Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психодиагностические методики






1. Определение готовности к тестированию


Уязвимость большинства опросников заключается в том, что они не защищены от социально желательных, то есть неискренних, ответов. Это снижает достоверность даже в ходе обычной профконсультации. В ситуации профотбора такое поведение испытуемого понятно. Профконсультант может влиять на достоверность ответов только психологическими средствами: созданием доверительной, безопасной атмосферы тестирования, подкреплением мотивации клиента и установок на искреннюю, вдумчивую работу. В качестве своеобразных индикаторов неискренних ответов в личностные опросники включают вопросы на выявление социальной желательности, то есть стремления показать себя в лучшем свете. Иногда для работодателя искренность будущего сотрудника значит больше, чем профессионально важные качества. Есть случаи, когда весь объемный тест выполняется только ради десятка второстепенных вопросов, выявляющих искренность кандидата. Между тем существует методика, прямо предназначенная для определения психологической готовности к тестированию.

Инструкция. Прочитайте следующие утверждения. Если ваше поведение соответствует утверждению, рядом с его номером следует поставить «+», если не соответствует – то «–».

                   
                   


1. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее друзьям или в библиотеку.
2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.
3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.
4. Дома я веду себя за столом так же, как в гостях или ресторане.
5. Я всегда испытываю к людям только симпатию.
6. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.
7. Я всегда охотно признаю свои ошибки.
8. Я всегда оплачиваю свой проезд в городском транспорте.
9. Я всегда прихожу вовремя на работу или на свиданье.
10. Я всегда спокойно отношусь к тому, что говорят другие, даже если не согласен с этим.
11. Были случаи, когда я бросал дело из-за неуверенности в себе.
12. Я иногда сплетничаю.
13. Были случаи, когда я придумывал причины, чтобы оправдать себя.
14. Мне случалось пользоваться оплошностью другого человека.
15. Иногда вместо того, чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же.
16. Были случаи, когда я настаиваю на своем.
17. Были случаи, когда я завидовал чужой удаче.
18. Иногда меня раздражают люди, обращающиеся ко мне с просьбой.
19. Когда у моих врагов неприятности, я думаю, что так им и надо.
20. Я всегда выполняю свои обещания.

2. Методика определения мотивации (Е.Головаха)


Методика служит для выявления характера мотивационной направленности кандидата и может быть только дополнением к другим средствам изучения мотивации.

Инструкция. Прочитайте приведенные ниже суждения о профессиях и выберите два из них, наиболее соответствующие вашим взглядам.

Профессиональная мотивация Внепрофессиональная мотивация
1. В наибольшей степени реализовать свои физические возможности, проявить силу, ловкость, волевые качества. 5. Работать в хороших условиях, в таких, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций.
2. Достичь высокого общественного положения, известности, славы, получить признание окружающих. 6. Сохранить достаточно энергии и времени для увлечений, общения с друзьями и близкими.
3. Получать высокий заработок, обеспечивающий хорошие материальные условия.  
4. Проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои интеллектуальные способности.  


Обработка. Если выбранные клиентом суждения оказались в одной колонке, значит, его мотивация носит непротиворечивый характер: он четко знаете, чего хочет, его желания не противоречат друг другу.

Если оба суждения относятся к профессиональной мотивации, значит, в данный момент для клиента актуальна профессиональная самореализация (выбор профессии и путей ее получения, профессиональный рост и карьера).

Если оба суждения относятся к внепрофессиональной мотивации, значит, в данный момент для клиента важнее решить вопросы, не связанные с профессиональной самореализацией (семья, здоровье, личностный рост, который не всегда связан с профессиональным).
Если выбранные суждения находятся в разных колонках, значит, ваш клиент хочет совместить профессиональные и внепрофесиональные интересы. Это непросто, поскольку они противоречат друг другу.

3. Опросник профессиональных склонностей Йовайши


Методика направлена на выявление профессиональных склонностей. Данная классификация несколько отличается от традиционной классификации Е.А.Климова по пяти предметам труда. Данная методика выявляет склонность человека к различным сфера профессиональной деятельности: работе с людьми, практической, интеллектуальной, эстетической, планово-экономической деятельности или экстремальным видам деятельности. Достоинство методики заключается в косвенных, а не прямолинейных, как в большинстве методик, вопросов, которые выявляют скрытую мотивацию.

