI века, Некогда здесь находилась монастырская ризница. Сейчас тут открыт музей, среди экспонатов которого — восковые фигуры различных знаменитостей. Одни из них, как, например, изображение Карла II, явные посмертные маски, другие — имеют мемориальное значение либо просто носят развлекательный характер. Восковая фигура адмирала Нельсона была сделана скорее всего для привлечения внимания публики, а может быть, и вследствие некоторого соперничества с собором св. Павла, где находится могила Нельсона. В восточной же галерее расположен вход в знаменитый зал Капитула, который без преувеличения можно назвать жемчужиной английской готики. Стоящий особняком, зал имеет форму многогранника, характерную и для других английских залов Капитула. Каждая грань, за исключением двух, — это огромные, во всю ширину стены стрельчатые окна, обрамленные рядами тонких мраморных колонок и заполненные ярким многоцветном гигантских витражей. Повсюду, и в сложном каменном оконном переплете, и в резной аркаде, обегающей зал под окнами, повторяется мотив грациозной стрельчатой арки с завершением в виде трехлистника. Ритм линий, удивительно музыкальный, простой и изысканный одновременно, создает ощущение гармонии частей и целого. Резные каменные детали совершенны по исполнению, а пол, выложенный изразцами XIII века, в рисунке которого часто повторяется узор готического окна — «розы», радует глаз. Но все это замечаешь уже потом, а сначала, войдя в помещение, видишь только одно: тонкий пучок мраморных колонок в центре зала, от которого во все стороны, как крона пальмы, расходятся нервюры свода. Пространство, занимаемое сводом (около 18 метров в диаметре), кажется несоразмерно большим для такой легкой опоры. Все, однако, тщательно рассчитано. Вынесенные наружу могучие контрфорсы и упорные арки надежно гарантируют сохранность здания. Так же как в остальных частях аббатства, относящихся к началу английской готики, красота заключена здесь и в убранстве, и в самой логике конструкции. Почти с самого начала своей истории зал Капитула исполнял двоякую роль. Законченный строительством в 1253 году и предназначенный для монастырских собраний, он уже с 1282 года стал одним из мест заседаний палаты общин. В 1540 году, после роспуска монастырей, зал перешел в собственность короны и вплоть до 1865 года использовался как помещение государственного архива. В подземелье под залом Капитула еще с XIII века находилась королевская сокровищница, в которой хранились регалии, пока в 1660-х годах они не были переведены в Тауэр. Среди лучших памятников готической архитектуры Англии особо выделяются сравнительно небольшие залы капитулов и капеллы. Одна из самых знаменитых — капелла Генриха VII — находится в Вестминстерском аббатстве. Созданная как усыпальница Генриха VII в первое двадцатилетие XVI века, она представляет собой один из лучших, если не лучший, памятник поздней английской готики, выстроенный в так называемом «перпендикулярном» стиле. Правомочность этого названия можно ясно понять, если посмотреть на капеллу снаружи. Огромные окна имеют характерный рисунок переплета с пересекающимися под прямым углом горизонтальными и вертикальными линиями. Более того, даже поверхность опорных столбов кажется покрытой сотнями маленьких прямоугольников, вторящих рисунку окон. Грань между окнами и стеной стирается. Множество мелких плоскостей, на которые разбиваются стены здания, целый лес каменных листочков и стилизованных цветов, покрывающих башенки над опорными столбами, резные упорные арки и парапеты — все это превращает поверхность капеллы в подобие сплошного каменного кружева с четко выраженным «перпендикулярным» узором. Возвышающееся рядом основное здание собора, к восточной части которого пристроена эта нарядная капелла, кажется по сравнению с ней простым и суровым. Разницу лишь немного сглаживает ставший с течением времени густо-черным цвет стен обоих зданий. Главную достопримечательность капеллы составляют ее знаменитые веерные своды с подвесками, считающиеся вершиной достижений позднеготической архитектуры Англии. Когда входишь в капеллу, создается поразительное впечатление: кажется, что в воздухе висят огромные ажурные каменные сталактиты. Гладких поверхностей не остается — все покрыто сложнейшим плетением каменных «нитей». Этот замечательный по своей необычности свод выложен резными плитами толщиной всего около 10 сантиметров, причем опорой для них служит основание тех самых «вееров», которые глаз зрителя воспринимает как бы подвешенными к своду. Остроумно преодолев множество технических трудностей, строители добились на редкость впечатляющего эффекта. В частности, они сумели вывести «веера» так, что окружности их не пересекаются. Это единственный пример подобного решения, встречающийся в готической архитектуре. Легкие и изящные переплеты окон, множество скульптур под резными балдахинами, почти сплошь покрывающих стены, как бы аккомпанируют рисунку свода, а разноцветные, яркие знамена кавалеров ордена Бани, свисающие над деревянными резными скамьями, делают интерьер капеллы еще более нарядным. Внимание человека, входящего в Вестминстерское аббатство, неизменно раздваивается между