Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О Таро вообще и о картах Эттейлы в частности






Таро Эттейлы

 

 

Содержание

Введение. О Таро вообще и о картах Эттейлы в частности

Глава 1. Правда и домыслы о картах Таро

Глава 2. Символика Старших Арканов Эттейлы

Глава 3. О значениях Младших Арканов

Глава 4. Расклады карт по методике Эттейлы

Приложение Значения четырех мастей Младших Арканов колоды Эттейлы

согласно Папюсу

 

 

Введение

О Таро вообще и о картах Эттейлы в частности

 

Гадание при помощи игральных карт имеет очень любопытное и глубокое историческое основание; оно в корне отличается от других видов гадания (напри­мер, основанных на воле стихии, таких как ауспиции и гаруспиции, от случайного выброса предметов — на бобах, петушиной поклевке и т. п.), где гадающий ориентируется на замечаемом соответствии между различными фигурами гадальных предметов и соб­ственным духовным настроем.

Гадатель представляет, что во время гадания он бывает преисполнен сверхъестественной силой, вла­ствует над силами природы, проникает внутрь вре­мени, и, раскладывая под их влиянием запечатленные на листках картона таинственные образы, он вместе с тем сочетает эти силы для благоприятного или неблагоприятного для Спрашивающего их взаимо­действия.

В феномене карт много странного и запутанного. Прежде всего это относится к истории их происхож­дения. Ведущие тароисты полагают, что карты, кото­рые в наши дни служат средством развлечения, игры или приобретения денег, в древности были одним из важнейших аспектов в тайных (эзотерических) науках, внешним выражением различных понятий о природе, ее законах, о человеке и т. п.

В древнем карточном гадании мы можем видеть две цели: 1) желание узнать посредством перегруппировки карт и под влиянием духов природы, ее бо­жественных и разумных сил, как предрасположены к нам воздействия сил и явлений природы, и из этого вывести предсказание или 2) самостоятельно по­влиять на сочетание и взаимодействие этих сил природы.

Во всяком случае, карты служили посредниками между гадающим и природой, между силой его духа и силой духа мирового. Отсюда понятно, насколько сложные символы должны были быть начертаны на древних (вернее, старинных, XIV в.) гадательных картах. Именно старинных, поскольку карты античных времен до нас пока не дошли. Дошли лишь их описания, хотя в довольно неопределенной форме, и эти описания не имеют достаточного доку­ментального подтверждения. Совершенно точно можно сказать, что единственным доказательством существования карт служит само их существование, сроки возникновения карт подтверждены лишь европейскими законами, направленными против них, и наконец, изобретение карт приписывают на­роду, который никогда и ничего не изобретал, кроме танцев, песен и тысячи способов надувать людей.

В нашей книге мы намерены познакомить читате­ля с карточными гаданиями, с гаданиями посредством особенных карт, называемых картами Таро (или «таро­ками», в некоторых странах «таротами»), а главное — нам хочется указать на значение и происхождение изображений карт, чтобы этим хоть сколько-нибудь содействовать пониманию причин возникновения различных видов гаданий.

Из наиболее старинных и традиционных видов карт нам известны по меньшей мере три семейства карт игральных (в 32, 36 и 52 листа) с бесчисленным множеством видов, а помимо них еще и несколько сотен (их насчитывают до полутора тысяч) видов колод карт Таро. В наши дни карты Таро издаются в самых разнообразных формах (в зависимости от фантазии художников), однако если и принять на веру их древнеегипетское происхождение, то в любом случае символы карт чрезвычайно искажены, изуро­дованы и им не найдено соответствия ни на одной из древнеегипетских гробниц. Но давайте по порядку рассмотрим теории (вернее легенды) о возникновении карт Таро.

Легенда 1. Теперешние сюжеты карт Таро появи­лись в Европе не раньше чем во времена французского короля Карла VII. Этот король лишился рассудка, и полагают, что для его вразумления придворный художник Жакмен Григоньер нарисовал занятные картинки, игра в которые стала вскоре всеобщим ув­лечением. Художник полагал, что благодаря этим голо­воломкам к королю вернутся утерянные умственные способности; но король на эти картинки смотрел просто как на забаву. Предупреждаю: это вовсе не точ­ные данные, а всего лишь легенда 1, но легенда не в большей степени, чем легенда о древнеегипетском происхождении карт.

Легенда 2. «Последовало время, — пишет д-р Па­пюс, — когда Египет, более неспособный бороться с захватчиками, подготовился погибнуть с достоин­ством. И египетские ученые (по крайней мере, как утверждает мой таинственный информант) созвали великую ассамблею, чтобы принять меры для сохра­нения от разрушения знаний, которые до последнего времени доверялись людям, достойным принять их.

Сначала они решили было доверить свои тайны людям, выбранным самими посвященными, которые должны были передавать их из поколения в поколение. Но один жрец, заметивший, что добродетель — самая хрупкая вещь и ее труднее всего найти, во всех собы­тиях нашей жизни она непостоянна, предложил дове­рить научные знания пороку.