Инструкция. Продолжите высказывание, выбрав один из трех вариантов – «а», «б» или «в» – и отметив его в бланке.

           
  А - - В - Б
  - В - А Б -
  Б А - В - -
  - - Б - В А
  В А Б - - -
  Б В - - - А
  - Б В А - -
  Б - - - А В
  - Б - А В -
  - - - В А Б
  В Б А - - -
  - - А Б В -
  А - - - Б В
  - А - Б В -
  В - А - Б -
  Б - В - - А
  - - - Б А В
  А В Б - - -
  - - В - А Б
  В - Б - - А
  - А В Б - -
  - Б А В - -
  - В - А - Б
  А - - - Б В
Всего - - - - - -


1. Мне хотелось бы в своей профессиональной деятельности
а) общаться с самыми разными людьми;
б) заниматься расчетами, вести документацию;
в) снимать фильмы, рисовать, писать книги, выступать на сцене и т.д.;

2. В книге или кинофильме меня больше всего привлекает

а) художественная форма, мастерство писателя или режиссера;
б) сюжет, действия героев;
в) информация, которая может пригодиться в жизни.

3. Меня больше обрадует Нобелевская премия

а) в области науки;
б) за общественную деятельность;
в) в области искусства.

4. Я скорее соглашусь стать

а) управляющим банка;
б) главным инженером на производстве;
в) начальником экспедиции.

5. Будущее людей определяет

а) достижение науки;
б) развитие производства;
в) взаимопонимание между людьми.

6. На месте директора школы я, прежде всего, займусь

а) ее благоустройством (столовая, спортзал, компьютеры);
б) созданием дружного, сплоченного коллектива;
в) разработкой новых технологий обучения.

7. На технической выставке меня больше привлечет

а) внешний вид экспонатов (цвет, форма);
б) внутреннее устройство экспонатов;
в) их практическое применение.

8. В людях я ценю, прежде всего

а) мужество, смелость, выносливость;
б) дружелюбие, чуткость, отзывчивость;
в) ответственность, честность, аккуратность.

9. В свободное от работы время я буду

а) писать стихи или рисовать;
б) ставить различные опыты;
в) тренироваться.

10. В заграничных поездках меня больше привлекает

а) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи);
б) деловое общение;
в) возможность знакомства с историей и культурой другой страны.

11. Мне интереснее беседовать

а) о машине нового типа;
б) о новой научной теории;
в) о человеческих взаимоотношениях.

12. Если бы в моей школе было всего три кружка, я бы выбрал

а) технический;
б) музыкальный;
в) спортивный.

13. В школе больше внимания следует уделять

а) улучшению взаимопонимания между учителями и учениками;
б) поддержанию здоровья учащихся, занятиям спортом;
в) укреплению дисциплины.

14. Я с большим удовольствием смотрю

а) научно-популярные фильмы;
б) программы о культуре и искусстве;
в) спортивные программы.

15. Я предпочитаю работать

а) с машинами, механизмами;
б) с объектами природы;
в) с детьми или сверстниками.

16. Школа в первую очередь должна

а) давать знания и умения;
б) учить общению с другими людьми;
в) обучать навыкам работы.

17. Каждый человек должен

а) вести здоровый образ жизни;
б) иметь возможность заниматься творчеством;
в) иметь удобные бытовые условия.

18. Для благополучия общества в первую очередь необходима

а) защита интересов и прав граждан;
б) забота о материальном благополучии людей;
в) наука и технический прогресс.

19. Мне больше всего нравятся уроки

а) физкультуры;
б) математики;
в) труда.

20. Мне интереснее было бы

а) планировать производство продукции;
б) изготавливать изделия;
в) заниматься сбытом продукции.

21. Я предпочитаю читать статьи

а) о выдающихся ученых и их открытиях;
б) о творчестве художников и музыкантов;
в) об интересных изобретениях.

22. Свободное время я охотнее провожу

а) делая что-нибудь по хозяйству;
б) с книгой;
в) на выставках и концертах.

23. Больший интерес у меня вызовет сообщение

а) о художественной выставке;
б) о ситуации на фондовых биржах;
в) о научном открытии.