великолепной архитектурой и скульптурными памятниками, подавляющими своим обилием. Наибольший художественный интерес представляют средневековые надгробия, занимающие восточную часть собора. Самое раннее из них относится к концу 60-х годов XIII века. Это монументальная гробница Эдуарда Исповедника, изготовленная по заказу Генриха III итальянскими мастерами. Высокий цоколь гробницы одет мозаикой из смальт, а верхняя часть, некогда бывшая золотой, содержит саркофаг и украшена двухъярусной аркадой с пилястрами коринфского ордера. В XIV и XV столетиях в алтарной части собора, вокруг гробницы Эдуарда Исповедника, а затем и в капелле Генриха VII появились надгробия английских королей и королев, лиц близких королевскому двору и высшего духовенства, За ними последовали надгробия английской знати, занявшие капеллы вокруг апсиды. На огромных, монументальных саркофагах лежат, выполненные в бронзе и дереве, золоченые и ярко раскрашенные фигуры, увековечивающие умерших. В свое время многие из них были украшены драгоценными камнями, ныне отсутствующими: еще в XVI веке, в бурный период реформации, аббатство лишилось многих своих богатств. В исполнении средневековых надгробий Вестминстерского аббатства можно проследить две традиции: итальянскую и местную, английскую. Помимо гробницы Эдуарда Исповедника, один из лучших образцов итальянской работы представляет надгробие Генриха VII, созданное около 1518 года современником Микеланджело — Пьетро Ториджано. Среди надгробий английской работы выделяются своей пышностью и мастерством исполнения те, что расположены рядом с алтарем. Их относят к концу XIII — началу XIV века. Здесь, над саркофагами, возвышаются высокие каменные балдахины, вторящие формам готической архитектуры этого периода. Стрельчатые арки, контрфорсы, башенки, ниши с помещенными в них скульптурами — все богато украшено резьбой в виде стилизованного растительного орнамента и создает впечатляющий декоративный эффект. Доподлинно известно, что целый ряд надгробий был исполнен лондонскими мастерами, Облик умерших, как правило, передан обобщенно, но одежда обычно трактована очень детально. В ряде случаев встречаются выразительные портретные изображения, иногда носящие уникальный характер. Так, например, прямотой характеристики и тщательной передачей черт лица поражает портрет Ричарда II, очевидно, выполненный на основе погребальной маски. Исполненное же в итальянских традициях изображение Генриха VII создает иной, облагороженный образ. Все эти надгробия Вестминстерского аббатства образуют лучшую в Англии коллекцию средневековой скульптуры. Памятники более поздних эпох заняли западную часть здания и трансепты. Сотни надгробий и мемориальных статуй, бюсты, медальоны, фигуры в рост и монументальные композиции в мраморе теснятся вдоль стен в несколько рядов и ярусов. В течение XVII—XIX веков, когда расширился круг тех, кто получил право быть увековеченным в Вестминстерском аббатстве, памятников накопилось столько, что часто они заслоняют перспективу, нарушая тот художественный эффект, на который здание было рассчитано. Множество исторических событий и человеческих судеб стоит за надгробиями Вестминстера. В капелле Генриха VII погребены королевы-соперницы Елизавета Тюдор и Мария Стюарт. В той же капелле была могила Оливера Кромвеля и других вождей английской буржуазной революции XVII века. В эпоху Реставрации их тела были извлечены из могил и обезглавлены на Тайберне, известном лондонском месте казней. Памятник Чосеру, автору знаменитых «Кентерберийских рассказов», был воздвигнут над его могилой в 1556 году — через полтора столетия после его смерти. Но похоронили Чосера в Вестминстерском аббатстве не как одного из родоначальников английской литературы, а как служащего аббатства: в этой должности великий поэт доживал свои дни. Так в южном трансепте возник известный «уголок поэтов». Здесь погребены Чарлз Диккенс, Ричард Бринсли Шеридан, Эдмунд Спенсер, Альфред Теннисон; установлены мемориальные памятники Шекспиру, Мильтону, Бернсу, Голдсмиту, Теккерею и многим другим поэтам и писателям. В Вестминстерском аббатстве покоится прах Исаака Ньютона и Чарлза Дарвина. В северном трансепте, в «уголке государственных деятелей», возвышаются монументы премьер-министрам Уильяму Питту старшему, лорду Пальмерстону, Гладстону, памятник верховному судье Мэнсфилду, считающийся одной из лучших композиций английского скульптора Флаксмана. С 1920 года в Вестминстерском аббатстве находится могила Неизвестного солдата. Современные захоронения отмечены металлическими табличками и каменными плитами, вмонтированными в пол. В дни коронационных торжеств Вестминстерское аббатство преображается. По всей длине собора, закрывая статуи, размещаются ряды нарядных лож. Сама процедура коронации совершается перед алтарем, на возвышении, специально созданном для этой цели еще в XIII веке. Сюда ставят трон и деревянное с позолотой и росписью коронационное кресло английских королей, относящееся к началу XIV столетия. Это кресло, под сиденьем которого хранится так называемый «камень судьбы», считается одной из исторических реликвий Англии и вот уже шестьсот лет хранится в аббатстве.

