Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политико – правовые взгляды А. Н. Радищева.






Александр Николаевич Радищев (1749 – 1802 гг.) – русский революционный мыслитель – просветитель, идеолог юснатурализма, либерализма и договорной теории государства. Главный труд – «Путешествие из Петербурга в Москву» написан в 1790 году.

Радищев был противником любой монархии, а потому республиканцем. Он говорил: «Просвещённых монархов нет и не будет. Истина страшна для него, и он всеми силами стремится скрыть от народа правду», «Царь – есть первейший предатель, первейший разбойник, первейший убийца». Из положения о том, что смыслом государства являются отнюдь не власть и сила, а соблюдение справедливости и закона в обществе, следует либерализм Радищева. Он выступал за соблюдение человеческой свободы во всех государственных делах, её незыблемость и святость, а также за обязательное господство справедливости во всех делах общественных, под которой он понимал равенство всех перед законом и судом. Естественными правами согласно Радищеву являлись: свободы мысли, слова, деяния, право на защиту самого себя, когда того закон сделать не в силах, право собственности, право быть судимым себе равными и др.

Идеалом Радищева была Новгородская средневековая республика. В его проекте будущая Россия представлялась конституционной федерацией во главе с выборными центральными органами, с системой вечевых собраний и со столицей в Нижнем Новгороде. Однако, в отличие от Локка, Канта и Монтескье, разделения властей Радищев не допускал, поскольку в его понимании народ – единственный государь. Радищев считал, что в России должны быть учреждены суды четырёх видов: духовные, гражданские, военные и совестные и при любом обвиняемом должен быть адвокат, даже если сам обвиняемый от этого отказывается. Поскольку Радищев считал необходимым для каждого право частной собственности, он выступал против сохранения общины, в которой её не было. Он утверждал, что право изначально принадлежит народу, а потому должно формулироваться и контролироваться через его представителей. Также он выступал за ликвидацию цензуры, смертной казни и телесных наказаний.

Крепостное право Радищев счёл грубейшим и вопиющим нарушением общественного договора и, признавая за народом право на восстание и свержение нарушившего общественный договор тирана, предрекал скорый повтор пугачёвщины.

Екатерина II в 1790 году, прочитав «Путешествие из Петербурга в Москву», швырнула эту книгу на стол со словами, гневно охарактеризовавшими её автора как «бунтовщика хуже Пугачёва», но милосердно заменила смертную казнь, к которой автор был приговорён, всего лишь 10 – тилетней ссылкой в Сибирь. Книгу же приказано было уничтожить. Впрочем, Павел I в 1797 году перевёл первого революционера России в Калугу, а Александр I в 1801 году и вовсе разрешил ему вернуться в Санкт – Петербург. Но тут же Радищев вновь заявил об отмене крепостного права, чем навлёк на себя угрозу новых репрессий, и, дабы избежать мучительных пыток, покончил жизнь самоубийством в 1802 году. Смертью Радищева и Канта завершается эпоха договорной теории государства.

Движение декабристов.

Декабризм – это естественно – правовая концепция договорной теории государства, предполагавшая хоть и прогрессивные, но не всегда своевременные капиталистические реформы в России начала XIX века. По своим религиозным убеждениям декабристы были деистами. В одно и то же время – в 1821 году возникли Южное общество декабристов на Украине и Северное общество декабристов в Санкт – Петербурге.

В Северное общество вошли: Никита Михайлович Муравьёв (1796 – 1843 гг.), Сергей Петрович Трубецкой (1790 – 1860 гг.), Евгений Петрович Оболенский (1796 – 1865 гг.), Кондратий Фёдорович Рылеев (1795 – 1826 гг.), Александр Александрович Бестужев (Марлинский) (1797 – 1837 гг.), Николай Иванович Тургенев (1789 – 1871 гг.), Михаил Сергеевич Лунин (1787 – 1845), Иван Иванович Пущин (1798 – 1859 гг.), Ипполит Иванович Муравьёв – Апостол (1806 – 1826 гг.), Вильгельм Кюхельбекер (1797 – 1846гг.), Александр Михайлович Муравьёв (1802 – 1853 гг.), Иван Дмитриевич Якушкин (1793 – 1857 гг.), Пётр Григорьевич Каховский (1797 – 1826 гг.), Николай Александрович Бестужев (1791 – 1855 гг.), Михаил Александрович Бестужев (1800 – 1871 гг.).

В Южное общество вошли: Павел Иванович Пестель (1793 – 1826 гг.), Алексей Петрович Юшневский (1786 – 1844 гг.), Павел Васильевич Аврамов (1791 – 1836 гг.), Николай Васильевич Басаргин (1799 – 1861 гг.), Сергей Иванович Муравьёв – Апостол (1796 – 1826 гг.), Михаил Павлович Бестужев – Рюмин (1803 – 1826 гг.), Сергей Григорьевич Волконский (1788 – 1865 гг.), Матвей Иванович Муравьёв – Апостол (1793 – 1886 гг.), Василий Львович Давыдов (1793 – 1855 гг.), Артамон Захарович Муравьёв (1794 – 1846 гг.), Василий Петрович Ивашёв (1794 – 1839 гг.), Александр Петрович Барятинский (1798 – 1844 гг.), Иван Иванович Горбачевский (1800 – 1869 гг.), Александр Осипович Корнилович (1800 – 1834 гг.).