Последний, сказал он, никогда полностью не исчезнет, и мы можем быть уверены в длительном и продолжающемся сохранении наших идей через него.

Это мнение было, очевидно, принято, и как порок была выбрана игра. На маленьких пластинках выгра­вировали тайные изображения, которые прежде обу­чали самым важным научным секретам, и с тех пор игроки передают это Таро из поколения в поколение гораздо лучше, чем могут это сделать самые добро­детельные люди на земле».

На какой же документ ссылается при этом по­чтенный доктор? «Конфиденциальную историю об этом предмете, — пишет он, — я извлек из старого пыльного манускрипта, забытого в углу библиотеки. Можете принять это за выдумку или правду, как же­лаете; это неважно, если ваше любопытство будет удовлетворено».

Будем считать, что наше любопытство удовлетворе­но, и заметим, что нашествие пресловугых захватчиков-варваров на Египет, коему фараоны не в силах были противостоять, случилось в 332—331 гг. до н. э., и варва­рами было войско Александра Македонского.

Легенда 3. Она возникает, когда к древнееги­петскому происхождению карт Таро приплета­ется еще и еврейская каббала. Основоположником (но не провозвестником) этой теории стал известный французский мистик середины XIX в. Элифас Леви. «Все действительно догматические религии произо­шли из каббалы и в нее же возвращаются...— пишет он. И далее продолжает: — Проникая в святилище каббалы, поражаешься изумлением при виде учения столь логического, столь простого и в то же время столь абсолютного. Необходимое согласие идей и знаков; освящение самых основных реальностей первичными признаками; троичность слов, букв и чисел; философия простая, как азбука, глубокая и бесконечная, как само Слово; теоремы — полнее и светлее теорем Пифагора; теология, которую можно резюмировать, считая по пальцам; бесконечность, которая может уместиться на ладони ребенка; десять цифр и 22 буквы, треугольник, квадрат и круг — вот все элементы каббалы. Это элементарные принципы Слова писанного, отражения того Слова сказанного, которое создало мир».

Тут все понятно, и на этой основе можно идеально трактовать не только карты Таро, но и шаш­ки, шахматы, игру в маджонг и теорию относи­тельности. Невозможно будет лишь убедить раввинов согласиться с тем, что из учения жрецов древне­египетского бога Тота произошел Талмуд, как и за­ставить ученых-египтологов признать, что мифы про Озириса и Изиду, Анубиса и Нут берут начало от Торы.

Однако на этих трех легендах, вернее, на двух последних, поскольку первую никто всерьез не рас­сматривает (а зря! в ней тоже есть рациональное зерно!) базируется все современное учение о предска­зательном Таро.

Таким образом, теоретики Таро разрываются между двух мнений: карты Таро были изобретены то ли египтянами, то ли евреями, и ни одно из мнений не находит тому достаточного подтверждения, кроме общего мнения, что египетские жрецы доверили свои эзотерические труды цыганскому народу.

Нами найдена выписка из некоего французского сочинения, истолковывающего происхождение не только карт Таро, но и самого их названия.

«Эти странные карты занесены в Европу, по всей вероятности, цыганами, которые под различными названиями появились в ней в конце XV в. Они для своих гаданий уже в это время употребляли самые странные и непонятные фигуры. Эти фигуры, бывшие в цыганских гадательных книгах, пред­ставляли все древние верования, ключ к разгадке египетских иероглифов и первых писаний Гермеса.

Эта книга принадлежит очень древнему вре­мени; она составлена по звездному кругу автора, или астарота (вот почему и надо писать Таро, та-рот, а не тароки), которое, подобно индийскому «оттара», Полярной Медведице или Северному Арктуру, есть сила (тари), на которую опирается небо и земля.

Этот круг, это колесо, подобно Полярной Медведи­це, из которой сделали колесницу Солнца, колесницу Давида и Артура, есть счастье греков, судьба кирейцев, случай египтян; вращаясь беспрерывно около северной Полярной Медведицы, звезды посылают земле счастье и несчастье, свет и тень, холод и тепло, откуда происхо­дит добро и зло, любовь и ненависть, составляющие счастье и несчастье людей.

Вот эти обращения звезд вокруг Медведицы и представляют до сих пор наши расположения карт при гаданиях; все дело, таким образом, основано на вере во влияние звезд на человека.

Таким образом, карты Таро происхождения индо­татарского, но, проходя через цивилизации различных народов, они видоизменялись под влиянием их веро­ваний и взглядов на вещи».

Итак, к числу изобретателей Таро прибавились еще и татары...

Однако известно, что, помимо них, в Китае, кото­рый подарил Европе макароны, равиоли-пельмени, рис и порох, существует довольно древняя игра мад­жонг, состоящая из перекладываемых пластинок с изображенными на них сюжетами.

Папюс указывает, что и в Индии существовали оригинальные круглые карты (ганджифа) с изобра­жениями различных богов и философских понятий. Правда, мастей там было не четыре, а восемь, однако сути дела это не меняет.