 

(слайд) Крепость Тауэр — крепость, возведённая на северном берегу реки Темза, исторический центр города Лондон. Одно из старейших исторических сооружений Великобритании, долгое время служившее резиденцией английских монархов. Сегодня Тауэр является одновременно памятником истории и музеем, включённым в список объектов, принадлежащих к всемирному наследию ЮНЕСКО.

Основание крепости Тауэр приписывается римскому императору Клавдию. Тогда он представлял собой деревянный форт, сооруженный в юго-восточном углу старой римской стены. После нормандского завоевания Англии, Вильгельм I принялся возводить оборонительные замки для устрашения покорённых англосаксов. Одним из самых больших стал Тауэр. Деревянный форт заменили громадной каменной постройкой — Великим Тауэром, представляющим собой четырехугольное сооружение, размерами 32 х 36 метров, высотой около 30 метров. Когда позднее новый король Англии приказал побелить здание, оно получило название — Белый Тауэр, или Белая Башня. Впоследствии были возведены еще несколько башен различной высоты и два ряда мощных крепостных стен. Вокруг крепости был вырыт глубокий ров, делающий её одной из самых неприступных крепостей в Европе.

Первого узника заточили в Тауэр в 1100 году. В то время Тауэр-тюрьма предназначалась для людей благородного происхождения и высокого звания. Среди наиболее почетных и высокопоставленных узников Тауэра были короли Шотландии и Франции и члены их семей (Яков I Шотландский, пленники Столетней войны Иоанн II (король Франции) и Карл Орлеанский), а также представители аристократии и священники, впавшие в опалу по обвинению в измене. Стены Тауэра также помнят немало казней и убийств: В Тауэре были убиты Генрих VI, а также 12-летний Эдуард V и его младший брат.

Узников содержали в тех помещениях, которые на тот момент были не заняты. Сроки заключений были самыми разными. Так, Уильям Пенн, основатель английской колонии в Северной Америке, получившей название Пенсильвания, был посажен в Тауэр за религиозные убеждения и провел в Тауэре восемь месяцев. Карл, герцог Орлеанский, племянник французского короля и выдающийся поэт, после поражения в битве провел в стенах замка в общей сложности 25 лет, пока за него не выплатили неимоверный выкуп. Придворный Уолтер Рэли, мореплаватель, поэт и драматург, пытался скрасить 13 тоскливых лет заключения, работая над многотомным трудом «История мира». После своего временного освобождения он вновь был заточен в Тауэр и затем казнен.

Репутацию зловещего места пыток Тауэр приобрел во времена Реформации. Генрих VIII, одержимый желанием иметь сына-наследника, разорвал всякие отношения с Римско-католической церковью и начал преследовать всех, кто отказывался признать его главой Церкви Англии. После того как вторая жена Генриха, Анна Болейн, не смогла родить ему сына, король обвинил ее в предательстве и супружеской измене. В итоге Анна, ее брат и четверо других особ были обезглавлены в Тауэре. Та же участь постигла Екатерину Говард, пятую жену Генриха. Немало особ королевского рода, представлявших угрозу английскому престолу, были препровождены в Тауэр и затем казнены.

Взошедший на престол юный сын Генриха, протестант Эдуард VI, продолжил серию жестоких казней, начатую его отцом. Когда через шесть лет Эдуард умер, английская корона досталась дочери Генриха — Марии, ревностной католичке. Не теряя времени, новая королева приказала обезглавить 16-летнюю леди Джейн Грей и ее молодого супруга, которые оказались пешками в ожесточенной борьбе за власть. Теперь настало время протестантам сложить голову. Елизавета, сводная сестра Марии, провела в стенах Тауэра несколько тревожных недель. Однако, став королевой, она расправилась с теми, кто отказался изменить католической вере и дерзнул противиться ее правлению.

Хотя в Тауэр были брошены тысячи заключенных, лишь пять женщин и двое мужчин были обезглавлены на территории крепости, что спасло их от позора публичной казни. Трое из этих женщин были королевами — это Анна Болейн, Екатерина Говард и Джейн Грей, продержавшаяся на престоле лишь девять дней. Большая часть других казней — в основном обезглавливание — происходили на расположенном неподалеку Тауэрском холме, куда стекались огромные толпы любителей подобных зрелищ. Отсеченную голову надевали на кол и выставляли на всеобщее обозрение на Лондонском мосту в качестве предупреждения для остальных. Обезглавленное же тело увозили в Тауэр и хоронили в подвалах часовни. В этих подвалах было погребено в общей сложности более 1 500 тел.

Сегодня лондонский Тауэр — одна из главных достопримечательностей Великобритании. Он практически не изменился со времен прошлого. Символом зловещего прошлого Тауэра служит место, где ранее находился эшафот Тауэрского холма. Сейчас там установлена небольшая мемориальная доска в память о «трагической судьбе и подчас мученичестве тех, кто во имя веры, родины и идеалов рисковал жизнью и принял смерть». В настоящее время основные здания Тауэра — музей и оружейная палата, где хранятся сокровища британской короны; официально продолжает считаться одной из королевских резиденций. В Тауэре имеется также ряд частных квартир, в которых проживает в основном обслуживающий персонал и высокие гости.

ИНТЕРЕСНО. В XVII веке Англия и Тауэр на какое-то время оказались в руках Оливера Кромвеля и парламентариев, но, после того как на трон был вновь возведен Карл II, тауэрская тюрьма особенно не пополнялась. В 1747 году на Тауэрском холме произошло последнее обезглавливание. Однако на этом история Тауэра как государственной тюрьмы не закончилась. Во время Первой мировой войны в Тауэр были заключены и расстреляны 11 немецких шпионов. В период Второй мировой войны там временно содержались военнопленные, среди которых несколько дней провёл и Рудольф Гесс. Последней жертвой, казненной в стенах крепости, стал Йозеф Якобс, обвиненный в шпионаже и расстрелянный в августе 1941 года.

В начале XIII века Иоанн Безземельный содержал в Тауэре львов. Однако королевский зверинец возник, когда преемник Иоанна Генрих III получил в подарок от европейских монархов три леопарда, белого медведя и слона. Хотя животных держали на потеху короля и его свиты, однажды весь Лондон стал очевидцем уникального зрелища, когда медведь на привязи бросился в Темзу, чтобы поймать рыбу. Со временем зверинец пополнился еще бо́ льшим числом экзотических животных и во времена Елизаветы I был открыт для посетителей. В 1830-е годы зоопарк в Тауэре упразднили, а животных перевезли в новый зоопарк, открывшийся в лондонском Риджентс-парке.

