Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критерии оценки профессиональной компетенции




  Выделение требований, которые предъявляет данное рабочее место (должность) к работнику, является наиважнейшим этапом в работе по оценке компетентности, особенно на этапе разработки профессионального проекта. Этот этап предшествует проведению испытаний. Прежде чем подобрать испытания (тесты, деловые ситуации и пр.) и потом оценить возможность работать здесь лица, проходящего оценку профессиональной компетентности, необходимо четко определить, какие профессиональные характеристики являются необходимыми, определяющими успешность работы человека на этой должности, а какими можно пренебречь. Режим практической работы предполагает наличие профессиографических описаний, профессиональных характеристик для каждого рабочего места. Обычно такие описания делают специализированные подразделения, так как их подготовка требует определенных знаний и квалификации. Методика технологии по оценке профессиональной компетентности предполагает, что в ряде случаев для выполнения этих требований можно привлекать самого клиента. Это способствует его активизации и позволяет, в некоторых случаях, освободиться от иллюзий, связанных с неадекватными представлениями о предполагаемой работе. Изучение компетенций, которые требуются на данном рабочем месте, является важным шагом в построении профессионального проекта. Существует несколько способов выявления требований будущего места работы: Анализ требований рабочего места, должности по профессиографическим источникам и нормативно-правовым документам В качестве профессиографических источников могут выступать различные справочные издания по профессиям; в качестве нормативно-правовых - Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС), техническая документация, разработанная для данного рабочего места: должностная инструкция, технологические и операционные карты и пр. Данный способ позволяет выйти на определенные технико-технологические и психологические требования рабочего места, но здесь бывает сложно определить необходимость и достаточность требований и их «вес» или вклад в эффективность деятельности. Обсуждение требований с работодателями Данный способ выявления требований не исключает, а дополняет предыдущий. В этом случае работодатель сам формулирует требования к кандидату, а специалист, который проводит оценку, может их уточнять и дополнять. Поскольку в качестве работодателя, чаще всего, выступает работник кадровой службы, который обычно лишь приблизительно знает содержание трудовых операций и технологию на данном рабочем месте, то соответственно, и требования, которые он называет, являются ориентировочными, порой отражая только внешние характеристики деятельности (пол, возраст, образование, умение работать на компьютере, отсутствие вредных привычек). Изучение требований конкретной должности, профессии путем экспертной оценки специалистами (компетентными работниками в данной сфере) Этот способ предусматривает сочетание двух методов: наблюдение за профессиональной деятельностью и целенаправленное интервьюирование экспертов с применением специальных опросных листов, содержание и объем которых зависит от требований рабочего места. Как правило, рассматриваются некоторые общие требования (образование, опыт, моральные и деловые качества, владение техническими средствами, состояние здоровья) и специальные, характерные именно для этого рабочего места знания, умения, навыки. Например, для рабочих специальностей, где высока нагрузка на психофизиологические функции, обязательной является диагностика анализаторов (зрительного, слухового и др.), свойств нервной системы, познавательных процессов - памяти, мышления, уровень владения основными навыками - все то, что лежит в основе психофизиологического обеспечения профессиональной деятельности. Для профессий интеллектуального труда и специальностей, связанных с взаимодействием с людьми, важны интеллектуальные, морально-деловые и коммуникативные качества. Последнее время в перечень требований к претенденту все чаще включают характеристики, отражающие философию и ценности организационной (корпоративной) культуры. Это имеет определенный смысл, потому что известны случаи, когда специалист, обладающий всеми необходимыми качествами, не устраивает работодателя только потому, что не соответствует принятым в коллективе ценностям, нормам поведения, стилю общения. Например, квалифицированный специалист с независимым характером может не «вписаться» в организацию с директивным стилем руководства. Но существует несколько групп профессионально важных качеств, которые необходимо выявить в ходе оценки профессиональной компетенции. Перечислим их: Мышление, интеллект продуктивное (творческое) - репродуктивное; наглядно-образное; предметно-действенное; словесно-логическое (вербальное и невербальное); интуитивно-логическое; абстрактно-символическое; общая эрудиция; оригинальность; гибкость; специальные знания и интеллектуальные навыки. Восприятие зрительное, цветоразличение; слуховое; тактильное; кинетическое; вкусовое; межличностное, социальное. Память произвольная и непроизвольная; долговременная и кратковременная; двигательная, зрительная, слуховая; логическая; образная; эмоциональная. Внимание произвольное и непроизвольное; устойчивое и неустойчивое. Двигательные характеристики координация движений; скорость реакции. Свойства нервной системы сила; подвижность; уравновешенность; лабильность и динамичность; Коммуникативные характеристики экстравертированность - интровертированность; организаторские способности; уровень субъективного контроля; коммуникативные способности; речь: внутренняя - внешняя, устная - письменная; тактичность; эмпатия. Мотивация профессиональные интересы и склонности; устойчивость и непротиворечивость мотивов. Волевые характеристики смелость, решительность; целеустремленность; эмоциональная устойчивость; склонность к риску. Психофизиологические характеристики физическая сила; выносливость; утомляемость. Зная содержание деятельности, профессионально важные качества и медицинские противопоказания, хороший специалист сможет подобрать оптимальный блок средств и методов профдиагностики для отбора на эти профессии.  

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.