24. Я предпочитаю работать

а) в помещении, где много людей;
б) в необычных условиях;
в) в обычном кабинете.

Обработка. Подсчитайте число обведенных букв в каждом из шести столбцов бланка и запишите эти шесть чисел в пустых клетках нижней строчки.

10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность.
7-9 баллов – средне выраженная профессиональная склонность.
4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность.
0-3 баллов – профессиональная склонность не выражена.
Шесть столбцов – это шесть следующих видов деятельности:

1 - склонность к работе с людьми
. Профессии, связанные с обучением, воспитанием, обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным), управлением, воспитанием и обучением. Люди, успешные в профессиях этой группы, отличаются способностью находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения, хорошо помнить их личные качества и особенности.

2 - склонность к умственной работе
. Профессии, связанные с научной, исследовательской деятельностью. Кроме специальных знаний такие люди обычно отличаются рациональностью, независимостью и оригинальностью суждений, аналитическим складом ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией.

3 - склонность к практической работе
. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; изготовление изделий; управление транспортом.

4 - склонность к эстетическим видам деятельности
. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий кроме специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских) отличает оригинальность и независимость.

5 - склонность к экстремальным видам деятельности
. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельности, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке и здоровью.

6 - склонность к планово-экономическим видам деятельности.

Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности.

4. Методика определения свойств темперамента (В. М. Русалов)


С помощью данной методики можно количественно оценить следующие свойства темперамента человека: энергичность, пластичность, темп и эмоциональность. Энергичность – это степень активности, проявляемой человеком в общении с людьми и практической работе. Пластичность – легкость переключения с выполнения одного вида деятельности на другой или изменение поведения с людьми. Темп – скорость выполнения отдельных действий, операций и движений. Эмоциональность – склонность человека эмоционально реагировать на значимые для него воздействия.

Инструкция. Ответьте на вопросы, поставив рядом с номером каждого вопроса свой балл: 3 – постоянно, всегда; 2 – часто, обычно; 1 – никогда

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Эп
9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Эс
17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. Пп
25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. Пс
33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. Тп
41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. Тс
49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. Эмп
57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. Эмс


1. Испытываете ли вы постоянную жажду деятельности?
2. Чувствовали бы вы себя несчастным человеком, если бы длительное время были лишены возможности общения с людьми?
3. Легко ли вы можете найти другие варианты решения известной задачи?
4. Всегда ли вы готовы с ходу, не раздумывая, включиться в разговор?
5. Подвижный ли вы человек?
6. Легко ли вы воспринимаете быструю речь?
7. Сильно ли вы переживаете неполадки в своей работе?
8. Ранимый ли вы человек?
9. Даже в свободное время вам всегда хочется заняться какими-нибудь делами?
10. Легко ли вам общаться с разными людьми?
11. Легко ли вам одновременно делать много дел?
12. В разговоре с другими людьми ваша речь часто опережает вашу мысль?
13. Вы обычно ходите в быстром темпе?
14. Разговорчивый ли вы человек?
15. Часто ли вы испытываете чувство тревоги, что выполнили работу не так, как нужно?
16. Часто ли вам не спится из-за того, что вы повздорили с друзьями?
17. Легко ли вам выполнять работу, требующую длительного внимания и сосредоточенности?
18. Легко ли вам внести оживление в кампанию?
19. Легко ли вам переключаться с одного варианта решения задачи на другой?
20. Часто ли ваши мысли перескакивают с одной на другую?
21. Нравятся ли вам игры, требующие быстроты и ловкости?
22. Вы обычно говорите свободно, без запинки?
23. Легко ли вы расстраиваетесь, когда обнаруживаете незначительные недостатки в своей работе?
24. Испытываете ли вы чувство беспокойства, что вас неправильно поняли в разговоре?
25. Охотно ли вы выполняете сложную, ответственную работу?
26. Любите ли вы бывать в большой кампании?
27. Вам приходится много и быстро говорить?
28. Бывают у вас конфликты с друзьями из-за того, что вы сказали что-то, не подумав?
29. Быстры ли у вас движения рук?
30. Беспокоят ли вас страхи, что вы не справитесь с работой?
31. Богатая ли у вас мимика в разговоре?
32. Склонны ли иногда преувеличивать плохое отношение к вам со стороны близких?
33. Испытываете ли вы тягу к напряженной и ответственной деятельности?
34. Свободно ли вы держитесь в большой кампании?
35. Легко ли вы рождаете новые идеи?
36. Легко ли вам задать вопрос незнакомому человеку?
37. Доставляют ли вам удовольствия быстрые движения?
38. Быстро ли вы читаете вслух?
39. У вас надолго портится настроение, если срываются запланированные дела?
40. Легко ли вы обижаетесь, если критикуют вашу работу?
41. Любите ли вы браться за большие дела?
42. В свободное время вам хочется общаться с людьми?
43. Склонны ли вы решать несколько задач одновременно?
44. Часто ли вы высказываете свое первое впечатление, не подумав?
45. Вы быстро справляетесь с порученным делом?
46. Нравится ли вам быстро говорить?
47. Часто ли вам мешают уснуть мысли о работе?
48. Волнуетесь ли вы перед ответственным разговором?
49. Вы обычно чувствуете в себе избыток сил, желание взяться за дело, требующее большого напряжения?
50. Испытываете ли вы тягу к людям?
51. Легко ли вы переключаетесь с одного вида деятельности на другой?
52. В компании обычно вы начинаете разговор?
53. Любите ли вы быстрые, подвижные игры?
54. В вашей речи обычно мало пауз и остановок?
55. Беспокоит ли вас чувство неуверенности?
56. Испытываете ли вы чувство обиды из-за того, что окружающие плохо с вами обходятся?
57. Испытываете ли вы потребность в работе, требующей много сил?
58. Вы тяжело переносите одиночество?
59. Нравится ли вам выполнять несколько поручений одновременно?
60. Можете ли вы, не раздумывая, обратиться с просьбой к незнакомому человеку?
61. Нравится ли вам работать в быстром темпе?
62. Вам нравится, когда собеседник говорит в быстром темпе?
63. Часто ли у вас бывает бессонница при неудачах на работе?
64. Вы обычно сильно волнуетесь, выясняя отношения с друзьями?