Более 500 лет в Тауэре находилось главное отделение королевского монетного двора. Один из его самых бурных периодов пришелся на правление Генриха VIII, когда монеты чеканили из серебра, реквизированного из разрушенных монастырей. Кроме того, в Тауэре хранились важные государственные и юридические записи, а также изготовлялось и хранилось оружие и военное снаряжение короля и королевской армии.

С самого основания Тауэра его узники и здания тщательно охранялись. Но особо подобранные дворцовые стражи появилась в 1485 году. В те дни заключенных часто привозили по реке и вводили в Тауэр через «Ворота изменников». Когда обвиняемого вели с судебного разбирательства, наблюдатели следили за тем, куда был обращен топор тюремного стража. Лезвие, направленное на заключенного, предвещало очередную казнь.

Дворцовые стражи охраняют Тауэр и по сей день. Сегодня в их обязанности также входит проведение экскурсий для многочисленных посетителей. В особо торжественных случаях они облачаются в роскошные костюмы времен династии Тюдоров: алые камзолы, отделанные золотом и увенчанные белоснежными плоеными воротниками. В обычные же дни они одеты в темно-синие с красной отделкой мундиры Викторианской эпохи. Английских стражей нередко называют бифитерами (от английского слова «beef» — говядина), или мясоедами. Это прозвище, вероятнее всего, появилось во времена голода, когда лондонцы недоедали, а дворцовая стража регулярно получала паек говяжьего мяса. Этим английская корона обеспечивала себе надежную охрану.

Дворцовый «рейвенсмастер», или Смотритель воронов, заботится о стае черных воронов. Существует поверье, что, если птицы покинут Тауэр, на Англию обрушится несчастье, поэтому в целях предосторожности им подрезали крылья.

Смотрители королевской сокровищницы охраняют знаменитые драгоценности Британской империи. Для посетителей сокровищница открыта с XVII века. Среди драгоценных камней, украшающих короны, державы и скипетры, — которыми до сих пор пользуются члены королевской семьи во время торжественных церемоний, — можно увидеть самый крупный в мире гранёный бриллиант высокого качества, Куллинан I.

(слайд) Букингемский дворец — официальная лондонская резиденция британских монархов (в настоящее время — королевы Елизаветы II).; здесь собираются толпы туристов смотреть на смену караула. В настоящее время дворец включает в себя 600 комнат, занимает территорию 20 гектаров, из них 17 гектаров — сад. Сады Букингемского дворца — самые большие частные сады в Лондоне, первоначально были разбиты великим Ланселотом Брауном, но позднее переделены Вильямом Эйлтоном и Джоном Нэшем. Большой искусственный пруд был закончен в 1828 году. Во дворце располагается художественное собрание королевы с работами Рембрандта, Рубенса и др. В коллекции находятся также французский севрский фарфор, французская и английская мебель. Дворец имеет бассейн, почту, а также собственный кинотеатр. На два летних месяца (август и сентябрь) королева покидает Букингемский дворец. В эти месяцы парадные покои дворца открыты для посетителей.

Дворец охраняет Придворный дивизион, состоящий из полка гвардейской пехоты и Королевского конно-гвардейского полка. Каждый день в 11: 30 с апреля по август (в остальные месяцы — через день) проходит церемония смены караула. Это едва ли не самая знаменитая церемония в Лондоне; она привлекает множество туристов.

Летом дворец посещают около 30 000 гостей, которые принимают участие в приёмах в королевском саду, где есть озеро и водопады. Картину естественной природы дополняют птицы фламинго, покой которых не нарушают даже королевские вертолёты, кружащие над садом.

ИНТЕРЕСНО. Первоначально Букингемский дворец был известен как Бакингем-хаус и строился для герцога Букингемского (с 1703 года). Он был приобретён королём Георгом III в 1762 в качестве будущей частной резиденции монарха (официальная резиденция Сент-Джеймсский дворец перестала устраивать его и величиной, и отделкой). В течение последующих 75 лет архитекторы Джон Нэш и Эдвард Блор (автор Алупкинского дворца), взяв за основу Бакингем-хаус, построили ещё три подобных здания. Все вместе образуют в плане квадрат, в центре которого — большой внутренний двор.

Дворец был официально объявлен главной резиденцией британских монархов при вступлении на престол королевы Виктории в 1837 году. В её правление были сделаны последние большие дополнения, постройка ещё одного флигеля и перенесение бывшего парадного входа, Мраморной Арки, на нынешнее место возле Ораторского уголка в Гайд-парке. Перед дворцовыми воротами стоит монумент в честь королевы Виктории.

Стоимость строительства достигла 700 000 фунтов за счет использованию таких излишеств, как 500 блоков каррарского мрамора с прожилками. К 1853 году было закончено самое просторное и богато отделанное помещение дворца — бальный зал. Король Эдуард VII родился в этом дворце в 1841 г. и здесь же умер в 1910 г.

Несмотря на роскошество апартаментов дворца, где хранится множество фамильных драгоценностей, не все жившие в нем были счастливы. В своих воспоминаниях герцог Виндзорский писал, что огромный дворец «со своими большими залами и бесконечными коридорами казался наполненным запахом плесени, который я до сих пор чувствую всякий раз, когда вхожу в него».

Первоначальный георгианский интерьер включал искусственный мрамор и синий и розовый ляпис. Король Эдуард VII сильно переделал его в стиле французской Belle É poque в кремовые и золотые тона. Многие маленькие приёмные покои были обставлены в китайском стиле мебелью из королевского павильона в Брайтоне и из Карлтон-хауса.

(слайд) Святого Павла, созданный в XVII в.— кафедральный собор в Лондоне, резиденция епископа Лондона.