Не исключено также, что карты могли быть изобретены в самой Европе, в Италии, в Венеции, которая в X в. уже активно торговала с арабами и где с помощью карт Таро могло вестись обучение детей арифметике, пока карты не приспособили к азартной игре.

Но, не уходя слишком далеко от Европы, от­метим, что еще Тацит рассказывал о германской системе гадания на рунах. Всего у галлов насчитыва­лось 24 руны кельтского алфавита, каждая из которых символизировала определенное божество, природное явление, философскую категорию и имела опреде­ленное предсказательное значение.

Некоторое смущение в дружные ряды тароистов внесли ученые-этнографы, которые категорически отрицают египетское происхождение цыган.

«Еще в 1783 г. немецкий профессор Грелльман впервые, на основании сравнения физических и, в особенности, лингвистических особенностей цыганского языка с языком племени судра в Индии, стал доказывать, что цыгане — народ индийского происхождения. За ним последовал целый ряд лингвистов и этнографов, которые не только под­твердили мнение Грелльмана о первоначальном происхождении цыган, но и детально разработали вопрос о миграции этого народа за пределами их ро­дины. В настоящее время индийское происхождение цыган раскрыто с полной несомненностью» (Энцикло­педический словарь Брокгауза и Ефрона, СПб, 1904).

С этой точкой зрения согласны и современные энциклопедии. Хотя, конечно, можно предположить, что в незапамятные времена цыгане из Индии пере­кочевали в Египет... хотя с такой же легкостью они могли бы перекочевать в Америку и в Антарктиду — для фантазии пределов не существует. Но не будем путать фантазию с логикой!

Таким образом, у нас имеются по меньшей мере восемь народов, каждому из которых можно с разным основанием приписать изобретение карт: египтяне, цыгане, евреи, итальянцы, скандинавы, китайцы и индусы.

Как же описывались эти древние (вернее, старин­ные) карты Таро? Насколько они искажены теперь? Полагают, что основой нынешних сюжетов карт служат египетские иероглифы, т. е. их азбука, состо­явшая из различных фигур. Буквы иероглифов пред­ставляли богов, идеи, числа и проч. Эти буквы состав­ляют содержание древней книги, которую называли «Книгой Тота» и из которой, как говорят, взяты фи­гуры нынешних карт.

До нас дошли рассказы о том, что на некоем египетском памятнике эти знаки были изображены. Его описывают следующим образом. На памятнике изображена таблица. Эта таблица разделена на три равные отдела: вверху 12 небесных домов, внизу 12 по­ложений года, в середине 21 священный знак, изобра­жающий буквы.

В середине средней части представлено изобра­жение сфинкса — пантоморфа — символа всемирного существа, из которого образуются все прочие. Вокруг него три фигуры, соответствующие трем основным буквам египетской и еврейской азбук. Направо две тройные фигуры и налево тоже; левые фигуры пред­ставляют начало действительное и страдательное, летучее и нелетучее, плодотворный Огонь и плодо­творную Воду, т. е. основные силы природы.

Каждая пара тройных фигур образует с централь­ной число семь, а три фигуры по семь образуют три мира и все буквы азбуки.

10 цифр и 22 буквы составляют то, что в каб­балистике называют 32 дорогами к знанию, и их философское описание, как полагают, заключается в древнееврейском каббалистическом сочинении, из­вестном под именем «Сефер Иезира».

Таково описание изображения, но самого изобра­жения у нас не имеется! Однако отсутствие определенности в истории Таро не снижает интереса к этой игре. Да, автор не оговорился, карты Таро — это есть прежде всего игра, в которую человек играет, загадывая на свою будущую судьбу.

Читатель, хоть немного знакомый с Таро Райде­ра-Уайта и Алистера Кроули, будет озадачен колодой Эттейлы — настолько она отличается от принятой теперь методики. Это отличие касается прежде всего символики карт как Старших, так и Младших Арканов.

Разногласия начинаются с самой первой карты Старших Арканов, которая у Эттейлы называется Хаос, а у Райдера-Уайта и также у Элифаса Леви, Папюса, Алистера Кроули и др. символизируется Магом. Трудно сказать, у кого из авторов эта симво­лика наиболее верная, однако у Эттейлы она старше, чем у Элифаса Леви, по меньшей мере лет на 100, и лет на 150, чем у Райдера-Уайта.

Эттейла писал свое руководство, базируясь на исследованиях одного из наиболее видных эзоте­рических авторов своего времени - Курта де Жебелена, а Элифас Леви все же домысливал символику Таро, основываясь на собственном изучении каббалы.

Однако на чем же базировался Курт де Жебелен в своих изысканиях? Этот вопрос неожиданно пови­сает в воздухе, поскольку, как нам известно, ученый этот никуда дальше Парижа не выезжал, да и сообще­ние с Египтом в последней трети XVIII в. было более чем проблематичным. До той самой поры, пока войска Наполеона не вторглись в эту страну (1798— 1789 гг.), для европейцев это была самая настоящая terra incognita. Правившие Египтом мамлюкские эми­ры, мягко говоря, не одобряли интереса христиан к своей стране. Однако вначале расскажем немного о примечательной личности автора этих изысканий.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.