Обработка результатов. Подсчитайте количество баллов в каждой строчке и запишите их в последней колонке после условных обозначений. Восемь строчек – это восемь измеряемых параметров личности, составляющих особенности темпераментального профиля. Чем меньше сумма баллов в каждой строке, тем слабее выражено диагностируемое качество. Слабая выраженность – 8-14 баллов, средняя выраженность – 15-19, сильная выраженность – 20-24 балла.
Полярные характеристики свойств приведены в таблице:

1. Энергичность предметная (Эп)
Сужение сферы деятельности, низкий жизненный тонус, избегание умственного и физического напряжения, пассивность, низкая работоспособность. Широкое поле деятельности, активность, стремление к напряженному умственному и физическому труду, избыток сил, высокая работоспособность.
2. Энергичность социальная (Эс)
Сужение сферы контактов, социальная пассивность, избегание социальных контактов, трудности в общении. Широкий круг контактов, открытость, тяга к людям, общительность, стремление к лидерству, легкость в установлении социальных связей.
3. Пластичность предметная (Пп)
Предпочтение стереотипных, однообразных видов деятельности, склонность к монотонной работе, избегание новых форм деятельности. Гибкость мышления, легкость переключения внимания с одного вида деятельности на другой, стремление к новым формам и подходам в работе.
4. Пластичность социальная (Пс)
Трудности установления новых социальных контактов, тщательное продумывание своих слов и поступков, стремление к сохранению ограниченных социальных контактов. Легкость вступления в новые социальные контакты, широкий набор коммуникативных программ, коммуникативная импульсивность, легкость переключения.
5. Темп предметный (Тп)
Заторможенность движений, низкая скорость моторно-двигательных операций при выполнении предметной деятельности. Высокий темп деятельности, большая скорость моторно-двигательных операций при выполнении работы, легкость движений.
6. Темп социальный (Тс)
Заторможенность речи, низкая речевая активность. Легкость и плавность речи, высокая речевая активность.
7. Эмоциональность предметная (ЭмП)
Низкая эмоциональная чувствительность, безразличие к неудачам, отсутствие тревоги и беспокойства по поводу возможных ошибок в своей работе. Высокая эмоциональная чувствительность, чувство неудовлетворенности результатами своего труда, неуверенность, беспокойство по поводу работы.
8. Эмоциональность социальная (ЭмС)
Безразличие к эффективности социального взаимодействия, эмоциональная инертность, отсутствие сопереживания. Высокая чувствительность к неудачам в общении, значимость социальных контактов, высокий уровень эмпатии, беспокойство, впечатлительность.