Под куполом Собора расположено три галереи: внутренняя шепчущая галерея и наружные каменная и золотая галерея. Шепчущая галерея обязана своим названием не предусмотренной архитекторами особенности ее акустики: слово, даже сказанное шепотом, в одном конце галереи, многократно отражается ее стенами, в результате чего этот шепот вполне может слышать человек, находящийся на другом конце галереи.

Собор Святого Павла является усыпальницей почти двухсот самых известных граждан Великобритании. Эта традиция берет свое начало еще с предшествующих соборов — в первом и втором соборах были захоронены англо-саксонские короли. Первым удостоился чести быть захороненным в соборе Святого Павла его архитектор — Кристофер Рен. На его могиле не установлено памятника, и лишь приведена эпитафия на латыни Lector, si monumentum requiris, circumspice («Читатель, если ты ищешь памятник — просто оглянись вокруг»). Из наиболее заметных фигур, покоящихся в соборе Святого Павла, следует отметить герцога Веллингтона, адмирала Нельсона, сэра Александра Флеминга.

ИНТЕРЕСНО. В ходе проектирования Рену пришлось фактически трижды полностью изменять проект. Первый проект предполагал строительство достаточно крупной церкви на фундаменте сгоревшего четвертого собора. Этот проект был отклонен практически сразу — видимо властям хотелось чего-то более грандиозного. Второй проект предусматривал строительство церкви, имеющей в плане вид греческого креста. Этот проект был детально проработан — достаточно сказать, что до нынешнего времени сохранился исполненный в масштабе 1: 24 макет такого собора, который сегодня экспонируется в Соборе святого Павла. Однако, этот проект был также отклонен как слишком радикальный. Третий проект Рена предполагал строительство достаточно большого храма с куполом и двумя башнями-звонницами. Этот проект был утвержден и в июне 1675 г. начались строительные работы, однако вскоре после этого король Карл II вновь истребовал проект и приказал внести в него изменения, которые сам охарактеризовал как декоративные. Именно таким декоративным изменением и оказался пристроенный к основному проекту купол Собора Святого Павла, сформировавший существующий образ Собора и ставший одной из самых крупных достопримечательностей Лондона. Общепризнано, что купол Собора во многом повторяет купол базилики Святого Петра в Риме.

(слайд) парламент Великобритании или Вестминстерский дворец (англ. Palace of Westminster) — здание на берегу Темзы в лондонском районе Вестминстер, где проходят заседания Британского парламента. Соединяется с Трафальгарской площадью улицей Уайтхолл. и прилегающие к нему известные башни — Виктория и часовая «Большой Бен»; в здании сохранился зал XI в. сгоревшего в 1852 г. Вестминстерского дворца. Во дворце 1200 помещений, 100 лестниц и 5 километров коридоров. Из дворцовых башен наиболее знаменита часовая башня «Биг Бен». Башня Виктории выше на два метра, её высота — 98, 45 м (323 фута). В 1987 году дворец и близлежащая церковь святой Маргариты (1486—1523) были удостоены чести быть включёнными в Список всемирного наследия.

Туристы всегда посещают Трафальгарскую площадь, в центре которой стоит черная колонна с фигурой Нельсона и четырьмя львами у подножия; часовню Св. Георгия, построенную в XIV в., где похоронены английские короли. Трафальгарская площадь — традиционное место митингов, демонстраций, а также проведения массовых праздников — например, китайского нового года и русского старого нового года. 8 мая 1945 года Черчилль объявил перед собравшимися на площади лондонцами о победе во Второй мировой войне. Ежегодно на площади устанавливается главная ёлка страны, привозимая из Норвегии.

ИНТЕРЕСНО. Особой достопримечательностью площади до недавнего времени являлись голуби, перебравшиеся в город с традиционных мест гнездования — окрестных гор. Одновременно на площади может находится до тридцати пяти тысяч голубей. туристы всегда охотно подкармливали птиц, покупая семена у работающих на площади торговцев. В 2000 году мэр Лондона Кен Ливингстон запретил продажу на площади корма для голубей, убрав с Трафальгарской площади продавца птичьего корма вместе с его киоском. Мотивом для такого решения послужило то, что городская администрация ежегодно тратит до 160 тысяч долларов на уборку птичьего помёта с улиц и памятников города, кроме того, такая концентрация птиц может быть небезопасна для здоровья жителей Лондона[1]. Эти меры не дали ожидаемого результата и 10 сентября 2007 года кормление голубей на площади было также запрещено. В настоящее время птиц на площади почти не осталось.

Площадь Пиккадилли, своеобразный развлекательный центр города, где располагаются театры, мюзик-холл; различные учреждения искусств; Гайд-парк, где собираются лондонцы слушать ораторов, выступающих с политическими речами; деловой район Сити.

Хейгетское кладбище — кладбище, расположенное в Хайгейте, Лондон, Великобритания. Кладбище в своем первоначальном виде было открыто в 1839 году, как часть плана по созданию семи больших, современных кладбищ (известных как Магическая семёрка) вокруг Лондона. Внутренние городские кладбища — это, в основном, кладбища при церквях, которые уже давно не в состоянии справиться с числом захоронений. Поэтому они считались опасными для здоровья жителей, а кроме того недостойными для погребения мертвых. Изначальный дизайн был разработан архитектором и переводчиком Стивеном Гири.

Хайгейт, как и другие, вскоре стал модным местом для захоронения и был очень уважаем и посещаем. Викторианское отношение к смерти и его представление о ней привело к созданию большого числа Готических могил и зданий. Кладбище занимает выходящий на юг склон холма Хайгейт от его вершины до парка Уотерлоу. В 1854 году был куплен район к востоку от первоначальной площади кладбища для создания его восточной части. Эта часть до сих пор используется для захоронений, как и западная часть.