Павел Пестель разработал в 1825 году «Русскую правду» – программный документ Южного общества, основными положениями которой являлись: отмена крепостного права и всех сословий, установление правового равенства граждан, освобождение крестьян с землёй, а вся Россия объявлялась единой и неделимой, то есть унитарной, республикой, разделённой на губернии. Вся пашенная земля государства должна была быть разделена на две половины. Первая – источник «необходимого продукта» – являлась общественной собственностью, не могла покупаться, или продаваться, пользование ею было безвозмездным. На ней работали крестьяне. Вторая половина земли – источник «изобилия» – находилась в частной собственности бывших помещиков и всех желающих. Для создания общественного фонда Пестель предполагал конфисковать половину помещичьих имений – а именно – всех, что занимали свыше 10 тысяч десятин каждое. Таким образом, «Русская правда» частично сохраняла помещичье землевладение, но ставила помещика перед необходимостью вести хозяйство вольнонаёмной рабочей силой. Тем самым объективно открывался простор для капиталистических форм хозяйства. Все мужчины с 20 – летнего возраста получали по «Русской правде» избирательные права и участвовали в избрании высших органов государственной власти. Верховным законодательным органом объявлялось однопалатное Народное вече, выборы в которое были двухстепенные, а исполнительным органом – Державная дума, состоявшая из пяти депутатов. Каждый год из неё выбывал один из этих пяти депутатов и один избирался в неё. Президентская власть была у того, кто находился в Державной думе последний год. Он избирался Народным вечем из кандидатов, каждый из которых представлял одну губернию. Каждый депутат Народного веча избирался на пять лет, но мог повторно переизбираться, потому каждый год пятая часть веча переизбиралась. Из числа депутатов веча заседающих последний год избирался его председатель. Верховный собор из 120 избираемых пожизненно человек – «блюстительный», то есть контрольный орган, должен был наблюдать за точным исполнением конституции государства. По смерти каждого из этих 120 – ти человек вече избирает нового из кандидатов, каждый из которых представлял одну губернию. Русская правда объявляла также свободу слова, печати, вероисповедания, передвижения и равный для всех суд. Кроме того, Пестель намеревался предоставить независимость Польше для её союза с революционной Россией и установить на 10 лет перед введением в действие «Русской правды» диктатуру Временного правительства.

Никита Муравьёв разработал в 1822 году «Конституцию». В соответствии с ней предусматривалось уничтожение крепостного права, но лучшие земли оставались у помещиков, кроме крестьянских усадеб и небольших наделов в размере 2 десятин земли на пахотный двор. Церковное землевладение и вообще церковь предполагалось не трогать. В условиях такого малоземелья крестьяне вынуждены были бы работать на помещиков по найму. Право участия в политической жизни обусловливалось политическим цензом. Предполагалось уничтожение сословного строя и введение равенства всех перед законом, а также установление основных свобод – слова, печати, вероисповедания, занятий, передвижения, и равный для всех суд. Россия должна была стать федерацией, членами которой являлись 15 «держав» со своими парламентами и столицами, в том числе «Волховская держава» – в Санкт – Петербурге, «Ботническая» – в Гельсингфорсе, «Балтийская» – в Риге, «Кавказская» – в Тифлисе, «Черноморская» – в Киеве, «Украинская» – в Харькове, и т. д. В этих «державах» власть должна была осуществляться двухпалатными властными учреждениями – Державными думой (верхняя палата) и Палатой выборных депутатов (нижняя). Верховным законодательным органом Российской федерации конституция Муравьёва объявляла Нардное вече – двухпалатный парламент, состоящий из Верхней думы и Палаты народных представителей. Но количество избирателей во все эти органы должно было быть небольшим из – за высокого возрастного – 21 года, а главное – имущественного ценза. Исполнительная власть хоть и принадлежала императору – «верховному чиновнику», но его полномочия существенно ограничивались – за ним сохранялось право задержать принятие закона и вернуть его на повторное рассмотрение. На ежегодное своё жалование – 8 миллионов рублей, получаемое за службу, монарху позволялось содержать двор, но придворные при этом лишались избирательных прав. Судебная же власть должна была возглавляться Верховным судилищем. Повсеместно должны быть введены суды присяжных и ликвидирована Табель о рангах, всякие гильдии, цехи и пр.

В отличие от единого в идейном плане республиканского Южного общества, в Северном обществе не было единства по вопросу о форме правления. Поэтому «Конституция» Никиты Муравьёва не была принята Северным обществом в качестве программного документа – половину этого общества составляли убеждённые республиканцы – Кондратий Рылеев, Евгений Оболенский, Пётр Каховский, Иван Пущин, Николай и Михаил Бестужевы и Александр Бестужев (Марлинский) и их мнение постепенно стало брать верх.

В отличие от Павла Пестеля, считавшего необходимым вводить «Русскую правду» в действие революционным декретом Временного правительства, Никита Муравьёв рассчитывал предварительно вынести проект своей «Конституции» на обсуждение всероссийского Учредительного собрания.

После событий 14 декабря 1825 года на Сенатской площади и 29 декабря 1825 года – 03 января 1826 года в Василькове погибли сотни солдат, а к следствию по делу декабристов было привлечено 2, 5 тысячи солдат и 572 арестованных офицера, из которых 121 декабриста сослали на каторгу, или на поселение в Сибирь, или послали в обречённые на гибель части против горцев Кавказа, разжаловав предварительно в рядовые. Пятерых казнили повешением: Сергея Муравьёва – Апостола, Павла Пестеля, Михаила Бестужева – Рюмина, Кондратия Рылеева и Петра Каховского.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.