Средний уровень выраженности всех свойств – сангвиник; высокие показатели энергичности, темпа и эмоциональности при средних или высоких показателях пластичности - холерик; низкие показатели по всем свойствам темперамента – флегматик; низкие показатели по энергичности, пластичности, темпу при средних или высоких показателях эмоциональности - меланхолик.

5. Поведение в конфликте. Тест Томаса


Предрасположенность человека к конфликтному поведению во многом определяют особенности его нервной системы и эмоциональной сферы. Существуют различные способы разрешения конфликтов:
1. Соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
2. Приспособление, означающее, напротив, принесение в жертву собственных интересов.
3. Компромисс.
4. Сотрудничество, когда решение полностью устраивает обе стороны.
5. Избегание.

Методика позволяет прогнозировать поведение человека в конфликтных ситуациях, что важно для отбора на профессии, связанные с интенсивным общением.

Инструкция. Сравните два утверждения и выберите то, которое точнее описывает ваше поведение. В бланке ответов обведите «а» или «б».

         
  - - А Б -
  - Б А - -
  А - - - Б
  - - А - Б
  - А - Б -
  Б - - А -
  - - Б А -
  А Б - - -
  Б - - А -
  А - Б - -
  - А - - Б
  - - Б А -
  Б - А - -
  Б А - - -
  - - - Б А
  Б - - - А
  А - - Б -
  - - Б - А
  - А - Б -
  - А Б - -
  - Б - - А
  Б - А - -
  - А - Б -
  - - Б - А
  А - - - Б
  - Б А - -
  - - - А Б
  А Б - - -
  - - А Б -
  - Б - - А
Сумма - - - - -


1. а) иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса;
б) чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2. а) я стараюсь найти компромиссное решение;
б) я пытаюсь уладить дело с учетом моих собственных интересов и интересов другого.

3. а) обычно я настойчиво пытаюсь добиться своего;
б) я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

4. а) я стараюсь найти компромиссное решение;
б) иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого
человека

5. а) улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого;
б) я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6. а) я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя;
б) я стараюсь добиться своего.

7. а) я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно;
б) я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы в другом добиться успеха.

8. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) я первым стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9. а) я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то разногласий;
б) я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10. а) я твердо стремлюсь достичь своего.
б) я пытаюсь найти компромиссное решение.

11. а) первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
б) я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

12. а) зачастую я избегаю позиции, которая может вызвать споры;
б) я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13. а) я предлагаю среднюю позицию;
б) я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14. а) я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах;
б) я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15. а) я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения;
б) я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16. а) я стараюсь не задевать чувства другого;
б) я стараюсь убедить другого в преимуществах моих взглядов.

17. а) обычно я настойчиво стараюсь добиться своего;
б) я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18. а) если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем;
б) я даю другому возможность в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19. а) первым делом я стараюсь ясно определить, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы;
б) я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.

20. а) я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия;
б) я стараюсь найти лучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21. а) ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого;
б) я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22. а) я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека;
б) я отстаиваю свои желания.

23.а) как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас;
б) иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. а) если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь пойти навстречу его желаниям;
б) я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25. а) я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов;
б) ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26. а) я предлагаю среднюю позицию;
б) я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27. а) зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры;
б) если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28. а) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего;
б) улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29. а) я предлагаю среднюю позицию;
б) думаю, не всегда стоит волноваться из-за каких-то разногласий.

30. а) я стараюсь не задевать чувства другого;
б) я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Подсчитайте сумму обведенных букв в каждом из пяти столбцов и запишите сумму. Максимальное число баллов говорит о склонности к соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации: 1 столбик – соперничество; 2 – сотрудничество; 3 – компромисс; 4 – избегание; 5 – приспособление.