На землях кладбища растёт большое количество деревьев, кустарников и диких цветов, все из которых вырасли без воздействия человека. Земли являются убежищем для птиц и мелких животных, таких как лисицы. Египетская улица и ливанский круг (усаженный огромными ливанскими кедрами) содержат гробницы, склепы и извилистые тропинки в землянках на склонах холмов. Для cохранности кладбища, в старейшей части которого находится впечатляющая коллекция викторианских мавзолеев и надгробий, а также искусно вырезанных гробниц, допуск осуществляется только для туристических групп. По новой восточной части, которая содержит смесь викторианской и современной скульптуры, можно путешествовать без сопровождения.

Могила Карла Маркса, Египетская улица и Колумбарий — сооружения Первого уровня британского списка сооружений. Хайгейтское кладбище также известно благодаря своему оккультному прошлому, связанному с якобы активностью вампиров.

В Лондоне много музеев. Наиболее известны Британский музей (слайд) — главный исторический музей Великобритании и один из крупнейших музеев в мире. Основан в 1753 г., в экспозиции которого замечательные памятники материальной культуры разных эпох, среди них подлинные скульптуры Акрополя. Тейт галерея, где собраны картины известных английских мастеров.

Первый в мире музей восковых фигур мадам Тюссо (слайд). Мария Тюссо (1761—1850), девичья фамилия Гросхолтц, ее мать работала экономкой у доктора Филлипа Кёртиса, занимавшегося восковыми моделями. Он обучил Марию Тюссо искусству по работе с воском. В 1765 году он сделал восковую фигуру Марри Жанны Дюбари, любовницы Людовика XV.

Первая выставка восковых работ Филлипа Кёртиса состоялась в 1770 году и пользовалась большим успехом. В 1776 году выставка состоялась в Пале-Рояль в Париже. Следующая выставка на бульваре Дю-Темпль (фр. Boulevard du Temple) в 1782 явилась предшественником Кабинета Ужасов.

В 1777 году Мария Тюссо создаёт свою первую восковую фигуру (Вольтер), а затем последовали Жан-Жак Руссо, Бенджамин Франклин. Во время французской революции она сделала посмертные маски королевской фамилии. После смерти в 1794 Филлипа Кёртиса его коллекция переходит к Марии Тюссо.

В 1802 году Мария Тюссо переезжает в Лондон. В связи с англо-французской войной Мария Тюссо и её коллекция не могут вернуться во Францию и она вынуждена была путешествовать по Великобритании и Ирландии. В 1835 году была учреждена первая постоянная выставка на Бейкер-стрит в Лондоне. Одной из центральной части её музея был Кабинет Ужасов. Часть выставки включала жертв французской революции, фигуры убийц и других преступников. Со временем коллекция пополнилась фигурами других знаменитых людей, таких как адмирал Нельсон, Вальтер Скотт.

В 1884 году коллекция переезжает на Marylebone Road. А в 1925 году пожар уничтожил многие фигуры. К счастью, формы не пострадали, и фигуры были реконструированы. В 2000 году было открыто представительство музея в Гонконге.

Музей Шерлока Холмса (слайд). — лондонский дом-музей легендарного сыщика Шерлока Холмса, литературного персонажа, созданного сэром Артуром Конан-Дойлем.

Согласно произведениям Артура Конан-Дойля, Шерлок Холмс и его друг доктор Ватсон жили в квартире по адресу Бейкер-стрит, 221b (Baker street, 221b) в период с 1881 по 1904 годы. Во время написания этих произведений такого адреса в Лондоне не существовало. В связи с этим при создании музея дому был присвоен этот «специальный» номер, выбивающийся из общей нумерации улицы.

Музей находится на Бейкер-стрит, неподалеку от одноименной станции Лондонского метро, примерно на полпути от пересечения Бейкер-стрит с Марилебон-роуд к Риджентс-парку. Располагается музей в четырехэтажном доме в викторианском стиле. Дом построен в 1815 году и внесен в список зданий Её Величества, представляющих архитектурную и историческую ценность, 2-го класса. Помимо вывески музея, снаружи на доме установлена типовая лондонская мемориальная табличка, устанавливаемая на домах, в которых проживали какие-либо исторические личности. На табличке указано, что в этом доме с 1881 по 1904 годы жил сыщик-консультант Шерлок Холмс.

Первый этаж музея занимают сувенирный магазин и маленькая передняя. На втором этаже находятся гостиная и комната Холмса, на третьем — комнаты Ватсона и миссис Хадсон. На четвертом этаже, изначально использовавшемся для хозяйственных целей, размещены восковые фигуры героев различных произведений о Шерлоке Холмсе.

Интерьер дома в точности соответствует описаниям, присутствуюшим в произведениях Артура Конан-Дойля о Шерлоке Холмсе, и отличается досканальностью проработки. В доме-музее можно увидеть «вживую» многие предметы, знакомые читателям по рассказам о Шерлоке Холмсе — скрипку Холмса, охотничий хлыст, турецкую туфлю с табаком, оборудование для химических опытов, армейский револьвер Ватсона и т. п. На стене гостинной под стеклом красуется монограмма королевы Виктории «VR», которую Холмс «выстрелял» в повести «Этюд в багровых тонах».

Посетители музея могут осмотреть квартиру знаменитого сыщика и его друга, ознакомиться с предметами их быта, посидеть в кресле перед камином и сфотографироваться на память, а также приобрести сувениры.