Основные различия между этими способами регулирования конфликтов помогает понять эта схема:


При избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При конкуренции, приспособлении и компромиссе один оказывается в выигрыше, а другой проигрывает или проигрывают оба. И только при сотрудничестве в выигрыше оказываются обе стороны.

6. Методика определения Уровня субъективного контроля (Д. Роттера)


Методика представляет собой модификацию опросника американского психолога Д.Роттера, выполненную в Ленинградском НИИ им. В.М.Бехтерева. Роттер предложил понятие «локус контроля», которое обозначает качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний локус контроля) или внутренним (собственные способности, усилия). Данная версия Опросника УСК включает в себя 40 утверждений, касающихся поведения человека в разных ситуациях, и позволяет выявить степень активности человека в достижении своих целей, независимости и уровень личной ответственности за происходящие с человеком события.

Инструкция. Прочитайте каждое утверждение и поставьте в бланке ответов «+», если вы с ним согласны, и «–», если не согласны.

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.
9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16.
17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24.
25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32.
33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40.


1. Продвижение по службе больше зависит от удачного сочетания обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.
2. Большинство разводов происходит оттого, что люди не захотели приспособиться друг к другу.
3. Болезнь - дело случая: если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.
4. Люди оказываются одинокими, потому что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.
5. Осуществление моих желаний часто зависит от везения.
6. Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.
7. Внешние обстоятельства - родители или благосостояние - влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.
8. Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.
9. Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда начальник контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.
10. Мои отметки в школе больше зависели от случайных обстоятельств, например, настроения учителя, чем от моих собственных усилий.
11. Когда я строю планы, то я вообще верю, что сумею осуществить их.
12. То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.
13. Если люди не подходят друг другу, то, как бы они не старались наладить семейную жизнь, они все равно не смогут.
14. То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.
15. Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.
16. Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.
17. Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства.
18. Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и от степени моей подготовленности.
19. В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.
20. Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.
21. Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определить, что и как делать.
22. Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своих делах.
23. В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.
24. Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.
25. Если я захочу, то смогу расположить к себе любого.
26. На подрастающее поколение влияет так много обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.
27. То, что со мной случается, это дело моих собственных рук.
28. Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.
29. Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий.
30. Чаще всего я могу добиться от членов своей семьи того, что я хочу.
31. В неприятностях и неудачах, которые случались в моей жизни, чаще всего были виноваты другие, чем я.
32. Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно одевать его.
33. В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.
34. Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.
35. Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.
36. Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других или судьбу.
37. К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.
38. Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только себя.
39. Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.
40. Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.

Обработка теста заключается в подсчете ответов, совпадающих с ключом:

«+»: 2, 4, 11, 12, 14, 15, 16, 18, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 30, 32, 34, 36, 38, 40.

«–»: 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 17, 20, 22, 24, 26, 28, 31, 33, 35, 37, 39.

Максимальный балл по этому тесту – 40. Значения от 25 до 40 баллов говорят о высоком уровне субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Чем выше балл, тем выше уровень субъективного контроля: такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.

Люди с высоким уровнем субъективного контроля – это личности, которые принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни, объясняя это своим характером и поступками, а не внешними обстоятельствами (помощь или препятствия со стороны других людей и обстоятельств). Такие люди не склонны подчиняться давлению других людей, остро реагируют на посягательства на личную свободу, обладают высокой поисковой активностью и уверенностью в себе. Лица с высоким УСК характеризуют себя, как добрых, независимых, решительных, справедливых, способных, дружелюбных, честных, самостоятельных, невозмутимых людей.

Низкий показатель (менее 15 баллов) соответствует низкому уровню субъективного контроля. Такие испытуемые не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие, и склонны приписывать ответственность за события своей жизни, как счастливые, так и несчастные, другим людям, случаю, судьбе. Существует прямая зависимость между уровнем субъективного контроля и степенью удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Люди, имеющие низкий уровень субъективного контроля, более других подвержены феномену «сгорания». Люди с низким УСК сами считают себя эгоистичными, зависимыми, нерешительными, несправедливыми, суетливыми, несамостоятельными, раздражительными.

Сумма от 15 до 25 баллов говорит о недостаточно сформированной ответственности за сложившиеся отношения и обстоятельства своей жизни.

Интерпретация к методике дана в упрощенном виде, достаточном для целей оценки профессиональной компетенции.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.