Здание музея было зарегистрировано в качестве дома с мебелированными комнатами в период с 1860 по 1934 годы и, таким образом, является не только домом-музеем Шерлока Холмса, но и классическим примером лондонского доходного дома конца XIX века.

Музей открыт ежедневно с 9: 30 до 18: 30. Цена входного билета составляет 6 фунтов стерлингов (в 2007 году). В музее разрешена фото- и видеосъёмка. На четвёртом этаже на отдельном столе имеется книга визитов.

Лондонская Национальная галерея с картинами великих художников — музей в Лондоне, содержащий более 2000 образцов западноевропейской живописи XIII — начала XX века. Картины в галерее экспонируются в хронологическом порядке.

ИНТЕРЕСНО. Открыта 9 апреля 1839. Иногда датой основания считают май 1824, когда была приобретена коллекция из 38 картин Ангерстейна, которая послужила ядром будущей галереи. В 1824 правительство решило приобрести коллекцию банкира Ангерстейна: пять пейзажей Клода Лоррена, полотно Себастьяно дель Пьомбо «Воскрешение Лазаря», картины «Венера и Адонис» Тициана, «Похищение сабинянок» Рубенса, хогартовскую серию «Модный брак», портрет адмирала Хитфилда кисти Рейнольдса и «Деревенский праздник» Уилки.

Картины выставлялись на улице Пэлл-Мэлл в доме № 105. 2 апреля 1824 парламент постановил выделить для этой цели 57 тыс. фунтов стерлингов вместе с 3 тыс. фунтов на первые нужды галереи. Затем Джордж Бомонт пополнил коллекцию новыми картинами: пейзаж Каналетто «Дом каменотеса», композиция Уэста «Орест и Пилад», Уилки «Слепой скрипач», пейзаж Рубенса «Пейзаж с замком Стен». Число картин достигло 54.

В 1831 галерея пополнилась большим числом картин, завещанных коллекционером Холуэлл-Карром («Святой Георгий» Тинторетто, «Святое семейство» Тициана, «Святое семейство» Андреа дель Сарто, «Купающаяся в ручье женщина» Рембрандта). В 1831 в галерее насчитывалось 105 картин.

Рост галереи вызвал необходимость в создании соответствующего помещения. В 1831 началась постройка здания по проекту архитектора Уилкинса на северной стороне Трафальгарской площади. В 1838 галерея была торжественно открыта для публики. В 1836 был издан первый каталог всего собрания в двух томах, в которых были даны гравированные воспроизведения всех 114 картин с подробным описанием каждой из них.

В 1838 по завещанию лорда Фарнбру галерея пополнилась такими картинами как «Вечер» Рубенса, «Пейзаж с закатом солнца», «Пейзаж с замком Стен», «Водопой», «Телега, едущая на рынок» Гейнсборо, «Хлебное поле» Констебла. В 1847 Роберт Верон подарил галерее 156 картин английских художников. В 1851 после смерти художника Джозефа Маллорда Уильяма Тернера по его завещанию перешло 300 своих картин и 19 тысяч рисунков и акварелей. В 1857 приобретена коллекция Ломбарди-Бальди (картины Дуччо, Маргарито из Ареццо, Паоло Уччелло).

В 1869 галерея получила пять новых залов. В 1875 галерея пополнилась коллекцией из 94 картин Уинна Эллиса, которые он завещал Национальной галерее. Т.о. число картин в галерее достигло тысячи. В 1876 было построено восточное крыло галереи. В 1884 были куплены «Мадонна Ансидеи» Рафаэля и «Конный портрет Карла I» Ван Дейка.

Туристские поездки в Лондон обычно включают и экскурсии в близлежащие к городу районы — Оксфорд (слайд) и Кембридж (слайд), где находятся старейшие британские университеты.

Королевская резиденция Виндзор с крепостью (слайд), самым большим в мире замком — одна из самых старинных королевских резиденций, непрерывно используемая и поныне. К тому же, это «самый романтичный из всех замков в мире», согласно отзыву писателя XVII века Сэмюэла Пипса. На протяжении более 900 лет замок являет собой незыблемый символ монархии, возвышаясь на впечатляющем холме в долине реки Темзы.

ИНТЕРЕСНО. Виндзорский замок был заложен Вильгельмом Завоевателем на территории королевских охотничьих угодий того времени (теперь это Большой Виндзорский парк), после нормандского завоевания Англии в 1066 году. Постепенно он разрастался, перестраивался и реконструировался последующими монархами — от Генриха II до ныне здравствующей Елизаветы II. Их вклад в развитие замка запечатлен, например, в капелле св. Георгия, возведенной в конце эпохи средневековья; зданиях Нижнего двора, построенных во времена Тюдоров; государственных апартаментах. реконструированных Карлом II в стиле барокко; изысканных готических интерьерах полугосударственных апартаментов, построенных для Георга IV. Реставрация после пожара 1992 года привнесла в облик замка современные элементы, включая великолепный новый интерьер исторического зала св. Георгия и Юбилейный сад, разбитый в честь золотого юбилея Ее Величества Королевы.

Королева и другие члены королевского семейства продолжают проводить в Виндзорском замке большую часть своего свободного времени. Замок остается важным местом встречи в ходе церемониальных визитов глав иностранных государств. Его роскошные интерьеры украшены наиболее выдающимися картинами и произведениями искусства из Королевской коллекции.

Поместье Уинстона ЧерчилляБлейхейм (слайд), где он жил и похоронен; национальные парки.

Наряду с познавательным, в Лондоне предоставлены большие возможности и для других видов туризма: конгрессного (в городе находится научный центр Великобритании — Королевское Общество, университет. Гринвичская обсерватория — одна из крупнейших в мире, различные высшие учебные заведения и научные учреждения); спортивного (большое количество стадионов и других спортивных площадок); делового (Лондон — крупнейший в Великобритании промышленный, торговый и финансовый центр).

Кентербери — этот город славится Кафедральным собором (слайд) — готический собор в Кентербери. Официальное название — Собор и Митрополитская Церковь Христа в Кентербери (Cathedral and Metropolitical Church of Christ at Canterbury). Это главный англиканский храм Великобритании. Здесь расположена кафедра архиепископа Кентерберийского. Наряду с близлежащими аббатством Cв. Августина и церковью Cв. Мартина Кентерберийский собор входит в список Всемирного наследия.

ИНТЕРЕСНО. По сообщению Беды Достопочтенного, собор был основан в 603 году миссионером папы Григория Великого — Августином Кентерберийским. Фундаменты заложенного им здания были открыты археологами в 1993 году. Храм был изначально посвящён Христу Спасителю. В середине VIII века св. Кутберт пристроил к собору баптистерий.

После норманнского завоевания порядком обветшавшая церковь была перестроена архиепископом Ланфранком в духе нормандской романики. Ансельм Кентерберийский поднял строительство на новый уровень, о чём свидетельствует дошедшая до наших дней и весьма обширная крипта.

В 1174 году собор сгорел. При восстановлении к храму была пристроена грандиозная по тем временам Троицкая капелла, в которую перенесли мощи убитого в соборе архиепископа Томаса Бекета. С тех пор собор стал святыней данного мученика, ежегодно привлекая тысячи паломников, которые служили опорой его благосостояния (о паломниках см. «Кентерберийские рассказы»).

В XV век неф приобрёл близкий к современному вид («перпендикулярная готика»); значительно надстроена была центральная башня. Северо-западная башня в романском стиле в XVIII веке угрожала обрушением и была разобрана; в 1830-е годы на её месте выросло новое сооружение, стилизованное в духе «перпендикулярной» готики. Вокруг Кентерберийского собора раскинулись два клуатра, монастырский садик и многочисленные подсобные помещения различного времени постройки. При св. Дунстане (X век) приход собора был реорганизован в бенедиктинское аббатство, которое было секуляризовано при Генрихе VIII, в 1539 году, последним в Англии. Часть пристроек погибла в марте 1942 года во время налёта люфтваффе, целью которого был сам собор.

Солсбери — это местность на юге Англии. Там туристы знакомятся не только с древним собором, но и с загадочным памятником друидов — Стоунхенджем (слайд). Это древнейшая в мире обсерватория и культовый комплекс докельтского времени (230О-1800 г. до н.э.). Легенды связывали постройку Стоунхенджа с именем Мерлина. В середине XVII века английский архитектор Иниго Джонс выдвинул версию, что Стоунхендж возвели древние римляне. Некоторые учёные средних веков считали, что Стоунхендж построили швейцарцы или немцы. В начале XIX века утвердилась версия о Стоунхендже как святилище друидов. Некоторые считали, что это гробница Боадицеи — языческой королевы.

Еще авторы XVIII века подметили, что положение камней можно увязать с астрономическими явлениями. Наиболее известная современная попытка истолкования Стоунхенджа как грандиозной обсерватории каменного века принадлежит Дж. Хокинсу и Дж. Уайту. Поддержки в современном научном сообществе эта гипотеза практически не имеет.

Также часто утверждают, что Стоунхендж использовался для захоронений. Действительно, на территории памятника найдены захоронения, но произведены они были много позже постройки Стоунхенджа. Напр., во рву найден скелет молодого взрослого мужчины, датированный радиоуглеродным методом как 780—410 до н. э.

Брайтон (слайд) — традиционный морской курорт юга Англии с развлечениями на пирсе и ослепительным Королевским павильоном (слайд), где молодежь может рассчитывать на альтернативный отдых.

Дурхам. Город расположен на северо-востоке Англии. Достопримечательным является замок I в. с великолепным собором, вознесшимся над рекой Веар.

Йорк. Этот город знаменит лабиринтами узких средневековых улиц и собором с башнями. Йоркский собор (слайд) (York Minster) — готический собор в английском городе Йорке, который оспаривает у Кёльнского собора звание самого большого средневекового храма на севере Европы. Здесь находится кафедра архиепископа Йоркского — высшего прелата Англиканской церкви после архиепископа Кентерберийского. Собор стоит на том месте, где принял крещение нортумбрийский король Эдвин. Строительство началось в 1220 году и продолжалось 250 лет. Освящение храма состоялось в 1472 году. Собор славится самыми большими витражными окнами средневековой Европы.

В XIX веке собор несколько раз горел, причём пожар XIX века был объявлен следствием поджога со стороны религиозного фанатика. В 1967 г. появились утверждения, что центральная башня настолько обветшала, что грозит обрушением. Следствием стали основательные реставрационные работы, которые возобновлялись в 1984 и 2007 гг.

Манчестер — это город великолепных магазинов и художественной галереи Тейт. Развлекательная программа посещения города связана с местами пребывания членов ансамбля «Битлс».

Честер (слайд). Этот город знаменит черно-белыми домами и двухуровневой галереей магазинов, известных как «Роуз».

Бирмингем (слайд) — это географический центр Англии. Рядом расположен городок Стратфорд-он-Эйвон, где родился Шекспир.

Бат. Этот курортный город расположен в восточной Англии, недалеко от Кембриджа (университетского центра Англии). Здесь находится старинный английский бальнеологический курорт, который основали римляне.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.